Паранджа — её роль и предназначение
Паранджа — обязательный элемент верхней женской одежды
Паранджа представляет собой традиционное одеяние женщин мусульманских стран. Данная одежда окутывает все тело, имеет длинные рукава, скрывая лицо и волосы. Паранджа призвана скрыть фигуру женщины, когда она покидает дом. К парандже выдвигается ряд требований, которым она должна соответствовать. Выход женщины в свет без паранджи является греховным.
История традиционного наряда мусульманских стран
Известно, что паранджа была использована впервые в древнем Египте. После чего она стала активно применяться в других странах Ислама.
Изначально традиционный наряд предназначался не только для женщин, но и мужчин, которые служили государству или церкви. В древнем мире же она спасала от палящего солнца и была призвана избавить от жары.
Далее значение паранджи приобретало более религиозный характер. Уже в 19 веке женщины носили данный наряд, чтобы избежать нечестии и сглаза.
По покрою и цвету наряда можно было с уверенностью определить возраст дамы и ее социальное значение. Паранджа могла быть простой и щедро украшенной. На сегодняшний день традиционный наряд даже имеет отношение к миру высокой моды.
Существуют специальные дизайнерские показы, где все внимание уделяется парандже из дорогой ткани, которая украшена драгоценным металлом и камнями.
Какой должна быть паранджа:
- скрывать фигуру и не облегать тело;
- возможность открытых кистей;
- пошив из плотных тканей, через которые невозможно разглядеть очертания фигуры женщины;
- нельзя носить паранджу из кричащих тканей, ее нельзя пропитывать духами;
- женская паранджа не должна иметь ничего общего с мужской.
Когда девушки начинают носить паранджу?
Паранджа является обязательной верхней одеждой всех женщин. Исключение составляют иные девочки, у которых еще нет вторичных половых признаков в виде менструации.
Традиционный наряд не обязателен для пожилых женщин, а так же для тех, кто не имеет возможности приобрести паранджу.
Девушка может открыть лицо незнакомцу во время сватовства, при условии, что это ее потенциальный супруг. Разрешается открывать лицо при общении с продавцом, если дело касается косметики.
Мусульманкам разрешается снимать паранджу при посещении доктора. Выбранный врач обязательно должен исповедовать религию Ислам. При посещении больницы вместе с женщиной должен присутствовать супруг или родственник мужского пола.
Случаи, когда женщине разрешается ходить без паранджи:
- если мусульманка находится дома без гостей;
- при муже;
- при близких родственниках, которые не могут стать ее мужем (сын, отец, свекор);
- для фото, открыв лицо.
Статья показалась интересной? Будем благодарны за репост!
Источник: https://islam-today.ru/islam_v_mire/parandza-ee-rol-i-prednaznacenie/
Что такое паранджа: как выглядит паранджа, для чего она нужна, кто имеет право носить паранджу
446 Автор статьи:
Время чтения: 5 мин.
В прежние года за свою жизнь женщина изнашивала всего 2–3 паранджи. Этот момент крайне показателен. Благодаря ему становится понятно, насколько сегодня расширились права и полномочия восточных девушек. Сегодня они могут находиться на улице гораздо чаще и дольше.
Паранджа: что это такое
С одной стороны, это нарицательное слово, собирательное значение для одежды, которая целиком покрывает женщину. Лексему используют тогда, когда хотят указать на собственническое отношение к девушке. В традиционном же понимании это накидка, восточная верхняя одежда. Надевается не на голову, а на тюбетейку или нижний платок.
Как выглядит паранджа
Это широкий халат, который покрывает абсолютно всё тело. Нет прорезей даже для рук, и рукавов в этом наряде тоже не предусмотрено (в некоторых моделях присутствуют рукава-обманки, заведённые за спину и завязанные там при помощи тесёмок).
Зона лица наглухо задрапирована. Женщина в этом наряде видит мир сквозь мелкосетчатую вставку в районе глаз – чачван. Размер такого элемента невелик. Боковым зрением в нём точно не получится воспользоваться.
Обязательно имеется подкладка. У модели традиционного кроя подклад в нижней части переходит в цветастые подполки. Для недавно же родивших женщин предусмотрены особые «вариации» накидки. В их случае халат имеет приспособления, облегчающие процесс грудного вскармливания. Разница просматривается в первую очередь в строении воротниковой зоны.
Для чего нужна паранджа
В некоторых странах появление женщины на улицы без традиционной одежды равноценно суицидальному порыву. Однако речь не идёт о парандже.
Даже в тех уголках мира сегодня – именно сегодня, раньше нравы были строже – её можно заменить на чуть более открытую и менее многослойную накидку или платок. Хотя бы на хиджаб.
Известно только одно исключение у этого правила: особая категория отшельниц. Они обязаны носить данную вещь, никакую иную.
В остальных же случаях вопрос целесообразности обращения именно к этой накидке является обсуждаемым.
В восточных семьях, в которых до сих пор сохраняется традиционный уклад, решение принимает глава всего дома или женской его половины.
Люди с менее консервативными взглядами предоставляют дочерям, сёстрам и матерям возможность самостоятельно определять, чем именно им покрывать голову на улице.
Появление паранджи: исторический экскурс
Точную дату появления назвать невозможно. Согласно некоторым источникам, в восточных трактатах от IX века упоминается фараджи (другое название паранджи), расшитое драгоценными камнями.
Другие говорят, что наряд изобрели ещё древние египтяне. Достоверно известно лишь то, что о данной разновидности восточного халата в своих трудах упоминал таджикский писатель XV–XVI вв. Зайннадин Махмуд Васифи.
Он утверждал, что это одежда не только женская, но и мужская.
Кто имеет право носить паранджу
Согласно древнейшим традициям, первую фараджи шьют на 9-летие девочки. Однако современные семьи зачастую предпочитают дождаться полового созревания и только после этого облачать новоявленную девушку в халат-накидку.
При этом просто так носить паранджу, не имея на то культурного или религиозного права, не стоит. Данный предмет гардероба – узко ориентирован. Он позволителен лишь восточным женщинам, а также тем, кто отрёкся от своей религии и перешёл в ислам.
Может ли паранджа использоваться только как аксессуар
Учитывая исламофобские настроения общественности, не стоит надевать данный предмет гардероба без весомой на то причины. К тому же такой жест может быть расценён за оскорбление глубоко религиозными людьми.
Какие ткани используют для паранджи
Шёлк, парча, атлас – идеальный вариант, если требуется цветная или праздничная паранджа. Также накидка шьётся из ткани бенарес, пари-паша и бархата. Чачван же выполняется из чёрного конского волоса. При необходимости его красят (обычно он идёт тон в тон с самой накидкой, но бывают и исключения).
Возможные расцветки и украшения паранджи
Конкретно поверх паранджи носить драгоценности не принято (исключение: брошка, которую надевают под горло с целью фиксации и красивой драпировки ткани).
Некоторые женщины могут осмелиться на сетку необычной формы, на блестящие нашивки и кисти на ложных рукавах, закинутых назад, но не более того. Хиджаб же, наоборот, позволяет подобные ухищрения.
Например, можно надеть украшение на голову и взять в руки неброскую сумку классического оттенка.
В качестве декоративного элемента паранджи допускается вышивка. Наиболее востребованные узоры:
- чёрный перец;
- след змеи;
- завиток;
- кувшинчик.
Чаще всего орнамент пускают по подолу, воротниковой зоне, декоративным карманам (раньше они имели практическое применение, их использовали во время конных прогулок в качестве кармашков для рук) и ложным рукавам.
В плане же цвета ограничений нет. Они исчезли в конце XIX века. С тех самых пор уместны зелёные, лиловые, серебристые, фиолетовые женские накидки-халаты.
Источник: https://tkaner.com/odezhda/parandzha/chto-takoe-parandzha/
Паранджа, никаб, хиджаб и чадра — честь и достоинство женщины (фотосессия)
Европейские страны ведут бессовестную борьбу, чтобы запретить женщинам-мусульманкам носить паранджу. Оказывается, оголяться и носить мини-юбки, распространять нечестие — это хорошо, а блюсти свою честь и достоинство — это плохо.
Мусульманкам вне мусульманского мира живется трудно. Да-да, вот, к примеру, в западных странах, требуют разрешить им фотографироваться на паспорт с закрытым лицом. И что? Им запрещают! Говорят, надо обнажать лицо перед фотографом! А это же интимнейший момент. В мусульманской семье если и делают снимок, то в крайне редких случаях.
И только для «внутреннего пользования». Те же проблемы существуют в восточных странах, выбравших светский путь развития. В Татарстане, к примеру, около полутора тысяч женщин-мусульманок живут вообще без удостоверения личности, поскольку они не готовы «обнажиться» перед фотографом.
В парламенте Турции депутатам официально запрещено демонстрировать свои религиозные убеждения, так что одной даме-депутату мусульманского вероисповедания пришлось за паранджу покинуть зал парламентских заседаний.
А зато в демократичной Великобритании женщинам-мусульманкам, служащим в лондонской полиции, разрешили носить хиджаб, при этом дизайн этого покрова специально разработал профессиональный модельер, чтобы хоть чуть-чуть приспособить паранджу к полицейской форме.
Кстати, если с женщины снять паранджу принудительно — будет плохо. Принудительное обнажение женщины-мусульманки — грех не прощаемый.
Паранджа
Паранджа — женская верхняя одежда в мусульманских странах, в частности Центральной Азии и на Ближнем Востоке, представляющая собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывавшей лицо волосяной сеткой — чачван.
Термин паранджа происходит от персидского фараджи . Слово фараджи изначально означало мужскую широкую верхнюю одежду, обычно с длинными рукавами. В XVI веке халаты фараджи носили как мужчины, так и женщины. Расцвет культуры ношения паранджи у народов Средней Азии пришелся на конец XIX — начало XX века.
Если упрощенно посмотреть на виды женской одежды в исламе,то их можно разделить на две категории: закрывающие лицо в той или иной степени (никаб, паранджа, чадра) и открывающие лицо (хиджаб).
Изначальный смысл сокрытия женского тела,а часто и лица — защита женщины, а не её унижение. Замужние женщины закрывали себя от чужих и дурного глаза, выходя на улицу в городах.
В парандже женщина чувствовала себя защищенной.
Каждая мусульманка должна придерживаться определенных правил:
- Одежда должна скрывать все тело женщины за исключением кистей рук и лица (некоторыми учеными допускается возможность открыть также стопы ног).
- Одежда не должна плотно облегать тело (особенно грудь,талию и бедра).
- Одежда не должна быть пошита из прозрачных тканей, сквозь которые можно увидеть очертания фигуры и цвет кожи.
- Одежда женщины не должна походить на одежду мужчины.
- Одежда не должна быть пропитана духами,быть ярких расцветов, не должна иметь звенящих или блестящих декоративных элементов.
Тем не менее некоторые делают исключения.
Хиджаб
Это платок, покрывало. Согласно канонам ислама, мусульманская женщина может держать открытыми только лицо и кисти рук. В наши дни хиджабами называют любую женскую одежду, по которой видно, что она — мусульманка, будь это платок или паранджа, или длинный плащ.
Никаб
Никаб — мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Никаб,в отличие от хиджаба, не обязателен для мусульманки, хотя в мусульманских странах никаб широко распространен.
В Судане и Саудовской Аравии полагается надевать и хиджаб, и никаб, какого бы вероисповедания вы ни были, причем за нарушение правил можно и в тюрьму угодить. В Иране хиджаб обязателен, хотя лицо в принципе можно оставлять открытым.
Граждане Объединенных Арабских Эмиратов тоже соблюдают все нормы ислама, но за последние годы там уже почти привыкли к виду туристок в откровенных нарядах. А есть страны, где, наоборот, запрещено надевать хиджаб, например, сотрудницам государственных учреждений, школьницам и студенткам вузов.
Именно так дело обстоит в современной Турции, хотя местные сторонницы исламской моды не сдаются и постоянно отстаивают свое право носить хиджаб.
Чадра
Чадра-лёгкое женское покрывало белого, синего или чёрного цвета. Надевается при выходе из дома и закрывает фигуру женщины с головы до ног. В отличие от обычных вуалей, головная часть чадры состоит из муслиновой ткани, закрывающей лицо, и ткани, закрывающей голову; это позволяет сильнее задрапироваться.
Мусульманки часто говорят, что чувствуют себя «защищенными», «в безопасности», «уважаемыми», когда надевают хиджаб (обязательный по религии скромный наряд, который скрывает формы тела и включает в себя платок или вуаль). Теперь появились доказательства того, что их ощущения имеют научное объяснение.
Когда психолог Сюзан Фиске и команда исследователей Принстонского университета провели магнитно-резонансную томографию головного мозга у мужчин традиционной ориентации, которым предложили просмотреть серию фотографий полуобнаженных и полностью одетых мужчин и женщин, они обнаружили, что реакция мужчин на женщин, одетых в открытую одежду, совершенно ясна и недвусмысленна. Чем меньше на них было надето, тем сильнее активизировалась у мужчин премоторная кора головного мозга и задняя часть средней височной борозды. Эти зоны мозга отвечают за обращение с инструментами, движения рук и побуждение к действию (Сикара, Дель-Амор). «Как будто они сразу же подумали о том, что бы хотели сделать с этими телами», — объяснила Фиске во время ежегодной встречи Американской ассоциации развития науки в Чикаго 12-16 февраля. «Они реагируют на эти фотографии так, как люди реагируют на объекты», — говорит она (Николсон). Тесты на скорость усвоения на мужчинах показали, что они лучше всего запомнили фотографии женщин без головы, одетых в бикини, хотя смотрели на них лишь долю секунды (Ландау). Фиске и ее команда также протестировала мужчин на враждебные женофобские настроения. Оказалось, что те, кому была приписана более высокая степень агрессии, имели довольно низкую активность в тех зонах мозга, которые отвечают за обдумывание мыслей и чувств других людей (феномен осмысления действий), во время просмотра фотографий женщин в бикини. «Они не думают об их уме», — говорит Фиске (Сикара, Дель-Аморе, Ландау). Женщины, подчеркивающие свою сексуальность, воспринимаются, как менее «человечные» По данным доклада Фиске, предоставленного «IslamOnline», когда система осмысленная окружающей реальности мужчины закрывается, это означает, что он воспринимает женщин с выраженной сексуальностью как менее «человечных» (Сикара). Этот тип «обесчеловечивания» довольно редко наблюдается в лабораторных исследованиях — по словам Фиске, такое отмечалось лишь раз — в недавней статье «National Geographic» говорилось об исследовании, в котором люди демонстрировали признаки отвращения при виде фотографий бомжей и наркоманов (Дель-Аморе).
В случае с полуодетыми женщинами мужчины демонстрируют не такое чувство отвращения, как в случае с бездомными. Напротив, им хотелось бы «толкнуть», «взять в руки», «схватить» объекты в купальниках, изображенные на фотографиях (Дель-Аморе, Ландау).
Мина Сикара, выпускница Принстонского университета, участвовавшая в проведении исследования, добавляет, что мужчины не смотрят на своих жен или сестер так же, как на женщин в откровенной одежде.
К тому же, мужчины ассоциировали изображения полностью одетых женщин с глаголами в третьем лице — «она толкает», «она держит в руках», «она хватает», что, по мнению Фиске, означает, что мужчины воспринимают полностью одетых женщин более независимыми и в гораздо меньшей степени считают их объектами для манипуляции (Эшльман, Ландау).
Больше одежды — больше уважения По Фиске, результаты исследования позволяют сделать важные выводы для женщин, особенно работающих — наблюдение за женщинами с выраженной сексуальностью может повлиять на то, как мужчины воспринимают женщин и общаются с ними впоследствии (Ландау, Сэмпл).
Изучение женофобии, проведенное профессором университета в Лоуренсе, Питером Гликом, показало, что женщины-специалисты, надевающие более откровенную одежду на рабочем месте, воспринимаются менее компетентными и интеллигентными, особенно, когда им принадлежат высокие посты.
По данным «DiversityJobs», исследования Глика показали, что «женщинам на высоких уровнях иерархии и топ-менеджерам следует одеваться более скромно и консервативно, чтобы завоевать уважение коллег». Ряд исследований также показывает связь между просмотром порнографии и совершением актов насилия против женщин, включая сексуальное насилие.
Во время войн в Боснии и Ираке солдаты, совершавшие зверства и преступления против человечности, оказывались постоянными потребителями порнографии, даже смотрели ее, чтобы «расслабиться» после убийств (Чу, Риджали).
Фиске сравнила результаты исследования с выводами других ученых, показавших, что просмотр телепрограмм может сократить эмоциональную чувствительность человека к насилию.
Достоинство и уверенность
Несмотря на очевидные доказательства преимуществ скромного и консервативного стиля одежды, характеристики хиджаба в СМИ часто изображают мусульманок угнетенными и забитыми. Карен Дэниэльсон, однако, убеждена, что ношение хиджаба придает женщине уверенность и достоинство.
Даниэльсон, американка, живущая в Иордании, впервые надела хиджаб более двух десятков лет назад, вскоре после принятия Ислама в 1983 г. «Когда я иду по улице, меня не могут оценивать по моей чувственности или ее недостатку, или по тому, насколько я привлекательна для мужчин, — объясняет она «IslamOnline».
— Я оцениваю себя, основываясь на добродетельности поведении и интеллигентности — чему и способствует мой хиджаб — и я выгляжу скромно в непритязательной одежде». «Я чувствую, что могу быть собой, уникальным индивидом с собственным голосом для самовыражения, — добавляет Сумайя Финнигэн.
— Я не присоединяюсь к большинству в плане их речей и стиля одежды, и поэтому остаюсь собой — что делает меня абсолютно свободной».
Балкис Мухаммад, американка, принявшая Ислам в 1979 г., придерживается аналогичных взглядов. По ее словам, хиджаб «способствует скромности для женщин и для всех, кто их окружает».
Мухаммад, живущая в Саудовской Аравии, закрывает не только свое тело, но и лицо, и говорит, что ее стиль одежды «заставляет остальных, в особенности мужчин, не быть слишком раскрепощенными и не заводить ненужных разговоров».
Хиджаб и безопасность «Я определенно чувствую себя в большей безопасности, нося хиджаб и одеваясь в целом скромно», — говорит Кари Абудейи, еще одна американка, живущая в Иордании и соблюдающая Ислам с 12 лет, в интервью с «IslamOnline».
«Я чувствую, что это мой барьер, закрывающий меня от мужчин, их взглядов и неуважения по отношению ко мне и моим границам.
Это барьер, предотвращающий или меняющий первый инстинктивный оценивающий взгляд, который бросают мужчины, барьер для предотвращения сексуальных ощущений, которые тебе не нужны от мужчин, или мыслей в их головах, которые появляются от провоцирующей одежды».
Она продолжает, говоря: «Это защита от мужчин, которые пристают к тебе в неподобающей манере, помогающая повлиять на их решение относительно того, чтобы встать рядом, заговорить, уставиться на тебя или тем более прикоснуться».
Финнигэн, уроженка Лондона, противопоставляет ношение хиджаба, который она характеризует как «акт повиновения Создателю, сохраняющий женщину в большей безопасности как в буквальном, так и в духовном смысле», с чувством уязвимости, которую она ощущала до принятия Ислама и хиджаба в 1999 г.
«Было время, когда я жалела о том, что не надела более закрытую одежду, чтобы просто-напросто добраться до дома, не беспокоясь о том, кто может идти за мной следом», — говорит Финнигэн. «Каждый вечер я выходила из дома и возвращалась обратно, оборачиваясь через плечо, в страхе, что на меня нападут или изнасилуют», — рассказывает она.
«Всегда найдутся такие, кто может напасть на женщину независимо от их поведения или манеры одеваться», — признает Мухаммад. Но она считает, что мусульманский хиджаб — «дополнительная помощь в предотвращении ненужных физических контактов».
«Одна из главных целей хиджаба — охранять женщин от взглядов людей со слабым моральным стержнем, и тех, кто любит пуститься в излишние устные комплименты», — говорит шейх Рияд аль-Мусаймири, профессор университета Аль-Имам в Эр-Рияде.
По данным «IslamToday», некоторые западные обозреватели считают, что покрытие головы у женщин означает их признание своего более низкого социального статуса. «Сильнее ошибиться невозможно. Коран недвусмысленно говорит, что причина такого стиля одежды заключается в стремлении к уважению со стороны окружающих. Послание женщины в хиджабе звучит примерно так: «Уважай меня за то, кто я есть. Я не сексуальный объект», — отмечает издание. Для Мухаммад выбор хиджаба был очевиден. «Для меня вопрос о безопасности не стоял. Я никогда не думала об этом с такой стороны», — объясняет она. «Это был вопрос следования установлениям Аллаха. Я не могла быть счастливой или довольной, став мусульманкой только наполовину. Или я становлюсь мусульманкой и следую велениям и установлениям наилучшим образом, или остаюсь прежней», — говорит она.
«Моя одежда помогает мне напомнить самой себе о моем поведении и моей религии, и говорит о том же самом окружающим, — добавляет Дэниэльсон. — И эта безопасность высочайшего уровня; это мир ума и защищенное сердце. Слава Всевышнему Аллаху!«
Читайте Trend в Telegram. Только самые интересные и важные новости.
Источник: https://www.trend.az/life/interesting/1720699.html
Хиджаб — что это такое, почему мусульманки носят
Известно, что признак религиозной мусульманской женщины – сокрытие своего тела под одеждой. Это вызывает различные чувства: любопытство, недоумение, страх или агрессию.
Как любая загадка, мусульманский хиджаб нередко становится объектом пристального внимания окружающих. Эта вещь не только отражает вероисповедание владелицы, но и может указывать на возраст, уровень богатства.
Причины, по которым женщины придерживаются норм Шариата, могут быть разными: соблюдение законов страны, семьи или личный выбор.
В мусульманском обществе хиджабом (hijab) принято называть предмет одежды, скрывающий женщину от посторонних взглядов. Как учит Коран, женщины, скромно потупляющие взор и оберегающие свою честь от чужих мужчин, угодны Аллаху.
Истинные мусульманки должны выражать поклонение Богу: носить накидку, читать молитвы каждый день.
Даже среди ученых арабских мужей, толкователей Корана, ведутся споры, должны ли накидки закрывать женщину целиком или возможно оставлять открытыми лицо и кисти рук.
Например, в Саудовской Аравии и Афганистане женщины поверх одежды носят Абай (паранджу из плотной черной ткани, через которую видны лишь глаза).
В некоторых странах перед выходом на улицу надевают никаб, в переводе с арабского, – головной убор, закрывающий лицо, с прорезью для глаз. Мусульманки из Средней Азии предпочитают платки. Турецкие женщины носят тюрбаны с украшением.
В большинстве стран классический хиджаб – это головной убор, закрывающий волосы и тело.
Корни ношения закрытых одеяний ведут в Древний Иран. В персидской истории и культуре для женщины считалось позором выйти из дома без покрывал. Это было небезопасно, ведь красота могла вызвать завистливые взгляды, даже оскорбления.
С социальной точки зрения, мужья, лишенные возможности видеть чужих женщин, остаются более верными своим женам. Это уменьшает количество разводов, пресекает распространение венерических заболеваний.
Просторная паранджа скрывала некоторые недостатки фигуры и здоровья, отличия во внешности хозяек.
Сейчас мусульманок в хиджабах можно встретить в Европе, Азии, странах Африки, например, Тунисе и Египте. Во Франции многие горожанки, которые исповедуют ислам, отстаивают ценность своих традиций.
Исключение составляют женщины, профессии которых тесно связаны с общением с иностранцами.
Например, стюардессы и портье в отелях могут работать с открытой головой, на них не распространяются общие ограничения.
Цель хиджаба не только в том, чтобы прикрыть женское тело, в его ношении заложен внутренний смысл. Идея в том, что он символизирует чистоту и непорочность, служит барьером для окружающего внешнего мира, является выражением веры.
В восточных государствах мужчины и женщины, соблюдающие дресс-код, могут вместе работать в закрытых помещениях. Отдавая дань традициям и уважая законы веры, девушки могут учиться в университете, посещать культурные учреждения.
Внешний вид женщин под покрывалом олицетворяет целомудрие, в мечеть вход возможен только при наличии хиджаба.В правоверных мусульманских семьях дочери начинают покрываться с детства. Четкой возрастной границы, когда ребенку нужно начинать правильно носить хиджаб, не существует, но при половом созревании девушка уже показывается без покрывал только домашним.
Традиции Востока
Из Корана и Сунн, которые проясняют некоторые моменты, до нас дошла информация, что Аллах требовал от женщин не появляться оголенными перед людьми, которые не принадлежат к их семье и близким. Этика Шариата предписывает истинным мусульманкам оберегать честь мужа и семьи, носить покрывала, чтобы Аллах послал им свое благословение.
В европейском и российском обществе в последнее время часто обсуждается вопрос о запрете хиджаба в школах и иных учебных заведениях. Четкого ответа на этот вопрос до сих пор не удалось сформулировать, ведь в этом вопросе следует учитывать права человека, законы государства и догматы веры. Каждая страна решает этот вопрос на свой манер, учитывая политические и религиозные факторы.
Существует движение мусульманок за свободу от ношения хиджаба, борьба против ущемления прав человека. Демонстрация протеста насчитывает несколько десятилетий и набирает популярность на просторах интернета.
Возникают определенные сайты, где девушки отстаивают своё право показываться на улице без покрывал.
В Коране есть условие, что женщина может отказаться от ношения хиджаба, это остается ее личным делом, проявлением свободы воли.
Как правильно носить
Существует несколько рекомендаций для ношения хиджаба, отражающих его смысл в исламских странах. Женщина, покрывающая тело, может выглядеть привлекательно, при этом чувствовать защиту от нескромных взглядов, и соблюдение догм ислама будет исполнено.
- Одежда должна максимально скрывать свою хозяйку, оставляя лишь прорезь для глаз. В отдельных странах допускается обнажать лоб, нижнюю часть лица, кисти рук.
- Наряд должен быть свободным, не облегать грудь.
- Запрещается пользоваться ароматическими средствами.
- Цвет лучше выбирать нейтральный, не вызывающий пристального внимания.
- Женская одежда должна явно отличаться от мужской, никакой «унисекс» не дозволяется.
- Ткани лучше выбирать без синтетических добавок и плотные.
- Дорогой наряд не должен быть украшен драгоценностями, привлекать к себе внимание.
Существуют много способов, как красиво надеть хиджаб и выглядеть пристойно. Даже если вы не мусульманка, но любите путешествовать или имеете друзей другой веры, то эти навыки могут пригодиться.
В современном мире распространены интернет-знакомства, поэтому часто стали появляться пары смешанных национальностей. Показать свое уважение мужу, другу семьи или коллеге по работе можно и с помощью одежды.
В некоторых странах можно запятнать честь рода, если выйти на улицу без покрывала.
Как правильно повязать хиджаб, можно узнать из видео, выложенных на просторах сети, или изучив литературу.
Верхний платок можно закалывать под подбородком булавками или брошами, допускается драпировка вручную на затылке.
Длинный конец широкого шелкового шарфа можно носить навыпуск, если владелица обладает маленьким ростом и хочет казаться повыше. На восточный вкус влияют традиции и современная популярная западная мода.
Для чего нужен внутренний платок
По законам Корана дозволяется открывать лицо, но шея, волосы, уши обязательно должны быть прикрыты. Сами мусульманки осуждают женщин, которые покрывают себя платками, но оставляют обнаженными ступни или локти.
Не стоит демонстрировать свои украшения, умеренность во всем — вот главная догма ислама. Спрятать оголенные части тела поможет внутренний платок или подхиджабник — шапочка, которую надевают непосредственно на голову.
Она плотно прилегает к телу и позволяет красиво уложить хиджаб.
Оттенки мусульманского платка
Мусульманка каждый день задает себе вопрос, какого цвета платки выбрать, как сочетать с одеждой и какие расцветки ей подойдут.
- Лучше иметь в своем гардеробе базовый повседневный комплект однотонных платков, которые могут подойти для большинства случаев. Это нейтральные оттенки – белый, бежевый, черный и оттенки серого.
- Летом лучше использовать легкие натуральные ткани, а зимой выбирать плотный материал. В теплое время года можно порадовать глаз цветочным узором, но он не должен быть слишком вызывающим. В холода лучше останавливать свой выбор на оттенках драгоценных камней.
- Хиджаб нужно выбирать подходящий к оттенку глаз и кожи. Блондинкам рекомендованы нежные, естественные цвета, а брюнеткам – более яркие и насыщенные.
-
Красивый хиджаб получается при гармоничном сочетании оттенков . Можно использовать таблицу, которую легко найти на просторах интернета. В ней представлены подходящие комбинации цветов, которые можно использовать не только в одежде, но и при нанесении косметики.
Свадебный хиджаб
Аллах призывал к скромности и умеренности, не выставлять свою красоту и богатство напоказ, а гордость называл грехом. Зная об этом, все же почти каждая девушка мечтает о незабываемом празднике в день, когда она выходит замуж.
Дизайнеры исламских нарядов очень утонченно и изящно решают вопрос, как прикрыть прическу и все женские очертания, но одновременно сохранить красоту и торжественность момента.
Западные модные веяния тоже влияют на свадебные наряды, например, в последние годы есть тенденция следовать стилю бохо.
Сочетая прозрачные и плотные ткани, кружево, бисер и декоративные блестки, мастера создают шикарные платья, которые закрывают тело от шеи до ступней, но подчеркивают нежность и женственность невесты. Цвет свадебного хиджаба не обязательно белый, допускаются оттенки изумруда, коралла и лазури. Желательно, чтобы цвет накидки гармонировал с костюмом жениха. .
Фото девушек в хиджабе
Видео
Источник: https://sovets.net/16367-hidzhab-chto-eto-takoe.html
Паранджа: все о ней, под ней и для нее
Некоторые особо сердитые европейцы говорят, что женщина должна быть ростом метр двадцать и с плоской головой. Тогда на нее (на женщину) хорошо ставить кружку с пивом. Иногда мы разделяем их мнение.
Но как немножечко азиаты думаем, что неплохо бы такую женщину еще и завернуть в паранджу – чтоб не видеть, какое у нее при этом будет выражение лица.
Один приятель (в подпитии) уверял меня, что как-то чуть не купил всем своим домашним женщинам на Восьмое марта в подарок по парандже.
Думаем, эта была бы последняя шутка в его жизни. Зато смешная.
Что такое паранджа
Никакая это не вуаль на лицо, а вовсе даже широкий халат с длинными ложными рукавами, он накидывается на голову и окутывает всю фигуру от макушки до пят. Лицо при этом покрывается сеткой, сплетенной из конского волоса. Эта сетка именуется по-разному: в Иране – чашмэ или чашмбанд. в Средней Азии – чачван, в Турции – пече.
Собственно, и среднеазиатская паранджа, будучи персидских языковых корней, имеет много имен: в Иране это чадра, в Турции – фередже, в арабских странах – хиджаб.Вот только не надо приписывать идею спрятать женское лицо (заодно с телом) исламу. В иудейско-христианской традиции женщин уже кутали и заматывали по самое некуда.
По свидетельству профессора библейской литературы раввина Менахема Брайера, у евреев было принято, чтобы женщина появлялась в общественных местах с покрытой головой, так, чтобы оставался открытым один глаз – который именно, не уточнялось. Женщина-иудейка с непокрытой головой могла с тем же успехом выйти в свет вообще голышом.
Что касается христианства, святой Павел так говорил в Новом Завете: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головою, постыжает свою голову, и всякая жена, молящая или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову…» (1 Коринфянам 3-10).
Старинная русская женская одежда тоже выдержана в рамках хиджаба, и «опростоволоситься» на Руси было несмываемым позором.Так что, обычай закрывать дамское личико от посторонних нескромных взглядов возник задолго до ислама.
Ему, к примеру, следовали еще древние вавилонянки.
Что говорит Коран?
Говорит – прятать. В Коране имеется прямое предписание закрывать женские лица и тела: «О, Пророк! Скажи женам своим, дочерям своим и женщинам мужчин верующих, чтобы лучше укутывались они в одеяния свои, так легче будет отличить их [от служанок и рабынь], и тогда не подвергнутся они унижениям каким-либо» (Коран, 33:59).
«Скажи верующим женщинам, чтобы отводили они взоры в сторону [от того, что не дозволено им] и оберегали целомудрие свое. Пусть не выставляют напоказ прикрас своих…» (Коран 24:30-31).
Хотя – зачем людей в заблуждение вводить? – непосредственного отношения к религии паранджа не имеет. И не имела. Женщины совершают обряды хаджа с открытыми лицами.
Существует версия, что традиция прятаться за покрывалами появилась в древние времена в среде знатных персиянок, которые таким образом заботились не столько о своей девичьей чести, сколько о белизне лица.
В древности, между прочим, этот обычай совершенно не касался кочевниц и крестьянок, которые просто не могли бы передвигаться на большие расстояния или работать в поле в такой униформе. Поэтому бытует поговорка, что паранджа – это одежда бездельниц и белоручек.
Когда же ее снимают?
В ванной.
Если всерьез, этот покров – постоянный атрибут правоверной мусульманки. Она имеет право появиться без паранджи перед мужчиной, если это ее муж или человек, который никогда не может стать ее мужем: отец, свекор, сын, брат, дядя, племянник, пасынок – то есть близкие родственники.
Врачу показаться без паранджи, конечно же, можно – но истинные мусульманки это делают только в самом крайнем случае, когда порою к врачу обращаться уже поздно.
По настоятельной просьбе мужа можно даже сфотографироваться с открытым лицом, но такие «откровенные» фотографии предназначены только для самых близких родственников.
Что делать жениху?
Молиться Аллаху.На самом же деле, не так все страшно. Жениху дозволено один разок взглянуть на невесту до свадьбы. Даже если брак не состоится, девушка не будет опозорена смотринами.
Кстати, несмотря на то, что мужа правоверной мусульманке по сей день выбирают родители, и она не имеет право сказать им, к примеру, «Хочу Рустама», девушка имеет полное право сказать «Не хочу Рустама», – и брак благополучно… не состоится.
Мулла непременно спросит невесту о ее добровольном согласии выйти замуж.
Справедливости ради следует отметить, что девушки, воспитанные в строгой традиции, редко противоречат родителям, хотя бы потому, что это им просто не приходит в голову.
Мусульманки и враждебная среда
Мусульманкам вне мусульманского мира живется трудно. Да-да, вот к примеру, несчастные, проживающие в западных странах, требуют разрешить им фотографироваться на паспорт с закрытым лицом. И что? Им запрещают! Говорят, надо обнажать лицо перед фотографом! А это же интимнейший момент. В мусульманской семье если и делают снимок, то в крайне редких случаях.
И только для «внутреннего пользования».Те же проблемы существуют в восточных странах, выбравших светский путь развития. В Татарстане, к примеру, около полутора тысяч женщин-мусульманок живут вообще без удостоверения личности, поскольку они не готовы «обнажиться» перед фотографом.
В парламенте Турции депутатам официально запрещено демонстрировать свои религиозные убеждения, так что одной даме-депутату мусульманского вероисповедания пришлось за паранджу покинуть зал парламентских заседаний.
А зато в демократичной Великобритании женщинам-мусульманкам, служащим в лондонской полиции,разрешили носить хиджаб, при этом дизайн этого покрова специально разработал профессиональный модельер, чтобы хоть чуть-чуть приспособить паранджу к полицейской форме.
Так что «бессловесные» женщины Востока продолжают сражаться за паранджу не на жизнь, а на смерть. хотя, в принципе, можно было бы просто не идти работать в депутаты или в полицию.
Кстати, если с женщины снять паранджу принудительно – будет плохо. Принудительное обнажение женщины-мусульманки – грех не прощаемый. Это настолько серьезный вопрос, что именно он стал причиной разрыва в VII веке дружеского альянса между мусульманами и иудеями, до той поры мирно проживавшими в Медине.
По легенде, как-то на базаре один мединский иудей в качестве шутки прищемил подол пожилой мусульманской торговки, и она довольно изрядно заголилась, когда начала вставать. Результатом этой невинной «шуточки» стал кровавый конфликт между мусульманами и иудеями, а затем позорное изгнание иудеев из Медины.
С тех пор прошло почти полтора тысячелетия, но покров на лице остается столь же принципиальным вопросом для исламского мира.
Носить ли детям паранджу?
Нет, только памперсы. Девочка должна надевать паранджу только с того дня, когда физиологически становится девушкой. Да и вообще, к девочкам в исламских семьях относятся гораздо мягче, чем к мальчикам. Их практически не ругают, не наказывают, приучают к красивой одежде и украшениям.По законам шариата, девочка всегда находится под опекой мужчины.
Повезет выйти замуж – отец с удовольствием передает ее мужу, не повезет – отец опекает дочку всю жизнь, не стало отца – она переходит под «юрисдикцию» брата. С малолетства девочкустараются сделать очень женственной. Она должна быть хорошей хозяйкой, очень чистоплотной, безоговорочно почитать своего мужа, заботливо воспитывать детей.
Все остальное – работа, спорт, вождение автомобиля, светская жизнь, собственное мнение – от лукавого.
С точки зрения одежды, в мусульманском менталитете есть общее правило, которое упрощенно выглядит так: вера связана с одеванием, а безбожие – с раздеванием.
Мужчина-мусульманин, конечно, с вожделением посматривает на раскрепощенных западных девчонок, но в абсолютном большинстве случаев считает их проститутками – может быть, периодически и поддаваясь зову темпераментной южной плоти, но затем возвращаясь с любовью и уважением к своей закутанной в черный кокон жене – пардон, к своим закутанным в черные коконы женам.
Что говорит мода?
Мода на паранджи не просто существует, а процветает, причем восточная мода активнейшим образом влияет на европейскую, а европейская, хоть и в меньшей степени, но тоже влияет на восточную.
Восточные мотивы присутствуют в европейской женской одежде на протяжении многих веков и практически никогда не выходят из моды, а из-под паранджи восточной модницы можно увидеть поблескивающие солнечные очки от Армани и туфельки от Гуччи.
В мусульманских странах распространен упрощенный вариант хиджаба, который скрывает руки до запястий и ноги ниже колен, а шею и грудь закрывает головной платок, концом которого можно прикрыть нижнюю часть лица.
Фантастические модели паранджей разработал в одной из своих последних коллекций великий Ив Сен-Лоран.
Но как далеко зайдут современные западные веяния в мусульманской женской моде, сказать трудно. Не так давно в Иране создан аналог американской сладкой парочки Барби и Кена – брат и сестра Дара и Сара.
Саре по возрасту еще не положено носить паранджу, но к каждой игрушке прилагается белый шарфик, чтобы иранские девочки не играли в простоволосых кукол. Так иранский аналог Барби из тривиальной детской игрушки превращается в стратегический товар, в который вложена не только национальная традиция, но и изрядный элемент идеологии.
Что говорят психологи?
Психологи относятся к парандже как к сугубо возбуждающему средству. Сами посудите: чем можно возбудить мужчину, загорающего на современном пляже, где нижняя часть женского купальника является совершенной профанацией, не говоря уж о полном отсутствии верхней? Да практически ничем.
Чем можно возбудить мужчину, живущего среди закутанных с головы до пят женщин? Да хоть кончиком маленького носика, краешком розового ушка, мысочком сафьяновой туфельки.
Покровы отнюдь не лишают восточную женщину сексуальности и тяги к противоположному полу, и в определенном смысле паранджа – это не запрет, а соблазн.Восточные женщины очень темпераментны и необычайно искусны в любви.
Сам Коран подсказывает мужчине, как ему вести себя с восточной женщиной: «Тело женщины – драгоценность. Обращайся с ним так, как оно заслуживает. Это дар Бога, ласкай его без остановок». Или еще откровеннее: «Никогда не отпускай ее, пока она не будет удовлетворена тобою».
Да, эти загадочные женщины прячут свои лица и тела, не водят машины, не имеют голоса в суде, не занимаются спортом, не загорают на пляжах, живут без паспортов, но нам не хватит воображения представить себе, какие жгучие страсти таятся под таинственной чадрой.
Источник: https://apple.cofe.ru/Myi-i-oni/Parandzha-vse-o-ney-pod-ney-i-dlya-nee
Открой/закрой личико. Что надо знать о запрете на паранджу, никаб или хиджаб в Латвии
Правительство Латвии всерьез взялось за разработку закона, который запрещает закрывать лицо в публичных местах. Почему-то считается, что направлен он в первую очередь на мусульманок, которые хотят ходить по улицам латвийских городов в традиционной для Востока одежде, хотя формально он запрещает также ношение балаклав и прочих масок.
Возможно потому, что его связывает сама премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма? Накануне она заявила, что беженцы, которые, вероятно, прибудут в Латвию уже зимой, будут информированы о запрете закрывать лицо в нашей стране.
Позже она также добавила, что ей лично не нравится одежда, при ношении которой видны только глаза человека и она не поддерживает ее ношение в Латвии — за исключением случаев, когда это происходит на каких-то культурных мероприятиях или внутренних собраниях общин.
И вот у всех на устах связь этого запрета именно с мусульманами. Даже при том, что у многих в Латвии нет четкого представления не только о том, что является нормой с точки зрения самих мусульман, но и о том, как выглядят и называются разные предметы одежды, рискующие попасть под запрет.
Паранджа, никаб, хиджаб, чадра — есть ли разница?
Главное устойчивое заблуждение: мусульманкам «положено» закрывать лицо. Этот миф порождает массу проблем, причем сразу для всех.
Например, адепты других религий и неверующие полагают, что «настоящие мусульманки» жить не могут без паранджи или никаба. Многих светских людей это пугает: так уж получилось в западной культуре, что лицо у нас закрывают в основном «лихие люди».
Кроме того, очень многие ассоциируют женщин в черной одежде с «шахидками», готовыми взорваться в любой момент.
Агрессивные исламисты, в свою очередь, используют эти заблуждения «неверных» для того, чтобы подменять понятия: обсуждать не то, уместно ли носить в публичных местах такие головные уборы вообще, а то, как добиться права закрывать лицо на улицах Парижа или Риги.
Однако по шариату каждая мусульманка должна носить всего лишь хиджаб. В мусульманском представлении — это целый костюм, скрывающий тело, волосы, уши, шею, но не лицо. В Европе и США хиджаб чаще определяют просто как головной платок, скрывающий волосы и шею, но открывающий лицо.
В принципе, требование покрывать голову и скрывать оголенные руки и ноги существует не только в исламе, но и других религиях. Например, в православии покрытая голова и «скромная» одежда обязательны при исполнении религиозных обрядов, а старообрядцы требуют от женщины носить головной платок и в быту.
Выглядит девушка в обязательном для мусульманок хиджабе «европейского типа» вот так:
Между паранджой и никабом также есть огромная и существенная разница. Паранджа (бурка) — это женская верхняя одежда, халат с длинными рукавами и с закрывавшей лицо волосяной сеткой — чачван.
Классическую паранджу все видели в фильме «Белое солнце пустыни», хотя просьба Петрухи к Гюльчатай «открыть личико» была, конечно, неуместной.
Примерно настолько же, как если бы читатель подошел к, например, женщине-коллеге и попросил ее тут же, при нем, раздеться до нижнего белья. Выглядит женщина в парандже вот так:
Никаб — это то, что у нас чаще всего путают с паранджой. В отличие от паранджи он представляет собой полностью скрывающий лицо головной убор (а не полный наряд), ярким признаком которого является наличие прорези для глаз. Выглядит женщина в никабе вот так:
А еще есть чадра — легкое и большое покрывало, полностью скрывающее фигуру женщины. Оно может закрывать или не закрывать лицо. Девочка в чадре:
Почему мусульманки носят закрывающую лицо одежду?
Итак, мы уже определились с тем, что из всех одежд и головных уборов по шариату обязательным является ношение лишь хиджаба — головного платка, не скрывающего лицо.
Таким образом, латвийский запрет закрывать лицо в публичных местах не может унижать религиозных чувств мусульман.
Но почему тогда некоторые мусульманки носят никабы и паранджи и, более того, так яростно борются за свое право их носить?
Если оставить в стороне некоторые экстремистские «ответвления» в исламе и законы отдельных территорий, все же требующие от женщин полностью закрывать лицо (об этом ниже), то в итоге все сводится к привычке, требованиям религиозных церемоний и «культурному коду».
С точки зрения каких-нибудь диких племен Амазонки «цивилизованные» люди смешные и странные — у них масса лишних тряпок на теле, а их женщины почему-то не просто прикрывают грудь, но еще и заковывают ее в «доспехи».
Однако для европейца является диким ходить без одежды, и в Европе есть страны, на пляжах которых женщинам загорать топлес все еще запрещено.
В США топлес можно появляться в публичных местах лишь в нескольких городах (прежде всего — в Сан-Франциско), а на большей части страны это будет нарушением общественного порядка.
Для некоторых мусульманок из стран Ближнего Востока столь же диким выглядит появление на улице с открытым лицом. Распространенные доводы «за» никаб: он дает защиту и свободу ходить незамеченной, не привлекать ненужные взгляды и не вступать в ненужные контакты. Кроме того, одежда с закрытым лицом защищает от песка и яркого солнца, коих в избытке на Ближнем Востоке.
Сравнение с «дикарями», к слову, любят использовать сами мусульмане.
Особенно после того, как на эту тему высказалась йеменская правозащитница Тавакуль Карман (на фото), получившая Нобелевскую премию мира в 2011 году: «Люди в древние времена были почти голыми, а по мере того, как их интеллект развивался, они начали носить одежду.
То, что я представляю собой сегодня и то, что я ношу на теле, представляет собой высшее достижение цивилизации и людей, а вовсе не регресс. Регресс — это снятие одежды и возвращение в Древний мир».
Тем не менее, подчеркнем, что современные мусульманки все реже и реже в повседневной жизни носят никаб, паранджу и прочие «подвиды» одежды, полностью закрывающие лицо. Ошибкой было бы полагать, что их носит и приветствует большинство. Например, требования Талибана носить паранджу и никаб встречали очень активные протесты.
Кто, где и как носит хиджаб, паранджу и никаб?
Ношение паранджи является обязательным на территориях, подконтрольных движению Талибан, хотя в Афганистане многие женщины носят ее и просто из соображений личной безопасности.
В Индии паранджу навязывают в отдельных регионах страны. В других странах Ближнего Востока паранджу носят из соображений удобства или, опять же, личной безопасности — так легче не привлекать внимания.
Обязательного требования закрывать лицо нет нигде, кроме «террористических государств».
Никаб тоже продвигается Талибаном и, возможно, «Исламским государством». При этом никаб является важнейшей частью культуры арабского мира и активно применяется при отправлении религиозных церемоний. Например, женщины в Мекке во время хаджа практически в обязательном порядке носят никаб или паранджу, дабы не смущать и не отвлекать паломников.
На законодательном уровне ношение хиджаба обязательно только в тех странах, где установлены законы Шариата — Афганистане, Саудовской Аравии, Иране и Йемене. Во многих других его ношение «настоятельно рекомендуется». Те, кто не носит хиджаб, рискуют встретить порицание со стороны окружающих.
При этом во многих государствах, где мусульман подавляющее большинство, хиджаб не только не рекомендован, но даже запрещен к ношению в государственных и образовательных учреждениях. Ярким примером является Турция, где хиджаб запретили еще в 1925 году. Сейчас его ношение в «официальных местах» запрещено также в Киргизии, Туркмении, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане и Азербайджане.
В Европе есть четыре страны, в которых полностью или с оговорками запрещено ношение паранджи и никаба — наряду с запретом на ношение любой одежды, которая полностью закрывает лицо — Франция, Италия, Бельгия и Нидерланды. Отдельно во Франции в образовательных учреждениях запрещено ношение еще и хиджаба, равно как и других «символов и одежды, очевидно демонстрирующие религиозную принадлежность».
Европейский суд по правам человека летом прошлого года решил, что Франция (а равно и другие страны ЕС) вполне имеет право на такие запреты. Даже, несмотря на то, что по признанию самих французских властей, носить никаб и паранджу в публичных местах на регулярной основе в стране пытались лишь около двух тысяч человек. Ничтожно малый процент от живущих во Франции пяти миллионов мусульман.
Источник: http://www.gorod.lv/novosti/262299-otkroizakroi-lichiko-chto-nado-znat-o-zaprete-na-parandzhu-nikab-ili-hidzhab-v-latvii