Что такое папаха: история и определение папахи

Что нужно знать о папахе

?
ПАПАХА — ЭТО НЕ ПРОСТО ШАПКА.И для горца, и для казака папаха — это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.
Не просто шапкаПапаха — это не просто шапка.

Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости.

На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «Папаху носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой». У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи — это шашка и папаха.Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе — практически никогда.

Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение — когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама «воспитывает» человека, заставляя его «не гнуть спины».В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение.

Обратите внимание

Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы.

Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: Известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе.

Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: «Махмуд на месте, можем начинать».Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах.

До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар..Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета.

Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.Донские папахи — с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Кубанка, клобук, трухменка

Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод — шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Папаха с тумаком

Все мы знаем выражение: «Надавать тумаков». Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, «надавать тумаков» неприятелю.

Каракуль

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют «бухарскими». Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка.Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

Возвращение папахи

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков — черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда.Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска.

С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.

Источник: https://picturehistory.livejournal.com/1222599.html

История кавказской папахи

16 Август 2013

Папаха на Кавказе это не просто головной убор, сформировавшийся в древности, а настоящий символ верности обычаям и традициям. Впрочем сегодня её популярность значительно упала, что связано с наступлением западной цивилизации.

А ведь совсем недавно представить себе молодого кавказца, на официальной встрече, без папахи было почти невозможно. Уважение к этому головному убору было невероятным.

В одной пословице говорится даже так: «Если не от кого получить совет – поговори со своей папахой».

Важно

Однако современная и настоящая папаха выглядели немного по-разному. Представление о ней сегодня значительно искажено. Здесь мы проследим основные вехи её развития.

Наиболее бурное развитие папаха проходила в рубеже XIX – XX веков, а до этого времени мужчины на Кавказе носили шапки, сделанные из ткани. Головные уборы того времени:

  • Шапки, сделанные из ткани и меха;
  • Только из ткани;
  • Только из меха;
  • Войлочные.

Со временем мех значительно потеснил все остальные материалы, хотя в некоторых направлениях ему оказывали значительное сопротивление. Так, войлок вплоть до конца XVIII века, использовался адыгами и затем долго не уступал меху. Носились тогда и «башлыки», и тюрбаны. Последние затем превратились в белую полоску, а позже стали частью меховых шапок.

А вообще слово папаха происходит от тюркского «папах» и очевидно является очень древним словом, всегда обозначавшим мужской головной убор. Использовали её не только на Кавказе. Была папаха и у русских. Использовалась она, конечно, в Казачьих частях и Кавказских войсках.

По сути, в русской армии это была невысокая меховая шапка с тканевой подкладкой. Впрочем, с 1875-го года её носили и некоторые войска в Сибири, где она трактовалась уже по другому, а в 1913 году её сделали головным убором вообще всей армии.

В СССР папаху могли носить только генералы, полковники и маршалы.

Многие выходцы из Кавказа. получившие мировую известность, не бросали этот головной убор, не смотря на свою популярность.

Так, знаменитый актёр и танцор Махмуд Эсамюавев, получивший множество наград в Советском Союзе, не снимал папаху даже в самых крайних обстоятельствах и неизменно одевал её на важные встречи. Эсамбаев даже называл её своей «короной».

Любовь к папахе могла дорого обойтись, Эсамбаеву, учитывая законы того времени, но это не стало для него поводом изменить традициям.

Впрочем, давление, принятых в Союзе норм, кажется только способствовало сохранению традиций, поскольку тогда потерять свою папаху для джигита было просто немыслимо, а ухаживали за ними не меньше чем сегодня люди ухаживают за своей причёской.

Источник: http://www.alaniatv.com/istoriya-kavkazskoy-papahi.html

Что нужно знать о папахе

И для горца, и для казака папаха — это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Не просто шапка

Папаха — это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «Папаху носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой». У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи — это шашка и папаха. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе — практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение — когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама «воспитывает» человека, заставляя его «не гнуть спины». В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход. Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности. Забавный факт: Известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи. Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: «Махмуд на месте, можем начинать».

Читайте также:  Вышивка скатерти крестом: схемы, фото, советы

Виды папах

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах. До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар.. Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра. С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору. Донские папахи — с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Кубанка, клобук, трухменка

Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод — шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Папаха с тумаком

Все мы знаем выражение: «Надавать тумаков». Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, «надавать тумаков» неприятелю.

Каракуль

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют «бухарскими». Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка. Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

Возвращение папахи

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков — черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда.

Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.

Интересная статья? поделись с друзьями!

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого мы запустили на сайте удобную клавишу для исправления ляпов. Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее исправим.

http://russian7.ru/2014/10/chto-nuzhno-znat-o-papakhe/

Пока что комментариев к данной новости нет, но Вы можете быть первым.

Источник: https://news.boyarka.name/interesnoe/10851-chto-nuzhno-znat-o-papahe.html

Казачьи папахи

Папаха – головной убор из меха черного цвета (смушка или каракуль) с верхом из сукна, по форме нажимающий конус. В Забайкальском, Уссурийском, Уральском, Амурском войсках, в Красноярской и Иркутской сотнях для изготовления папах использовали бараний мех с длинным ворсом.

При использовании повседневной формы одежды прописано было носить папахи, изготовленные из бараньего меха, с любым вариантом окраски, кроме белой. Допустимая длинна ворса у каждого войска была своя. Спереди папахи в центре носилась кокарда. В указанных войсках даже летом в походе не носили фуражек, и данная традиция сохранилась до первой мировой войны.

До первой мировой папахи чаще всего изготавливали из меха медведя, барана и волка, поскольку этот мех благодаря своей структуре смягчал сабельный удар.
При использование парадной формы одежды для офицеров и подхорунжих разрешалось обшивать папаху серебряным галуном, который был шириной1.2 см. В донских войсках папаху называли – трухменка.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи слегка похожие на конус с коротким мехом. Допускалось носить папахи всех оттенков кроме белого, а в период боевых действий и чёрного цвета. Папахи ярких оттенков тоже были запрещены.

Совет

У юнкеров, урядников и вахмистров по верху папахи нашивалась крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров вместе с тесьмой нашивался галун по прибору. Древние славяне обычно называли паху — клобуком. Однако позже, после войн с кавказками народами, этот головной убор начали называть по-разному: папаха, трухменка и кабардинка.

Эти названия произошли от названия кавказских народов, мужчины которых носили этот убор: трухменов, папагов и кабардинцев. В казачьих войсках можно увидеть папахи разнообразных фасонов: низкие папахи с плоским верхом, и высокие папахи с конусообразным. Запорожские и донские казаки в 16-17 веках присоединяли к папахе тумак из сукна, который прикрывал бок в виде клина.

Обычно перед боем в тумак помещали металлический предмет и этим защищали голову от ударов саблей. Папаха, как неотъемлемый атрибут одежды казаков, была скопирована с головных уборов кавказских горных народов. С середины 19 века папаха была обязательной частью военной формы для всех казачьих войск и для отдельного кавказского корпуса.

С 1875 года папаху начинают носить все виды войск, находящиеся в Сибири. С 1913 года папаха становится зимним головным убором для всех русских войск. В папаху часто зашивали иконки или написанные ребёнком защитные молитвы. В некоторых войсках была традиция – нашивать на этот головной убор награды.

Обычно это были бляхи с надписями, описывавшими, за какие заслуги был награждён полк, а это придавало папахе особую моральную ценность. За отворот этой шапки казаки часто помещали приказы или ценные бумаги. Это было самое надёжное место, ведь потерять папаху можно было только вместе с головой. Иногда шапки изготавливали из каракуля.

Каракуль – шкура маленького ягнёнка( до 2-х недель) из пород характеризующихся грубой шерстью. Казаки часто сражались с горными народами, многому у них научились, и много позаимствовали. Именно в военной форме казаков впервые появился такой редкий головной убор — папаха.

Переняв у горных народов их национальный головной убор, казаки по достоинству оценили все его преимущества.

Папаха изготавливалась из овечьего меха и качественно защищала солдата от холода и жары. Не зря горные воины не снимали папаху даже во время ужасной жары – она прекрасно спасала от зноя. И что самое важное для солдата – в бою паха смягчала удар шашкой, а этот факт не раз спасал русским воинам жизнь.

В разный временной период папахи имели различную высоту, изготавливались из разных материалов и имели разные цвета. Каждый народ, использовавший этот головной убор, дополнял и изменял его, создавая тем самым уникальную национальную шапку. Самый известный пример – кабардинские папахи, боле всего напоминающие современные. Они были скопированы казаками, и с течением времени превратились и в известные казачьи шапки — кубанки . В большинстве случаев для изготовления папах использовали овчину. Если хотели изготовить длинношёрстную папаху, то применяли шкуру взрослых животных, а для изготовления короткошёрстных папах использовали шкуру маленьких ягнят, или как её ещё называли – смушку.

Обратите внимание

Наиболее дорогие и элитные папахи делали из каракуля. Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов расположенных на реке Зерашван, протекающей Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые с особи через несколько дней после рождения.

У кавказских народов и народов средней Азии были распространены папахи длинношерстные – трухменки. Намного реже встречались папахи, изготовленные из шкур медведя лисы или волка. Однако и такие встречались. Надевая такую папаху, человек показывал всем людям свои охотничьи способности, удачливость и смелость.

Однако, несмотря на внешний вид эти папахи отличались меньшей практичностью. Папаха из меха медведя была тяжёлой, а под действием влаги и вовсе неподъёмной, однако сабельный удар сдерживала хорошо. Папаха из лисьего меха была тонкой, быстро изнашивалась и практически переставала защищать владельца от холода и жары.

Папаха из волчьих шкур была непригодна для охотников, поскольку звери издали распознавали запах волка и убегали. Кроме того найти в горах волка было очень сложно. Овечьи стада охранялись собаками и при стычках с волками те очень сильно портили волчью шкуру.

Приблизительно с середины 19 века папаху начинают применять как головной убор для всех казачьих войск и для кавказского корпуса. Уставом не был предписан единый вид папах. Казачьи войска носили папахи разнообразных вариантов, полусферические, цилиндрические, с меховым или матерчатым дном, разного цвета.

Каждый солдат носил папаху, выбранную согласно своим финансовым возможностям и фантазии. Всё это дикое разнообразие продолжалось до конца 19 века, пока внешний вид папахи, как части воинской одежды, не был подробно описан в уставе. Кавказским войскам было приказано носить папахи высотой 3-4 вершка, изготовленные из бараньего меха.

Мех быть с небольшой длиной ворса и обязательно чёрного цвета. Верх папахи изготавливали из сукна и окрашивали в войсковой цвет. У кубанских казаков это был алый цвет. У терцов были папахи синего цвета. Папаха донских казаков была такая же, как и у кубанских.

Читайте также:  Пальто оверсайз: что это такое и какие бывают фасоны, особенности стиля

В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом. Тут можно увидеть заимствование у азиатских народов, особенно у туркмен. Туркменские папахи полусферической формы с длинной шерстью получили широкое распространение по всему среднеазиатскому региону.

Верх папахи изготавливали из четырёх отрезков сукна и красили в войсковой цвет, различный для разных войск. Как элемент повседневной формы одежды использовали папахи белого и серого цвета.

Важно

В передней области папахи по центру обычно крепили кокарду георгиевской расцветки — центр кокарды чёрный, потом оранжевый овал и потом опять чёрный овал Цвет кокарды был единым для всех типов войск. В период первой мировой воны, для маскировки кокарды часто красили в защитный цвет.

Если у казачьей сотни были награды «за отличие»» то их носили над кокардой. Чаще всего знаки отличия представляли собой белую или серебряную металлическую полоску, на которой писали заслуги сотни, дату сражения или другого подвига.

В 1913 г на всей территории России серые папахи стали использовать как зимний головной убор для всех родов войск. Кавказские солдаты при утрате чёрных папах тоже носили серые.

После победы советской власти для казаков ввели военные ограничения, не позволявшие служить в армии и носить национальную военную форму.

Однако после 1936 года казаки могли сражаться в рядах красной армии в традиционной казачьей форме , в том числе и в папахе. Согласно уставу, разрешалось носить невысокие папахи чёрного цвета. На сукне в виде креста нашивали две полосы: у рядовых чёрного цвета, у офицеров золотого. Спереди папахи посередине крепилась красная звезда.

В 1937 году красная армия маршировала на красной площади и впервые в её составе были казачьи войска. Однако стоит заметить, что право служить в красной армии получили только терские, кубанские и донские казаки.

Но как головной убор папаха возвратилась не только к казакам. Начиная с 1940 года, папаха стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт www.

berbut обязательна.

Источник: https://www.berbut.ru/articles/cossack_hats.html

Кавказская папаха на Кавказе больше, чем головный убор

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа». На Кавказе давно известно изречение: «Если голова цела, на ней должна быть папаха».

Действительно, кавказская папаха для самих кавказцев – это больше, чем просто головной убор.

Я с детства помню, как мой дед очень часто цитировал какого-то восточного мудреца: «Если тебе не с кем посоветоваться, то попроси совета у папахи».

Совет

Сейчас довольно редко увидишь молодого человека с кавказской папахой на голове. Несколько десятилетий назад папаха олицетворяла мужественность и являлась своеобразным символом чести и достоинства кавказских мужчин. Если парень позволял себе появиться на кавказской свадьбе без головного убора, то это считалось, чуть ли не оскорблением для всех приглашенных.

Кавказская папаха была всеми любима и уважаема. Помню, когда мы жили в Дербенте, у нас был сосед, который каждый день носил новую папаху. Нас это очень удивляло и однажды у него спросили, откуда у него столько головных уборов.

Оказалось, что ему от отца досталось 15 отборных папах, которые он с удовольствием носит. Самое интересное то, что всякий раз, когда он выходил посидеть с местными аксакалами на импровизированном годекане, надевал новую папаху.

Когда его приглашали на свадьбу – другую, если же он был на похоронах, то на его голове красовалась третья.

Кавказская папаха – олицетворение традиций и обычаев

Конечно же, кавказские папахи не всегда были такими, какими мы их сегодня себе представляем. Наиболее бурное развитие и распространение они получили в конце 19 и начале 20 веков. До этого кавказцы, в основном, носили шапки из ткани. Кстати, нужно отметить, что все головные уборы того времени по изготовленному материалу можно подразделить на четыре типа:

  • Тканевые шапки
  • Шапки, сочетающие в себе ткань и мех
  • Меховые
  • Войлочные

Интересно то, что был небольшой промежуток времени в 18 веке, когда головные уборы мужчин и женщин практически ничем не отличались. В будущих статьях я более подробно расскажу о различиях и особенностях мужских и женских головных уборов на Кавказе. Станьте постоянным читателем блога, чтоб не пропустить самые интересные статьи (как стать читателем?).

С течением времени меховые папахи практически везде вытеснили все другие виды головных уборов.

Единственное, нужно отметить, что войлочные шапки вплоть начала 19 века были широко распространены у адыгов.

Конечно же, сюда же можно отнести «башлыки», турецкие тюрбаны, которые, кстати, впоследствии очень умело были заменены небольшой белой тканевой полоской, которую наматывали на меховую шапку.

Но, все эти нюансы больше интересны для исследователей. Не ошибусь, если предположу, что вам намного интереснее узнать, какое место занимала папаха в культуре Кавказа.

Как уже отметил выше, любой уважающий себя мужчина просто обязан был носить на голове папаху. Причем, чаще всего их у него было свыше десятка. Также существовала целая система обслуживания папах.

Я знаю, что их берегли как зеницу ока и хранили в специальных чистых материях.

Традиции кавказских народов очень тесно были сплетены с условиями ношения кавказской папахи. Посмотрите интереснейшее видео о связи обычаев и правил ношения папахи в Дагестане:

Обратите внимание

Думаю, посмотрев данное видео, вы много чего узнали о том, как на Северном Кавказе народные традиции сочетались с кавказской папахой.

Например, для меня было большим открытием, когда я узнал, что молодой человек закидывал свой головной убор в окно своей возлюбленной для того, чтоб узнать, взаимна ли его любовь.

Мне известно, что кавказские танцы часто использовались для того, чтоб выразить свои чувства девушке.

Нужно отметить, что не все было так романтично и красиво. Очень часто бывали случаи, когда дело доходило до кровопролития только лишь потому, что у мужчины с головы сбивали головной убор. Это считалось большим оскорблением.

Если же человек сам снял папаху и оставил ее где-то, никто не имел право трогать ее, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином.

Бывало, что в ссоре кавказец снимал свою папаху и ударял ее о землю – это означало, что он готов стоять на своем до смерти.

В тоже время, если кавказская девушка или женщина бросала платок с головы к ногам сражающихся, часто это останавливало кровопролитие. По традиции, мужчина никогда не должен снимать папаху, если он кого-либо просит о чем-либо. Но есть исключение: можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести.

Как уже сказал выше, кавказская молодежь в последние годы практически перестала носить папахи. Только в горных селах можно встретить парней, которые с удовольствием щеголяют в этих головных уборах. Хотя, многие великие кавказцы (такие как Махмуд Эсамбаев) никогда не расставались со своей папахой.

Важно

Великий танцор называл свою папаху «Короной» и не снимал ее даже тогда, когда его принимали в самых высших эшелонах власти. Более того, Эсамбаев, будучи депутатом Верховного Совета СССР, на всех заседаниях высшего органа власти Советского Союза сидел в папахе. Поговаривают, что Л.И.

Брежнев перед каждым заседанием осматривал зал и, увидев знакомую папаху, говорил: «Махмуд на месте – можно начинать».

В завершение хочу вот что сказать: носить или нет кавказский головной убор – дело каждого человека, но то, что мы просто обязаны знать и уважать его значимость в жизни наших отцов и дедов, у меня не вызывает никакого сомнения. Кавказская папаха – это наша история, это наши легенды и, возможно, счастливое будущее! Да, посмотрите еще один видеоролик о папахе:

Друзья, будет очень интересно в комментариях обсудить ваши взгляды на обозначенную тему. Да, и не забудьте стать постоянным читателем блога. Впереди вас ждут очень много интересных и полезных статей.

С уважением, Али Аскеров!

Источник: https://tanci-kavkaza.ru/papaxa-simvol-chesti-kavkazca/

Что горцы и казаки должны знать о папахе

Что горцы и казаки должны знать о папахе.

И для горца, и для казака папаха — это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Не просто шапка.

Папаха — это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло.

Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости.

На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «Папаху носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой».

Горские папахи

У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи — это шашка и папаха. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе — практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение — когда просят прощения кровной мести.

Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама «воспитывает» человека, заставляя его «не гнуть спины». В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке.

Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход. Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой.

Совет

Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности. Забавный факт: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи. Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе.

Читайте также:  Вышивка сумки лентами: как создать вышивку лентами на сумке пошагово

Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: «Махмуд на месте, можем начинать».

Продажа папах в Тифлисе.

Виды папах.

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах. До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар..

Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра. С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом.

Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.

Донские папахи — с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего.

В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Уральские казаки в своих традиционных папахах.

Кубанка, клобук, трухменка.

Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод — шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками.

Обратите внимание

В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов.

Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Папаха приказная донских и сибирских казаков.

Папаха с тумаком.

Все мы знаем выражение: «Надавать тумаков». Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках.

Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов.

В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, «надавать тумаков» неприятелю.

Казаки в папахах с тумаками. Современная графика.

Каракуль.

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют «бухарскими». Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка. Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

Терские казаки во время Первой Мировой войны.

Возвращение папахи.

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков — черного.

Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда. Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи  вошли в моду у членов Политбюро.

Кубанские казаки в «кубанках» на Параде Победы в 1945.

Источник: http://russian7.ru/post/chto-nuzhno-znat-o-papakhe/

Источник: http://uralkazak.ru/publ/kultura/tradicionnaja_odezhda/chto_gorcy_i_kazaki_dolzhny_znat_o_papakhe/22-1-0-132

Мужские головные уборы чеченцев и ингушей

(конец ХIX — начало ХХ в.)

Шапки.

Головной убор во все времена являлся неотъемлемым атрибутом костюма горских мужчин. В частности, папаха всегда была для горцев символом достоинства. Об этом свидетельствуют бытующие среди вайнахов пословицы и поговорки,  зафиксированные нами в ходе сбора полевых данных: «Мужчина должен беречь две вещи — папаху и имя.

Папаху сбережет тот, у кого на плечах умная голова, а имя сбережет тот, чье сердце в груди горит огнем»; «Шапку носят не для тепла, а для чести»; «Не мужчина тот, кто не может сберечь честь своей папахи». Хочется особо отметить, что для вайнаха не было подарка значимее, чем папаха.

И поэтому  она у него должна была быть самого лучшего качества, на ее приобретение не жалели денег. Уважающий себя мужчина появлялся на людях неизменно в папахе, ее не принято было снимать даже в помещении. Чеченцы и ингуши традиционно брили голову, что способствовало обычаю постоянно носить головной убор.

Важно

Молодой чеченец или ингуш начинал брить бороду в возрасте 16-17 лет и оставлял усы — мекхаш. День первого бритья считался датой его вступления во взрослую жизнь.

Согласно этнографическим материалам, вайнахи носили шапки следующих типов: кхакхан куй — меховая шапка, холхазан куй — каракулевая шапка, жа1уьнан куй — пастушья шапка.

{gallery}golovn,single=arsanovy.jpg,height=265,width=200,iptc=0,salign=right{/gallery} На фотографии: Якуб и Юсуп Арсановы. Фото из семейного архива Арсановых

Чеченцы и кисты называли шапку — куй, ингуши — кий,  грузины — куди.  По мнению Ив. Джавахишвили, термин куди заимствован из персидского языка, в котором худ означает «шлем»1.

У чеченцев и ингушей  головные уборы разделялись по материалу и форме: папаха (шапка, целиком изготовленная из меха; а также шапка с меховым околышем и верхом из сукна и бархата); шапка, сшитая из овчины со стриженым мехом; шапка, сшитая из цветной ткани; войлочная шляпа; башлык.

«Материалом для изготовления папах, — пишет Студенецкая, – служили овечьи шкуры разного качества, а иногда и шкуры коз особой породы. Теплые зимние папахи, а также пастушьи папахи делали из овчины с длинным ворсом наружу, часто подбивая их овчиной с подстриженной шерстью»2. Такие папахи были теплее, лучше защищали от осадков. Для пастуха лохматая папаха часто служила и подушкой.

Парадные варианты папах изготавливались в Чечне в основном из курпея (мелкий кудрявый мех молодых барашков) или из привозного каракуля.

Каракулевые шапки называли «бухарскими» (каракуль привозили из Средней Азии). Ценились также папахи из меха калмыцких овец.

«У него пять шапок, все из калмыцкого барашка, он изнашивает их, кланяясь гостям». Это хвала не только гостеприимству, но и богатству».3

В Чечне шапки делали довольно высокими, расширенными кверху, с выступающим над бархатным или суконным верхом околышем. (У ингушей они были ниже, что, видимо, объясняется влияние формы шапок, бытовавших в соседней Осетии). По мнению авторов — А.Г. Булатовой, С.Ш. Гаджиевой, Г.А.

Сергеевой, — в 20-х годах XX века по всему Дагестану распространяются папахи с несколько расширенным верхом (высота околыша — 18см, ширина основания — 20, верха — ), которые шьются из мерлушки или каракуля, верх – матерчатый (из сукна или бархата ярких тонов)4.

Особенно ценилась папаха  из золотистого каракуля.

{gallery}golovn,single=arhiv-musaevoi.jpg,height=287,width=200,iptc=0,salign=left{/gallery}Фото из архива Мусаевой З. (Журнал «Нана»)

Совет

Аварцы Салатавии и лезгины называли описываемый головной убор «чеченской папахой», кумыки и  даргинцы –  «осетинской», а лакцы – «цудахарской» (вероятно потому, что мастерами-шапочниками были в основном цудахарцы).

Состояла папаха как бы из двух частей: простеганной на вате матерчатой шапочки и прикрепленного к ней с внешней стороны высокого (16-18см), расширяющегося кверху (в самой широкой части – до ) мехового околыша. Кавказская каракулевая папаха была и остается по сей день любимым головным убором чеченских и ингушских стариков.

Также среди вайнахов бытовала шапка, сшитая из овчины со стриженым мехом. Носили ее мехом вовнутрь.

В Чечне и Ингушетии до сих пор весьма популярен мужской головной убор типа тюбетейки (чеч. – пиэс; инг. — феск), сшитый из ткани и украшенный кисточкой (молла, к1ужал).

Войлочные шляпы. У вайнахов бытовали также войлочные  шляпы, хотя и были они менее популярны, чем у соседних народов (осетин, кабардинцев, народов Дагестана).

Носили их в основном весной и летом во время полевых работ. Чеченцы называли такие шапки мангалан куй (шапка косаря). Изготовляли войлочные шляпы из валяной шерсти в основном белого цвета.

Верх шляпы имел форму полусферы, поля были большие, мягкие.

Башлык (чеч. – башлакъ). Башлык являлся элементом национальной одежды у всех народов Северного Кавказа. Само слово «башлык» — тюркского происхождения (баш – голова). Об этом говорит в своей работе и Ив. Джавахишвили:5 «Башлуг1 — турецкое слово», — отмечает он.

Причем термин этот употребляется практически всеми народами Кавказа без каких-либо значительных изменений. Форма башлыка была, в общем, одинаковой у всех народов Кавказа, имелись лишь локальные отличия в пошиве и покрое. Башлык – это теплый головной убор с длинными закругленными концами, надеваемый поверх шапки.

Кроили его из сложенной вдвое ткани, а сшивался он сзади. Шили башлык из домотканого и фабричного сукна. Богато украшенный башлык был неотъемлемым атрибутом наряда жениха. Башлык служил достойным подарком, его дарила невестка родственникам мужа. В этом случае его положено было расшить как можно красивее.

Обратите внимание

Башлыки шили из белого, черного, серого или крашеного сукна. Украшали их галуном, золотым шитьем, шелковой тесьмой, кисточками из разноцветных ниток.

В настоящее время башлык, этот оригинальный элемент горской одежды, к сожалению, вышел из употребления, но остается полноправной частью этнического костюма участников художественной самодеятельности и профессиональных артистов.

_________ 

Литература:

1 Джавахашвили И.А. Материалы к истории материальной культуры грузинского народа. III – Тбилиси., 1962. С.139.

2 Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII – XX вв.- М. Наука. С.113.

3 Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII – XX вв.- М. Наука. С.113.

4 Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева Г.А. Одежда народов Дагестана. – Пущино. 2001. С.86.

5 Джавахашвили И.А. Указ. соч. С.145.

Гарсаев Л.М., к.и.н. Гарсаева М.М.,ст. преп. ЧГПИ

Журнал «Нана» 2009-10

Источник: https://nohchalla.com/history/853-golovnye-ubori

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector