Что такое сарафан: описание и определение (с фото), история происхождения сарафана в россии

История появления сарафанов

В жаркий летний день лучшее, что можно сделать – одеться так легко, чтобы солнечные лучи обжигали спину и плечи и ноги, а ветер приятно обдувал вас со всех сторон. Время найти приятные обновки в свой гардероб – например, порой забываемые женщинами легкие сарафаны. Разнообразие моделей так велико, что можно найти сарафан как для отдыха у моря, так и для рабочих будней.

Но где впервые появился этот уникальный фасон летнего платья?

Сарафан на Руси появился в далеком XIV столетии – самое первое воспоминание о нем историки датируют 1376 годом. Смешно, но в то время их носили не только женщины, а и мужчины. Сарафан был одеждой для всех, независимо от положения на социальной лестнице – носить такой наряд было положено и обычным крестьянам, и князям.

Понадобилось три века для того, чтобы сарафан стал только женским элементом гардероба.

Обратите внимание

Хотя существует противоположное мнение – лингвисты предполагают, что изначально понятие «сарафан» затрагивало только мужскую одежду, похожую на кафтан с длинными полами, потом захватило и женский гардероб, а затем лишь полностью ушло из мужского.

Конечно, при всей богатой истории сарафан не зародился на Руси, его корни уходят гораздо дальше. Само название предмета одежды – персидского происхождения.

На персидском языке «сарапа» значит «с головы до ног» и также обозначает длинную одежду. Распространилось понятие через тюркские или греческий языки.

Но многие ученые сомневаются, что для обозначения народной одежды в русском языке заимствовали иностранное понятие. Над выяснением этого вопроса работают и до сих пор.

На Руси существовало несколько видов сарафанов. Например, «косоклинный распашной», который сшивали из косых клиньев, вставленных по бокам к двум полотнищам спереди. А сзади такие клинья приделывались по бокам к одному из центральных спинных полотнищ. Для того, чтобы надевать такой сарафан, спереди были пуговицы, а для того, чтобы он не спадал, на плечи надевались широкие лямки.

Это был сложный фасон, более простой же шился из прямых полотнищ, просто собранных под обшивку на груди. Решающую роль в нем играли лямки – благодаря ним сарафан держался, а нужды в застежках не было. Такой фасон прозвали «прямым» или «круглым».

Состоятельные люди шили сарафаны из шелка, украшали золотой тесьмой, позолоченными пуговицами вдоль декоративного шва, металлическим кружевом.

Рубашка под сарафан должна была быть белой, обязательно из тончайшего льняного батиста, расшитого белыми нитками тамбурным швом. Сами сарафаны также, естественно, украшали вышивкой.

Важно

Женщины старались выразить таким образом свою индивидуальность и продемонстрировать окружающим, что они – мастерицы. Сарафаны были огромной частью жизни русского народа.

Но в современную моду принесли сарафаны не они. Популярным трендом эта одежда стала благодаря известному модельеру Пьеру Кардену в 1965 году. Он был тем человеком, кто изобрел мини-сарафаны из шерсти и на широких бретельках. В те годы носить их с водолазками не считалось моветоном.

И подобные укороченные модели классического наряда пользовались успехом. Таким, что сейчас трудно представить себе модную коллекцию без участия в ней сарафана.

Как и летние улицы – без представительниц прекрасной половины человечества, носящих эту легкую, открытую и чрезвычайно удобную одежду.

Читайте также

Источник: https://dolio.ru/istoriya-poyavleniya-sarafanov/

Русский сарафан для девочек: история и выкройка русского сарафана

20 декабря 2013 37239 просмотров <\p>

Первое упоминание о русском сарафане относится к 1376 году. Создатель Никоновской летописи так называет длинную распашную (то есть расстёгивающуюся) мужскую одежду. До начала XVII века это слово в письменных источниках встречалось нечасто, и действительно обозначало предмет мужского костюма.
 

Русский сарафан в старинных народных песнях

Упоминание о мужских сарафанах встречается в старинных песнях, которые можно было услышать еще в начале прошлого столетия:

Он не в шубе, не в кафтане,
В длинном белом сарафане.

Исследователи считают, что термин сарафан, имевший, веро­ятно, иранское происхождение, возник от слов sarapa или sarapai (одетый с головы до ног) и обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами.

Женской одеждой сарафан становится только в XVII веке. Су­дя по письменным источникам (завещаниям, договорам, заклад­ным, запискам путешественников и т.д.), сарафаном называлась горничная (то есть комнатная) накладная (надевавшаяся через го­лову) одежда с рукавами или без рукавов, с пуговицами или без пуговиц.

Однако, подобная накладная одежда — шуба, шубка, сукман, ферязь, саян, шушун — в городах известна была значи­тельно раньше. Например, в приданом волоцкой княжны конца XV века встречаются шубы красного, багряного и светло-зелено­го цвета из дорогого фландрского и английского сукна.

Вероят­нее всего, сарафанами в XVII столетии стали называть женскую одежду, существовавшую значительно раньше, с середины или конца XIV века и, возможно, какие-то новые ее виды, возникшие в городах, а затем распространившиеся под влиянием городской моды и в деревне. До петровских указов об обязательном ноше­нии в городах европейской одежды, сарафаны носили и дворян­ки, и боярыни, и горожанки, и крестьянки.
 

История русского сарафана

Сегодня в нашем понимании сарафан — собирательный тер­мин, обозначающий русскую традиционную длинную горничную одежду на лямках. Сарафан входил в состав женского народного костюма центральных и се­верных губерний России, вместе с переселенца­ми «переехал» в Сибирь, а на рубеже XIX и XX веков стал модным и на юге нашей Родины.

Самые древние виды русских сарафанов — глухие прямые и косоклинные сарафаны (шу­шун, саян, ферязь, дубас). Самые старинные из них по крою напоминают туникообразные рубахи: центральное полотнище перегнуто пополам, по бокам пришиты прямые полотни­ща или несколько косых клиньев. Шили их из домотканых льняных и шерстяных тканей бе­лого, красного, черного и темно-синего цве­тов.

Подобные черные сарафаны сохранились до начала XX века в некоторых уездах Воро­нежской губернии как элементы девичьего ко­стюма — там, где женский костюм с поневой достаточно долго сохранялся и считался един­ственным вариантом женской одежды. Неко­торые разновидности глухих сарафанов имели сзади фальшивые декоративные откидные ру­кава, пришивавшиеся к краю проймы.
 

Виды русских сарафанов

Самый модный сарафан второй половины XIX-начала XX века почти на всей территории России — прямой или круглый. На севере, в Си­бири и на юге его нередко называли москвичом или москалем.

Модницы шили его из ярких покупных хлопчатобумажных, шелковых или шер­стяных тканей, украшали галунами, лентами, кружевами и бахромой. Крой был самый про­стой — несколько (от четырех до восьми) пря­мых полотнищ ткани сшивали между собой и верхний край собирали в мелкие складочки.

Совет

Каждый москаль, обжившись на новом месте, приобретал местный колорит, поэтому прямые сарафаны были не похожи друг на друга.

Самым «молодым» русским сарафаном стал сарафан на лифе. Пышная прямая юбка пришивалась к лифу, плотно облегающему грудь и спину. Распространение подобной одежды св­язывают с влиянием традиции переселенцев из западных районов России.
 

Косоклинный распашной сарафан

Самым популярным на протяжении XVIIIпервой половины XIX века был косоклинный распашной сарафан. Косоклинник шили из трех основных полотнищ ткани — двух впереди и одного сзади. По бокам к полотнищам пришива­лись несколько косых клиньев, которые значи­тельно расширяли подол. Неширокие вверху, некоторые сарафаны по подолу достигали вось­ми и более метров.

Передние полотнища сара­фана застегивались на металлические дутые, ажурные или литые пуговки с петлями из шелко­вого или шерстяного шнурка, отсюда и послови­ца про щеголих: «Пуговки литые, петельки витые». Пуговиц могло быть тринадцать, девят­надцать и более. В более поздние времена в не­которых костюмах застежку стали имитировать или вовсе зашивать.

Косоклинные сарафаны всячески старались украсить: вдоль застежки пришивали металли­ческие галуны, серебряные и золотные круже­ва, узорные ленты.

Праздничные косоклинники шили из самых разнообразных тканей: из хол­ста домашнего производства с масленой или кубовой набойкой, из шерстяного или льняного домотканого полотна, крашеного в различные оттенки красного, синего или черного цветов, кумача, нанки, китайки, но особенно ценились сарафаны, сделанные из дорогих покупных тка­ней: парчи, узорного шелка. тафты, штофа, бархата. Представьте, как роскошно смотрелся такой сарафан: «шупка женская холодная, ат­лас красный, круживо кованое золотное».

В XVII веке богатые сарафаны могли быть оторочены мехом, как, например, «кунтыш камчатный, кружево золото и серебряно, огонки бобровые». Конечно, такие наряды носились не одним поколением.

И даже совершенно выйдя из моды, они долго сохранялись как семейная реликвия, поскольку для приобретения или изготовления праздничного костюма затрачивались немалые деньги.

В одной из росписей XVII века упоминаются два сарафана — дорогой «шушун сукна красного с нарядом» стоимостью четыре (!) рубля и «крашенинник с нарядом», стоимостью восемь гривен. Народ подшучивал над своей любовью к роскоши: «На пузе — шёлк, а в пузе — щёлк»

Обратите внимание

В тех районах, где были распространены сарафанные комплексы, наряды с праздничными косоклинными распашными сарафанами но­сили мешанки, дочери и жены купцов и ремесленников в больших и уездных городах, девушки и женщины из состоятельных крестьянских семей. Несколько стилизованные «русские сарафаны», сшитые моди­стками, носили некоторые дворянки, шили их и специально для кос­тюмированных балов.

Сарафаны надевали на одну или две рубахи (нижнюю и верхнюю), для создания пышной формы поддевали нижние юбки, а во второй половине XIX века и кринолины. Чаше всего сарафаны подпоясыва­лись.

Сверху на них, в зависимости от местной традиции, надевали различных фасонов душегреи, шугаи или кофты.

Такие богатые кос­тюмы обязательно венчали головные уборы: у девушек — повязки, венцы, короны, у женшин — сороки, повойники, кички, кокошники.

Завершали такие костюмы всевозможными украшениями, шалями или даже тончайшей шелковой фатой. На ноги, начиная с XVII столе­тия, обували искусно сделанные сапожки из яркой и тонкой кожи, а с XIX века — городские модные ботинки «полсапожки, носки лаковые».

Сарафанов нонь не носим, нам от них убыточек:

Надо восемь метров ситца. Три катушки ниточек.

Очень точно подмечено в этой задорной частушке 20-х годов прошлого века. Однако носить сарафаны после революции 1917 года перестали не из-за дорого­визны: на все исконно русское не просто прошла мода, но сарафаны, поневы и старинные рубахи объяви­ли пережитком прошлого.

Камка  — тонкая шелковая, льняная, шерстяная однотонная ткань: характерная особенность камки — сочетание блестящего фона (узора) с матовым узором (фоном).

Тафта — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью (жесткость тафты появлялась благодаря тугой скрутке нитей ткани).

Штоф — шелковая плотная ткань с одноцветным узором.

Миткаль — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, тонкая или более плотная, сероватого цвета. После отбеливания и прокрахмаливания миткаль получал название — коленкор, после набивки узора — ситец, после окрашивания в красный цвет — кумач.

Китайка — в XIX веке под этим названием подразумевалась плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения синего цвета.

По материалам журнала «Славянка»
 

Видео: Технология изготовления косоклинного сарафана. Автор Элина Глушкова

Русский сарафан. Фото

В фотогалерее поредставлены несколько фотографий современных девушек-старообрядок в сарафанах.

Источник: http://ruvera.ru/articles/iz_istorii_russkogo_sarafana

История одежды. Какова история сарафана? Откуда такое название у сарафана?

Наша культура очень тесно переплетается с культурами других народов. И, казалось бы, история такой исконно русской одежды, как сарафан в своем названии содержит далекие персидские корни.

Версии возникновения сарафана

Историки одежды имеют две версии возникновения и толкования слова «сарафан»:

  1. В первом значении оно выглядит как «сапараи», то есть «одетый с головы до ног«, в таком ключе первые упоминания появляются в ХIV в.
  2. По второй версии, происхождение названия относят к также персидскому слову «сарапай», что значило «почётная одежда».

Интересным фактом является то, что сарафаны или сарафанцы, упоминаемые с XIV века, фигурировали как мужская длинная, просторная одежда, и только в XVII веке этот вид одеяния стал исключительно женским.

Не перечесть количества названий сарафана исконно русского происхождения, которые бытовали в разных местностях, а также указывали на материал, из которого сшита одежда и её крой: костыч, саян, кумачник, бархатник, сукман, клинник, касталан, ферязь, шубка, атласник, пестрядник, штофник. Многие из них говорят сами за себя. На первый взгляд, сарафан видится простой незамысловатой одеждой, но это взгляд неискушенного обывателя. Вот только основные схемы кроя сарафанов:

Сарафаны стали популярной универсальной одеждой, их носили и бедные крестьяне, и зажиточные граждане. Понятно, что разные сословия могли себе позволить одежду разного качества и отделки. Необычайная востребованность этой модели одежды привела к открытию специальных производств, например, в г. Коломна была налажена мануфактура по выработке сарафанных тканей.

Важно

Чем выше был класс ткани, тем о большей зажиточности семьи владелицы он говорил. Это могли быть и бархат, и атлас, и парча, и шерсть, а девушки из простых семей носили ситцевые сарафаны. При этом на отдельных территориях в наших северных краях юным модницам не разрешалось до определенного возраста носить сарафаны из дорогих тканей.

В 50-х годах XIX века сарафан начал сдавать позиции: он задержался, по большей части, в крестьянских гардеробах, продержался он примерно до двадцатых годов прошлого века, а потом его причислили к возрастной одежде, и в итоге популярность сарафана в том самом историческом виде сошла на нет.

Современные же модницы вполне успешно пользуются идеей сарафана, интерпретированной под условия нашего времени. Они шьются различной длины (для лета просто удачнейшая находка), также есть и теплые варианты, вполне идущие в ногу с современностью.

Загляните также и сюда:

Источник: http://vovet.ru/q/istoriya-odezhdy-kakova-istoriya-sarafana-otkuda-takoe-nazvanie-u-sarafana-rpk.html

Русский сарафан: история костюма, модные тенденции (128 фото)

Главная / Мода и стиль / Платья

Ни одна русская сказка не обходится без традиционного наряда, в котором дева красная еще краше, а одеяние наряднее и вовсе не найти. Русский сарафан является национальным костюмом свободолюбивого народа, который славится своей верой и целомудрием. Данный предмет гардероба используют для праздников, ярмарок и повседневной жизни. В последние годы он стремительно завоевывает подиумы Европы.

Читайте также:  Платье из мохера спицами: короткое платье из мохера

У наряда есть богатая история и несколько фасонов с отличительными чертами. Девушки используют атрибут для того, чтобы выделится и стать объектом всеобщего внимания. Сарафан и орнамент имеют свое значение, выбирая подобную вещицу, женщина должна разбираться в символике.

Немного истории

В начале XIV века впервые появился русский сарафан. Изначально он относился к мужскому гардеробу воевод и был в обиходе у великих князей. Материал для нательной рубахи использовали натуральный, лен или ситец. Часто изделие носило название сукман, сарафанец, кумачник.

Позже во времена правления Петра I, сарафанец был изгнан из гардероба знатных особ мужского пола и его отнесли к одеянию простолюдинок, дочек купцов. Женская половина взялась за атрибут и стала украшать его, вышивками, орнаментами, узорами и бахромой.

Возвращение сарафана на его почетное место пришло вместе с правлением Екатерины II. Придворные дамы охотно приняли приход наряда, ведь его можно было комбинировать с рубахой, жилеткой, пальто и другими теплыми вещами.

В 1834 году был оглашен указ «О женском придворном платье с национальными мотивами». Сарафан вернулся в женский гардероб дворян и придворных и просуществовал до 1917 года, занимая почетное место.

Поскольку сарафан приобрел звание национального наряда, к нему стали применять русские мотивы, росписи и орнаменты. Каждому изделию, отводили свой цвет.

Свадебные и праздничные наряды выполняли в красных цветах. У каждой губернии были свои цветовые исполнения сарафана с определенным орнаментом.

По внешнему виду изделия можно было определить, из какого административно-территориального деления России приехали гости.

Кому идет

Наряд надевают девочки, девушки и женщины в возрасте. Традиционный костюм национального масштаба в русском народном творчестве обожают за его многогранное исполнение. Женщины разных типов телосложения могут использовать русский сарафан, дополняя его кокошником и цветастой рубахой.

Молодые девушки, конечно, просили матушку сшить наряд с обтягивающими линиями, чтобы выглядеть утонченно и подчеркнуть достоинства. Женщины более зрелого возраста использовали другого формата фасон, в котором верхняя часть имела многослойность.

Ограничений для русского сарафана не существует, ведь количество видов достигло той отметки, что каждая женщина сможет подобрать свой вариант. Распахнутый крой позволяет корректировать фигуру, выставляя ее в выгодном свете. Часто пышногрудые девушки используют фасоны русских сарафанов для создания красивого облика.

Разновидности

В простых на первый взгляд сарафанах есть масса отличий. Во-первых, разновидности, из которых можно выделить самые известные косоклинные и туникообразные сарафаны. Во-вторых, материал, вышивка и оформление.

На нижегородской земле носили сарафан косоклинный. Его шили из китайки или из черного сатина с применением застежки спереди.

Цельное полотно сшивали с двумя элементами, прямыми передними полосками и косыми клиньями сбоку. Наплечный атрибут отличался небольшой проймой на спине и широкими лямками.

Совет

У наряда всегда была подкладка и декоративные пуговицы. Украшали изделие петельками, которые имитировали застежку, пришитую по всей длине.

Сшить русский сарафан можно было и другим способом, внешне напоминающим тунику. Одеяние прозвали глухим из-за сплошного полотна, соединенного спереди железными пуговицами. Часто модели выполняли с разрезом, который украшали завязками и другими декоративными элементами. Сегодня модель шьют из двух половин, соединенную боковыми швами.

Сегодня в интернете можно найти выкройки и советы по пошиву русских сарафанов. Из них можно встретить модель прямого кроя и модель с лифом. Его часто называют московский, ведь прилегающая пройма на кокетке делает изделие более привлекательным.

Популярные цвета

Для русского атрибута характерным цветом является яркий колор. У изделия есть этнический орнамент, который украшает наряд спереди вдоль линии пуговиц. Для дополнительного декора можно использовать ленту из цветной ткани, затянутую под грудью. Любимым цветом стал красный, он роскошно смотрится с золотыми узорами и рисунками.

Черный сарафан использовали для повседневного ношения. Его надевали женщины, трудившиеся по хозяйству. В качестве декора использовали различный цветочный принт, расположенный по всему периметру изделия. К такому наряду применяли декоративный шнурок в виде косы, сплетенный из нескольких нитей.

Красные и синие вышивки на модели прекрасно подходили для празднования вечеров, Ивана Купала и других славянских праздников. Девицы шили наряды с применением орнамента в данном цвете, который имел некую смысловую нагрузку.

Современные тенденции

Сарафан способен украсить любую женщину, сделать ее облик стройным и величественно красивым. Об этом знают модные дома и поэтому часто используют предмет гардероба для создания наряда, подчеркивающего высокую одухотворенность.

В коллекциях «Валентино» и других знаменитых брендах можно увидеть русский сарафан, выполненный на новый лад. Фасон в современном стиле имеет несколько другой формат, но основную идею модельер позаимствовал у традиционного наряда славянского народа.

Модели в представленной коллекции имели длину макси, миди и мини. Необычайные узоры, рассыпанные по всему периметру, создавали тонкую атмосферу веры, духовной силы и любви. Ткань вышивают вручную, и она имеет уникальный рисунок. Современные фасоны украшают камнями, мехом и узорными аппликациями. Для пошива используют натуральные ткани с насыщенными, яркими рисунками.

С чем носить

В прошлом женские сарафаны надевали в комплекте с рубахой, преимущественно белого цвета. У изделия обязательно должны были быть расшитые роскошные длинные рукава. Образ получался многослойным, ведь нательная рубаха была практически одинаковой длины с сарафаном.

Сегодня модницы используют блузку, в тандеме с русским атрибутом. Выбранный цвет может быть в тон сукмана или подходящего колора. Для создания образа в русском стиле лучше надевать блузку, рубашку, распашонку или вовсе носить наряд на голое тело.

Обувь

Листая старый модный журнал, можно увидеть девушек в сапожках. Всесезонность атрибута вынуждает представительниц прекрасного пола носить модель с различной обувью. На сегодняшний день приемлемым вариантом являются: плетеные босоножки, туфли с округлым носком, ботильоны из нубука или замши.

Аксессуары

Для воссоздания русского образа просто необходимы украшения. Сарафанчик можно украсить пояском, лентой или тесьмой с бубенчиками на конце. Взамен кокошника можно использовать ленту, завязав ее на затылке или ободок. Девушки всячески эксклюзируют образ, применяя современные украшения с цветами, бусами и другими подходящими по стилю вариантами.

Источник: https://zhurnal-lady.com/moda/platya/russkij-sarafan/

7 фактов о русском сарафане

Сарафанная информация! «Все это следует шить» и «все это будет носиться». История сарафанов и легких платьев из ситца со времен Никоновской летописи до наших дней и популярной песенки из фильма «Москва слезам не верит».

Лингвистическая зарисовка: на  санскрите «сари» – «кусок ткани», «сарафан» в переводе с иранского — «одетый полностью», персидское «сарапа» означает «с головы до ног».  Первое упоминание сарафана в русском языке можно встретить в Никоновской летописи от 1376 года.

Первоначально словом «сарафан» был мужской  длинной  распашной одеждой. Такую в  XIV веке могли носить и воеводы, и великие князья. Окончательной принадлежностью женского гардероба он стал лишь с XVI века.

Во времена правления Петра I традиционный русский сарафан считался одеждой простолюдинок и купеческих дочерей и был «изгнан» из гардеробных придворных дам.

 Возвращение сарафана в произошло с началом правления Екатерины II.

А во времена царствования Николая I в соответствии с указом 1834 года «О женском придворном платье с национальными мотивами», сарафан вошел в женскую придворную парадную одежду и существовал при дворе до 1917 года.

По названиям сарафанов легко можно догадаться из какого материала они были сшиты: «достальник», «полугумажник» (покупная ткань с добавлением хлопчатобумажных нитей), «московец» (из «московского» ситца), «синюха» (из окрашенного в синий цвет домашнего холста), «дикосовый» (из кубового сине-зелёного ситца с цветочным узором), «кумашник» (из кумача).

Cлова из известного русского романса «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…» имели некогда буквальный смысл: свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.

Обратите внимание

Сарафаны на каждый день шили из дешевого синего холста, бязи-китайки или домотканой шерсти, застежки были медными, пуговицы оловянными. Чтобы такая одежда держала форму, ее прокладывали жесткой вощеной подкладкой из холста.

В северных губерниях поверх сарафана надевали передник с завязками, который крепился выше груди. Помимо назначения — защиты одежды от загрязнения, передники выполняли чисто декоративную задачу: закрывая неукрашенные части костюма, способствовали цельной цветовой композиции ансамбля.

Основные виды русских сарафанов:

Туникообразный сарафан. Основной признак — цельные передние и задние полотнища без среднего шва.

Косоклинный сарафан. Основной их признак – два прямых полотнища спереди — распашные или со швом —  и одно цельное сзади.

«Московский» сарафан. Основной признак — «московский» сарафан шили из нескольких цельных прямых полотнищ, собранных вверху в мелкие складки или сборки.

Сарафан «с лифом». Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину. Эта модель сарафана пришла в деревню из города, и была по существу юбкой, пришитой к лифу.

Полуплатье. Основной признак — сарафан с лифом на кокетке.

В 1965 году Пьер Карден произвёл фурор! Он изобрел… минисарафаны из шерстяного сукна. Особенным шиком было носить их с тогда ещё только входившими в моду водолазками.

Диана Чанкселиани

Источник: https://russian7.ru/post/7-faktov-o-sarafane/

Как сарафан перекочевал в современную моду

Елена Ржевуская

17 августа 2018 15:14

За свою многовековую историю этот привычный нам предмет гардероба прошел долгий путь и постепенно завоевал весь мир. Обилие фасонов и расцветок сделало его не только будничной одеждой — теперь сарафан можно надеть и в офис, и даже на вечернее мероприятие

Спросите любого жителя нашей страны, какая одежда считается исконно русской, — и он, не задумываясь, назовет именно его — сарафан. Но если обратиться к происхождению этого слова, все окажется не так банально. Исследователи давно уже ломают копья, споря, откуда точно к нам пришел этот узнаваемый фасон.

Существует две вполне правдоподобных версии. По первой слово «сарафан» происходит от названия традиционной индийской одежды сари. И хотя, казалось бы, выглядят эти вещи совершенно по-разному, между ними все же можно найти сходство. Так, и сари, и сарафан были сакральным одеянием, в которое облачались на свадебные церемонии.

Важно

Причем и в том, и в другом случае выбиралось платье красного цвета как символ энергии, сексуальности и плодовитости. На многих картинах русских художников мы можем видеть наряды алого цвета. Известный романс «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан» тоже описывает именно приготовление к замужеству.

Также совпадает и ткань, из которой шьют эту одежду для торжественных случаев, — это богато украшенная парча. Кстати, в Индии ее раньше ткали из тончайшей золотой или серебряной проволоки. Если такую материю сжечь в огне, то получится увесистый слиток благородного металла.

Таким образом, между индийским сари и русским сарафаном довольно прозрачные аналогии. Но это лишь первая версия.

По второй корень «сарафан» созвучен персидскому «сарапа», что значит «почетная одежда» или «с головы до ног». И это опять-таки не лишено смысла. Историки считают, что слово могло попасть к нам через тюркские языки.

Но многие ученые все же до сих пор сомневаются, что для обозначения нашей народной одежды заимствовали иностранное понятие, и подобные теории о родстве слов их не убеждают. Так что окончательное решение принимать вам.

Если же забыть о форме и вспомнить о содержании, то окажется, что похожая национальная одежда бытовала не только на Руси. Платья, аналогичные по покрою сарафану, носили до начала двадцатого века крестьянки в Польше и во всех северных странах Европы. В Германии и Баварии, например, до сих пор существует вариант этого традиционного народного одеяния под названием дирндль.

Барышня-крестьянка

Давайте вернемся на родную землю. Если верить летописям, сарафан на Руси появился в далеком четырнадцатом столетии, самое первое упоминание о нем историки датируют 1376 годом (нашли его в Никоновской летописи).

Забавно, но стали носить эту вещь вовсе не женщины, а мужчины. Первоначально это была исключительно мужская длинная распашная одежда. Причем ее могли надеть и обычные крестьяне, и воеводы, и великие князья.

Совет

Понадобилось целых три века для того, чтобы сарафан стал женским предметом гардероба.

По традиции вместе с ним дамы надевали рубаху и пояс. В северных губерниях поверх повязывался еще и передник, который крепился выше груди.

Помимо основного назначения — защиты от грязи и пыли — он выполнял чисто декоративную задачу, закрывая собой неукрашенные части ансамбля.

Под низ было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем.

Сарафан считался одним из символов веры и обычаев предков. Праздничные элементы костюма высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение. Это сейчас сарафаны шьют из легких тканей, раньше же русские традиционные платья состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные.

Каждый мужчина старался раздобыть жене и дочкам в подарок дорогие ткани. За ними укоренилось название «персидские». Одеяния же на каждый день шили из дешевого синего холста, бязи или шерсти, застежки были медными, пуговицы оловянными. Чтобы такое платье держало форму, его прокладывали жесткой вощеной подкладкой из холста.

Самыми завидными невестами считались девушки, носившие «драгоценные» сарафаны — вышитые золотыми цветами по белой ткани.

Во времена правления Петра I традиционный русский наряд считался одеждой простолюдинок и купеческих дочерей и был изгнан из гардеробных придворных дам. Возвращение произошло с началом правления Екатерины II.

Обратите внимание

А Николай I в 1834 году даже издал указ «О женском придворном платье с национальными мотивами», благодаря которому сарафан официально вошел в список женской парадной одежды и существовал при дворе до 1917 года.

Веяния старины

Русские сарафаны были нескольких видов. Они могли надеваться через голову и вообще не иметь пуговиц или же застегиваться сзади. Но самыми популярными считались распашные, или, по-другому, «расстегаи». Эти сарафаны шились с широкими лямками, спереди по всей длине шел ряд металлических ажурных пуговиц, края обшивались нарядной тесьмой.

Читайте также:  Как убрать катышки со свитера? 6 способов очистить свитер от катышек. причины и профилактика их появления.

Модели попроще изготавливались из темно-синего, крашенного краской индиго холста, а варианты для торжественных случаев — из дорогого покупного полотна: парчи, шелка и бархата. К слову, некоторые ткани запрещалось носить молодым девушкам до двадцатилетнего возраста, к примеру, в северных губерниях под запретом был атлас.

Повседневные платья выглядели скромнее, а праздничные украшались нашивками красочных лент по подолу.

Во множестве названий сарафанов, как правило, отражался вид ткани, из которой он был сшит: московец кроили из «московского» ситца, синюху — из окрашенного в синий цвет домашнего сукна, дикосовый — из зеленого ситца с цветочным узором, а кумашник из кумача.

В конце девятнадцатого века на первый план вышли прямые сарафаны. Они кроились из полос ткани и были чуть присборены в верхней части. Лямки пришивались спереди прямо, а сзади углом.

Позже появились модели с лифом, к которому с изнанки крепилась особая ткань, называемая подоплекой. Как раз в то время люди стали говорить: «Дело не простое, а с подоплекой», подразумевая, что задача не так элементарна, как кажется на первый взгляд.

Теперь же мы об этом значении окончательно забыли и привыкли использовать только переносное.

Короткой строкой

Важно

И так бы и остался этот предмет гардероба лишь на картинах художников и в старинных летописях, если бы в 1965 году известный дизайнер Пьер Карден не выпустил на подиум моделей в ярких однотонных мини-сарафанах из шерстяного сукна.

Маэстро давно питал любовь к нашей стране и черпал вдохновение в истории русского костюма. В итоге необычная коллекция произвела фурор, носить эту вещь стало, как говорится, удобно и практично.

Причем, по мнению кутюрье, лучше всего он сочетался с черной водолазкой, тогда еще только входившей в моду.

Стоит заметить, что во времена купечества и крестьянства открытые женские ноги являлись чем-то непозволительным, поэтому сарафаны были исключительно длинными, но модельер благополучно нарушил эту заповедь. Чуть позже стали отказываться и от главного элемента наряда — бретелей.

Современные платья-сарафаны различаются по назначению. Самыми распространенными давно уже являются летние длинные модели для отдыха, которые изготавливаются из легких тканей: льна, хлопка, ситца.

Комбинируем такой сарафан с удобными вьетнамками, сандалиями, босоножками и балетками. Но если вы не можете обойтись без каблука, то и в этом случае можно подобрать подходящий вариант обуви — просто обратите внимание на модели на танкетке.

К сарафану теперь не считается зазорным даже надеть кроссовки, хотя раньше это считалось моветоном. Дополнить образ можно джинсовой курткой, коротким жакетом или кардиганом.

А если летящие силуэты вам не по нраву, выбирайте короткий сарафан и комбинируйте его с однотонной футболкой. Стоит добавить к такому ансамблю грубые ботинки или кеды — и образ в стиле гранж готов.

Надеть эту вещь допустимо не только на прогулку, но даже и на работу.

Совет

Сарафаны для офиса делаются прямыми и приталенными, из плотных однотонных тканей, на широких бретелях или без, что позволяет надевать под них классические блузки или водолазки в деловом стиле.

Часто сарафаны в этом случае укороченные, как раз такие, как придумал Карден в шестидесятых годах. В офисной моде на пике популярности однотонные модели черного цвета, который стройнит.

Также сегодня можно встретить и вечерние варианты, изготовленные из шелка, шифона, атласа и других дорогих тканей. Последний тренд — это вечерние сарафаны из кружева. Они станут отличной заменой коктейльному платью.

В таком платье вы можете пойти на свидание или любое дневное торжество в ресторан. Наденьте его либо с туфлями на среднем толстом каблуке, либо с босоножками на шпильке.

Не забудьте о сумочке: маленький атласный или бисерный клатч будет очень кстати.

Стильный образ не ограничивается грамотным подбором одного лишь сарафана, про аксессуары тоже не стоит забывать, ведь без них ваш look не будет завершенным. Так, удлиненное ожерелье чудесно украсит зону декольте, можно надеть и серьги в этническом стиле.

Подойдут к этой вещи браслеты, причем как тонкие металлические, так и объемные деревянные. Лучше отдать предпочтение бижутерии, золотые украшения способны перегрузить ансамбль.

И помните, что сарафан сам по себе достаточно яркий предмет гардероба, и перебарщивать с дополнительными декоративными элементами не стоит, иначе вы рискуете стать похожей на дитя цветов.

Источник: https://www.womanhit.ru/lifestyle/fashion/2018-08-17-kak-sarafan-perekocheval-vsovremennuju-modu/

Самые красивые русские сарафаны — идеи, советы

Всякий народ имеет свои традиции и обычаи, а также национальные наряды, которые отличают его от представителей других народностей.

Что касается России, то такой одеждой стал русский сарафан, представляющий собой платье без рукавов. По внешнему виду данный тип одежды отличался в отдельных регионах страны по типу кроя и материалу. Однако можно отметить, что подобный наряд надевали и представительницы европейских государств. 

Русский сарафан

Слово «сарафан», по мнению ученых, произошло от иранского «sapara», которое означало – «надетый с головы до ног». При этом первоначально слово означало плечевую одежду мужчин. Немного истории…

В современном понимании «сарафан» считается термином, который означает русские традиционные одежды с лямками для горничных. Сарафан являлся народным женским костюмом в северных и центральных российских губерниях, затем перекочевал в Сибирь, и только потом стал очень модным в южной части страны.

Древние русские сарафаны были косоклинными и прямыми. Наиболее старые из них по своему крою напоминали рубаху в виде туники, поскольку центральное полотно было согнуто пополам, а сбоку пришито пару косых клиньев. Создавались они из шерстяных либо домотканых материалов синего, красного, белого либо черного цвета.

До первой половины 20 века такие русские сарафаны сохранились в некоторых Воронежских уездах в качестве элемента костюма девушек.

Разнообразие фасонов по стилям

Наиболее распространенными типами фасонов считались слабо расклешенные глухие сарафаны, прямые с лямками, расклешенные с короткими рукавами, в виде юбки пришитой от лифа и с пуговицами впереди.

Ключевой особенностью такой одежды считается ее внушительный вес, объясняющийся применением огромного количества деталей при пошиве.

Наиболее грузными моделями являются красный праздничный, синий и белый русский сарафан.

Обратите внимание

Для изготовления одежды мастерицы применяли овечью тканую шерсть, которая предварительно проходила окрашивание ольховой либо дубовой корой. Кроме того, обязательно использовали бархат и тесьму для украшения низа.

Ежедневным вариантом считался сатиновый прямой сарафан (его называли саяном). Цвет наряда подбирался по возрасту женщины. Молодежь носила бордовые и красные сарафаны, а пожилые – синие либо черные.

Современная интерпретация образа с русским сарафаном

Русская стилистика сарафанов пользуется достаточно большой популярностью у современных модных дизайнеров.

Время от времени на подиумах Ив Сен Лорана и Поля Пуаре можно встретить платья, исполненные в традиционной русской классике, задекорированные аппликациями, лентами и вышивкой.

Отечественный дизайнер Зайцев давно слывет почитателем накидок из меха, кокошников и сарафанов.

Обыденными и ежедневными подобные наряды сложно назвать, однако у каждого человека имеются поводы, чтобы блеснуть в них! Легкий русский сарафан можно надевать для летней прогулки.

В наше время стало очень актуальным проводить тематические мероприятия. Например, почему бы невесте не надеть шикарный праздничный сарафан с кокошником? Это всегда будет выглядеть эксклюзивно и стильно.

Подобное торжество обязательно запомнится всем вокруг!

Пролистав каталоги специализированных магазинов и пересмотрев коллекции модных дизайнеров, девушка сможет легко отыскать нужный ей русский сарафан, купить его и носить в своем удовольствие!

Модели русского сарафана на полных женщин

1.     Юбка на бретелях – фасон русского сарафана, который полюбился многим дамам. Согласно старинным поверьям, придумала его русская барыня. Именно поэтому в любой русской сказке девушки носили такие одежды.

Этот сарафан имеет разную длину – до пола либо ниже колен. Длинная модель на тонких бретелях – праздничный вариант, а чтобы фигура казалась более стройной, дизайнеры применяют различные хитрости.

В основном добавляется геометрический узор.

2.     Вязаная модель русского сарафана будет смотреться гармонично жарким летом, а также холодной осенью.

Плотная либо кружевная вязка в форме цветов и прочих узоров сможет выгодно подчеркнуть достоинства пышной фигуры.

Такой сарафан сегодня можно отыскать в любом магазине, предлагающем выбор одежды ручного изготовления. Конечно, такая модель будет стоить дорого, если это не машинная вязка.

Важно

3.     Балетный русский сарафан – данный вариант считается наиболее воздушным, без рюш и воланов. Именно это и необходимо девушкам с пышными формами. В наше время мода на струящиеся модели балетного сарафана стала набирать не шуточные обороты. 

Присмотритесь к фото, возможно, вы решите, что и в вашем гардеробе должна быть сто стильная вещица.

Русский сарафан женский и детский  — фото

Источник: https://ona-znaet.ru/publ/6-1-0-1379

«Из истории русского сарафана»

Из истории русского сарафана (внеклассное мероприятие)

Автор: Корчагина Е.В.

учитель технологии ГБОУ школы-интерната № 71 г.о.Самара

2017

ЦЕЛЬ:

— Познакомить учащихся с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;

— Способствовать развитию речи;

—  Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: познакомить детей с русским народным костюмом;

Развивающие: развивать творческие способности детей, наблюдательность, память, воображение; формировать художественный вкус;

Воспитательные: воспитывать интерес к традиционному русскому костюму; доброе отношение к народным традициям.

Домотканый и древний, ещё в сундуках

Сохранил вековые мой край сарафан

Что за чудная дробь у тебя в каблуках

Что за песни в душе твоей Анна?

Здесь, у тихой сосны,

Где берёз хоровод

Заливные луга и медовые травы,

Задушевная русская песня живёт, и она тебя славит по праву.

  • У каждой вещи, как и у каждого человека, есть своя собственная история, которая нередко бывает удивительно интересной и даже в чем-то неожиданной. Например, история сарафана. Казалось бы, обычная летняя одежда для представительниц прекрасного пола, так нет же, история его насчитывает уже не одно столетие.
  • Согласно сведениям, черпаемым историками из летописей, первые упоминания о нем восходят еще к далекому XIV веку. Тогда сарафан носили как мужчины, так и женщины. Было даже понятие сарафана-рубахи для мужского населения. И только в XVII веке он стал исключительно женской одеждой, украшением прекрасных дев.
  • Сарафа́н  — слово было заимствовано  из  индо-иранского  )— женская одежда в виде платья без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.

Виды и типы сарафанов

  • Сарафан с лифом на кокетке, называемый полуплатьем.
  • Формы и стили изготовления сарафанов менялись из века в век.
  • Во времена правления Петра I традиционный русский сарафан стали считать одеждой простолюдинок и купеческих дочерей.
  • Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Украшали сарафаны вышивкой и тесьмой.
  • Различались праздничные и «буденные» сарафаны. Молодые носили красные или бордовые , а пожилые — синие и черные.  
  • Известный с конца XIX века русский романс «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…» имел когда-то буквальный смысл, так как свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.
  • Стройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивные особенности легли в основу моделирования одежды нашего времени.
  • Уже в XX веке дизайнеры начали предлагать девушкам более интересные варианты сарафанов, с новыми модными деталями. Во второй половине прошлого столетия появились и короткие модели сарафанов, произведшие настоящий фурор в модной сфере.
  • Современная модная индустрия ежегодно предлагает девушкам огромный выбор сарафанов на любой вкус.
  • Современные сарафаны- незаменимая одежда для офисов.
  • Современная школьная форма

Летняя одежда для девочек

  • В наши дни сарафан характеризует русский народный костюм. Его носят на различных гуляниях, также он является незаменимым атрибутом артистов русских народных ансамблей.

ПОКАЗ МОДЕЛЕЙ СОВРЕМЕННЫХ САРАФАНОВ

  • Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/iz-istorii-russkogho-sarafana.html

История сарафана

Сарафан – это очень красивая одежда, как ничто иное подчеркивающая женственность. Обычно это платье без рукавов, не приталенное, и очень свободное. Вполне логично, что сегодня, с нынешним темпом жизни, данный вид одежды крайне популярен среди представительниц прекрасного пола. Но каким же он был изначально?

Сарафаны в Европе

Сарафан – это очень древний вид одежды. Существуют данные о первых упоминаниях о платьях, напоминающие сарафаны, относящиеся к XV веку.

Обычно это было традиционной одеждой крестьянок и женщин низших сословий, когда как аристократия отдавала предпочтения гораздо более утонченным нарядам.

Крестьяне же ценили сарафаны за простоту изготовления, нетребовательность к материалу, простору, который не стесняет движения.

Сарафаны были как парадными, так и для работ. Они носились вплоть до XX века, когда для женщин стало открываться гораздо больше свобод, и потому предпочтения в гардеробе изменились.

Сегодня же память о такой одежде сильнее всего жива в Германии, Польше, прибалтийских странах и в Скандинавии. Сарафаны стали примером традиционной народной одежды и часто надеваются на соответствующие торжества.

Например, в Германии есть собственный тип сарафанов, который носит название дирндль, и очень чтится любителями культурной истории Баварии.

В принципе, сарафаны в наши дни достаточно распространены, так же, как и рубашки оптом.

Традиционная русская одежда

Но больше всего сарафан ассоциируется с Россией. Именно здесь такие платья были не просто очень широко распространены, но и самое богатое разнообразие форм и типов кроя. Записи о первых сарафанах на Руси были найдены в Никоновской летописи, датированной 1376 годом.

Это была очень популярная форма одежды, которую с разной степенью проработки носили как крестьянки, так и купечество, и даже жены и дочери бояр.

Само собой, подразумевается, что сарафаны более высоких сословий изготавливались из более дорогих тканей с применением драгоценных каменьев и дополнительными декоративными элементами.

Совет

Поголовная мода прошла только ближе к времени царствования Петра I. В ту эпоху курс развития России значительно изменился, а вместе с ним и мода. Как итог, сарафаны остались в ходу только среди простолюдинок и купцовских дочерей. Однако и здесь одежда не потеряла темпа развития.

Читайте также:  Как женщинам носить носки с туфлями: подбор носков по цвету и модели туфель

Возможностей у крестьян становилось все больше, наука двигалась вперед, потому сарафаны получали все больше и больше деталей и разнообразных усложненных компонентов. Например, в XIX веке стали появляться разноцветные сарафаны.

Индустриализация позволила создавать большой спектр цветных тканей в фабричных условиях огромными партиями, и потому ткани были доступны широким слоям населения.

До этого такая одежда не особо отличалась бурностью красок – для отдельных элементов применяли натуральные красители – например, отвар из льны и дума позволял получить черный цвет тканей.

Особенности

Русские сарафаны были одними из самых тяжелых в истории одежды. Это происходило благодаря добавлению огромного количества самых разных элементов для декора. До распространения легких фабричных тканей многие такие платья шились из овчины. Впоследствии появились легкие домашние разновидности, не являвшиеся нарядными для выхода в свет, и назывались «саянами».

Как итог, на сегодняшний день известна следующая классификация разновидностей сарафанов:

  • глухой, слабо раскошенный;
  • со швом спереди или на пуговицах;
  • сильно раскошенный, с откидными рукавами;
  • прямой, на лямках;
  • юбка с лифом.

При этом сарафаны имели и свои различия у разных народов мира, разделялись на праздничные и «буденные», и так далее.

Нельзя не сказать при этом, что среди высоких сословий сарафаны остались в своем измененном виде – в качестве ночных платьев.

Свободный и просторный крой делал такую одежду крайне удобной для сна, а доступность мягких качественных тканей лишь повышал приоритет подобной ночной одежды.

Современность

Современные сарафаны — https://chia.ua/type/sarafany — также популярны и значительно отличаются от своих предков.

Во-первых, современное развитие тканной индустрии позволяет создавать их из очень легкой ткани не теряя в нарядности и многогранности внешнего вида. Существуют деловые, вечерние, уличные сарафаны. Они многогранны по расцветкам и крою.

Также остались в ходу и традиционные наряды, однако они применяются исключительно на музейных выставках, во время национальных праздников, и так далее.

Существуют отдельные семьи-приверженцы традиций, которые стараются во всем подражать своим предкам – живут в деревянных домах, не используют электронику, и носят как раз традиционные сарафаны.

Однако сейчас также набирает популярность направление неотрадиционизма – когда такая жизнь сочетается с современными достижениями.

Деревянная изба с кондиционером, сарафан из синтетики с дышащим покрытием, электрический свет и современный санузел – это все нынче в моде.

Источник: http://www.kraskizhizni.com/other/6101-istoriya-sarafana

исслед. работа сарафан.docx — Исследовательская работа «Русский сарафан: от истоков к современности»

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноВидеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска«Средняя общеобразовательная школа №153»Районный этап городской открытой конференциимладших школьников «Мое первое открытие»Исследовательская работа «Русский сарафан: вчера, сегодня, завтра»Выполнила: Ковалева Анастасияученица 4Б класса учитель: Есауленко Н.Л.,высшей квалификационной категории

Новосибирск

Содержание1. Введение (актуальность).2. Цели и задачи проекта.3. Этапы работы.4. Ожидаемые результаты.5. Теоретическая часть.6. Практическая часть. 7. Заключение.8. Приложения.

9. Источники информации.

Актуальность проблемы исследования ­ определяется тем, что на всех этапах истории человеческого сообщества «зеркалом» национального характера, нравственных устоев в значительной мере являлась одежда отдельного человека, социальной группы, народа.Изучение истории костюма актуализируется возрастающим интересом нации и общества к истории России.

Это выражается в восстановлении утраченных промыслов и ремесел, появлении кинофильмов на сюжеты русской истории, организация многочисленных выставок на темы русского быта.Костюм представляет собой один из важнейших элементов человеческой культуры.

Он объединяет в себе различные функции, является показателем личных заслуг человека и хранителем наиболее ценных вещей хозяина.

Обратите внимание

В костюме отражены биологические функции (защита от погодных условий), сокральные (магическая защита хозяина, обеспечение плодородия, модель мироздания) и эстетические (воплощение эстетического идеала этноса и личных вкусов мастера).

Актуальность исследования определяется тем, что изучение русского национального костюма помогает понять культурное наследие народа, традиций. Помогает сохранить самобытность русского народа в быту и одежде.На уроке изобразительного искусства была тема:«Красна девица до гряд в сарафане до пят».Действительно, сарафан очень украшает девушку. А что мы знаем о сарафане? Откуда он появился в России? Действительно ли это древняя русская одежда? Кто носил сарафаны? Такие

вопросы возникли у меня при изучении этой темы.

Цель: изучить историю появления сарафана на Руси и изготовить современный сарафан по старинным мотивамЗадачи: .Изучить значение слова «сарафан» в толковых словарях. Узнать, кто носил сарафан в 16 в. в России. Познакомиться с разными видами сарафанов. Исследовать, откуда сарафан пришел в Россию.

Изготовить модели старинных сарафанов. Изготовить современный сарафан.Гипотеза: Я считаю, что сарафан – это древняя русская одежда. Сарафаны носили только бедные крестьянские девушки, т.к. он не требует больших затрат, его очень просто скроить и сшить.

Методы исследования: информационно­поисковый; исследовательский;

 аналитический

1ЭТАП: подготовительный . Создание проблемной ситуации.Что подлежит изучению?Совершая путешествие в прошлое, мы будем изучать сарафаны.2 ЭТАП: теоретическийИдем в библиотеки, на экскурсии: собираем материалы.

Нам предстояло узнать: Когда появились сарафаны на Руси? Из каких материалов шили сарафаны? Какие были виды сарафанов? Кто носил сарафаны на Руси? Какие современные тенденции в наше время?3 ЭТАП: практическая работа Изучить виды сарафанов и их отличие;  Проанализировать современные тенденции; Изготовить модели старинных сарафанов; Изготовить сарафан из современных материалов.Ожидаемые результаты познакомить с историей сарафана как народного костюма; систематизировать и углублять представления о разновидностях, внешнем виде сарафанов; развивать познавательный интерес к истории России;

изготовить сарафан из современных материалов.

Теоретическая частьИСТОРИЯ РУССКОГО САРАФАНАБлуждая этим вечером по Сети, встретила целое исследование одной студии декоративного­прикладного творчества. Тема этой работы: «История русского сарафана». Исследование это достаточно большое, поэтому Ivanka.

club «выжала» самое важное и спешит этим поделиться:Народный костюм – бесценное достояние культурыРусский народный костюм, русская народная одежда являясь объектом материальной культуры, является и богатейшим творческим источником.

Неуёмная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в предметах быта, и особенно в создании внешнего облика людей.

Важно

Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.

Из истории русского костюмаНародный костюм являет собой синтез различных видов декоративного творчества: искусство вышивки, народного ткачества, кружевоплетения, вязания и другие виды прикладного искусства.

На протяжении длительного периода, со времен Древней Руси до начала XVIII века, он не претерпевал резких перемен в своих основных формах, эволюционировал в рамках устойчивых традиций. XVIII век стал поворотной вехой в его развитии.

Это время социально­экономических и культурных преобразований в России было ознаменовано законодательной деятельностью Петра I, регламентирующей различные сферы жизни, общества и направленной на коренную ломку привычных устоев. Реформы широко затронули русский быт, в том числе одежду. В 1700 году были изданы указы об обязательном ношении костюма западноевропейского образца. Исключение составляли лишь духовные лица и крестьянство. Европейский костюм становился нормой для русского общества, но эта норма должна была пробивать себе дорогу сквозь вековые традиции.Таким образом, костюм в России с XVIII века получает два направления: в дворянском костюме

https://www.youtube.com/watch?v=wjWNikUu6CQ

господствуют западноевропейские формы; самобытные русские формы в ­ народном костюме.

многое иношенияНаряду с крестьянством городское купечество и мещане XVIII века, а отчасти и на протяженииXIX века остаются приверженцами русского платья, неохотно принимая европейские новшества.Традиционная крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохраняетобработанные веками устойчивые формы, определяющие ее своеобразие, до начала XX века.

И сэтой точки зрения крестьянский костюм интересен, как русский национальный. Онсконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приемы декора,способдругое.Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со свободно падающимилиниями.

Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движенияпрямоугольными или косыми вставками (прямые, косые полики, ластовицы). Хотя одеждажителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женскийкостюм обладал общими чертами –малорасчленённым компактным объёмом и лаконичным,мягким, плавным контуром.

Когда женщина шла, костюм её сохранял свою особенность –плавную текучесть линий. К характерным чертам также можно отнести значительную длинуодежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах, расположениедекора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких одеваемых одна поверх другойодежд.

Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), поней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не

покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров

для русскогонародногоМатериалыкостюмаИз разноцветных, пестрых ниток льна ткали клетчатые и полосатые холсты – «пестряди». Итолько после всех этих трудов шилась одежда. Понятно, что полученную ткань использовалиэкономно, предпочитая выверенные веками гармоничные фасоны, допуская фантазии лишь вдеталях, мелочах.

Совет

В домашних условиях могли делать и сукно из шерстяных нитей.В праздничном костюме использовались не только домашние ткани: с XVIII века в Россииразвивается текстильная промышленность. Фабричные ситцы проникают в быт деревни.

А сразвитием капитализма в России во второй половине XIX века на деревенских ярмаркахкрестьянин мог купить ситец и парчу, ленты, золотые и серебряные галуны (тканую тесьму иззолотой и серебряной металлической нити вместе с хлопчатобумажной или льняной нитью),разноцветную гарусную шерстяную пряжу, шёлковые, шерстяные, и бумажные платки и шали. Новплоть до начала XX века эти ткани считались дорогими, праздничными.Большая часть жителей деревни материалы для одежды окрашивала сама в домашних условияхили отдавала ремесленникам, работавшим в мастерских или бродившим по деревням. Народныемастера при окрашивании тканей использовали красители довольно широкой гаммы цветов иоттенков, применяя для этого настои трав, цветов, кореньев, древесной коры с прибавлением

кислого хлебного кваса и некоторых химикатов (медного купороса, квасцов и т.д.).

Цвет в крестьянской одеждеРаспределение основных цветовых пятен в костюме, эмоционально воздействует на людей. И именно женский костюм отличался многоцветностью, неповторимым своеобразием орнамента. Излюбленным цветом крестьянской одежды был белый цвет. Из белого холста преимущественно изготовляли рубахи, мужские штаны, женские передники.

Распространёнными цветами были: чёрный, буро ­ коричневый, жёлто ­ оранжевый, синий. Но самым любимым праздничным цветом одежды у русских был красный. Слово «красный» в древнерусском языке понималось как «прекрасный».Известный с конца XIX века русский романс «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…» имелкогда­то буквальный смысл, так как свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.

Символика в русской одеждеОдежда изолирует человека от внешней среды. А всякий вид защиты, по верованиям предков, можно было сохранить, упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента. Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества, украшавшие народную одежду. Они отнюдь не были случайными.

Это была первая система кода, изобретённая людьми, имевшая для них магический смысл (позже Ivanka.club обязательно опубликует толкование символов на славянской одежде).Орнамент сложный по рисунку, богатый сочными красками украшал народную одежду.Спокойная красота геометрических ­ знак солнца с его сложными загнутыми концами, и знакполя в виде ромбов с точкой посередине, и знак человека.

Существовали и другие узоры, вкоторых чередовались более простые изображения людей, животных, птиц, но все они ведут своё

начало от древней славянской мифологии.

История сарафанаСамо название ­ не русское, а персидское и обозначает «одетый с головы до ног» и впервые в русских источниках упоминается в ХIV веке. Персидское слово «сарапай» могло означать и «почётная одежда».

Но какого вида одежда скрывалась за этими семью буквами, что было в ней такого, что определило её исключительную роль в русском национальном костюме – нам неизвестно.Термин «сарафан» первоначально с IX по XVI век обозначал мужскую длинную распашную одежду.

Обратите внимание

С XVI века этим термином стали определять женскую накладную одежду (надеваемую через голову) или распашную (со сквозной застежкой спереди) одежду.Типы конструкций сарафановИсследователи (Б.А.Куфтин, Н.П.Гринкова, Л.В.Тазихина, Н.И.Лебедева, Г.С.

Маслова) в зависимости от конструкции выделяют четыре основных типа сарафана:1. Сарафан без среднего шва, туникообразный. Основной признак ­ цельные передние и

задние полотнища.

2. Косоклинный сарафан. Основной их признак – два прямых полотнища спереди (распашные илисо швом) и одно цельное сзади, соединенные при помощи косых боковых клиньев, не доходящихдо проймы.

Такие сарафаны шили на плотной подкладке, иногда стегали на вате. С конца XVIIIвека линии застежки украшали полосами мишурного кружева или позументами.

С середины XIXвека эта отделка заменяется покупными лентами темно­желтого цвета с вытканными мотивамирозоватых

гвоздик.

3. Прямой сарафан. Более позднее «прямые» или «круглые» («московские») сарафаны относятсяк третьему типу. Их шили из нескольких цельных прямых полотнищ, собранных вверху в мелкиескладки или сборки.

Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивались лямки.Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины, либо из двух длинныхспереди и трех коротких, доходивших до талии сзади.

Обычно круглые сарафаны украшали поподолу двумя – или позумента.тремя полосами кружев,

лент

Важно

4 Сарафан «с лифом». Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину. Сарафаны «с лифом», пришедшие в деревню из города, по

существу были юбками, пришитыми к лифу..

5. Сарафан с лифом на кокетке, часто называемый полуплатьем.

Практическая часть
Изготовление основных моделей сарафанов

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/issledovatelskaya_rabota_russkij_sarafan_ot_istokov_k_sovremennosti-144639/167175

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector