Что такое пилотка? какие виды пилоток существуют? как создать образ с модной пилоткой?

С чем носить шляпу пилотку? носить с джинсами, джинсовой рубашкой и белым пальто

С чем носить фетровую шляпку пилотку? Да со всем, с чем она будет смотреться — человек с чувством стиля сумеет создать образ с любой одеждой! Как доказательство — девушки в обычной, повседневной одежде. Так с чем носить шляпку пилотку? На фото брюнетка в шляпке пилотке, рваных джинсах и джинсовой рубашке. И блондинка в белом пальто, черных брюках и синей пилотке. Современные образы в шляпках!

Шляпка пилотка и сумочка — два изящных синих аксессуара, которые делают образ стильным, запоминающимся, отличным от других. И расставляют акценты!

Джинсы и джинсовая рубашка есть в гардеробе многих девушек. Но как не стать в этой удобной одежде такой же, как все? Как не затеряться в толпе? Как не утратить свою индивидуальность в погоне за удобством?

Обратите внимание

Мы одеваемся не только для себя, но и для других. Девушка, которая думает только об удобстве может лежать дома под пледом — это самое удобное место на земле! Но сможет ли она понравиться окружающим, новой аудитории, а не только домашним? Чтобы понравиться и заинтересовать, нужно выделиться из толпы и заинтриговать!

Шляпки удобно носить, они не ограничивают комфорт и они — изящный способ сказать о себе многое!

Синяя фетровая пилотка прекрасно вписывается в образ с джинсами и удобной хлопковой джинсовой рубашкой. Шляпка добавляет нотки женственности в джинсовый total look. Ведь джинсы изначально — это одежда рабочих мужчин в Америке, а образ работяги для девушки нежелателен! Хотя кому что, кто-то любит тащить все на себе. Но почему бы не стать просто красивой? 

Разбавить привычный облик можно с помощью шляпки!

Шляпка пилотка и пальто С чем носить шляпку пилотку, с какой верхней одеждой?

Пальто будет замечательно смотреться со шляпкой. Материал, из которого изготовлена шляпка пилотка — натуральный фетр. Это приятный на ощупь материал великолепно смотрится с пальто и любой одеждой из плотных тканей.

А если найти сумочку или другой аксессуар в цвет головного убора — то образ будет еще лучше!Наши шляпки — дизайнерские, изготовлены вручную шляпным мастером. И аксессуары подбирают к ним, а не наоборот — дизайнерскую шляпку к китайским вещам.

Наши шляпки не встретишь на тысячах девушек, одетых одинаково, как это бывает, когда все девушки одеваются в одних и тех же магазинах.

Наши петербургские шляпки OlgaWhite созданы для того, чтобы подчеркивать индивидуальность и делать девушку особенной!

Красивый синий цвет шляпки пилотки идет как блондинкам так и брюнеткам! Он универсален, это можно увидеть на фото! А девушка с серыми или голубыми глазами в синей шляпке будет казаться синеглазой!

Обе шляпки цвета №4 — он кажется ярче на одной девушке и более приглушенным на другой из-за освещения и обработки фото. Но на самом деле — это одна и та же шляпка! Цвет шляпки можно выбрать в палитре фетра.

Синюю шляпку пилотку можно заказать в интернет-магазине шляпок, указав свой обхват головы, город доставки и срок, к которому нужна шляпка.

Шляпка не улетает даже при сумасшедших порывах ветра! Все потому, что она плотно сидит на головке. Она изготавливается индивидуально по обхвату головы девушки.

Плюс дополнительное крепление — шляпная резинка, продетая под волосы сзади.

Она абсолютно незаметна, и держит шляпку очень хорошо!

На фото вы можете увидеть, как страстный петербургский ветер играет с длинными волосами девушки, но шляпка остается на месте!

Эти фото — яркое доказательство того, что шляпка останется с вами и никуда не улетит!

Синяя фетровая шляпка пилотка с джинсами и джинсовой рубашкой

Брюнетка — Катя Рыболовкина, фотограф — Дмитрий Степаненко

Блондинка — Катя Вуймина, фотограф — Кристина Арефьева, макияж — Софья

Источник: http://www.olgawhite.ru/blog/page/s-chem-nosit-shljapu-pilotku-dzhinsy-rubashka-palto

Пилотка из ткани своими руками: готовимся к большому празднику

Любой головной убор сможет подчеркнуть индивидуальность и красоту вашего образа. Порой некоторые из них у большинства людей вызывают определенные ассоциации, например, разберем пилотку.

Сразу же представляется девушка с профессией стюардесса, а раньше и пионеры носили такой головной убор или же солдаты.

Важно

Так вот, сегодня мы с вами будем говорит о том, как сделать такое изделие, как пилотка из ткани своими руками.

Из какой ткани шьют пилотки? На сегодняшний день данный вид головного убора можно увидеть из различным материалов — вязанные, кожаные, меховые, шерстяные. Как вы поняли, делать ее можно из любых материалов. Но лучше всего выбрать материал более плотный. И лучше всего приобрести ткань х/б.

Переходим к пошиву

Для работы нам потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Миллиметровая бумага, карандаш, линейка;
  • Булавки;
  • Ткань камуфляжного цвета;
  • Нитки;
  • Швейная машинка;
  • Утюг с функцией пара.

Мало что можно сшить без выкройки. Представленную ниже выкройку для военной пилотки переносим на миллиметровую бумагу, после вырезаем ее. Все делаем пошагово.

Прочтите это:  Сумка из зонта своими руками для спортивной формы

Теперь готовую выкройку прикладываем к купленной ткани и производим раскрой деталей. Вот какие детали должны получиться:

  • Две больших деталей, на фото они обозначены буквой Б;
  • Две средних деталей,  обозначены буквой С;
  • Одна маленькая деталь, обозначенная буквой М.

Не забываем про дополнительное расстояние для швов (достаточно будет и одного сантиметра).

Соединяем булавками детали Б и М, как показано на фото.

Прошиваем на машинке.

Вот как должно было получиться:

Точно таким же образом проделываем и с другой стороной. Прошиваем.

Итак, у нас получается лицевая сторона находится внутри, а изнаночная снаружи.

Делаем шов так же, как показано на фото. Прошивать начинаем из одного места (точки).

После всех действий должно получится следующее:

Берем детали с буквой С. Сверху загибаем примерно полсантиметра, сначала прошиваем временными стежками, а потом только на машинке. Все должно быть аккуратно и красиво. Тоже самое проделываем и со второй деталью.

Выворачиваем то, что шили раньше, и утюжим.

Основную часть прикладываем лицевую сторону к изнаночной. Чтобы вы понимали, деталь с буквой С должна смотреть на вас лицевой стороной. При этом нижние и боковые срезы должны быть совмещены. Закалываем булавками, как показано на фото.

Прочтите это:  Чехол для планшета своими руками из подручных средств

Переворачиваем на изнанку.

Производим подгиб низа изделия на один сантиметр, опять закалываем булавками.

Прошиваем на машинке. Получаем вот это:

А изнаночная сторона вот как должна выглядеть:

Таким же образом прошиваем и вторую сторону.

Выворачиваем полуготовое изделие на лицевую сторону. Боковые части закалываем булавками и прошиваем.

Убираем булавки и выворачиваем. Готовое изделие необходимо отутюжить. Теперь можно и примерку производить.

Вариант для ребенка

Для пошива нам потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Ткань яркого цвета;
  • Сантиметр;
  • Нитки мулине для вышивания;
  • Швейная машинка;
  • Копировальная бумага;
  • Утюг с функцией пара;
  • Бумага для изготовления выкройки.

Представляем пошаговую инструкцию:

  • Сначала необходимо сделать выкройку. Для этого произведем замеры головы ребенка. Измеряем окружность головы и определяемся, какой глубиной она должна быть. Не забываем про то, что выкройка делается на несколько сантиметров больше (учитываем дополнительное место для швов). Для боковых сторон необходимо оставить по одному сантиметру, а для подшивания краев по три. Готовая выкройка должна иметь форме прямоугольника. Если не хотите возиться с созданием выкройки, тогда можно воспользоваться той, которая представлена в первом мастер-классе.
  • Купленную ткань утюжим. Готовую выкройку переносим на ткань и производим раскрой изделий. Готовые детали прошиваем временными стежками, потом примериваем. Если требуется, то уменьшаем либо увеличиваем размеры. Прошиваем машинной строчкой, а временные нитки убираем.
  • Теперь переходим к вышивке. С рисунком конечно же необходимо определится заранее. Готовый рисунок переводим на сшитую пионерскую пилотку. Можно воспользоваться копиркой. И вышиваем. Ничего сложного в этом нет.
  • Если у вас есть время и желание, то готовую пилотку можно украсить красивой тесемкой или косой бейкой. Вначале пришиваем временными стежками, а после на машинке.
  • На этом простая пионерская пилотка готова. Осталось лишь ее проутюжить утюгом с функцией пара.

Видео по теме статьи

Источник: https://knittochka.ru/shityo/pilotka-iz-tkani-svoimi-rukami.html

Головной убор — пилотка

Пилотка – это головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Как утверждают некоторые историки, военная пилотка пошла от берета, который, как уверяют, был изобретён ещё кельтами. По крайней мере, берет в Средневековье был очень популярен и имел разные размеры, форму и раскраску.

Значительно позднее на макушке стал пришиваться помпон. Считается, что его ввели в обиход моряки, поскольку помещения на тогдашних кораблях были с низкими потолками и чтобы не набивать шишки, моряки пришивали к беретам помпоны – шарики, набиты волосом, паклей, тряпками – кто чего доставал.

 

Сегодня пилотку носят с небольшим наклоном вперёд и вправо. Верхние края пилотки при этом не должны раскрываться, т. е. пилотку нельзя сильно натягивать на голову. 

Совет

В Российской армии пилотка появилась в 1913 году как часть форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях.

Первоначально именовалась она как «перелётка» или «полётка», и была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог иметь её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема (фуражка для этого не подходила).

Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полетов и службы на аэродроме. А в конце 1915 года пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте. 

В РККА официально введена 16 января 1919 г. как головной убор курсантов военных курсов. Это была темно-зелёная пилотка с красными кантами, красным хлястиком, к которому пристегивался черный подбородочный ремешок. В качестве кокарды носили красноармейскую звёздочку с серпом и молотом.В ВС СССР пилотки носили и мужчины и женщины.

Причём офицеры и прапорщики носили, как правило, пилотки с кантами соответствующих роду войск цветов, а шили их из хлопчатобумажной ткани. Позже, появились пилотки из ткани, называемой в обиходе «стекляшка». Прозвали эту ткань так за то, что до первой стирки она блестела. Материал состоял из хлопка и лавсана. Это придавало пилоткам устойчивость к выцветанию и загрязнению.

Особенной любовью пользовались такие пилотки в среде старослужащих и дембелей. 

В 1930-х в Германии пилотка была введена как основной головной убор вермахта. В годы гражданской войны в Испании 1936-1939 годов фасон пилоток различал враждующие стороны.

В Советской России Красная Армия сменила будёновки на пилотки накануне Великой Отечественной войны.  Но и сегодня в ВС России ношение пилотки сохранено, но с единой кокардой для армии и флота.

В современной России эволюционировала до пилотки-двууголки, сохранив продольные складки наверху. На пилотках слева спереди крепят геральдический знак. 

Обратите внимание

Но, кроме того, что этот головной убор присутствует в числе экипировки военных людей, в последнее время появилась тенденция иногда надевать пилотки у тех, кто знает о военном деле только понаслышке.

И одним из отличных поводов для этого является такой праздник, как 9 мая – День великой Победы.

Пилотки на 9 мая являются своего рода неотъемлемым атрибутом того, кто хочет проникнуться атмосферой такого праздника. 

Купить пилотку к празднику можно в магазине Калибр 6.03

Источник: https://kalibr603.ru/blog/pilotka

Пилотка из ткани своими руками

Головные уборы подчеркивают стильный образ, придают ему законченный вид, а иногда и полностью его видоизменяют. Шляпки, кепи, шапки, банданы, шарфы и еще множество разнообразных убранств уже не один век прочно поселились в шкафах модниц и модников.

Некоторые же головные уборы невольно вызывают у людей определенные ассоциации, став униформой для определенных групп людей, например, пилотка. Сразу представляешь пионеров, стюардесс или солдат.

Наш сегодняшний мастер класс посвящен теме, как сделать пилотку из качественной ткани быстро и просто своими руками, а вот какой она будет, решать только вам, пошаговая инструкция с фото сопровождением помогут с этим разобраться.

Конструкция пилотки достаточно проста и легка в изготовлении, она состоит из двух боковых полотен, соединенных в верхней части одинарной или двойной вставкой. Для ее создания необязательно иметь внушительный опыт шитья одежды или какие-то особые навыки, достаточно правильно сделать выкройку и потратить чуть больше часа на изготовление данного головного убора.

Для того чтобы сшить пилотку, первым делом расчерчивается выкройка, делать это удобнее и проще на миллиметровой бумаге, например, размером ячеек 5х5 мм. Для этого снимаются две основные мерки: высота пилотки и обхват головы.

На миллиметровке по-горизонтали чертится отрезок, равный половине обхвата головы, вертикально рисуется линия высоты пилотки.

Концы отрезков соединяются плавной линией, к ним добавляются обязательные припуски на швы, чтобы готовое изделие не сжимало голову.

  • Вторая деталь выкройки чертится так же, как и первая, но ее высота должна быть на треть короче, это будет внутренняя складка головного убора.
  • Для третьей детали, что будет сверху, сначала чертится отрезок, равный половине обхвата головы, затем над ним рисуется две параболы, образуя собой что-то вроде эллипса с острыми углами.
  • Теперь разберемся с вопросами, из какой ткани шьют пилотку и сколько для этого нужно ткани.  Для такого аксессуара, как пилотка, потребуется  не так много плотной, хорошо держащей форму ткани, кусок примерно 30х50 см. Цвет ткани зависит от предназначения готового изделия. Для военной пилотки берется плотная камуфляжная ткань или цвета хаки, для пионерской морковно-красная или алая, для простой, что будет аксессуаром под какой-то определенный образ, можно использовать ткань нейтрального или наоборот очень яркого вызывающего цвета.
  • Вырезанная из миллиметровки выкройка крепится к ткани английскими булавками, обводится мелом, а затем вырезается по контуру. Боковые стороны сшиваются между собой изнаночной стороной снаружи.
  • После этого на них булавками крепится верхняя часть, выравнивается, чтобы была без складок и морщин, а затем пришивается.
  • На верхней части по центру пускается строчка, по которой потом будет сгибаться шапка. Затем вся эта конструкция тщательно утюжится до получения четких, ярко выраженных линий.
Читайте также:  Как отстирать ручку с белой рубашки — все способы вывода чернил

Вот и все, основа под будущий стильный аксессуар готова.

Можно оставить базовую пилотку в первозданном состоянии, если она сшита для какого-то определенного тематического события, будь то пионерский слет или хэллуин.

Для хэллуина, кстати, идеально подойдет пилотка стюардессы либо пилотка моряка в женском варианте, украшенная помпонами, лентами, бантом или, например, значками.

Значком в форме звезды с полумесяцем можно оформить камуфляжную пилотку в военной тематике.

Важно

Если же сшить такую пилотку из дорогой красивой ткани, то она станет прекрасным завершающим штрихом в вашем образе, даже если вы не являетесь поклонником стиля милитари.

Например, во время кройки материала сделать одну из боковин удлиненной с заостренным концом, который затем пришивается внахлест к первой боковине.

Также этот пришитый заостренный конец можно украсить блестящей металлической пуговкой или кнопкой.

Пилотка, сшитая из плотного фетра и оформленная цветным ярким отворотом, может стать прекрасной альтернативой праздничному зимнему головному убору.

Также согреть и украсить голову зимой сможет шапка-пилотка, выполненная из тонкого меха, каракулевой или велюровой ткани, не забудьте про плотную подкладку для такого убранства.

Можно украсить шапку-пилотку бусинами, кружевами, сеткой, перьями, лентами. Небольшая скромная аппликация сделает из просто пилотки оригинальный летний головной убор для ребенка, который убережет голову от солнечного перегрева.

Пилотка, оформленная многослойным тканевым пером, которое крепится к головному убору красивой булавкой или брошью, заметно оживит и разнообразит скучный деловой стиль. Перо можно изготовить как из однотонной ткани, так и из ткани, контрастной по цвету и фактуре.

Видео по теме статьи

Предлагаем вам небольшую видео подборку, где пошагово покажут, как сшить пилотку.

Источник: https://sdelala-sama.ru/shityo/1040-pilotka-iz-tkani-svoimi-rukami.html

Пилотка стюардессы

Одним из самых интересных компонентов костюма бортпроводницы всегда была и остается пилотка. Стюардессы разных стран могут быть одеты совершенно по-разному, но пилотка – универсальна. Данный элемент давно прижился в мире авиации и стабильно появляется то там, то тут.

Родившиеся в СССР, наверное, помнят советских стюардесс, облаченных в красные пилотки с вышитой золотой эмблемой гражданской авиации. Эти маленькие, стильные шапочки красиво смотрятся на аккуратно причесанной головке небесной ласточки – настолько, что взбудоражили даже именитых продюсеров. 

В одном из известных клипов группы «Блестящие» певицы выступают именно в пилотках бортпроводниц «Аэрофлота».

Совет

Кстати, бывшая страна советов вовсе не обладает эксклюзивным правом на пилотки красного цвета. Итальянские стюардессы, униформа которых повторяет цвета национального флага, тоже носят красные пилотки.

В шапочки типа пилотка — правда, темно-синего цвета — кутюрье Джулиан Макдональд одел британских стюардесс. Его стремлением было сделать девушек «сексапильными красотками», а мужчин – «настоящими героями».

Однозначно, что-то в этой пилотке есть! Раз даже дизайнер ее оценил.  

Пилотка стюардессы

Многие китайские бортпроводницы носят пилотки, очень похожие на российские. Да, и Аэрофлот после 1991 года не отказался от прежних решений. Только цвет униформы (и головного убора) стал намного ярче. Некоторых это даже возмутило, и они закричали про «пожар в небе». Впрочем, о вкусах не спорят: другим красно-оранжевое решение пришлось по душе.

Пилотка стюардессы 

Как уже отмечалось в статье про летную униформу «Самолет…Стюардесса…», любимые цвета авиации – это синий, красный и голубой. Головные уборы стюардесс часто выполнены в этих цветовых вариантах.

Нередко, особенно в западных странах, а также в арабских, классическую пилотку заменяет фетровая шляпка типа таблетка. В мусульманских странах под такую шляпку стюардессы обязаны надевать платок.

Выглядит маленькая шляпка, возможно, менее задорно, чем пилотка, зато очень элегантно.

Пилотка стюардессы 

Красные шляпки-таблетки носят голландские стюардессы. А бортпроводницы ОАЭ, форма которых, по мнению некоторых экспертов, является одной из самых сексуальных в мире (странно, не так ли?), облачены в темно-красные шапочки с белым платком внизу. Сами девушки одеты в бежево-телесные костюмы: таким образом, красная шапочка – то, что первое бросается в глаза. Может, эксперты и правы…

Пилотка стюардессы 

Стюардессы пан-американских авиалиний носят форму и пилотки небесно-голубого цвета. Все это красиво дополнено белыми перчатками и выглядывающими из-под пиджака воротничками блуз. Бразильянки одеты в такую же голубую форму, как американки, но у них вместо пилотки — фетровая шляпка.

Костюм бортпроводниц Иордании чем-то напоминает униформу голландок, только шляпки у них не красные, а темного цвета. А в Южной Корее пилотки – вообще двухцветные, лилово-белые: края лилово-голубого цвета, а серединка – белая.

Решение — полностью в тон костюму: смотрится как раскрывшийся цветочек.

Раздел стюардессы

Источник: http://avia.pro/blog/pilotka-styuardessy-golovnoy-ubor

Как сшить детскую военную форму. Часть 1, Пилотка

Перед праздниками 23 февраля и 9 мая многим родителям приходится покупать деткам детскую военную форму. Но не все имеют возможность заказать форму, да и мастера перед праздниками сильно загружены, и не всегда могут принять заказ. Но если вы обладаете навыками шитья, предлагаем вам сшить детскую военную форму самостоятельно

У нас вы найдете несколько советов о том, как можно сшить детскую военную форму своими руками. Но сразу же оговоримся, что мы даем рекомендации не по точной реконструкци формы, а по созданию образа Советского солдата времени Второй Мировой Войны

При пошиве будем ориентироваться вот на эту фотографию:

Как видите, форма состоит из пилотки, гимнастерки, и брюк-галифе.

Начнем с пошива пилотки.

Часть 1. Как сшить пилотку? 

Ответ на данный вопрос нам дает мастер 

Для начала нам нужно построить две вот таких выкройки. При этом ширина каждой детали будет равняться половине обхвата головы+1 см на свободное облегание. Обратите внимание на то, что выкройка №2 — это половинка детали, которую нужно выкраивать из ткани сложенной пополам

 

Обратите внимание

Деталь №1 выкраиваем в количестве 4 штуки, а деталь №2 в количестве 2 штуки (не забываем про то, что выкройка — это половинка детали). При раскрое обязательно сделайте отметку, где проходит начало и конец среднего шва (на детали 1) и линия сгиба (на детали 2). 

2. Сшейте попарно по две основные детали по линии среднего шва, а затем швы разутюжьте. 

 

3.Сложите лицом к лицу сшитые детали и сшейте их между собой по изогнутой линии, затем срежьте припуски до 0,5см и сделайте рассечки, чтобы закругление получилось аккуратным.

 

5. Сшитые детали выверните на лицевую сторону и отстрочите шов на 0,1 см. Снова выверните деталь на изнаночную сторону и разложите деталь в виде трубы. Затем на одну часть верха приложите одну деталь вставки лицом к лицу (см. фото) 

 

6. Сколите булавками линию шва основной детали и линию сгиба вставки и пришейте одну половинку вставки  од булавки до булавки. 

 

7. Теперь пришейте вторую сторону вставки и срежьте припуски до 0,5 см, выворачиваем на лицо и разутюживаем. Затем обратно выворачиваем на левую сторону. 

 

8. Повторяем предыдущую операцию со второй вставкой, затем в ее центре прорезаем отверстие для выворачивания и вывернуть на лицевую сторону.

Расправьте пилотку, совмещая швы вставок.

 

9. С изнаночной стороны сложите вставку пополам и сколите в месте сгиба. Прострочите этот сгиб  таким образом: в начале 0,1 см, к центру увеличивая до  1,5 см и далее шьем все ближе продвигаясь к краю. Т.е. строчка должна получиться в виде дуги. 

Припуск обрежьте и обработайте на оверлоке 

 

10. Выверните пилотку на лицо, отогните основную деталь по линии перегиба и отутюжьте. Теперь крепим звезду или кокарду.

  
  

Важно

Вот и готова наша пилотка своими руками, а во второй части мастер-класса по теме «Как сшить детскую военную форму» мы расскажем о том, как сшить детскую гимнастерку. Читайте Мастер класс по гимнастерке
 

Если в процессе работы вы поймете, что вам проще купить детскую военную форму, пожалуйста загляните в магазин мастера: Галина Абышкина

Источник: https://rukodelnoe.ru/masterclass/sew/detskaya-voennaya-forma.html

Пилотки

Пило́тка (от слова пилот ) — головной уборв виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Пилотка может быть элементом военной форменной одежды (в частности, ВС СССР), различной униформы (к примеру, головной уборпионеров и стюардесс) или изыском модельеров женской моды. Изготовляется обычно из ткани.

История

В Русской императорской армии появилась в 1913 году как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях.

Первоначально именовалась «перелётка» или «полётка» («полётная складная шапка», «шапка суконная мягкая складная для лётчиков»), была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог носить её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема( фуражкадля этого не подходила). Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полётов и службы на аэродроме. В конце 1915 года пилоткабыла введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.

Прототипом этого головного убора, возможно, послужил гленгарри (англ.

glengarry ) -кельтский головной убор, употребляемый шотландскими военными, или сербский головной уборшайкача .

В 1930-х в Германии пилоткабыла введена как основной головной уборвермахта. В годы гражданской войны в Испании 1936-1939 годов фасон пилоток различал враждующие стороны.

В РККАофициально введена 16 января 1919 года как головной убор курсантов военных курсов. Это была темно-зелёная пилоткас красными кантами, красным хлястиком, к которому пристегивался черныйподбородочный ремешок, и красноармейской звёздочкой.

3 декабря 1935 года в РККАбыли введены два вида пилоток: для командиров — цвета хаки(в автобронетанковых войсках — стального цвета) с кантами по роду войск и суконной звездой, на которую спереди крепилась красноармейская звездочка, и для рядовых — цвета хаки, без кантов и суконной звезды.

В ВС СССР пилоткиносили и мужчины и женщины. Причём офицеры и прапорщики (мичманы) носили, как правило, пилоткис кантами соответствующих роду войск цветов.

На флоте носились черные полушерстяные офицерские пилоткис белыми кантами, а также матросские суконные черные пилотки, при тропической форме одежды — хлопчатобумажные пилоткисветло-синего цвета с матерчатым козырьком и ремешком.

Офицеры носили пилоткис кокардой или частью кокарды(внутренняя часть эмблемы), а матросы — со звёздочкой. Тропическая пилотканосилась с кокардой или звёздочкой в зависимости от ранга.

Совет

На полушерстяных армейских офицерских защитных пилотках (с красными или голубыми (для авиации) кантами) носилась кокарда, а на солдатской хлопчатобумажной — красная звёздочка.

В жарком климате вместо пилоткииспользовали хлопчатобумажную панаму с прошитыми полями и вентиляционными отверстиями (люверсами). Для женщин существовал летний комплект одежды из платьяи пилоткипесочного цвета.

В ВС России ношение пилоткисохранено, но с единой кокардой для армии, авиации и флота. В современной России эволюционировала до пилотки-двууголки, сохранив продольные складки наверху. На пилотках слева спереди крепят геральдический знак.

Читайте также:  Размер носков для детей таблица: по размеру стопы и размеру обуви

ПилоткиСоветской Армии

Пилотка — важнейший атрибут образа советского солдата, образа героя, победители и примера для подражания будущим поколениям.

Именно поэтому в дни празднования Победы 9 Мая военные пилоткис красной звездой и другое обмундирование Советской Армии можно встретить повсеместно: они, словно спутники соправождают мудрые и светлые взгляды ветеранов — традиционно выходящих в военной форме, и радостные и благодарные улыбки молодежи — выражающих ношеннием пилоткипатриотизм и свою благодарность воинам-освободителям. Поблескивая красными звездами на солнце пилоткитрадиционно создают особую атмосферу «праздника со злезами на глазах» — Великого Дна Победы.

Пилотка Великой Отечественной Войны – это парадная форма военных учебных заведений. А также во многих дошкольных и школьных учреждениях в последние годы появилась традиция организовывать шествия посвященные Великой Победе. Школьники с большой гордостью и честью надевают пилотку с эмблемой Великой Отечественной Войны.

Использование пилоткиВОВ сегодня

В Вооруженных Силах России пилоткаимеет единую эмблему: кокарду, которая относится и к армии, и к флоту, и к авиационным войскам. В наши дни пилотка, которую носят военнослужащие, имеет две продольные складки и два угла.

В настоящее время пилотку предпочитают носить с небольшим наклоном вправо и немножко вперед.

Обратите внимание

В последние годы изъявлять желание «куплю пилотку» и носить их стали не только военнослужащие, но и простые люди, никак не связанные со службой в армии. Причина этому – разные праздники, например, День защитника Отечества и День Победы. Чтобы сильнее приобщиться к этим памятным датам, народ покупает для себя и своих близких все, что связано с военной службой.

Источник: https://forma-odezhda.ru/encyclopedia/pilotki/

Что нужно знать о пилотке

В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.

В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты.

А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила.

В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.

Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни.

В середине XiX  века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров.

Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих.

Важно

Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы.

Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.

После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это — кепка Гаррисона, в Италии – бустина, в Польше – фуражирка.

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки».

Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков».

Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.

Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск.

Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года.

Совет

Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой – имперский орел.

Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел – розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.

После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало.

Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи.

Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.

Источник: https://russian7.ru/post/pilotka/

Дизайнерские пилотки – самый трендовый аксессуар! – MyLife

Тематика: Мода и стиль,    Автор: star_fake

Дизайнерские пилотки – самый трендовый аксессуар!

Не так давно на одной модной выставке мне посчастливилось познакомиться с замечательным и эксцентричным дизайнером весьма необычных аксессуаров.

Но, к сожалению, руки мои долго не доходили до финальной стадии этого материала вплоть до тех пор, пока прекрасная пара Паша и Юля не приснились мне ночью! Так что спешу поделиться с вами фотографиями этих интересных головных уборов и интервью с их создателем – Пашей.

Паша рассказал, что головные уборы, которые он изготовляет сам он называет складными ирокезами. “Это то, что называется полёткой, есть ещё слово “перелётка”. А вообще в этом году этой шапке исполняется 100 лет, именно столько лет назад её ввели в императорскую армию.”

Дизайнер также рассказал, что на данный момент этот предмет является эксклюзивным по всему миру. “Такого почти нигде нет, мы же решили добавить к нему немного красок, местами немного видоизменить. У нас есть и материалы так сказать стандартной военной раскраски. В целом мы решили ввести этот предмет в тренд.”

Обратите внимание

Все пилотки Паша делает сам, вручную и использует только натуральные материалы. “Полётки шью на машинке, какие-то отдельные элементы добавляю уже позже руками. То есть этот товар полностью эксклюзивный, нигде такого в мире нет. Некоторые особо интересные экземпляры у нас уже забирают в Лондон. Там их будут носить модные люди и соответственно будут продвигать в Англии наш бренд.”



Что сподвигло вас заниматься именно пилотками?

Опять же повторюсь, этот головной убор не представлен вообще нигде кроме как в военной теме. С другой стороны, это такая удобная вещь, которую можно при необходимости убрать с головы и спрятать в карман, и когда надо потом уже можно появиться в нём. На данный момент мы прорабатываем в основном женские пилотки. Потому что сейчас есть своеобразная слава именно у самого слова, а мы планируем в дальнейшем эту славу перебить хорошей славой нашей продукции.

Откуда вы черпаете идеи и есть ли у вас муза?

Все мои идеи и задумки нахожу у себя в голове. И на данный момент мне пока хватает идей, чтобы дизайны не повторялись. А ещё у нас есть два кота-диктатора: Фидель и Рауль, которые мне диктуют, а жена-муза Юля переводит на человеческий язык!

Ознакомиться с широким ассортиментом бренда Pashkа Forage Caps и заказать их можно на официальной страничке в Вк.


Справка:

— Пило́тка (от слова «пилот») — головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки.

— В Русской императорской армии появилась в 1913 году как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях.

Первоначально именовалась «перелётка» или «полётка» («полётная складная шапка», «шапка суконная мягкая складная для лётчиков»), была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог иметь её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема.

— Прототипом этого головного убора, возможно, послужил гленгарри – кельтский головной убор шотландскиx военныx, или сербский головной убор шайкача. В 1930-х в Германии пилотка была введена как основной головной убор вермахта. В годы гражданской войны в Испании 1936-1939 годов фасон пилоток различал враждующие стороны.

Интересное в этом блоге:

Сексуальное белье от сестер Круз (фото и видео)
Ближайшие мировые модные показы 2013
Интервью с молодым украинским брендом Freakdays
Дизайнерские пилотки — трендовый аксессуар
Ураган и настоящий рок‘н‘ролл на фестивале the Best City

© Love+Beauty+Style 2013

Источник: http://my-life.ua/blog_post/star_fake/43

Пилотка

Аннотация. В статье рассказывается о появлении в отечественных Вооружённых силах такого вида летнего головного убора, как пилотка, способах её кройки и пошива, правилах ношения.

Summary. The article describes the emergence at the domestic armed forces of such a kind of summer head gear, as forage cap, methods of its cutting and sewing, rules of wearing.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

Печейкин Александр Валерьевич — ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ РФ, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: pe4av@mail.ru)

ПИЛОТКА

В европейских армиях подобный летний форменный головной убор военнослужащих появляется с третьей четверти XIX века и называется полевой или фуражной шапкой.

Так, во французской армии такая фуражная шапка очень напоминала прежние колпаки, вплоть до наличия кисточки. Существенным отличием являлись завёрнутые вверх поля, которые можно было при необходимости опускать, прикрывая ими уши.

Лобная часть этого головного убора у фузилёров украшалась пятиконечной звездой, у вольтижёров — охотничьим рожком1.

Новый вид головного убора не сразу прижился в войсках. Лишь в годы Первой мировой войны пилотки стали носить военнослужащие различных технических родов войск, прежде всего авиаторы, артиллеристы, автомобилисты. Однако в межвоенный период они стали весьма широко применяться в полевых условиях.

Занятно, что некоторые пилотки того времени всё ещё сохраняли доставшуюся от фуражных шапок кисточку. Такой была, например, испанская «исабелина», получившая широкую известность в годы гражданской войны 1936—1939 гг.

Передняя кисточка и выпушка по краю бортиков носили цвета рода войск: в пехоте — красного, у егерей — зелёного и т.д. В ряде армий на пилотке размещались знаки различия воинских званий. Так поступали испанцы, итальянцы, французы.

Важно

Офицерские пилотки, шившиеся из более качественных тканей, зачастую имели и специальную отделку, позволявшую отличать их от аналогичных головных уборов унтер-офицерского и рядового состава2.

Вольноопределяющийся рядовой переменного состава Севастопольской военнойавиационной школы А.Н. Демидов в складной суконной шапке

образца 1914 г.

В русской армии головной убор типа пилотки, называвшийся тогда мягкой складной шапкой, впервые был введён в 1913 году в авиационных и воздухоплавательных частях3. Отсюда, скорее всего, и его русское название: пилот — пилотка.

Складная шапка шилась из чёрного сукна и состояла из колпака и прилегавших к нему двух бортиков. В верхних швах колпака и по краям бортиков прокладывались красные выпушки. На налобной части размещалась кокарда для нижних чинов образца 1907 года. Офицерам также полагалась складная шапка аналогичного покроя.

Её отличия заключались в следующем: бортики из чёрного бархата, по тулье и донышку колпака крестообразно пришивался серебряный галун шириной 1/2 дюйма с двумя красными просветами. На налобной части колпака крепилась кокарда офицерского образца.

Читайте также:  С чем носить женский пиджак в полоску: советы как и с чем сочетать (фото)

Эту шапку офицерам разрешалось надевать только в полётах, при работе у летательных аппаратов, на аэродромах между полётами, т.е. тогда, когда не было необходимости носить фуражку4.

С внедрением стальных шлемов складная шапка, теперь мы её будем называть пилоткой, широко распространилась в армии в качестве головного убора, носимого под шлемом. Единственным отличием от головных уборов авиаторов стал её цвет — цвет хаки5. Применялись пилотки обеими сторонами и в годы Гражданской войны, прежде всего лётчиками6.

После окончания войны пилотки в Красной армии продолжали донашивать, по мере износа избавляясь от них. Их «возрождение» произошло в 1934—1935 гг.

и связано было «…с общим культурным ростом начальствующего состава армии и необходимостью улучшения внешнего вида командира»7. В 1933—1934 гг. разрабатывалась специальная форма одежды для военнослужащих мотомеханизированных частей и авиации РККА.

Совет

Среди других предметов вводилась пилотка, причём для начсостава авиации — как рабочий головной убор.

В конце 1935 года приказом НКО СССР № 176 вводится новая форма одежды для личного состава всех родов войск РККА. Теперь пилотка полагается всему командно-начальствующему и рядовому составу для комбинированной носки со стальным шлемом и для работы в поле.

Пилотка командно-начальствующего состава шилась из мериносового сукна на сатиновой подкладке и состояла из колпака и бортиков. Колпак сшивался из продольного донышка с острыми концами и двух половинок полукруглой формы. Между донышком и половинками вшивалась суконная выпушка цвета рода войск, такая же выпушка шла по верху бортиков.

Полукруглой формы бортики сшивались из двух слоёв основного сукна. Для авиации пилотки полагались синего цвета, для мотомеханизированных войск — стального, для всех остальных — цвета хаки. На лобную часть пилотки нашивалась суконная звезда цвета рода войск, на которую крепилась красная металлическая звёздочка малого размера (фактически до 1939 г.

вместо «пилоточной» носили обычную звезду).

Пилотка для младшего командно-начальствующего и рядового состава имела следующие отличия: она шилась из хлопчатобумажной ткани цвета хаки для всех родов войск, исключая авиацию и танкистов (темно-синий и стальной цвета соответственно), не имела выпушек (за исключением ВВС) и суконной звезды. Пилотки командно-начальствующего и рядового состава ВВС украшались голубыми выпушками по колпаку и верху бортиков8.

Войска НКВД СССР этот головной убор получили 27 декабря 1935 года по приказу № 399. Пилотки для чекистов имели выпушки малинового цвета. Что касается суконной пятиконечной звезды, то у пограничников она была светло-зелёной, у внутренних войск — краповой9.

Разумеется, не обошлось без исключений. Так, в войсках НКВД не предусматривалось ношение поверх суконной звезды красноармейского металлического значка, как, впрочем, и не запрещалось.

Встречались также суконные пилотки командно-начальствующего состава без каких-либо следов суконной звезды.

Обратите внимание

Опыт снабжения войск в условиях конфликтов на Дальнем Востоке, а также в ходе Советско-финляндской войны 1939—1940 гг. выявил множество недостатков как в самой одежде советских воинов, так и в организации их вещевого обеспечения.

В частности, многообразие предметов и их расцветок мешало маневрировать запасами вещевого имущества и затрудняло его учёт.

Данными вопросами занимались несколько комиссий, результатом работы которых явилось постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 129-55сс «Об изменениях в форме одежды и нормах снабжения вещевым имуществом личного состава Красной Армии и применении заменителей для людского и конского снаряжения», подписанное 18 января 1941 года.

Народный комиссариат обороны 1 февраля 1941 года объявил этот документ своим совершенно секретным приказом № 005 с двумя приложениями, включавшими типовой перечень предметов вещевого имущества и нормы его отпуска.

Согласно новым правилам пилотки для всех родов войск устанавливались цвета хаки, на пилотках командно-начальствующего состава отменялись цветные выпушки и суконные звёзды. Суконная пилотка отныне становилась предметом летнего парадно-выходного обмундирования для курсантов, младшего командно-начальствующего и рядового состава. Летом двум последним категориям, как и прежде, для работы в поле полагались хлопчатобумажные пилотки10.

Несмотря на отмену цветных выпушек, командирская суконная пилотка продолжала оставаться довольно сложной в изготовлении. Тем не менее до 1942 года никаких изменений в этом плане не происходило. Однако проблема удешевления и упрощения её конструкции требовала решения.

С этой целью заинтересованными организациями СССР были рассмотрены пилотки вооружённых сил ряда стран Европы и в июне 1942 года принят новый образец суконной пилотки, более экономичный в производстве, имевший более широкое донышко и относительно больший внутренний размер.

Что касается хлопчатобумажных пилоток, они практически не претерпели изменений. Материалом для них служила шароварная трико-диагональ водоупорной пропитки цвета хаки. 7 октября 1942 года было разрешено шить пилотки с упрощённой подкладкой, не выкраивая отдельно донышко, а в случае пошива пилоток с дерматиновым налобником — не подгибать нижний край подкладки колпака.

Важно

1 января 1943 года был подписан приказ НКО СССР № 25 «О введении новых знаков различия и об изменениях в форме одежды Красной Армии», согласно которому суконная пилотка цвета хаки стала принадлежностью полевой формы командно-начальствующего состава; курсантам, младшему командно-начальствующему и рядовому составу в полевой и повседневной форме одежды полагалась исключительно хлопчатобумажная пилотка11.

Аналогичным образом обстояло дело и в войсках НКВД, для которых новые Правила ношения формы одежды личным составом были объявлены приказом от 18 февраля 1943 года № 12612.

Интересно, что военнослужащим-женщинам формально пилотки не полагались, вместо них следовало носить береты. В реальности, как доказывают фотоматериалы, женщины носили пилотки наравне с беретами.

Возможно, это покажется странным, но с точки зрения служб тыла пилотка в отличие от гимнастёрки или шапки-ушанки не относилась к «основным предметам» вещевого имущества, поэтому автору не удалось найти сведений о том, сколько было заготовлено нашей швейной промышленностью пилоток и какое количество в годы Великой Отечественной войны направлено в армию.

После Победы и до 1988 года существенных изменений в положении пилотки не происходило. Она по-прежнему оставалась предметом летней повседневной, полевой и рабочей формы одежды курсантов, сержантского и рядового состава армии.

А вот приказ Министерства обороны СССР от 4 марта 1988 года № 250 серьёзно повлиял на ситуацию.

По изменённым нормам снабжения с 1 января 1989 года офицерам, прапорщикам и военнослужащим сверхсрочной службы вместо прежней шерстяной полевой фуражки полагалось выдавать шерстяную пилотку защитного цвета для ношения летом при повседневной форме одежды для строя.

Пилотку полагалось надевать вместе с шерстяной курткой, заменившей прежний шерстяной китель. На офицерских пилотках вновь появились цветные выпушки по роду войск. Генералы при аналогичной куртке надевали повседневную фуражку13.

Совет

После распада СССР и создания Вооружённых сил Российской Федерации встал вопрос о новой форме одежды. Изобретать что-то новое тогда не пришлось, поскольку ещё в 1980-е годы велись активные работы по совершенствованию воинского обмундирования.

23 мая 1994 года был подписан Указ Президента РФ № 1010 «О военной форме и знаках различия по воинским званиям». Однако утверждение описания предметов одежды заняло почти четыре года, получив официальное оформление лишь в январе 1998 года.

Тогда на снабжение военнослужащих поступила пилотка шерстяная. Для военнослужащих ВВС была утверждена пилотка синего цвета, для всех других — защитного.

Она впервые полагалась и женщинам, причём бежевого цвета, но не вошла в перечень предметов формы одежды старшин, сержантов и солдат, проходивших службу по призыву. Статус пилотки необычайно повысился — она стала предметом одежды исключительно кадровых военных.

Конструктивно все пилотки состояли из донышка, стенок и бортиков. По верхнему краю бортиков (у высшего офицерского состава — ещё и по краю донышка) проложены выпушки цвета рода войск (бежевая пилотка цветных выпушек не имела). В верхней части стенок, по боковым сторонам, имелись вентиляционные отверстия.

Спереди, на бортиках, посередине соединительного шва, крепилась кокарда установленного образца, а слева, на расстоянии 25 мм от переднего края стенок, над выпушкой бортика — эмблема, представлявшая собой стилизованный российский флаг.

После учреждения военного геральдического знака-эмблемы Вооружённых сил Российской Федерации (Указ Президента РФ от 27 января 1997 г. № 46) приказом МО РФ от 28 марта 1997 года № 210 место стилизованного флага заняла золотистая металлическая эмблема длиной 46 мм.

Пилотку полагалось носить при летней повседневной форме одежды для строя и вне его. Женщины бежевую пилотку надевали при летнем платье аналогичного цвета14.

Обратите внимание

Вместе с тем имелись и некоторые особенности, связанные с данным головным убором. Так, авиаторы носили синие пилотки при летней полевой форме одежды, заменяя ими хлопчатобумажные кепи камуфлированной расцветки.

Командиры на это обстоятельство закрывали глаза, а сами лётчики приводили разные объяснения, суть которых сводилась к одному: чтобы с пехотой не путали. Сильное отторжение пилотка вызывала у пограничников.

Мужчины их, конечно же, получали, но в конце концов пилотки негласно стали почти исключительно женским головным убором.

Сохраняются пилотки на снабжении военнослужащих и сегодня, почти не претерпев изменений с 1998 года.

Правда, с января 2002 года пилотка ВВС потеряла свой синий цвет «в связи с реформированием Вооружённых Сил Российской Федерации и в целях унификации». С этого времени армейские пилотки приобрели единый защитный цвет.

За исключением того, что Указом Президента РФ от 8 мая 2005 года № 531 военнослужащие ФСБ РФ, ФСО РФ и ССО при Президенте РФ получили пилотки иссиня-чёрного цвета15.

______________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Функен Л., Функен Ф. Европа XIX век: 1850—1900: Франция — Великобритания — Германия — Австрия — Россия / Пер. с фр. М.Ю. Крысина. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2002. С. 32—37.

2 Потрашков С.В., Потрашков А.С. Иллюстрированный военно-исторический словарь. М.: Эксмо, 2007. С. 78, 241, 475; Дарман П. Униформа Второй мировой. Полная иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. А. Гришина. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002; SamnerIan, EmbletonGerry. The French army. 1914—1918. London: Osprey, 1995 и др.

Важно

3 24 декабря 1913 г. Николай II утвердил доклад военного министра «Краткое описание формы обмундирования и добавочных предметов обмундирования для авиационных частей». Объявленный приказом по военному ведомству № 4 от 3 января 1914 г.

этот документ, несмотря на скромное название, достаточно подробно описывал авиационную униформу. В частности, среди предметов «добавочного обмундирования», т.е.

тех, что были необходимы непосредственно для полётов и работы с техникой, для нижних чинов предусматривалась складная шапка, которую полагалось носить с «обыкновенной» формой.

4 Кибовский А.В., Степанов А.Б., Цыпленков К.В. Униформа российского военного воздушного флота. Т. I. М.: Фонд «Русские Витязи», 2004. С. 55, 66.

5 Аранович А.В. Русский военный костюм 1907—1917: Учебное пособие. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. С. 56, 64; Корнаков П., Юшко В. Втрое рождение гренадер. Штурмовые команды российской армии. 1915—1917 // Цейхгауз. 1995. № 4. С. 20—22 и др.

6 Интересно, что термин «пилотка» тогда ещё не стал общеупотребительным. Так, в приказе от 31 августа 1918 г. № 44 о форме одежды авиационных частей Народной армии Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч), выступивших против большевиков, данный головной убор обозначен как «залётка».

7 Кибовский А.В., Степанов А.Б., Цыпленков К.В. Указ. соч. С. 234.

8 Харитонов О.В. Форма одежды и знаки различия Красной и Советской Армии (1918—1945 гг.). М.: МКЦ «Новикъ», 1993. С. 24—27; Военная одежда Вооружённых Сил СССР и России (1917—1990-е годы). М.: Воениздат, 1999. С. 89 и др.

9 Центральный пограничный музей ФСБ РФ. Документальный фонд. Д. ДНВ-1755/16. Л. 1об.

Совет

10 Аналогичное постановление для войск НКВД было принято 15 апреля 1941 г. за №1010-405сс и объявлено приказом НКВД 16 мая.

В целом, особых различий с РККА не имелось, но курсантам, младшему командно-начальствующему и рядовому составу полагались только хлопчатобумажные пилотки, поскольку головным убором их летнего парадно-выходного обмундирования осталась фуражка. См.: Центральный архив ФСБ РФ (ЦА ФСБ РФ). Ф. 66. Оп. 6. Д. 1. Л. 38—41.

11 Военная одежда Вооружённых Сил СССР и России (1917—1990-е годы)… С. 146 и др.

12 ЦА ФСБ РФ. Ф. 66. Оп. 1-Т. Д. 182. Л. 116 об.—136.

13 Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота. М.: Воениздат, 1989. С. 124, 140, 143, 146.

14 Военная одежда Вооружённых Сил СССР и России (1917—1990-е годы)… С. 365—395.

15 Новые Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. С. 448—468.

Источник: http://history.milportal.ru/2014/03/pilotka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector