Что такое малахай, что это означает: история возникновения, как носят малахай в наше время

История шапки — ушанки

Шапка-ушанка для русского человека уже давно один из самых привычных зимних головных уборов, а иностранцы покупая её как сувенир отдают дань российской истории. Даже сейчас эта шапка пользуется бешеной популярностью у молодежи, так как она отлично спасает нашу голову морозной зимой. Давайте разбираться.

Шапка — ушанка произошла от монгольского малахая. Монгольская шапка представляла собой колпак в виде конуса, скроенный из овчины. Такая мужская шапка была незаменима зимой: ее широкие отвороты защищали лица и щеки воинов татаро-монгольской орды от ветра и метели.

Позже овчинные отвороты малахаев начали вертикально разрезать по бокам, полученные в результате «уши» могли завязываться при потеплении погоды на затылке наездника. От таких малахаев и произошли легендарные мужские шапки-ушанки, которые стали популярны на Руси.

Обратите внимание

Согласно древней славянской традиции, которая прочно укоренилась в Киевской Руси (Х –ХІІІ вв.) и позже в Великом княжестве Московском (ХІV –XVII вв.), без головного убора могли ходить лишь незамужние девушки. Мужчинам и замужним женщинам полагалось вне дома носить головной убор.

Это была очень важная традиция, оставлять голову непокрытой считалось постыдным, отсюда и слово «опростоволоситься» — оказаться в неприятном, смешном положении, допустить грубую ошибку, промах, оплошность.

Некоторые меховые головные уборы ХІV –XVIII вв. с отворотами или без, полностью меховые или лишь с меховой оторочкой стали прототипами современных меховых шапок.

Наиболее близкие по стилю: шапка-кабардинка из меха выдры и шапка бурка вильчура, популярные у запорожских казаков.

И.Е.Репин (1844—1930). «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» .

До XIII века в моде были, так называемые, треухи и более сложные магерки – шапки с отворотами, с разрезами впереди, где обычно крепили аграф или перо с драгоценным камнем и кисточкой, это украшение называлось «султан». Обычно на художественных полотнах того времени в таких головных уборах изображали польскую шляхту и украинских гетьманов.

Этнографы также приводят самый поздний вариант — шапку-малахай, круглую с наушниками, её носили в Черниговской губернии в конце XIX века. Это практически точная копия нынешней ушанки.

Однако возрождение шапки-ушанки произошло после революции, в 1918-19 гг. в рядах Белой армии, под предводительством адмирала и руководителя Белого движения Александра Васильевича Колчака.

Тогда шапка-ушанка называлась — шапка «колчаковка», но она не была меховой, её шили исключительно из сукна, а также она имела козырёк, также обшитый сукном. Хотя считалось, что колчаковка – облегчённая копия шапки Нансена, известного исследователя Арктики, норвежского путешественника Фритьофа Нансена.

Времена тогда были тяжёлые, обмундирование армии Колчака была привозным, готовую униформу доставляли либо из Англии, либо шили её из сукна, купленного в Японии. Офицерский состав Белого движения, помимо папах, также носил «колчаковны» с кокардой или бело-зелёной ленточкой.

Важно

В 1934 году шапка-ушанка обрела вид, привычный всем до сих пор, её стали носить Военно-морские силы Рабоче-крестьянской Красной Армии. Шапка-ушанка черного цвета состояла из окола, суконного черного колпака, козырька и назатыльника с наушниками. Наушники в опущенном положении завязываются на тесьму, а в поднятом заправляются внутрь назатыльника.

В соответствии с приказом Наркома ВМФ № 426 от 20 октября 1939 года, суконный колпак заменили на кожаный, а также добавили обтянутую кожей пуговицу.

Шапки высшего и старшего командного состава изготовляли из меха мерлушки черного цвета, а шапок среднего комсостава и срочников — из меха цигейки чёрного цвета.

С 1940 года шапка-ушанка стала зимним головным убором армии и милиции. Головной убор делали из светлой овчины, хотя на флоте ушанки оставались чёрными.

Во времена застоя и перестройки шапка-ушанка стала ходовым товаром у фарцовщиков. Иностранные туристы с удовольствием покупали или меняли привезённые с собой вещи на ушанки.

Сегодня шапка-ушанка является модным аксессуаром, способным менять настроение своего обладателя вместе с положением ее ушей, завязанных на затылке или подбородке, а то и вовсе дразня публику подрагивающими при ходьбе не завязанными «ушками».

Причем, модельный ряд ушанки не ограничивается только классикой жанра, т.е. шапкой-ушанкой на меху. В моде вязаные ушанки, трикотажные, из стриженого меха (искусственного или натурального) и т.д.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ УШАНКИ

• У приблатненной петроградской публики в начале 1920-х особым шиком считалась финка-ушанка – кожаная с каракулевой окантовкой.

• В советской моде на головные уборы свое слово сказал Леонид Брежнев: в 60-70-е годы прошлого века члены Политбюро носили одинаковые пыжиковые шапки. Позже появились шапки из ондатры и тюленевого меха. Брежнев же ввел моду на норковые шапки-ушанки, ставшие атрибутом состоятельности в период глубокого застоя.

• Для иностранцев шапка-ушанка давно приросла к образу типичного русского. Туристы вкупе с матрешками и футболками с ликом дедушки Ленина нарасхват скупают меховые и драповые треухи, называя их на русский манер shapka или ushanka. Эти термины, кстати говоря, включены в Оксфордский словарь.

• Слово «шапка» пришло в русский язык из французского через немецкий или польский. Позднее произошло обратное заимствование, и теперь у французов помимо слова «chapeau» в значении любого головного убора есть калькированное «chapka», относящееся только к меховой шапке-ушанке русского образца.

• В 90-е годы норковые ушанки были предметом роскоши и престижа, их берегли пуще зеницы ока и на ночь оставляли в холодильнике, чтобы не испортился мех. Когда снимали с головы — трепетно встряхивали.

• Шапкам — ушанкам посвящают огромные статьи модные журналы, объясняя как выбирать шапку, как и с чем носить. Сегодня ушанка — обязательный элемент женского гардероба. Вот уже на протяжении нескольких лет этот фасон головных уборов не выходит из моды. Каждый сезон приносит некоторые изменения во внешний вид, но суть остается прежней.

Несмотря на огромное количество разновидностей и видов по стилю — эти теплые головные уборы прекрасно согреют в самое холодное время года. Помните, что важнее всего держать в тепле именно голову, ну и ноги конечно. Стало быть нужно рассказать о валенках, но это уже другая история…

Источник: https://moiarussia.ru/istoriya-shapki-ushanki/

Малахай — это… что такое малахай?

  • Малахай — (иноск.) разгильдяй, нечеса, рохля, беззаботный, розиня. Ср. «Баба ай, ай! а мужъ малахай». Поясн. Малахай въ прямомъ смыслѣ кафтанъ въ накидку, враспашку, безъ пояса; также большая ушастая шапка на мѣху съ четырьмя лопастями …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
  • Малахай — 1)распространенная в Сибири разновидность зимних меховых мужских шапок с наушниками и задником до плеч. Слово малахай заимствовано из монгольского языка и известно с XVII века.2) Верхний мужской и женский широкий кафтан без пояса.Малахай гора… …   Википедия
  • МАЛАХАЙ — муж., вост. большая, ушастая (или с лопастями) шапка на меху; две лопасти кроют щеки, одна затылок, небольшая, четвертая лоб. | Кафтан в накидку, наопашь, либо в рукава, но без пояса, враспашку, распустихой. Надеть чапан малахаем. | * Кто… …   Толковый словарь Даля
  • МАЛАХАЙ — (тат.). Шапка с наушниками. В перен. значении беззаботный, человек разиня. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАЛАХАЙ теплая шапка с наушниками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… …   Словарь иностранных слов русского языка
  • МАЛАХАЙ — МАЛАХАЙ, малахая, муж. (калмыц.) (обл.). 1. Большая шапка на меху с широкими наушниками, напр. у башкир и киргизов. 2. Верхняя одежда, широкий кафтан без пояса. «А Иван наш, не снимая ни лаптей, ни малахая, отправляется на печь.» Ершов. Толковый… …   Толковый словарь Ушакова
  • МАЛАХАЙ — МАЛАХАЙ, я, муж. 1. Род старинного крестьянского головного убора большая шапка на меху с наушниками. 2. Род старинной крестьянской одежды широкий кафтан без пояса. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
  • малахай — сущ., кол во синонимов: 7 • капа (7) • капелюх (6) • кафтан (33) • …   Словарь синонимов
  • МАЛАХАЙ — шапка на меху с широкими наушниками …   Этнографический словарь
  • малахай — малахай, шапка на меху с широкими наушниками …   Энциклопедия «Народы и религии мира»
  • малахай — (иноск.) разгильдяй, нечеса, рохля, беззаботный, разиня Ср. Баба ай, ай! а муж малахай . Малахай в прямом смысле кафтан внакидку, враспашку, без пояса; также большая ушастая шапка на меху с четырьмя лопастями …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/187506

Малахай из Магадана. Всем и каждому. И пусть никто не уйдет обиженным!

?ace1962 (ace1962) wrote,
2014-01-08 20:35:00ace1962
ace1962
2014-01-08 20:35:00Categories:Оригинал взят у pilip_pilipich в Малахай из Магадана. Всем и каждому. И пусть никто не уйдет обиженным!Оригинал взят у goblinid в Малахай из Магадана. Всем и каждому.

И пусть никто не уйдет обиженным!Пару лет назад на бухте, на которую езжу зимой ловить корюшку, заметил нескольких рыбаков в головном уборе — очень сильно напоминающем малахай — национальный головной убор якутов, эвенов и юкагиров, живущих на земле, на которой живу и я — в Магаданской области.

Причем мужики русские, такие же как и я — но в малахаях. Потом встретил знакомого в таком же головном уборе — расспросил подробнее. По его словам — сверхудобная штука. Во первых — голова не мерзнет. Тепло.

Во вторых — так как вокруг рта расположен длинный мех — теплый воздух от дыхания задерживается и смешивается с холодным, который вдыхаешь (правда не при сильном ветре). В третьих — ну очень классно выглядит и, в четвертых, ручная работа.И точно, зашел как-то в один из рыболовных местных магазаинов.

Совет

Висят малахаи — красивые, но ценник — не подступишься. Не каждый себе сможет позволить — не каждый.Отложил себе мечту на время — когда будут деньги… Прошло пару лет…

Читайте также:  Выкройка детской пижамы: как сшить пижаму своими руками для девочки и мальчика

И перед этим новым годом — неожиданно получилось — что встречаю в магаданских энторнетах статью знакомого — про человека — который научился шить национальные шапки — малахаи сам — и успешно их продает в городе. Да и не только в городе… Поехал посмотреть после прочтения статьи. Результат ниже: встречайте мастера — Евгений Полтанов.

Итак, Евгений Полтанов — коренной магаданец. Закончив среднюю школу поступил в Магаданский политехникум. По специальности техник-геолог. В тяжелые годы перестройки перепробовав много профессий, записался на курсы кройки и шитья. С тех пор и шьет меховые изделия. Как признается сам мастер особое удовольствие ему доставляет изготовление головных уборов коренных на­родов Севера.

Выше данные из статьи про него (пруф).

Головной убор народов севера — малахай. Он же по русски — треух. Обратимся к словарю нашего великого соотечественника Даля:

Малахай — м. вост. большая, ушастая (или с лопастями) шапка на меху; две лопасти кроют щеки, одна затылок, небольшая, четвертая — лоб.

Треух — шапка сшитая из трех кусков кожи с мехом!.

Есть еще значение слова малахай — это кафтан, накидка. Но на северо-востоке нашей страны — малахай — всегда значил шапка.Но вернемся к нашим деталям. Прочитав статью — поехал на точку — где он торгует. 4го января. После нового года. Встречаю вполне подтянутого, еще моложавого мужика в очках и синем халате производственном. Жаль не зафотал.

Объяснил ему — что прочитал про него статью — хочу посмотреть шапки, пофотграфировать, и прояснить для себя пару моментов. Да и купить в конце концов. Он согласился.Пофотал малахаи:1)  Этот  — не совсем традиционный для наших мест. Ниже будет видно почему. Хотя и так понятно…  слишком много меха снаружи.2) А вот этот — уже более традиционный — сверху — нет меха.

Только кожа — мех убран внутрь. И это правильно — так как внутри мех будет задерживать теплый воздух — исходящий от головы вверх. Кстати, обратите внимание по верху идет пунктир — это не приклеено — это шнуровка пропущенная по верху.3) Опушка. Опушка по бокам от рта  — это не олений мех. Других животных. У Евгения он разный — песец, чернобурка, другие животные с разным мехом.

4) Пунктир — фигурная вышивка.5) Более веселые шапки. Евгений, кстати — сам вышивкой и бисероплетением не занимается. Отдает нашим коренным жителям — только они могут обшить так, как у них заведено по правилам. Сам так не делает..Кстати — он еще и немного изменил технологию.

Обратите внимание

Раньше, да и сейчас в качестве внутренней отделки местные использовали  пыжик — шерсть новорожденного оленя — особо мягкую, и приносящую тепло (вешайся гринпис — это жизнь). Но Евгений вместо пыжика использует овчину — и он объяснил мне почему. Все просто — пыжик пахнет. Сильно пахнет — как его не вымачивай.

А вот хорошо сделанная овчина — не пахнет, и тепелее и мягче на самом деле. Причем — на декоративные малахаи он берет итальянскую овчину — малахай получается мягкий и очень добрый. А вот для рыбаков — берет российскую — которая может и жестче и не так выделанна — но зато тепло держит лучше… Но если вы захотите аутентичную полностью шапку — из пыжика — сделает!6) Шапка рыбака.

как раз почти такую я и купил. Только опушка у меня получилась не из меха чернобурки. Вообще — Евгений старается использовать максимально местные материалы, но не всегда получается.  У нас охотников все меньше — а животных все больше. Но добыть этих животных — навыки современной цивилизации в общем -то пасуют.  Я, допустим, на лося ня пойду зимой… Хотя отец мой ходил.

7) Шапка — мечта рыбака. Я сначала свою купил — а потом уже эту увидел.. Ну да — я исполнил свою мечту — я купил у Евгения шапку. И не жалею ни разу. Боллее того — ко мне дочь пристала — купи, мол, малахай и мне. Но подожду пока.

8) А вот про эту шапку Евгений говорил с особой любовью.  А знаете, почему? А потому что — верх малахая покрыт шерстью нерпы. И Евгений особенно подчеркнул — что он умудрился так выделать кожу нерпы — что малахай (шапка) получились особенно мягкие. Секретов раскрывать не стал — да я бы в них ничего и не понял — но этой шапкой гордится — и продает ее гораздо дороже.9) Шерсть нерпы — крупным планом. Нерпа вообще животное — для человека не очень удобное. Но с учетом относительной легкости ее добычи — у северных народов — она в пантеоне. Глупое животное — которое способно прокормить, среднюю семью севера в течении месяца. (я про коренные народы, мы то тут обычно колбасу и прочее продовольствие едим)… :)10) И еще раз — малахай из нерпы. Это экслюзив. Коренные народы не шьют так — им неинтересно новые веяния искать в пошиве. Им быстрее бы сделать, продать подороже, и все. Евгений  же — постоянно ищет новое.11) Евгений не чурается новых традиций. Вам нравится фильмы Ёлки? Тогда к нему — он шьет такие малахаи как у Светлакова и Урганта… Пошиты у них они, в фильме, кстати хорошо  — но ширпотреб это все таки.. тут ручная работа.12) это еще одна из аутентичных шапок — которую продает Евгений. Корякская, специально сделана с большими выступающими ушками. Я спросил Евгения, а в чем разница в размерах ушей у этих малахаев была у коренных племен. Он объяснил так — каждое племя считало — что размер ушей — которые они шьют к малахаям — позволяют им лучше слышать и вообще, больше впитывать в себя природу. Но на самом деле — для русского — размер выступающих ушек над шапкой — никакого значения не имеет.. И я так думаю…В общем с Евгением — я пообщался плотно. И мне понравилось — согласитесь — не каждый забросит свое геолого-техническое образование и начнет шить вещи.И какие… А вещи — получились роскошные…  В общем — не удержался я. Я купил себе малахай — исполнил свою мечту, которую лелеял два года. Вот он я — уже дома, попросил дочу сфотать себя на айфон, в малахае:З.ы: цена — я не сказал: цена малахая который на мне — 10 000 или 300 долларов США. Но все очень индивидуально. можно пошить и дешевле. Но это та вещь — о покупке которой не пожалеешь всю жизнь.Ну и напоследок: Вы бы захотели себе приобрести Малахай?[Error: Invalid poll ID 1950819]

Источник: https://ace1962.livejournal.com/2881070.html

История знаменитой русской шапки-ушанки

03.02.2015 0 9969

Одним из культовых аксессуаров русского человека в представлении Запада, помимо матрешки, водки и балалайки, является шапка-ушанка. В Оксфордском словаре на этот счет даже есть отдельные термины, произносимые вполне по-русски, shapka и ushanka.

Предками шапки-ушанки были головные уборы разных народов. Впрочем, выглядели и назывались они несколько иначе.

Предки далекие и близкие

По версии историков, русская шапка-ушанка произошла от монгольского малахая. У кочевников он представлял собой конусообразный колпак, сшитый из обработанной овечьей шкуры. Носили малахай в основном мужчины, и при длительных переходах по зимней степи он был незаменим. Ведь широкие отвороты малахая оберегали нижнюю часть лица и щеки от мороза и ветра.

Со временем овчинные отвороты по бокам малахая стали вертикально разрезать.Так получились уши, которые при стуже завязывались на лице, а при теплой погоде убирались на затылок.

При вторжении монгольских орд в пределы Киевской Руси между народами произошел непроизвольный обмен культурными и бытовыми артефактами. Так малахай проник в древнерусскую среду.

Шапки кочевников пришлись по душе славянам. Тем паче что они считали неприличным появляться на людях без головного убора. Слово «опростоволоситься» как раз и подразумевает, что человек совершил глупый поступок, показав окружающим свои неприкрытые волосы.

По другой версии, прообразом ушанки могла стать шапка русских поморов. Она представляла собой низкий цилиндр с «потолком», сшитым из шкуры тюленя. По бокам «цилиндра» пришивались длинные уши, тоже из тюленьего меха. Именно в таких непромокаемых и непродува-емых шапках и выходили рыбаки в Белое море. А длинные уши обертывались вокруг шеи и подбородка.

Важно

Однако внешний вид и монгольского малахая, и поморской шапки до современной ушанки не дотягивал. Уже в XIV веке появились шапки, которые можно назвать более близкими предками ушанки.

Это шапка-кабардинка из меха выдры и шапка бурка вильчура, носимые запорожскими казаками.

Другая шапка, у которой были опускаемые отвороты и разрез впереди, — магерка, так любимая польской шляхтой и украинскими гетманами.

Читайте также:  Вылезла косточка из бюстгальтера, как починить: (вылезает, что делать) - спасаем любимый бюстгальтер.

Шапка поморов

Также в предки ушанки можно записать аблавуху -головной убор, некогда популярный в Белоруссии. Интересно, что у аблавухи уши были не только по бокам, но и спереди и сзади. При желании владелец шапки мог связать их на макушке или опустить все четыре в лютую стужу. Носили такие шапки вплоть до XX века.

А в России наибольшую популярность снискал знаменитый треух. Сильно напоминавший малахай, он был в почете у ямщиков. Треух надежно закрывал не только нижнюю и боковые стороны лица, но и «задком» утеплял затылок. Что было немаловажно в трескучие морозы на заснеженном тракте.

В помощь солдатам

Непосредственное рождение ушанки произошло в годы Гражданской войны. С июня 1919 года вещевое довольствие армии Колчака осуществлялось Британией. Англичане поставляли в том числе и головные уборы, названные колчаковками.

По внешнему виду колчаковка походила на шапку норвежского полярника Фритьофа Нансена. Правда, есть версия, что колчаковки (впрочем, как и буденовки) произошли от другого головного убора — «богатырки». Незадолго до Первой мировой войны ее ввели в царской армии как часть парадной зимней формы.

Тем не менее колчаковка оказалась ближе к ушанке, нежели буденовка. Шилась она исключительно из сукна и имела козырек, также обшитый сукном. Предназначалась колчаковка для солдат, но из-за трудностей со снабжением носили ее и офицеры. Правда, в отличие от солдат, на колчаковках офицеров имелись кокарды или бело-зеленые ленточки.

Совет

Почти сразу по окончании Гражданской войны в Петрограде началась мода на финку-ушанку. Она практически повторяла современную ушанку, с той лишь разницей, что сама шапка была кожаной, с каракулевой окантовкой. Именно ее и взяли за основу в 1931 году тыловые службы Красной армии, когда встал вопрос о зимнем обмундировании бойцов.

С 1934 года шапка-ушанка вводится в состав формы военнослужащих Военно-морских сил РККА. Но была она исключительно черного цвета, что по сути — дань традиции. Данная ушанка состояла из окола, черного суконного колпака, козырька и назатыльника с ушами. В опущенном положении уши завязывались под подбородком, а в поднятом заправлялись наверх.

Уже в 1939 году суконный колпак ушанки морякам заменили на кожаный из черного шеврета. А на макушке была добавлена обтянутая кожей пуговица. Появилось и отличие ушанок для военнослужащих разных рангов. Высший и старший командный состав получал шапки из меха мерлушки, а средний и рядовой — из цигейки.

Но вскоре ушанки стали делать не из дорогой цигейки, а из искусственного меха.

На все вкусы

Армейская жизнь ушанки привела к появлению новых разновидностей этой шапки. Как следовало из приказа №29 министра обороны СССР от 16 февраля 1971 года «Об изменении особой парадной формы одежды для личного состава рот почетного караула», для разных родов войск ушанка шилась разного цвета и из разных материалов.

В ВМФ шапка была черного цвета. Причем для офицеров она шилась из кожи. Для личного состава Сухопутных войск отвороты ушанки должны были быть стального цвета, а для военнослужащих Военно-воздушных сил — темно-синего цвета.

В зависимости от норм снабжения военнослужащие СССР получали шапки-ушанки из натурального или искусственного меха. Так, в погранвойсках, относящихся к КГБ, ушанки были из цигейки, а в Советской армии из искусственного меха.

Впрочем, полковники, не говоря уже о генералах, по уставу носили папахи из каракуля. Что никак не умаляет достоинств ушанки, чьи «уши» спасли не одну тысячу солдатских ушей.

Более того, в регионах с суровым климатом военнослужащим полагалась не обычная ушанка, а полуторная. Она имела в полтора раза более длинные уши, которые закрывали солдатам уши, щеки и шею ниже подбородка.

Обратите внимание

В сложенном наверх состоянии уши складывались друг на друга, из-за чего шапка имела своеобразный «полуторный» вид.

Несмотря на то, что современная Российская армия недавно перешла на новую форму одежды — так называемую «цифру», от шапки-ушанки тыловики не отказались. Конечно, она немного изменилась. В частности, советской ушанке ставили в упрек то, -что она легко впитывает воду и плохо сохнет. Современные армейские ушанки покрыты водоотталкивающей тканью, что, несомненно, улучшает их качество.

Но шапки-ушанки состоят на «вооружении» не только в России. Китай, Северная Корея, Монголия — военнослужащие этих стран также имеют в своем гардеробе данный головной убор. Не избежали ушанок и некоторые армейские подразделения Канады, Швеции и Финляндии.

Интересно, что функциональность ушанки оценило даже полицейское управление в земле Северный Рейн — Вестфалия, в Германии. Проведенный экспертами тест показал, что ушанка, сшитая по русскому образцу, гораздо теплее, нежели утепленная бейсболка с защитой для ушей.

Однако полицейские и их профсоюз такую заботу не оценили. В частности, один из копов заявил: «Полицейские в этих шапках выглядят курам на смех. Мы все же не в Москве». Потому вместо 15 тысяч шапок управление заказало всего тысячу.

Впрочем, шапка-ушанка уже давно не нуждается в рекламе. В России она давно стала такой же частью истории, как валенки, самовар, матрешка и блины. А остальной мир ее свойства по достоинству вряд ли оценит. Потому что такие трескучие морозы, как в России, бывают разве что на севере Америки и Европы, где населения не так уж и много.

Прохор ЕЖОВ

Источник: http://oursociety.ru/publ/istorija_rossii/istorija_znamenitoj_russkoj_shapki_ushanki/4-1-0-151

Что означает слово малахай

Иногда в литературе встречается старинное слово «малахай», которое практически не употребляется в современном языке. Именно поэтому оно вызывает интерес. Это достаточно древнее слово, у которого есть несколько значений, связанных между собой одним смыслом.

Шапка-малахай – что это такое?

Малахай – это в первую очередь меховая шапка, сшитая из кусков меха. У нее особая конфигурация, головной убор состоял из четырех частей.

Две лопасти свисают низко к шее по бокам головы, их можно зафиксировать под подбородком и защитить шею от мороза. Третья такая лопасть свисает на спину, надежно защищая шею сзади от ветра, мороза и снега.

Еще одна лопасть образовывала козырек над лицом, который можно было опустить на лицо при неблагоприятных погодных условиях.

Важно

Также если зайти в теплое помещение, и снег на шапке начнет таять, она не станет мокрой благодаря кожаной поверхности. В итоге такой головной убор позволял сохранить голову и шею в тепле и сухости практически при любых, иногда самых суровых погодных условиях. В малахае не страшны зимние бураны и морозы, доходящие до очень низких отметок.

У народов, проживающих в таких условиях, были разновидности малахая. Например, в Казахстане по историческим документам и рисункам насчитали как минимум четыре вида малахая.

Разновидности малахая

Первой разновидностью являлся малахай из короткого меха с высоким цилиндрическим верхом, заканчивающимся конусом наверху. Этот вид шапки обшивали красной тканью. Ее изобразили на многих казахских миниатюрах 18-19 веков, поэтому информация о ней дошла до наших дней.

Второй тип шапки заканчивался наверху невысоким четырехугольным цилиндром. Лопасть надо лбом не выделялась отдельно. Уши постоянно были опущены вниз, а верхушку украшала кисточка из птичьих перьев. Такой малахай носили казахи в западной Монголии и северо-западном Китае.

Третий вид шапки представлял собой разновидность из длинного меха, обычно рыжей лисицы. Шапка имела невысокий конусообразный верх, разделенные четыре лопасти и длинный назатыльник, спускающийся на спину.

Такие шапки были характерны для юго-западной Сибири, для местности с сильными морозами и снежными буранами. Четвертый тип является разновидностью третьего, но только из короткого меха, с еще более длинным и широким назатыльником и более высоким козырьком.

Встречался в Алма-атинской области.

Кроме того от конструкции малахая произошли современные шапки в национальном костюме монголов. Они могут быть женские и мужские, с коротким мехом или без него, предназначенные для лета.

Однако в них четко прослеживается четырех частная структура лопастей, просто в отличие от зимнего малахая, предназначенного для защиты от снежных буранов, шапочки монголов имеют короткие лопасти, поднятые вверх, а назатыльник может превратиться в декоративный элемент.

Совет

В народе давно забыли настоящее название такой шапки «малахай». Однако головной убор с длинными лопастями, защищающими уши и шею зимой, называют треухом. Также форма малахая стала основой современной шапки с завязанными сверху ушами.

Малахай в роли шапки был хорошо известен в крестьянской среде в старину. Старинные словари русского языка, составленные до 20 века, включали расшифровку этого названия. Но с приходом современной одежды в сельский быт, шапку, послужившую верой и правдой не одному поколению крестьян, просто забыли.

Одежда-малахай

Второе значение слова «малахай» – это национальная одежда, которую носили в старину. Это был кафтан, который надевали сверху. Его носили и мужчины, и женщины. Он не имел пояса, надевали его нараспашку, в качестве накидки.

Человек-малахай

Это самое интересное значение слова, непосредственно связанное с кафтаном нараспашку малахаем. Человека с душой нараспашку по аналогии с кафтаном называли малахаем. Также если за мужчиной замечали разгильдяйство, считали его разиней, рохлей, который не следил за собой, его также называли малахаем. Его противопоставляли аккуратным, собранным и хозяйственным мужчинам.

Источник: https://fin-gazeta.ru/chto-oznachaet-slovo-malahaj/

Русские головные уборы: какими они были? Мужчины

Не будем останавливаться на шлемах воинов, а также на головных уборах священнослужителей. Начинать полагается с царских регалий, но в них как раз и вся закавыка.

Читайте также:  С чем носить белые брюки: широкие, клеш, в полоску

Оказывается, на сей предмет идут ожесточенные споры. Вдаваться в них смысла нет, достаточно упомянуть известные регалии русских царей — шапку Мономаха и Казанскую шапку.

Хранятся они в Оружейной палате Московского Кремля. А сетование на то, как тяжело быть правителем, пришло из пушкинского «Бориса Годунова» — «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!».

Это выражение, ставшее крылатым, используется уж слишком часто к месту и не очень.

Какие же головные уборы носили «обычные мужчины», знатные и простые, а также крепостные? То, что было на головах, несколько разнилось в зависимости от того, какого происхождения был хозяин шапки.

По Сеньке шлык, коли косенько сшит. Каков Пахом, такова и шапка на нем. По Сеньке шапка, по Еремке (по Фоме) и колпак

В деревне мужчины носили валяные шапки-колпаки (суконные, войлочные). Считается, что этот головной убор близок к древним скифским и сарматским.

Валяная шапка (она же валенка, яломок, чепепенник, грешневик или гречушник — потому что были похожи на пирог с гречневой кашей) — из войлока, полусферической, цилиндрической, конусообразной формы, с высоко загнутыми полями носилась во многих областях.

Назывались только по-разному. Подобные шапки носились повсеместно — до западных границ и дальше.

Колпак (слово тюркское) — традиционный мужской конусообразный головной убор. Его шили из белого атласа, иногда с околышем, украшенным жемчугом, драгоценными камнями и меховой опушкой. Жемчугом и золотыми пуговицами окаймлялись и продольные разрезы на колпаке.

Обратите внимание

До нас «дошли» только поварские колпаки, а также «литературные воспоминания» о ночных колпаках и о шутовских колпаках. Слово осталось в поговорках, скороговорках и загадках.

Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый (то есть не из шерсти ягненка) — это загадка о снеге на пне.

Шапка по отношению к снегу — не случайное слово. Облака на вершине, снег — это поэтическая шапка:

Снега как шапка на устьсысольце, Леса — тулупы, предлесья — ноги, Где пар медвежий да лосьи логи, По шапке вьются пути-сузёмки, По ним лишь душу нести в котомке

От мхов оленьих до кипарисов…

(Н. Клюев)

Колпаки были распространены и среди простого люда, и среди знати. Но богатые горожане одевались более затейливо. Дома на голове носили тафью — маленькую круглую шапочку, закрывающую макушку. Тафья — родом от татарских головных уборов, в летописях упоминается с 16 века. На тафью и надевался колпак.

Невысокий колпак с отворотами назывался мурмолка. «Шапки, которые мы называем шлыками, Москва называет мармурками, а так как московские бояре обыкновенно употребляют шапки из черной лисицы, поэтому и наши прозвали черных лисиц мармурками» — писал один из иностранных путешественников, посетивших Москву в самом начале 17 века.

Кабы знала я, кабы ведала, Не смотрела бы из окошечка Я на молодца разудалого, Как он ехал по нашей улице, Набекрень заломивши мурмолку, Как лихого коня буланого, Звонконогого, долгогривого,

Супротив окон на дыбы вздымал!

(А.К. Толстой)

Как известно, при входе в церковь полагалось шапки снимать, сложив все тафьи и колпаки перед входом. Отсюда дошедшее до нас выражение: успеть к шапочному разбору.

Четырехугольная шапка — распространенный мужской головной убор в допетровское время. Еще одна шапка — горлатная — занимала почетное место в гардеробе князей и бояр.

Горлатные шапки — название идет оттого, что их шили из горлышек куницы, черно-бурой лисы или соболя. Шапка эта представляла собой высокий (в локоть), расширяющийся цилиндр, верх был из бархата или парчи. Колпак суживался кверху, горлатная шапка — расширялась.

Важно

Надевали ее на тафью и колпак. А часто и не надевали, просто держали на сгибе левой руки.

Встречаясь на улице с близкими, люди могли обняться. Встречаясь просто со знакомыми — снимали шапки в знак приветствия. Отсюда, возможно, выражение «шапочное знакомство». Возвращаясь домой, горожане вешали свои шапки на болванец — специальное и нарядно расписанное приспособление. «Болванец шапку бережет» — говаривали.

Простолюдины и крестьяне шили летние шапки и из холста — просто в виде полусферы. Зимой же носили овчинные шапки, малахаи или ушанки. Малахай (родом из калмыцких степей) — шапка на меху с длинными наушниками, закрывал от холода практически всю голову. Упоминается, например, в известной сказке Ершова:

А Иван наш, не снимая Ни лаптей, ни малахая, Отправляется на печь

И ведет оттуда речь

.

Малахай — это еще и вид одежды. Ушанка — тоже родом из кочевых народов. Впоследствии разошлась по некоторым странам. Ушанка закрепилась прочно до нашего времени и в армии, и в милиции, и даже в представлении иностранцев о русских, гуляющих в обнимку с медведями по Красной площади и изредка улетающих в космос.

Другие названия шапок с наушниками — треух, долгуша, чебец. «Надел треух, так не будь вислоух!» — была такая назидательная пословица.

Что можно делать с шапкой? Шапку можно нахлобучить. Этот глагол с высокой степенью вероятности связан с другой шапкой, называемой клобук. Но клобук уже давно — головной убор священнослужителей.

Шапку можно и ломать перед кем-то, то есть заискивать, усердно чинопочитать. А можно и не ломать шапку. Можно шапку также — долой, было бы перед кем.

Шапку можно надеть набекрень (шапочка в две денежки — и та набекрень), очень симпатично, только желательно, чтобы о том, что в голове (мозги), так не сказали. А то по случаю могут дать по шапке.

Наконец, шапками можно всех врагов закидать. Тут — уж как повезет.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/41343/

Головные уборы: от казахских степей до Европы

Борик — прообраз головных уборов европейских священнослужителей  

Борик — древний головной убор казахского народа и стран Средней Азии. Носили его и летом, и зимой, как мужчины, так и девушки.  

Для молодых людей шапку шили из 4 клиновидных отрезков, для взрослых мужчин —  из 6. Основу делали из войлока, такие же куски вырезали из тонкой ткани. Детали состыковывали и сшивали. Снаружи головной убор обшивали дорогой тканью. При этом обязательно соблюдали правило — сколько фрагментов внутри, столько же должно быть и снаружи. К нижней части борика пришивали ценный мех или каракуль.  

Девичий вариант имел конусообразную форму. Верхушку борика украшал пучок из перьев хищных птиц. Шапку также обшивали шелковой бахромой, позументами, жемчугом, кораллами, золотыми или серебряными пуговицами.  

Совет

Археологи в древних захоронениях обнаружили высокие конусообразные борики. Такие шапки были очень распространены у сакских племен, живших на территории Казахстана в   VII-IV веках до нашей эры. Один из ценных экземпляров шапки найден в захоронении Иссык, где был найден первый «Золотой человек».

Борик царственного сака был украшен сложными узорами, его высота составила 65 см. Найденные в захоронениях шапки ученые подразделяют на три вида: загибающиеся назад, согнутые в сторону,  и с овальным концом. Ученый  ЗейноллаСамашев отметил, что в сакский период высокие головные уборы носили культурные и религиозные деятели.

По его словам, в дальнейшем сакские шапки стали прототипом головных уборов священнослужителей Западной Европы.

Казахи относили борик к священным предметам — его никогда не бросали на землю, и старались вешать как можно выше.   

Сегодня старинный головной убор является неотъемлемой частью казахской национальной одежды.

Малахай — прародитель буденовки и ушанки 

Малахай (по-монгольски – малгай) — древний головной убор, пришедший в казахские степи во времена монголо-татарского нашествия.

Малахай монгольской эпохи представлял собой конусообразный колпак, сшитый из овчины.

Широкие отвороты головного убора, спускающиеся по всем сторонам, прекрасно защищали лицо и голову воинов от пронизывающего зимнего ветра и морозов.

Обратите внимание

Позже отвороты разрезали по бокам, что позволило поднимать и завязывать их на затылке. В итоге, шапка получилась в форме креста. Носили малахай поначалу только мужчины.

В казахской степи, наряду с овчиной, стали использовать меха куницы, соболя, бобра, енота, лисы, волка, ондатры, сурка, а также шкуры жеребенка, теленка и ягненка.

В зависимости от размеров головы владельца, казахский малахай шили из 4 или 6 равных частей кожаного верха, с ворсом наружу. В качестве подкладки использовали сукно, шелк, хлопчатобумажную ткань. Утепляли малахай шерстью. Позже стали пришивать хвост, который использовали как шарф.  

Аналогичным образом, малахай шьют и сегодня. Кроме того, его стали носить и женщины.

В середине XVIIIвека русские позаимствовали малахай у калмыков и башкир. Спустя век он стал обязательным мужским головным убором в Сибири и европейской части России.

На основе малахая был создан русский треух, распространившийся среди крестьян. В отличие от оригинала он не имел переднего откидного отворота.

Близкими по стилю к малахаю являются шапка-кабардинка и бурка вильчура, которые носили запорожские казаки.

После революции 1918-1919 годов в Белой армии адмирала А. Колчака носили колчаковку, прообразом которой стал малахай. Колчаковку шили из сукна, у нее было три отворота и козырек. Считается, что этот головной убор является аналогом шапки Нансена, норвежского исследователя Арктики.

Важно

После победы Красной армии, колчаковку немного изменили и стали называть буденовка.

В 1934 году в Красной армии появилась ушанка, еще одна копия малахая. Ушанку шили из черного сукна, комбинировали с мехом. Она состояла из отложного козырька, назатыльника и наушников.  

#головные уборы #этнография #национальная одежда

Источник: https://el.kz/ru/news/kul_tura/golovnie_ubori__ot_kazahskih_stepei_do_evropi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector