История валяния из шерсти: первые упоминания валяния в новом ковчеге

История валяния

В истории валяния первым упоминанием о войлоке считается легенда о валяном ковре, найденном на Ноевом Ковчеге. На Ковчеге произошла удивительная вещь: шерсть с овец падала на пол, намокала, а потом овцы сбивали ее копытами, в результате получился первый ковер.

Войлок происходит от тюркского ojlyk – покрывало. Он представляет собой непряденый текстиль из натуральной шерсти.

Валять войлок люди научились в глубокой древности, примерно восемь тысяч лет назад

Однако техника валяния появилась лишь после одомашнивания овец. Люди пытались валять шерсть диких животных, но это было не так просто, так как у шерсти диких овец нет чешуйчатого слоя, за счет которого происходит сцепление волокон друг с другом. Тем более что с одной овцы можно получить немного шерсти (максимум5 кг). А на то, чтобы изготовить юрту необходимо не менее100 кгшерсти.

История валяния тесно связана с одомашниванием лошади и собаки, что произошло в V тысячелетии до н.э. Верховые лошади и собаки помогли человеку организовать овец в отары, что привело к массовому использованию овечьей шерсти.

Обратите внимание

С этого момента в разных регионах (Кавказ, Памир, Тибет, Алтай, Передняя Азия (Афганистан, Иран), Балканы, Перу, Норвегия и Финляндия), независимо друг от друга, возникло и развивалось валяние войлока.

Валяние шерсти считается изобретением кочевников. Кочевники первыми оценили удивительные свойства войлока. Они изготавливали из шерсти одежду (головные уборы, бурки и др.

), дома, предметы интерьера (подушки, ковры), утварь (мешки для различных целей), снаряжение для всадников (попоны для лошади, детали седла и др.). Войлок оберегал кочевников от вражеских стрел и злых духов, спасал от холода и жары.

Люди использовали шерсть также в медицинских целях, в кузнечном и военном деле.

Самые древние войлочные изделия были обнаружены археологами в погребениях Горного Алтая, относящиеся к 4-5 векам до н.э. Здесь была обнаружена Пазырыкская культура, относящаяся к «скифскому кругу».

В этих погребениях нашли неповрежденные предметы конского убранства, одежду и мягкую утварь. Пазырыкские войлоки сегодня можно увидеть в Эрмитаже. Во всем мире всего только 4 таких же древних коллекции войлоков из Сирии, Египта, Синьцзяна.

Древнейшими считаются также войлоки из Монголии (курганы Ноинула), где жили в 1-2 веках до н.э. хунны.

До наших дней дошли следующие войлочные традиции:

Иранская традиция. В этой традиции выполнялось, как правило, вваливание узора. Современные туркмены являются носителями иранской традиции. Они и сегодня изготавливают кошмы так же, как и много лет назад. Основной узор туркменских войлоков – бараний рог, любимые цвета – красный, белый и черный. Узор выкладывали шерстью на подложке, затем все вместе скручивали в рулон и приступали к валянию.

Пазырыкская традиция. Самый знаменитый войлок этой традиции – огромный занавес (около 30 квадратных метров), найденный в одном из курганов в Горном Алтае. Полюбоваться на него можно в Эрмитаже. Пазырыкский войлок отличает удивительнейшая ювелирная аппликация, изумительно ярких цветов. Сегодня техника аппликации по войлоку также широко используется в украшении войлочных изделий.

Сюнская традиция. Эта традиция до сих пор сохранилась в первоначальном своем виде в Бурятии. Древнейшие образцы сюнской традиции находили в Центральной Монголии. Они в основном одноцветные и украшены сухожильными нитями в виде мелкой стежки. Древние узоры стежки в Бурятии используют и сегодня.

Важно

Со временем оседлые народы переняли у кочевников многие секреты изготовления войлока. Славянские народы, к примеру, с древности изготавливали полувойлоки – это тканные, но затем подвалянные материалы.

Классический пример такого материала – сукно. Настоящий же войлок попал на территорию России, как считают исследователи, во времена монголо-татарского ига. Он использовался, в основном, как теплоизолятор для хозяйственных нужд.

Самое любимое в России изделие из войлока – валенки!

В европейских странах в производство войлока внесли свои модификации. Уже в эпоху античности войлок уплотняли прокатыванием его между валиками. В Европе использовался также еще один способ валяния.

В больших воронкообразных чашах шерсть уплотняли с помощью завихряющегося потока воды. Гораздо позже появилось промышленное производство фетра, который представляет собой тонкий войлок. А уже в 20 в. появляется иглопробивной промышленный способ изготовления войлока.

Последний способ позволил сваливать даже искусственное волокно.

В наше время валяние шерсти переживает новый виток в своем развитии, оно возрождается. Сегодня это уже не жизненно необходимое ремесло, а яркая форма художественного выражения. Современные художники по войлоку используют все приемы валяния предков, а также придумывают новые.

Становятся модными войлочные игрушки и картины, одежда и аксессуары, украшения и различные предметы интерьера. Войлок начинают использовать в сочетании со стеклом, металлом, керамикой.

Мы видим, как развивается технология валяния, становятся доступными материалы и инструменты для этого вида рукоделия.

Вы тоже легко освоите валяние шерсти, если вам интересен этот вид творчества. Попробуйте, я уверена, что вам это очень понравится!

Расскажите друзьям

Источник: http://gaanna.ru/page/istoriya-valyaniya

История валяния шерсти: от Ноева ковчега до наших дней

Добрый день, уважаемые читатели!

В этой статье мы узнаем, откуда берет начало интереснейший процесс валяния шерсти, а также посмотрим занимательный фильм.

В эпиграфе к данной статье не случайно приведены строчки из Бытия. Если верить легендам, история валяния шерсти берет начало именно на Ноевом ковчеге.

Знаете, как все происходило? Множество животных, в том числе и овцы, находились в тесных помещениях. Они постоянно терлись друг о друга, представьте, как падала на пол шерсть, оставляя проплешины на боках. В тесноте, да не в обиде ведь… представьте, как замученные существа, которых собрать вместе могла только божественная сила, переступали с ноги на ногу, пытаясь размять конечности.

Масштабное действо, не так ли?

Совет

И под воздействием копыт и большой влажности «кают» падающая на пол шерсть постепенно сваливалась. И вряд ли в том участвовали одни овцы. Когда животные покинули Ковчег, полы их временного приюта оказались покрыты ароматным плотным полотном.

Воистину можно сказать, что валяние шерсти, сыгравшее огромную роль в жизни стольких народов, было создано Богом.

Впрочем, оставим домыслы легенд и перейдем к реальным фактам.

Так с чего же началась история валяния?

 Археологам доподлинно не известно, когда и кем было открыто получение такого жизненно необходимого материала.

Остается предполагать, что первые подобия войлока получались из клочков шерсти диких овец, собиравшихся в углах пещер.

Там они постепенно уплотнились, и человек стал использовать их в качестве лежанок. Шерсть также могла сваливаться непосредственно на шкурах, служивших постелью.

Как вы думаете, валялась ли шерсть мамонта? =)

Валяние войлока неразрывно связано с овцеводством. Потому первая отправная точка в его истории – одомашнивание овцы. Однако для обеспечения жизни требуется большое количество войлока.

Поэтому о его масштабном применении можно говорить лишь со времен организации овец в отары. Вторая отправная точка – одомашнивание лошади и собак 5-6 тыс. лет назад.

С этого времени войлок и становится жизнеопределяющим.

Овца – неприхотливое животное. Именно упоминание о нем чаще всего встречается в Библии. Овечьи отары наравне с другими домашними животными – коровами, верблюдами, козами – были мерилами богатства и достатка. Наибольшее распространение овцеводство получило среди кочевых народов. И невозможно представить их культуру и жизнь без войлока.

Первые войлоки были обнаружены около 3 тыс. лет до н.э. на территории современной Анатолии. Они были определены как работа северных протоиранских племен.

Обратите внимание

Рождение, свадьба, война, погребение — войлок сопровождал кочевников не только в течение всей жизни, но и после смерти. Войлок помогал человеку выжить, защищал от холода, служил одеждой и кровом. Но кроме того, войлок являлся ярким произведением искусства. С древнейших времен войлоки научились декорировать, и способов украшения изобрели довольно много.

Способы украшения войлока:

  1. Аппликация – вваливание узора в полотно

В качестве основы использовался не только войлок, но и разные виды ткани, кожа.

Могла быть как самостоятельным способом украшения, так и в сочетании с другими.

Чаще всего являлась дополнительным элементом.

  1. Роспись красками
  2. Украшением бисером, ракушками и т.д.

Ученые выделяют несколько традиций валяния шерсти:

  1. Ирано-анатолийская традиция.

Тонкие войлоки с валяным узором.

  1. Традиция валяния войлока в поселениях бассейна реки Тарим. Прослеживается с 1 тыс. до н.э.

Войлок с полосатым или вкатанным узором.

  1. Иранская традиция – вваляная техника
  1. Легендарные скифы – также носители войлочной традиции. На их многочисленных золотых изделиях легко различить войлочные одеяния. Геродот описывает, как скифы носят войлочные шапки и кафтаны (найти описание), живут в войлочных шатрах.
  1. Пазарыкская традиция – существовала на Алтае с 6-4 вв до н.э.

Сложно декорируемые изделия, сделанные из тонких (1-2 мм) панелей. Пазарыкские войлоки украшены аппликацией войлок по войлоку и являются самыми известными войлоками в мире.

  1. Протомонгольская (сюннская) традиция – распространена вплоть до Северного Кавказа

Это масштабные сцены битв животных, мифологические сюжеты. Украшены сюннские войлоки аппликациями со стежкой, контур – витой шнур.

  1. Не смотря на то, что славяне не являлись кочевниками, у них был собственный способ валяния.

Шерстяное полотно раскладывали на деревянном настиле и непрерывно поливали водой, пока двое мужчин двигали его к себе и от себя. Так получалось плотное сукно, широко используемое в конном хозяйстве и в военном деле.

Традиции валяния войлока в наше время

Туркмены – яркие носители иранской традиции. Даже в наше время есть возможность увидеть, как изготавливается войлочный туркменский ковер – кошма. Секрет его создания туркмены пронесли через века, оставляя неизменным. В орнаменте кошмы используются три цвета- белый, черный и красный.

Традиция валяния войлока продолжает жить и в Бурятии. Первичная обработка шерсти там ничем не отличается от техник других племен – шерсть бьют. Впрочем, это не так-то просто, как кажется на первый взгляд: необходимо поддерживать нужный ритм и «знать правильные слова» — так считают старые мастера.

Существует также разделение по половому признаку: небольшие изделия валяют женщины, большие полотна для покрытия юрт – изготавливаются мужчинами определенным способом.

Валяние войлочных полотен, покрывающих жилища:

Руно зашивают в сырую коровью кожу, затем накручивают на шест. конструкцию при помощи веревок прикрепляют к лошадиному седлу и катают по ровному полю, пока войлок не сваляется. Для получения материала хорошего качества достаточно расстояния около 2 км.

Узоры на войлоке носят древний сакральный смысл – защита дома и носителя:

  1. Скрученный бараний рог у туркменов — старинный оберег от злых сил.
  2. У бурятов также существуют свои узоры:
    1. В основе их лежит многократно повторяющийся квадрат. Он напоминает сечение пирамиды с квадратным основанием. И точка, являющаяся центром символизирует знаменитое древо жизни – ось Вселенной, соединяющая земное и небесное.
    2. Растительный узор – розетка с четырьмя лепестками. Внутри ее – крест, символизирующий жизнь.
    3. Треугольники – космический рисунок. В представлениях бурятов они являются символом небесного свода.
  3. В войлоках пазырыкской линии также можно выделить основные элементы:
    1. Четыре бутона лотоса, объединенные в розетку. В центре нее – ромб и точка. Все это является солярным знаком – символом солнечного начала.
    2. Квадраты со стилизованным оленьим рогом – символ мирового древа.

    Мастера валяния. Примеры работ:

    В настоящее время валяние уже мало где является простым ремеслом. Оно перешло на новый уровень – превратилось в искусство. При желании и вы можете попробовать себя в этом интересном ремесле. На этом блоге я расскажу вам, как валять шерсть, покажу мастер-классы и отвечу на любые вопросы.

    Елена Смирнова – создательница чудесных игрушек и автор нескольких книг.
    Лагуткина Юлия — Кот из мультфильма ШрекЧудесные сумки Екатерины Тасминской
    Татьяна Баракова и ее милейшие создания

    Изумительные работы Ирины Рудман

    В статье использовались материалы фильма «История войлока»

    Скачать фильм

Источник: https://rat-felt.ru/istoriya-valyaniya-shersti.html

История валяния, виды валяния, материалы

История валяния

Валяние из шерсти приобретает все большую популярность, с его помощью современные рукодельницы создают удивительные по красоте игрушки, одежду, элементы декора. Этот способ обработки шерсти используется людьми очень давно, первые валяные изделия были изготовлены более 8 тысяч лет назад.

По легенде, впервые войлок был получен в Ноевом ковчеге. Среди множества животных на ковчеге плыли овцы, находившиеся в очень тесных помещениях. Овцы роняли свою шерсть на пол, где она намокала и вытаптывалась копытами.

За время длительного плавания шерсть свалялась и превратилась в войлочный ковер.

Широкое распространение войлочные изделия получили у кочевых народов, войлок применялся не только для изготовления одежды и обуви, но и многих вещей домашнего обихода, включая юрты и ковры. Жилище кочевника, изготовленное из войлока, защищало летом от жары, а зимой от стужи.

Войлочные полотнища не боялись ни ветра, ни сильного дождя, их можно было быстро собрать и перевезти на новое стойбище. Способы изготовления войлока по старинным технологиям используются и в современное время, войлочная юрта в Монголии до сих пор заменяет многим кочевникам дом.

У российского народа имеются свои техники и традиции валяния шерсти, из войлока делали обувь, стельки, подхомутники, головные уборы, ковры. Больше всего известны валенки-теплая и удобная обувь, которая изготавливалась при помощи валяния, в ходе которого шерсть обрабатывалась горячим паром и натягивалась на специальные колодки.

Со временем обработка шерсти приобрела промышленные масштабы, в середине 19-начале 20 века появились первые валяльные прессы и машины. Шерсть сдавливалась и прокатывалась под воздействием специальных игл, которые смешивали шерстяные волокна.

Шерсть является единственным волокном, которое можно свалять. Причина этому-особое строение шерстяных волосков, они имеют чешуйчатую поверхность.

Важно

В результате валяния чешуйки соседних волосков соединяются друг с другом, не позволяя разъединиться. Для фелтинга используется шерсть только домашних животных, только ее волоски обладают высокой валкоспособностью, т.е.

способностью уплотняться в ходе сцепления и переплетения волокон.

Виды валяния

Основными видами считаются сухой и мокрый способ валяния, но есть еще 2 вида, которые можно при необходимости использовать в процессе творчества. Это валяние с помощью стиральной машины и валяние на тканых материалах. Остановимся на каждом виде подробнее.

Для мокрого валяния используется мыльный раствор, который уменьшает трение между волосками.

Читайте также:  Что такое брюки палаццо: особенности кроя, материалы, советы по выбору

Шерстяные волокна укладывают нужным образом, смачивают мыльным раствором и начинают процесс усадки, мнут и трут шерсть.

Под воздействием горячей воды волокна удлиняются и быстрее соединяются между собой, мыло позволяет значительно ускорить процесс. После проведенной процедуры изделию прополаскивают в чистой воде и высушивают.

Сухое валяние проводится при помощи специальных игл, которые уплотняют шерсть. Их особенность состоит в том, что они снабжены наклонными насечками. В ходе обработки игла, неоднократно двигаясь сквозь слой шерсти, насечками зацепляет волоски, которые переплетаются и уплотняются между собой.

Данный способ рекомендован для создания игрушек, кукол, украшений. Зачастую используется комбинированный способ, совмещающий мокрое и сухое валяние.
Валяние в стиральной машине. В барабан машины помещают форму для обвалки, на которую накладывают шерсть.

Трение и усадка шерсти проводится не ручным способом, а при помощи барабана, полученный войлок отличается повышенной прочностью. В качестве недостатка способа можно отметить невозможность полного контроля над процессом, для нужного результата необходим определенный опыт и сноровка.

Совет

В качестве формы могут использоваться заводские заготовки или подручные средства, обладающие подходящими параметрами.

Валяние на тканях на профессиональном сленге называется нунофелтинг или нанофелтинг. Основанием служит тонкая ткань: шелк или шифон, на нее укладывается несколько шариков шерсти и обильно смачиваются мыльным раствором. После этого шерсть растирают руками, в результате получается высокопрочное тонкое полотно с оригинальным внешним видом.

Как валяют изделия

Сухое валяние используют для создания объемных вещей. На первоначальном этапе делается эскиз или выкройка, на нее выкладывается подготовленная шерсть. Затем шерсть множество раз протыкается иглами, что способствует соединению и уплотнению ее волокон.

Для достижения нужной плотности полотно неоднократно поворачивают. По необходимости добавляется новая порция шерсти. Ее прикладывают небольшими комочками, добиваясь полного соответствия выкройке.

Способ сухого валяния достаточно продолжителен по времени, готовую вещь можно декорировать кружевом, бисером, лентами и тесьмой.

Мокрое валяние используется для изготовления плоских валяных изделий: шарфов, ковров, панно, картин, а также полуобъемных: сумок, обуви и других. При помощи этой техники создается оболочка для набивных изделий, например, игрушек или сувениров.

В начале работы на клеенку с разметкой контуров изделия в шахматном порядке раскладываются слои шерсти: по горизонтали и поперечном направлении. Разложенные волокна опрыскиваются водой с помощью пульверизатора.

Затем поверх шерсти раскладывают сетку, можно использовать противомоскитную, и смачивают мыльным раствором, прижимая заготовку к клеенчатой основе. После этого каждый участок полотна разглаживается и трется, сетка постепенно убирается.

Если пласт снимается полностью, без отдельных полосок, значит, полотно готово. Его прополаскивают в холодной воде до полного удаления остатков мыла, затем высушивают в расправленном состоянии.

Материалы

Независимо от способа валяния первое, что необходимо-это шерсть. Она должна быть натуральной, без примесей искусственных волокон, лучше всего овечья или верблюжья.

Чем меньше окрашена шерсть, тем лучше, обработка волокон темных цветов занимает гораздо больше времени. В ходе работы шерстяные волокна не отрезаются ножницами, а отщипываются маленькими прядями.

Остановимся подробнее на видах шерсти.

Сливер. Наиболее дешевый по стоимости материал, это расчесанная овечья шерсть без остевых волосков. В целях удешевления стоимости используется для изготовления основы, на которую выкладывается верхний декоративный слой.

Обратите внимание

Валеничная овечья шерсть бывает светлой и темной окраски, используется для производства изделий в этническом стиле.

Очес — это мелкие волоски с овечьей шерсти. Применяется для набивки игрушек, для изготовления фетра, в качестве подложки для ковриков.

Выбеленка, тщательно расчесанная и выбеленная овечья шерсть, чаще всего используется в качестве верхнего слоя. Легко окрашивается, в том числе и в домашних условиях, при необходимости ей можно придать любой цвет и оттенок.

Полутонкая шерсть овцы (меринос) и ангора применяется в основном для декорирования и отделки готовых изделий.

Верблюжка — это расчесанная верблюжья шерсть, незаменима для выполнения игрушек и других изделий без применения основы.

Иглы для валяния

Иглы изготовляются из закаленной стали, поэтому они обладают большей упругостью, чем обычные, используемые при шитье.

Предпочтительнее приобрести иголки импортного производства, у них более долгий срок службы и не так часто ломаются, как отечественные.

Иголки отличаются по длине, наиболее длинные используются в начале работы, короткие-в конце. Все они снабжены насечками, по направлению насечек иглы могут быть прямые и обратные.

Форма сечения может быть:

  • Треугольной;
  • Трехлучевой;
  • Четырехлучевой(в форме звездочки).

Толщина иглы определяется ее номером, чем выше номер, тем она тоньше. В начале валяния рекомендованы иглы с номерами 30, 32, 36, их широкие лезвия захватывают больше волокон и быстрее создают плотную основу.

Но после них на поверхности остаются заметные следы проколов, что может испортить конечный вид изделия.

Важно

Поэтому в завершение работы необходимы иглы №38-42, лучше всего с сечением в форме звездочки, сделанные такими иглами отверстия совсем незаметны.

Кроме иголок, необходимы маты для валяния, щетки, автомобильные или хозяйственные губки. Чтобы не проколоть пальцы, используйте кожаные или резиновые наперстки.

Заключение

Валяние шерсти-весьма захватывающий творческий процесс, войлок легко окрашивается в любые цвета, органично смотрится с другими фактурами, при желании его можно декорировать бисером, кружевом или вышивкой.

Это рукоделие не требует значительных затрат, с помощью фелтинга вы сможете создавать уникальные вещи, используя их для украшения своего дома или в качестве подарков друзьям и близким.

Представленные на сайте мастер-классы помогут быстрее понять и освоить нужные техники и приступить к рукоделию.

1912

Источник: https://iriska.club/rukodelie/valyanie/valyaniye.html

Мокрое валяние из шерсти. Цветок: описание техники, необходимые материалы, фото

Работа с влажной шерстью — ремесло с многовековой историей. Первое упоминание этой техники изготовления текстиля встречается еще в Библии.

В рассказе о Ноевом Ковчеге повествуется о ковре из валяной шерсти, появившемся из-за нехватки места. Согласно тексту Священного писания, шерсть овец падала на пол и намокала, а животные уминали ее копытами.

Так и появилось первое изделие из войлока, созданное методом мокрого валяния.

Возникновение и развитие техники

Мастерство создания шерстяного текстиля связано с одомашниванием овец, так как получить материал с дикого животного было слишком сложно. Кочевые народы в различных регионах самостоятельно пришли к пониманию, как получить войлок и использовать для своих нужд. Из этого материала мастера создают все виды изделий: от небольших украшений до одежды.

Сейчас мокрое валяние стало страстным увлечением любителей изделий ручной работы. Это произошло благодаря появлению доступного материала разнообразных оттенков.

Теперь мастерицам не приходится искать шерсть подходящей толщины, самостоятельно обрабатывать ее и красить вручную.

Стали доступны готовые наборы, с помощью которых можно создавать не только знаменитые валенки или рукавицы из грубых волокон, но и детальные, натуралистичные игрушки в виде людей, животных и растений.

С чего начать в мокром валянии: инструменты и материалы

Перед тем как приступить к работе, важно определиться, какое изделие вы хотите получить. Новичкам рекомендуют начинать с небольших аксессуаров, таких как украшения для волос или броши. Например, сделать цветок и прикрепить к заколке или булавке.

Валяние цветов из шерсти для начинающих — легкий способ ознакомиться с этим видом рукоделия. Для этого можно купить готовые наборы с инструкциями или подобрать материал самостоятельно.

Совет

На цветок понадобится не так много шерсти, как на сумку или палантин, потому его удобно использовать для обучения новичков. Сама техника проста в исполнении. К тому же для создания оригинальных вещиц из войлока не потребуется дорогих инструментов и материалов.

Достаточно будет обзавестись шерстью нужных оттенков, бамбуковым ковриком, москитной сеткой и мыльным раствором.

Как начать работу с шерстью

Сначала подготовьте все необходимое. Перед тем как свалять цветок из шерсти мокрым валянием, выберите подходящие для него оттенки. Затем в магазине для рукоделия или в другом месте приобретите шерсть мериноса в виде гребенной ленты нужных цветов — это лучший вариант для начинающих. Для создания плавных переходов на лепестках желательно взять хотя бы 2-3 цвета.

Еще один понадобится для центральной части цветка, если хотите, чтобы серединка выделялась. Дополнительно, но не обязательно, можно купить тычинки и материал зеленого цвета, чтобы сделать листву. Но основное, что нужно для валяния цветов из шерсти для начинающих, — вода, кусочек мыла и москитная сетка. Иногда под изделие подкладывают пузырчатую пленку или бамбуковый коврик.

Благодаря выпуклым частям на подложке шерсть быстрее сваляется. При создании заготовок важно знать, что шерсть уменьшается в размере до 50 %. Это следует учитывать и при создании выкройки для объемных изделий, таких как сумки или обувь. Потому перед работой желательно узнать коэффициент усадки, проведя эксперимент на небольшом кусочке материала.

Результат покажет, какого размера получатся бутоны.

Как сделать лепестки цветка

Можно создать при помощи техники мокрого валяния из шерсти нежные броши с цветами, заколки и другие украшения. Для того чтобы сделать одинаковые лепестки цветка, шерсть делят на равные части.

Волокна отщипывают от ленты так, чтобы с одной стороны образовался пышный край, а с другой — тонкий и полупрозрачный. Если сложить каждую часть пополам, то можно сделать округлый лепесток.

При добавлении шерсти другого оттенка получится плавный и приятный цветовой переход.

Другой вариант — попробовать сделать цельный цветок, без отдельных лепестков. Например, вьюнок или колокольчик. В этом случае понадобится заготовка в виде нарисованного круга, которая подкладывается под пленку.

С помощью такого приспособления будет легче выложить ровный бутон. Подобный вариант мокрого валяния цветов из шерсти для начинающих еще проще, чем сборка из отдельных лепестков.

Нужно только равномерно распределить волокна по кругу.

Мокрое валяние цветка из шерсти

После того как сухая шерсть разложена на поверхности пленки, начинается главный этап валяния. Сверху на изделие накладывается москитная сетка или органза. Затем готовится теплый мыльный раствор, чтобы получилась пышная пена. Профессионалы иногда используют специальную смесь для валяния.

Но начинающим мастерам достаточно обычного хозяйственного мыла, разведенного в воде в соотношении 1:10. Но многое зависит от его качества и состава. Потому, в процессе работы, если раствор окажется слишком жидким, а волоски шерсти будут торчать и плохо сцепляться друг с другом, следует добавить мыла.

Если же изделие плохо прополаскивается — значит, его нужно разбавить водой.

Как сделать листья и тычинки

Мокрое валяние цветка из шерсти точно такое же, как и для других изделий. Сначала накрытую сеткой заготовку слегка смачивают до влажного состояния при помощи пульверизатора или просто руками. Затем шерсть оставляют на несколько минут, чтобы она пропиталась. Это время, чтобы заняться подготовкой тычинок, листьев и стебельков для цветка.

Для зеленых частей растения также можно брать несколько оттенков шерсти, а тычинки — сделать самостоятельно из материала желтого цвета, отщипнув тонкие полоски и свалять их отдельно. Для этого кусочки шерсти прокатывают смоченной в растворе ладонью по сетке, формируя жгутики.

Со стеблем поступают так же, но его кончик при этом оставляют сухим, чтобы затем скрепить с цветком.

Процесс валяния

Когда материал пропитается влагой, руками, смоченными в растворе, нужно сначала выгнать воздух из шерстинок, разглаживая заготовку в разных направлениях. После этого начинается процесс валяния. Постоянно смачивая руки, разглаживающими движениями ворсинки притирают друг к другу. Иногда заготовку следует переворачивать.

Важно не надавливать на нее слишком сильно. Сначала двигаться лучше осторожно и медленно, постепенно увеличивая скорость и нажим. Иначе материал может сдвинуться — и готовое изделие получится неровной формы. Если же сразу нажимать на шерсть слишком сильно, москитная сетка тоже приваляется к изделию.

Потому ее периодически нужно приподнимать, а цветок — переворачивать на другую сторону. Благодаря этому изделие будет уваливаться равномерно. Когда шерстинки будут легко отделяться от сетки, ее можно убрать и продолжить работу прямо по поверхности, протирая шерсть рукой, смоченной в мыльном растворе и двигаясь от центра к краям.

Тем же способом валяют и листья.

Как соединить детали изделия у цельного бутона

Цветы из шерсти в сухом валянии создают при помощи специальных игл и щетки для валяния или губки. Эти инструменты пригодятся и для мокрого способа, если создавался цельный бутон.

Когда заготовка цветка хорошо проваляется, а шерстинки сцепятся друг с другом, к цветку присоединяется стебелек. Как раз для этого и нужно было оставить сухой край. Он прикладывается к изнаночной стороне и приваливается иглой к центру цветка.

Для соединения деталей подойдет и мокрый способ, но он займет больше времени. Чтобы вставить тычинки в цельный цветок, в центре делается надрез, через который продеваются заготовки. Когда все части соединятся, их нужно дополнительно привалять друг к другу мокрым способом.

Затем изделие кладется на коврик или полотенце и протирается в различных направлениях, уже без мыла. Только изредка его можно смачивать, чтобы сгладить торчащие ворсинки.

Финальная обработка изделия

Когда цветок уменьшится в размерах, а шерсть достаточно уплотнится, его нужно прополоскать в чистой теплой воде и отжать. Высокая температура может вызывать сильную усадку шерсти, потому ее лучше избегать.

Проверить степень свалянности цветка просто: достаточность попробовать приподнять волокна. Если они легко отделяются — значит, работу нужно продолжить. Влажному цветку можно придать любую форму, выгнуть лепестки или листья, сделать бутон закрытым.

Затем детали расправляются и высушиваются при комнатной температуре. Даже цельному цветку можно сделать лепестки, вырезав их обычными ножницами. Если же изделие нужно собрать из отдельных деталей, сделать это можно также при помощи иглы для валяния.

Обратите внимание

Готовый цветок легко превратить в заколку или брошь, добавив крепление или булавку — и украшение готово!

Мария Штернберг

Источник: https://labuda.blog/191467

Проект « Валяние из шерсти. Традиции и современность»

             Проект

Тема: « Валяние из шерсти.

Традиции и современность»

                                                                                                                             Выполнила ученица МБОУ ДОД «ДХШ ДПИ»

Читайте также:  С чем носить леопардовые ботильоны? правила выбора одежды к такой обуви. примеры образов с леопардовыми ботильонами.

                          Кузовкова Мария 10 лет

                          Преподаватель: Герман Л.В.

Г. Сургут

Введение…………………………………………………………………..

Глава 1. История возникновения техники валяния из шерсти……………………………………

1.1.          Основные понятия…………………………………………………

1.2.           Время зарождения…………………………………………………

Глава 2. Основные приёмы исполнения

и декорирования…………………………………………………………

2.1.Традиционные приёмы декорирования войлока……………………

2.2.Новые приёмы работы с войлоком…………………………………..

Глава 3. Валяние из шерсти, как искусство современности.

3.1.     Валяние – от ремесла к искусству………………………………….

Заключение………………………………………………………………

Список литературы…………………………………

Приложения………………………………

                                                          Введение.

 Что бы человек не производил, каким бы ремеслом не занимался, врождённое стремление к красоте и гармонии побуждали его создавать изделия художественно  оформленные, обладающие целостным строем и  функциональностью.

Предметы ремесленной деятельности  часто достигали высот подлинной художественности.   Резьба по кости и дереву, гончарное искусство,  искусство стенной росписи и лепных украшений – это лишь малая часть  древнейших видов прикладного искусства, дошедших до нас.

Валяние из шерсти занимает достойное место в этом списке

Цель данной работы —  с познакомить с валянием из шерсти, его перехода   из ремесла в декоративно-прикладное искусство, из утилитарного явления в полноправную составляющую художественного мира.

Всё вышесказанное позволят поставить следующие задачи: представить  историю валяния из шерсти, познакомить с  традиционными приёмами изготовления и декорирования войлока, продемонстрировать динамичное развитие технологий, расширение сфер применения, показать тенденции к изобразительности.

Глава 1. История возникновения техники валяния из шерсти.

1.1.Основные понятия.

Большая советская энциклопедия даёт следующие определения:

«Войлок (тюрк.), прокладочный, уплотнительный, тепло- и звукоизоляционный материал, получаемый валянием. В. отличается большим разнообразием видов, свойств и назначения. Кроме шерстяного (основное количество) и полушерстяного войлока, существуют войлок минеральный из минеральной ваты на битумной связке и войлок из химических волокон. Основные виды войлока:

а) технические…   в виде лент, пластин и готовых деталей;

б) бытовые — подошвенные, обувные, шорные;

в) строительные …»

«Валяние, валка, процесс изготовления шерстяных изделий (войлока, валяной обуви, фетра, сукна) путём сцепления и переплетения между собой волокон шерсти. Шерсть — единственное волокно, обладающее валкоспособностью.

«Войлоковаляние, фильц, фелтинг – производство нетканого полотна из шерсти овец, верблюдов, коз и их смеси. Продуктом  данного производства является войлок.  Процесс валяния основан на принудительном спутывании волокон животного происхождения, которые в силу особенностей их строения, образуют стабильные связи между собой. Как результат, формируется прочное полотно.»

Валяние  производится вручную или машинным способом. При этом машинный способ может основываться на процессах, близких к ручному способу изготовления, а так же на иглопробивных  станках и термопрессовальном оборудовании.

При традиционном валянии  кошмы для юрты  или ковра подготовленная шерсть выкладывается на циновки и смачивается молочной сывороткой и накручивается вместе с циновкой на деревянную ось. Собранная конструкция  прочно закрепляется и привязывается при помощи верёвок к седлу. Считается, что для полноценной увалки достаточно проехать 15-20 пролётов стрелы, т.е. около 2 км.

Важно

Небольшие изделия валяются вручную, причём некоторые проделываемые манипуляции визуально очень похожи на вымешивание теста.  Процесс изготовления войлока можно разделить на основные операции:

— раскладывание послойно шерсти, с учётом закладываемой усадки во

время валяния, внесение вваливаемого декора;

—  первоначальное подваливание, выравнивание формы полуфабриката;

— собственно процесс валяния, с постоянным контролем и

корректировкой формы;

— окончательная отделка изделия.

1.2.Время зарождения.

 Несмотря на то, что валяние из шерсти  имеет древнюю историю, оно появилось намного позже, чем прядение и ткачество,  что связано со сравнительно долгим одомашниванием овцы, чья шерсть является лучшим сырьём для войлока. Шерсть дикой овцы практически не валяется, т.к.

она не имеет чешуйчатого слоя на волосе, кроме того, с одного животного можно получить 3-5 кг шерсти, в то время как на изготовление, например юрты, уходит 100-150 кг. Начало истории войлока можно отнести к 5-6 тыс. до н.э.

, когда были одомашнены и овца, и лошадь с собакой – первые помощники в выпасе овец.

Валяние из шерсти  – ремесло, распространенное на обширных территориях Памира, Тибета, Кавказа, Алтая, Карпат и Балкан, Передней Азии.  Обширен перечень изделий, изготовляемых  из войлока.

Это и юрты, жилища якутов, монголов, киргизов, представляющие собой  разборную конструкцию, крытую войлочными кошмами.

Это и предметы быта, наполняющие юрту – нетканые ковры, основания постелей, одежда и обувь, головные уборы, всевозможные сумки, завёртки, предметы ухода за животными.

 Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал  от  злых  духов   и   вражеских   сил,   спасал  от зноя и холода.

Традиционные для России валенки,  имеют недолгую историю – около 200 лет. Лишь с конца XVII  — середины XVIII вв.  началось изготовление цельновалянных сапог с высоким голенищем.

До этого вырабатывались пимы – сборная обувь, состоящая из валяного основания и пришивного суконного голенища. Новый вид обуви оказался настолько удачным, что уже в начале ХХ в.

 в России производилось несколько десятков миллионов пар валенок промышленным способом.

Совет

С валянием связано много примет и пожеланий. Так, например, в Монголии в день свадьбы для новобрачных ставят новую юрту, а в кошму, накрывающую её свод, сажают детей со всего поселения и поднимают их на этой кошме как можно выше. Таким образом молодым желается иметь столько детей, сколько «в кошме поместится».

 У многих народов существует связь белого цвета с миром духов, отсюда возникает особое отношение к войлоку белого цвета; он может быть предметом культовых обрядов, может, имея особую значимость и ценность в обществе, стать статусной вещью, определяющей социальное положение владельца.

          Сегодня войлок производится кустарно с использованием преимущественно традиционных приёмов и промышленным образом.  Промышленность выпускает технический войлок, который  применяют в строительстве в качестве эффективного теплоизолятора жилых и производственных строений, прокладочных материалов, фильтров .

Пока не нашел замены войлок при шлифовальных и полировальных работах, а также изготовлении теплых видов обуви.

 Глава 2. Основные приёмы исполнения и декорирования.

2.1. Традиционные приёмы декорирования войлока.

Способы художественного оформления войлочных изделий напрямую связаны с характерными особенностями материала.  Длительное время они оставались неизменными, это:                                                                               — вваливание узора, выложенного из шерсти другого оттенка или цвета;

— аппликация, в качестве отделочного материала возможно использование не только войлока, но и ткани, кожи;

—         вышивка по войлоку, украшение бисером, ракушками;

—         роспись по готовому войлоку.

При вваливании участки контрастных цветов природного сырья

соединяются, образуя мягкий, деликатный переход без четкого контура.

Вышивка по войлоку выполняется в традиционных техниках, с использованием орнаментальных и символических рисунков, зачастую выполняющих функцию оберега.  Материалы для данного вида декорирования весьма разнообразны.

Для росписи по готовому войлоку, как и для окрашивания сырья, использовали природные красители, получаемые из растений. Зелёный цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый — из отвара ореховой скорлупы, а серый — из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый — луковая шелуха.

Основные войлочные традиции дошли до современности в неизменном виде.

Славянские народы собственно войлок не изготавливали, но владели мастерством создания «полувойлоков» — тканых и затем подвалянных  материалов. Наиболее ярким примером подобной технологии является сукно, которое в качестве окончательной отделки могли  ворсовать, опаливать, прессовать и окрашивать.

Обратите внимание

Валяние распространилось стремительно и повсеместно с изобретением производства валенок. Среди русских валенок ручного производства наиболее ценны близкие к белому цвету, для придания уникальной бархатистости их поверхность шлифуется пемзой и при необходимости обрабатывается мелом.

 Валенки могут отделываться вышивкой и аппликацией.

Среди русских валенок ручного производства наиболее ценны близкие к белому цвету, для придания уникальной бархатистости их поверхность шлифуется пемзой и при необходимости обрабатывается мелом.

 Валенки могут отделываться вышивкой и аппликацией.

Для каждого района России характерны свои виды валенок: в Сибири предпочитают обшитые кожаной тесьмой бурки, подошвы вятских непременно подшиты плотным войлоком, татары украшают валенки тесьмой, бисером или гарусом.

2.2. Новые приёмы работы с войлоком.

В последнее время валяние из шерсти обогатилось  новыми приёмами работы, которые позволяют создавать ранее не применяемые фактуры и объемные формы.

 Различают валяние «мокрым» способом, или по-мокрому, с использованием большинства традиционных приемов, когда шерсть после раскладки смачивается мыльным раствором или молочной сывороткой, и  по-сухому, когда сваливание осуществляется за счёт принудительного спутывания волокон шерсти при помощи иглы особой формы.

Валяние по-сухому  —  новое направление в валянии, обладающее большими возможностями в формовании разнообразных объемных изделий с помощью специальной иглы. Это могут быть и броши, и игрушки, и скульптуры.

Сухое валяние может использоваться как самостоятельный прием, так и в комбинации с традиционными. Сухое валяние может существовать и в виде отделки, когда на ткань накалывается рисунок.

Для облегчения трудоёмкого процесса возможно применение бытовой фильцевальной/иглопробивной машинки.

Важно

Применение так называемого нуно-войлока, когда к шерсти приваливается ткань, кружево или трикотаж, обогащает поверхность изделия богатой   фактурой,    неожиданными   цветовыми   эффектами.

Глава 3. Валяние из шерсти, как искусство современности.

3.1.Валяние – от ремесла к искусству.

Изначально войлочные изделия производились для личного или внутрисемейного употребления. Они  были просты по форме и  исключительно утилитарны..  Долгое время их отделка была «говорящей», она не только несла в себе родовую информацию, но и служила оберегом, обладала сакральным смыслом.

Глубокое понимание мастером-ремесленником сути обрабатываемого материала позволяет создавать вещи-явления, вещи, как совершенное, законченное произведение декоративно-прикладного искусства,  ярко и точно отражающие характерные природные свойства используемого материала.

 Знание используемого сырья воплотилось в художественно-технические приёмы,  формирующие конструктивное и орнаментально-сюжетное решение. Накопление опыта подобного рода в определённой степени подготовили разрыв между «просто» ремеслом, т.е.

производством исключительно функциональных вещей, и валянием из шерсти, как явлением декоративно-прикладного искусства,  обогащающие предметную среду, окружающую человека .

Опираясь на знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, современные мастера вводят в изделия новые образы . Порой, развитие валяния из шерсти  стремительно ускоряется, подгоняемое  нововведениями в технологиях окрашивания и подготовки шерсти, меняющимися требованиями времени.

Современное валяние-искусство работает и  с традиционными формами, рождая уникальные выставочные образцы,  нацеленные на создание сложных с образов, и с новыми, отражающими исключительно авторское понимание формы, цвета и материала.  По мере освоения художниками-прикладниками возможностей техники валяния, её богатства и  разнообразия,  через череду экспериментов,  формируется  яркий, многоликий мир войлока.

Обширные возможности материала, его доступность и демократичность привлекают как любителей, так и профессиональных художников, которые привносят в валяние  базовые  знания композиции и цветоведения. Невероятное разнообразие мира войлока зависит от цветовых и технологических предпочтений  художников, их культурных традиций, стремления к творческим поискам и готовности к смелым экспериментам.

Совет

Помимо всего вышесказанного, валяние – это доступный досуг, средство самовыражения и самореализации. Работать с войлоком могут и дети, и взрослые .

Валяние в ненавязчивой форме знакомит с законами цветоведения, учит чувствовать форму, характер предметов и материалов, развивает образное и объёмное видение, внимание, терпение, усердие, т.е. обладает качествами, развивающими личность.

Занятия войлоковалянием имеют и оздоравливающий эффект: работа попеременно с тёплой и прохладной водой,  мягкое воздействие на рефлекторные точки рук закаливают организм, а посильная, самостоятельно дозируемая физическая нагрузка тонизирует занимающегося.

                                                      Заключение.

Войлоковаляние – яркое, самобытное явление  культуры,  одновременно обладающее устоявшимися традициями и значительным потенциалом развития новых технологий.

Современное валяние из шерсти опирается на опыт, накопленный в течение многих веков,  активно используя творческие наработки многих поколений.

Анализ специфики материала дал возможность подтвердить особые живописные свойства войлока, возможность использования его, как  материала и уникального, многообещающего способа создания произведений изобразительного искусства.

                                  Список литературы:

1. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция / К.Т. Даглдиян. – Ростовн/Д:Феникс,2008. – 312 с: — (Высшее образование)

2. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.,2001.

Обратите внимание

3. Статья «Мир войлока», автор Калашникова Н.М. Статья подготовлена по материалам  Российского этнографического музея. Санкт-Петербург

 4. Д.Чаликова, статья  «Валенки русские», журнала «Наука и жизнь» №12, 2005 г.  www.nkj.ru/archive/articles/3161/

5. Статья «Мир войлока», автор Калашникова Н.М. Статья подготовлена по материалам  Российского этнографического музея. Санкт-Петербург

6. статья «Юрта у дороги», журнал «Вокруг света», №9 (2636)| Сентябрь 1993 Рубрика «О странах и народах»,

Источник: https://nsportal.ru/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly/library/2015/06/10/proekt-valyanie-iz

Фелтинг: история

Валяние — самая древняя техника изготовления тестиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом.

Существует, также, красивая легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами.

И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер.

Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. Только натуральная шерсть обладает прядильными качествами или свойлачиваемостью (при механической или тепловлажностной обработке) и люди смогли по достоинству оценить это уже.

Читайте также:  Как покрасить шерсть? что выбрать — натуральные или химические красители? пошаговый алгоритм покраски шерстяной пряжи.

Войлок — так назвали материал получаемый в процессе валяния шерсти. Некогда этот материал был единственным видом текстиля для многих народов,  особенно кочевых. Им покрывали юрты, делали из него ковры, чехлы, матрасы и подушки, головные уборы — вот не полный перечень.

С натуральной шерстью очень приятно работать, она теплая, живая, мягкая, разноцветная.

Для создания изделий в традиционной  технике использовалась грубая шерсть, вода, мыло и две руки. В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы.

Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Пожалуй, нет ни одного народа в мире, который с древнейших времен не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни.   Россия имеет собственные традиции в искусстве валяния .

У нас валяные бурки, кошмы, шляпы, ковры делали из овечьей шерсти с помощью, так называемых, шерстобит или шаповал.

Но больше всего прославилась  теплая и удобная русская обувь — валенки, которые изготавливают непосредственно валянием, смачивая шерсть горячим паром и натягивая на специальные колодки.

Важно

В Киргизии сваляный в однородное полотно войлок называют кийиз . Для его изготовления в строго отведенное время года с овец состригают густую длинную шерсть, хорошо ее промывают, сушат и очищают. Затем раскладывают на циновку, обильно смачивают кипятком и, сворачивая циновку, сбивают шерсть ногами.

Полученный войлок вынимают из циновки и еще многократно, поливая горячей водой,  сбивают и скатывают локтями и ладонями. Готовое полотно расстилают на земле и высушивают на солнце.

На протяжении веков такое войлочное полотно было для тюркских народов предметом первейшей жизненной необходимости, служа не только чисто утилитарным целям, но и превосходным  материалом для творчества.

Оно природно, органично, наполнено энергетикой древних традиций и одновременно просто в обращении, что крайне актуально для современного дизайна. Различие в цветах и оттенках шерсти тоже не осталось незамеченным. Было создано огромное множество орнаментов с характерными элементами.

Валяние, как процесс изготовления шерстяных изделий, возможен только благодаря особенности строения волосков шерсти. Под микроскопом хорошо видно, что волоски шерсти имеют чешуйчатую поверхность, и чешуйки, располагаясь в один слой, налегают друг на друга на подобие черепицы.

При очень большом увеличении такой волосок будет напоминать ствол пальмы. И когда в процессе валяния шерстяные волокна хаотично переплетаются друг с другом, чешуйки начинают начинают играть роль «замочков», не позволяя им высвободиться.

Поэтому шерсть — единственное волокно, которое можно свалять.

Таким образом процесс создания из шерсти и плоских, и объемных изделий подразумевает использование технологий и приёмов,  которые бы позволяли должным образом смешивать и переплетать волокна шерсти. Появились большие мастерские, и валяльное производство. В середине 19-начале 20 веков изобрели валяльные прессы, и валяльные машины.

Валка происходила посредством сдавливания  и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Совет

При валянии объем кома значительно уменьшается (у войлока до 80%), а плотность и прочность значительно возрастают, но до опеределённого предела, после которого перенапряжённые волокна начинают разрываться и материал превращается в труху.

В последние десятилетия увлечение валянием (felting, filt, filc) охватило весь мир! И для этого есть веские причины. Во-первых, научиться валять — очень просто. Во-вторых, результат виден практически сразу, что очень важно для начинающих.

В-третьих, для валяния обычно не нужно сложных устройств  и большого пространства — достаточно столика. В-четвертых, сам процесс валяния — это отличная релаксация.

И наконец, в-пятых, вы получаете замечательную возможность украсить себя, свой дом, делать чудесные подарки родным и близким и даже получать постоянный доход.

Войлок можно кроить, окрашивать в любые цвета, соединять с другими фактурами, дополнять вышивкой, бисером, кружевами и перьями, создавая уникальные авторские вещи.
Существуют две основные техники валяния шерсти: валяние «по-сухому» (сухое или холодное) и «по-мокрому» (мокрое или горячее).

Для мокрого валяния (felting) понадобится шерсть, пупырчатая пленка, москитная сетка, мыло и горячая вода. Это классический способ.

Основная его хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии. Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются — таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые «замочки» их крепко держат, что и позволяет войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь и т.п.), и войлочные оболочки для изделий, подлежащих наполению набивочным материалом, когда для создания оболочки применяются объемные макеты (игрушки, сувениры). Эта техника великолепно подходит для создания украшений, обуви, одежды и предметов интерьера.

Для сухого валяния (needle felting) нужны будут только поролоновая губка (или щетка-мат), специальные иглы для валяния и, конечно, качественная шерсть. Сухое валяние – уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Эта техника напоминает лепку.Этот способ называют также фильцеванием (от анг. felting, нем. filzen).

Он подразумевает перемещивание волокон шерсти с помощью фильцевальной иглы, которая имеет специальные, сделанные под небольшим наклоном, насечки. Когда такая игла проходит сквозь слой шерсти, она увлекает за собой попавшие в насечки волоски.

Несложно представить, что при многократном протыкании комка шерсти волокна переплетутся требуемым образом и получится войлочное изделие.

Обратите внимание

  Фильцеванием пользуются для нанесения рисунка на ткань и, особенно этот способ незаменим, для создания войлочных изделий сложной формы, например таких, как игрушки, в том числе и коллекционные, а так же куклы, украшения.

Кроме того, иногда бывает очень удобно применять комбинированную технику, используя возможности валяния и по-мокрому, и по-сухому.
В процессе валянии объем комочка уменьшается в 3-5 раз, в зависимости от желаемой плотности готового изделия. При любом способе валяния нужна шерсть. Поэтому рассмотрим ее виды немного подробнее. Для валяния используется любая натуральная шерсть. Чаще всего овечья разных видов и верблюжья. Так же подходит шерсть и других животных.

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и темная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле. Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Это более дешевый материал, часто используется в целях экономии шерсти. Из неё изготавливается основа, поверх которой уже выкладывается декоративный слой из цветной шерсти.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а так же для набивки шитых игрушек. Выбеленка : расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется для как поверхностная, для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Часто ее выбирают при отсутствии нужного цвета т.к. она легко окрашивается. Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы. Полутонкая овечья шерсть: используется для декора и отделки изделий. Ангора или мохер: шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском.

Используется для декора и отделки изделий.

Меринос — полутонкая овечья шерсть. Используется так же как и ангора.

Для валяния подходит шерсть без синтетических добавок. Если в ней встречаются жесткие ворсинки, то полотно из нее получится не совсем гладким. К тому же эти ворсинки сильно «лезут» из готового изделия.

При выборе сырья обратите внимание на окраску шерсти. Чем меньше она окрашена, тем легче сваливается. С шерстью темных и «кислотных» цветов придется работать более тщательно, и это займет больше времени.

Волокна шерсти для работы не режутся ножницами, а отрываются очень маленькими прядками.

Для мягких на ощупь игрушек потребуется меньше шерсти, чем для твёрдых.

Важно

К примеру для изготовления одной игрушки высотой 25 сантиметров средней плотности, потребуется около 300 грамм шерсти сливер, которая будет использоватся, как основа, и 100 грамм полутонкой шерсти или ангоры для отделки.

Придать шерсти красивую фактуру можно с помощью различных натуральных волокон, таких как бамбук, соя, лен, крапива, банан и даже морские водоросли. Очень эффектно смотрятся добавления шелковых нитей или обычного мулине.

Выше были упомянуты иглы для валяния. С ними стоит познакомиться поближе.

Иголки для объемного валяния изготавливаются из закаленной стали .Поэтому они обладают достаточной упругостью и не гнутся во время работы. При втыкании иголки в шерсть, насечки в нижней её части зацепляют волокна и проталкивают их в нижние слои, посредством чего происходит спутывание. Таким образом достигается эффект валяния.

Иглы для фильцевания бывают разные и предназначены для разных этапов работы. Те, что с удлиненным лезвием, подходят для начала: более грубые, они легко справляются даже с шерстью, содержащей остевой волос. Более короткие и тонкие — для завершения работы: изделия становятся гладкими и приобретают законченный вид.

Начиная работать с иглой для валяния, будьте осторожны — ею можно легко поранить руки. Лучше заранее потренироваться, чтобы научиться уверенно ее держать. Основное правило работы с иглой: выводить ее из изделия нужно под тем же углом, что и вводить.

В противном случае волокна будут хуже переплетаться, а лезвие иглы может погнуться или ее острие сломается. Удары иглой наносятся под прямым углом к поверхности и лишь иногда под более острым, в зависимости от задачи. Форма сечения иголок для валяния бывает двух видов — треугольная и звёздчатая.

Разновидности иголок: 19 треугольные: для тяжелой работы с грубой шерстью и растительными волокнами. 36 треугольные: для основной работы с грубой шерстью. 38 звездчатые: для валяния плоских деталек (ушек, плавничков, хвостиков), создания рельефов. 40 треугольные: для тонких шерстяных волокон, мелких деталей.

36 корончатые: для вваливания волос в голову игрушек,приваливания пятнышек и полосочек. 38 корончатые: для вваливания волос в голову игрушек,приваливания пятнышек и полосочек, более тонкие чем 36 №, но чаще ломающиеся. 50 с длинным лезвием: используются при проработке мест излома формы: изгиба бедра, поворота шеи, сгиба локтя и т.д.

Совет

Везде, где силуэт фигуры ломается или изгибается надо пройтись длинными иглами, направляя их под разными углами. Благодаря такой обработке объемные детали, например, стопы или ладошки, уплотнятся изнутри. 60 или №70 с длинным лезвием: для первоначального заваливаняе объёма.

Когда игла в процессе работы начнет пробивать мохер с сильным напряжением, а лезвие — угрожающе изгибаться, необходимо перейти на более тонкие иглы №50. На последнем этапе используется самая тонкая игла № 45, с коротким лезвием. С ее помощью поверхность выравнивается, заглаживается и уплотняется.

Номер иглы легко определить, зная толщину h лезвия иглы, а чтобы не путаться с запятыми и нулями принято толщину h умножать на 100 (h х 100). Соответственно, если лезвие иглы имеет толщину 0,6 мм, значит это игла №60.

Помимо размера иглы различаются длиной лезвия: иглы с удлиненным лезвием — №70, №50, иглы с коротким лезвием — №90, №75, №60, №45. Иглы для валяния, из-за своей остроты и наличия специальных зазубрин, дополнительно упаковываются в пластиковый контейнер.

По этой же причине рекомендуется пользоваться специальными ручками для этих игл. Они бывают на одну, две, четыре и шесть игл.

Чтобы использовать ручку на  четыре или шесть игл, необходимо отвинтить держатель по направлению стрелки на рисунке, вставить иглы с нижней стороны держателя в отверстия и завинтить держатель обратно в ручку. Ручки для нескольких игл удобны при работе с большими поверхностями т.к. увеличивается производительность работы.

В руках комочки шерсти держать неудобно да и не безопасно. Поэтому для фильцевания хорошо использовать щетку-мат или специальный поролоновый коврик. Поролон несколько отличается от обычно встречаемого. Он скорее напоминает полиэтилен, но более плотный и часто используется при прокладке деталей при упаковке мебели.

Текстильная глина  — так часто называют шерсть: ведь войлок получается из шерсти: верблюжьей, овечьей, козьей. Он годится не только для экспериментов модельеров, гораздо шире возможности этого уникального материала раскрываются в условиях самостоятельного творчества. Сегодня один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность.

Обратите внимание

Полузабытое народное  ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям и на совеременных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды, а не только как утеплитель.

Оно природно, органично, наполнено энергетикой древних традиций и одновременно просто в обращении, что крайне актуально для современного дизайна.

Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последнее время к войлоку, дающему огромные возможности для создания креативных и практичных предметов. Многие работают в «горячей» технике, но самое широкое распространение получил «холодный» способ как многогранный, но доступный вид рукоделия.

  В англоязычных странах  он носит название «фельт» (felt), в переводе означающем «шерсть», в немецком , более известном у нас, варианте — «фильц-надель», образованном сочетанием слов «шерсть» (filz) и «игла» (nadel), хотя в России  оба этих термина с успехом заменяет старое доброе русское слово «валяние».

Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой «изюминкой»  в одежде.

Но и любители этого хобби вполне самостоятельно творят как аксесуары, так и ювелирные украшения. Они любят валять игрушки как в виде самостоятельных изделих, так и в виде небольших украшений.

Фильцеванием можно быстро украсить поднадоевшие рукавички и другие предметы гардероба или создать совершенно фантастический цветок для украшения интерьера или одежды.

Одним словом — старинное рукоделие это стильно!

Источник: https://lovelypuppets.ru/blog/felting-istoriya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector