Что такое кокошник? значение головного убора в старину и в современности. подробно о деталях и мистических особенностях.

Кокошник: роль головного убора в современном мире

Фото pixabay.com

В свете завершившегося недавно Чемпионата мира по футболу кажется, что кокошник успел побывать везде.

Создавшееся ощущение было подкреплено еще и статистикой – по сообщению РБК, продажи кокошников выросли в 16 раз за последние несколько месяцев, что вдохновило многих мировых производителей изготавливать их на экспорт. В связи с этим Bellissimo решил вспомнить историю этого национального головного убора.

Как на Руси появился кокошник?

Следует отметить, что женские волосы на Руси всегда считались предметом мистическим и даже пугающим.

Например, полагалось, что распущенные женские волосы могут накликать беду не только на их обладательницу, но и на всю ее деревню. Так и возникло разнообразие женских головных уборов.

По мере развития торгового и культурного обмена Руси, на смену простым покрывалам и различным «рогатым» головным уборам богатых женщин пришел кокошник.

Обратите внимание

История появления этого этнического головного убора окутана тайной. Его название происходит от слова «кокош», что в переводе означает петух, в честь формы кокошника. Впервые это слово упоминается только в XVII веке, однако описания головного убора в форме гребня или пластины историки находили еще в X веке.

Существует несколько версий появлений кокошника на Руси. Первая и самая популярная – «византийская». С развитием торгово-экономических отношений между странами русские девушки помимо креста и православия переняли у византиек и высокие головные уборы, которые те носили еще во времена эллинизма. Согласно двум другим версиям, кокошник имеет либо монгольское, либо мордовское происхождение.

Какой бы не была история возникновения кокошника, на Руси он быстро ассимилировался и стал явлением повсеместным. В начале кокошники могли себе позволить только знатные женщины. Этот головной убор они надевали на праздники и свадьбы, а в повседневности носили его упрощенное подобие.

Крестьянки же долго носили убрусы и сороки, так как кокошники им были не по карману. Но со временем этот головной убор прижился и в деревнях. Большую роль во внешнем виде кокошника играла местность, в которой носили этот головной убор.

Например, в центральных районах России носили кокошники, которые напоминали полумесяц, на севере – однорогий конус, на юге – двурогий.

Фото pixabay.com

Мистическое и социальное значение

Кокошник был объектом множества мистических суеверий. Замужние и незамужние девушки могли носили разные формы этого головного убора. Например, девичьи кокошники напоминали гребень и не прикрывали косы – разумеется, для привлечения мужчин. Замужняя же женщина могла носить кокошник только с покрывалом для волос.

С кокошником был связан обряд «прощания с девичьей красотой». Согласно нему, косу девушки перезаплетали в две косы и покрывали кокошником с кисеей, спадавшей до плеч. Таким образом, кокошник показывал социальный статус женщины.

Фото pixabay.com

Вышивка

Обычно кокошники на Руси делали мастерицы в городах или крупных селах. На тыльной стороне головного убора изображали древо жизни, каждая ветвь которого являлась имитацией нового поколения, а на ветвях царствовали разнообразные звери и растения. Каждый элемент вышивки кокошника являлся своеобразным знаком и оберегом, ведь женственности на Руси не только боялись, но ее и сакрализировали.

Национальный символ

Прошедший Чемпионат мира по футболу сделал кокошник символом всего «русского». Этот головной убор хранит в себе традиции вышивки и ремесла, которые давно и незаслуженно забыли.

Сейчас у многих европейских инстаграм-брендов можно найти украшения, чем-то напоминающие кокошник. В России же это можно сделать в салоне «Жар-Птица» по адресу улица Советская, д.

5 и в интернет-магазине «Модная сказка хохломы».

Источник: http://bellissimotv.ru/?id=49476

Исследовательская работа «Загадочный кокошник»

кокошник

Тема: Загадочный кокошник

Костина Валентина Евгеньевна

Забайкальский край, п. Карымское

МОУ «СОШ №2 п. Карымское» 10-Б класс

Краткая аннотация

Тема: Загадочный кокошник

Костина Валентина Евгеньевна

Забайкальский край, п. Карымское

МОУ «СОШ №2 п. Карымское» 10-Б класс

Тема: Загадочный кокошник

Костина Валентина Евгеньевна

Забайкальский край, п. Карымское

МОУ «СОШ №2 п. Карымское» 10-Б класс

Работая над исследованием, выяснили, что кокошник

Цвет в одежде позволяет определить материальный достаток человека, определить, откуда человек родом. Цвет может нести защитную функцию, например жёлтый цвет радость, открытость, благополучие. Поэтому основными цветами, считаются: красный, жёлтый, белый, а так же кокошник не просто украшал голову, и был женским оберегом.

Источники литературы

1.

2.https://www.livemaster.ru/topic/1691213-kokoshnikotsedojstarinyidonashih-dnej

3.

4.

5.

6. http://metod-

7.

8.

Тема:Загадочный кокошник

Костина Валентина Евгеньевна

Забайкальский край, п. Карымское

МОУ «СОШ №2 п. Карымское» 10-Б класс

План исследования

Вывод: данных диаграммы показывают, что все опрошенные знают, что такое кокошник, но большинство не знает виды кокошников.

Также в исследовательской работе использовался практический метод: был изготовлен кокошник.

Практическая значимость данные исследования и разработка технологической карты могут использоваться на уроках технологи, изобразительного искусства, МХК, истории.

Технологическая карта изготовления кокошника

Таблица 1

Этапы выполнения Графическое изображение Инструменты, материалы
Изготовить шаблон из картона Линейка, карандаш
Вырезать шаблон- основа для кокошника Ножницы
Перенести на ткань по готовому шаблону с припуском 1-2 см. Готовый шаблон, ткань, портновской мел
Соединить основу кокошника с тканью (прошить на швейной машинке) Готовая основа, ткань, нитки, швейная машина
Отделка кокошника Тесьма, бусины, термоклей, лента
Изделие готово!

Для выполнения кокошника мною были изучены их виды, так же проанализированы исторические данные по теме.

Используя современные материалы, изготовили кокошник взяв за основу модель Симбирскойгубернии, для этого пользовались источником литературы Р. М. Кирсанова. Костюм в русской художественной культуре. М., 1995. С.143-135.

Симбирской губернии впервые его одевали в день свадьбы, а за тем носили по большим праздникам до рождения ребёнка.

Вывод: В чём же загадка кокошника?

Приложение I

1.Что такое кокошник?

-старинная обувь — старинная одежда — старинный головной убор — не знаю

2. Когда могли носить кокошник в давние времена?

По праздникам, всегда, не знаю.

3. Где, на ком можно увидеть кокошник в наше время?

Снегурочка, артисты, иллюстрации

4.Знаете, как изготавливали кокошник раньше?

Знаю, не знаю.

5.Знаете ли вы какие-либо виды кокошников?

Знаю, не знаю

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/issledovatelskaya_rabota_zagadochnij_kokoshnik_090339.html

История кокошника

 История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто.   Коко́шник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними.

Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты.  Впервые употребление этого слова зафиксировано в XVII веке. Хотя точное время его возникновения неизвестно.

У же в погребениях Новгорода, относящихся к X—XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.

Одна из популярных версий появления кокошника — византийская. Ещё в античности знатные гречанки украшали свои причёски диадемами, которые крепились при помощи лент.

Важно

Высока вероятность, что в период активной торговли между Русью и Византией дочери князей могли познакомиться c византийской модой. 

   В XIX в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской.

 Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной.

Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы.  
 В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем.

В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока».

По конструкции выделялись четыре вида кокошников
•  Однорогий кокошник. Обычно имели бисерную или жемчужную поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей.

Были распространены в центральных губерниях Европейской России — Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, — а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской.  1.

    Двурогий кокошник — кокошник, мягкий сзади с высоким твердым очельем в форме равнобедренного треугольника или полумесяца с опущенными вниз к плечам острыми или слегка закругленными концами. Размах очелья мог достигать порой 60 см[10]. 2.    кокошник, сшитый в виде конуса с удлиненной передней частью.

Совет

Украшались золотошвейной вышивкой или твердыми «шишками», сплошь унизанными жемчугом, располагавшимися по очелью. Шишки, согласно архаическим поверьям, олицетворяли культ плодородия[5]. 3.    кокошник в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом, украшенными золотошвейной вышивкой.

Насчет «рогов» в женских головных уборах поговорим чуть ниже. Но тут надо отметить, что есть несколько типов однорогого кокошника. Есть так такие, где в общем-то и «рог» не особо угадаешь:       

Девушка в уфимском праздничном костюме, 1900-е гг.

   Есть вот такие, где с рогом всё нормально. Они восходят к скифским женским клобукам — конусовидным головным уборам с заостренным верхом, боковыми и задними лопастями, доходившими до плеч. Спереди их украшали треугольная золотая пластина, ряды золотых бляшек или бусы.  

 •  В виде цилиндрической шапки с плоским дном.

Имели небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник — полосу ткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь — жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним.

Платок закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее. Были распространены в северо-западных губерниях России: Олонецкой, Тверской, Новгородской. Кокошники первого и второго типа были известны и в Сибири, привезенные переселенцами. 

1.    Однодворческий кокошник, получивший свое название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний, был близок к этому типу. Не имел пришивных лопастей, позатыльника и поднизи; изготавливался обычно из позумента, надевался на кичку.

Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке.

Вокруг кокошника, по его очелью, повязывался сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закреплялись на темени, перекрещиваясь на затылке.

      Этот вид похож на скифские  калафы — цилиндрические спереди головные уборы, сбоку имевшие дугообразный край, с мягким закрытым верхом и затылком. Их высота достигала 10-16 см. Передняя часть украшалась рядами золотых пластинок, а сзади набрасывалось покрывало с золотыми бляшками.

•    С плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Был распространен в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, на северо-востоке Новгородской.
•    Двухгребенчатый, или седлообразный «шеломок».

 Были распространены в Курской губернии, западных уездах Орловской губернии и в русских селах Харьковской губернии.
В этих видах кокошника «гребень» находится визуально по середине головы, но бывали и кокошники, где выдающаяся вверх узорная часть находилась ближе к затылку.

Читайте также:  История рюкзака: история создания рюкзака и типы рюкзаков

Это так называемые одногребенные «златоглавы»: 

«Златоглав» Грайворонского уезда     Курской губ. (вид сзади)
Виктор Васнецов. «Портрет В. С. Мамонтовой» в однорогом кокошнике (1884)

       А  были и двурогие златоглавы – двурогие  (двугребенные). Встречается и другое название — «седлообразный златоглав». У них поперёк головы (в направлении от уха до уха) имеется не один, а два параллельно расположенных гребня. Задний из этих двух гребней всегда прямой, а передний кругловатый.         

Златоглавы имели широкое распространение в XIX веке. К началу XX века они стали исчезать из народного обихода, заменяясь головными уборами другого типа.   

   Этот вид  кокошник напоминает  веер, который пришивался к шапочке. Позади него спускались ленты. Это «моршень» 

Обратите внимание

Кокошники, слева направо: A — однорогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии; B — однорогий кокошник, Костромская губерния; C — кокошник; D — кокошник, Московская губерния, Е — кокошник, Владимирская губерния, F — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком) G — Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль) Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.      Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. При этом главной их особенностью было то, что они плотно охватывали голову женщины, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.

     Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д. 

девичий кокошник женский кокошник

    Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями.

Кокошники считались большой семейной ценностью.   Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором.   Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами. Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей.

Позумент — металлическая ленточка — обрисовывает его по краям, а внутри каждой части «канителью» (витая проволочка) вышивается орнамент — оберег. В центре располагается стилизованная «лягушка» — знак плодородия, по бокам — S-образные фигуры лебедей — символов супружеской верности.

Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого — новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц — семена и плоды.

Таким образом, кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом. 

Таким образом, кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом.  

     В Симбирской губернии впервые его одевали в день свадьбы, а затем носили по большим праздникам до рождения первого ребенка. Изготавливали кокошники в городах, в больших селах и монастырях специальные мастерицы-кокошницы. Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу.

Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями — сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна — низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Такой убор стоил очень дорого (Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями), поэтому кокошники тщательно сохранялись в семье и передавались по наследству.

   

    Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы просто красивым орнаментом свадебной символики «виноград и роза», появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании «сладку ягодку и аленький цветочек».

Важно

     Женский головной убор в своих формах и декоре более других частей костюма сохранял архаичные черты, содержит многочисленные временные напластования. Головные уборы хранились в семьях из поколения в поколение и были непременной частью приданного невесты из зажиточной семьи.

       Петр I своими указами запретил боярышням носить этот головной убор. Но кокошник выжил в крестьянской среде как атрибут праздничной или свадебной одежды.

     В Екатерининскую эпоху возрождается интерес к русской истории и российским древностям.

Вместе с традиционными сарафанами вернулось и некое подобие кокошника.

       

Увлечение русской стариной становится модным при дворе. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII в.

В моду входит придворное платье, напоминающее сарафан и дополненное кокошником и длинной сборчатой рубашкой. Сохранилось описание костюма Екатерины II, относящееся к 1863 г.

: «Императрица была в ало-бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове…».  

  Портрет Екатерины II в кокошнике

    Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному и в литературе, и в поэзии, и в одежде. В 1812-1814 годах в европейскую моду вошли красные и синие русские сарафаны с ампирной талией и филигранными пуговицами спереди.   

     На портретах того грозного времени в них запечатлены и англичанки, и императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, и даже француженки. Прорусское движение в моде вернуло в светское общество некое подобие старинных кокошников. 
В 1834   году   Николай   I   издал   указ,  вводивший новое придворное платье,

дополненное     кокошником.       Оно состояло из  узкого открытого 

корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки со шлейфом. Злопыхатели называли такой фасон «офранцуженный сарафан».  

     Платья эти к концу XIX века часто шила в Петербурге мастерская Ольги Бульбенковой из бархата разных цветов и парчи (для императрицы и великих княгинь) со вставками из белого атласа.

Рисунок роскошных золотых вышивок был предопределен указом в соответствии с положением дамы при дворе. Порядок ношения этих платьев сохранился в России вплоть до отречения Николая II в феврале 1917 года.

Такой вариант «народного платья» оставался в гардеробе придворных дам до самой революции. 

Великая княгиня Елизавета Федоровна со своей фрейлиной

Разумеется, это была, говоря современным языком, лишь стилизация под русский традиционный костюм. Все эти платья были строго регламентированы, имели значение их цвет и отделка.  

Пимен Орлов. Портрет неизвестной в придворном русском платье. Около 1835 г. Эрмитаж 
П. Орлов. Портрет Софьи Васильевны Орловой -Денисовой,1835 г.
Говорят, что русские царицы, будучи иностранками по рождению, использовали стилизованное народное платье, чтобы быть ближе к русским подданным. 
Франс Крюгер. Портрет императрицы Александры Фёдоровны (урождённой принцессы Фридерики Шарлотты Вильгельмины, известной также как Шарлотта Прусская) 
Великая Княгиня Александра Петроовна (1838 – 1900) (Александра Фридерика Вильгельмина принцесса Ольденбургская).

   При дворе стали популярны балы в русском стиле, самый известный из которых- бал 1903 года, уже в царствование Николая II 

Маскарадный костюм княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой — «Боярыня» 

Великая княжна Ксения Александровна на балу 1903 г.

Костюмы для бала создавались по эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов по народному костюму. 

     Рисунок С. Соломко
Стоили они целые состояния. Шили их самые известные мастера того времени: Надежда Ламанова и любимый модельер императрицы Август Бризак. Меха, ткани, драгоценности – ни на чем заказчики не экономили. Эти костюмы были визитной карточкой их благосостояния. 

Источник: http://golrdk.ru/load/god_russkoj_kultury/istorija_kokoshnika_tajny_russkogo_kostjuma/9-1-0-89

Кокошник – традиционный русский головной убор

  • Издавна на Руси основной частью традиционного женского русского костюма был кокошник – оригинальный головной убор в форме округлого щита, гребня или опахала.

    Кокошник можно было носить лишь замужним женщинам.

    В девятнадцатом столетии такой предмет старины бытовал в основном в крестьянской или купеческой среде, а вот в допетровской Руси его носили и представительницы боярской среды.

    При правлении Петра Первого боярышням запрещалось носить данный головной убор, но все же кокошник так и не исчез из крестьянской среды, используясь в качестве свадебного или праздничного аксессуара. Лишь в конце восемнадцатого столетия кокошник снова появился как элемент карнавального костюма, официально разрешенный Екатериной Великой.

    Кокошник представлял собой легкий веер, изготовленный из толстой бумаги, металлического венца и ленты, пришитой к специальной шапочке или волоснику.

    Его основа изготавливалась из бархата и штофа, кумача на твердой основе, созданного из простеганного или проклеенного холста.

    Верхняя часть гребня украшалась орнаментом, живыми или искусственными цветами, позументом, парчой, бусами, бисером, фольгой, речным жемчугом и стеклом. Богатые женщины могли приобрести кокошники, украшенные драгоценными камнями.

    Золотыми нитями мастера могли покрывать и затылочную часть. Кокошник сзади фиксировался посредством разноцветных лент, а по краям него могли быть пущены рясны – жемчужные нити, спадавшие на плечи. Такой головной убор часто был обшит сеткой из жемчуга.

    Совет

    При надевании кокошника его было принято немного сдвигать на лоб, а затылок закрывать подкладкой из холста, имевшего надставку из малинового бархата. Поверх этого головного убора русские красавицы носили шерстяные или шелковые платки, богато обшитые орнаментом из серебряных или золотых нитей.

    Платки складывались по диагонали и закалывались под подбородком.

    В разных губерниях форма кокошника могла быть различной: его могли изготавливать в виде шапочки, имевшей вытянутые вперед лопасти, закрывающие уши. В Вологде кокошник, называвшийся сборником, имел многочисленные складки над очельем.

    В Архангельске он отличался овальной формой с большим количеством украшений, а жительницы Тверской и Новгородской губерний носили кокошники шлемовидной формы.

    В основном вид такого головного убора зависел от особенностей укладывания волос, собиравшихся в жгут или заплетавшихся в две косы.

    Такой антиквариат нередко украшался дополнительными лопастями, позатыльниками, обнизями и другими деталями, отличавшимися в разных регионах страны, однако все они крепились к твердой основе – кокошнику. Существовали также так называемые двурогие кокошники с твердым высоким очельем в форме полумесяца или равнобедренного треугольника. Порой, размах такого очелья достигал шестидесяти сантиметров.

    В новое время традиция ношения кокошника сохранилась до двадцатых годов прошлого столетия как часть свадебного убора невесты. Этот традиционный убор молодая надевала после венчания и носила его до рождения первого ребенка.

    Затем, кокошник носили лишь по торжественным случаям или по праздникам. В конце девятнадцатого века во многих российских губерниях кокошник стал заменяться головными уборами другого вида: повойниками, сборниками и наколками.

  • Источник: http://transantique.ru/articles/view/id/527

    Кокошник — история возникновения на Руси | КТО?ЧТО?ГДЕ?

    Архаика или новая мода? Разбираемся в истории кокошников и почему они вдруг снова стали популярны.

    В период проведения чемпионата мира по футболу в России внезапно выросли продажи кокошников. Число желающих их приобрести увеличилось в пять раз: самые популярные модели — красного цвета и с лентами.

    Так, если в июне средняя стоимость составляла порядка 300 рублей, то уже в июле — около 900, а иногда доходило и до 3 тысяч. Особенно много их покупали, как пишет РБК, накануне матча между Россией и Хорватией.

    Приобретали как иностранные болельщики, так и российские, а фотография “Трое в кокошниках”, жующих фастфуд на стадионе, быстро превратилась в мем. Мы вспомнили, как в российской культуре появились эти головные уборы и что они значили.

    Читайте также:  Фасоны детских платьев: наряды на каждый день

    Как появились кокошники

    История кокошника такова, что само название происходит от слова “кокошь”, обозначавшего курицу наседку. Как правило, форма у него может быть разная: опахала, полумесяца или округлого щита. По форме, к слову, можно было определить, где проживает девушка.

    Так, например, в Костромской, Нижегородской, Московской, Владимирской и Ярославских губерниях было принято носить заостренные “однорогие” кокошники. Головной убор в виде цилиндрической шапки с плоским дном — в Олонецкой, Тверской и Новгородских губерниях.

    Обратите внимание

    Как правило, форма зависела от традиции укладывать волосы: собирать их в жгут или в две косы, оборачивать вокруг головы или надо лбом. Точная дата появления неизвестна, но употребление самого слова фиксируется с XVII века.

    Изготавливали убор профессиональные мастерицы — кокошницы. Приобрести его было довольно дорого, цена (в зависимости от исполнения) достигала 300 рублей ассигнациями. На свадьбу было принято надевать кокошник, расшитый жемчугом. В случае если возможности приобрести таковой не было, его занимали у соседей или же заказывали бисерный.

    Традиции ношения

    История гласит, что дорогой жемчужный кокошник, как правило, надевали на свадьбу, а также по праздникам и особо торжественным случаям. Частью традиционного свадебного наряда он был даже после революции, правда, недолго — до 1920 года.

    В день Покрова девицы молились: “Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!” (под “подзатыльничком” имеется в виду та часть головного убора, которая закрывает затылок).

    В XIX веке кокошник принято носить было в купеческой, мещанской и крестьянской среде, а в допетровской Руси — и в боярской. Петр I запретил носить его барышням своим указом, а вернула в русский костюм только Екатерина II.

    В повседневной жизни кокошник заменяли платки, а также кика и повойник.

    Кика представляла собой открытую корону, которую украшали бисером, жемчугом или драгоценными камнями (в зависимости от состоятельности семьи).

    Повойник же — это повседневный головной убор замужних женщин, своего рода полотняная шапочка, иногда с твердым очельем. Зачастую повойник надевался под другой головной убор, чтобы волосы не спутывались.

    В 1812—14 годах, согласно истории, после Наполеоновских войн в моду вошли красные и синие русские «сарафаны» с ампирной талией и пуговицами спереди. Так одевались и русские императрицы. Спустя двадцать лет, в 1834 году, Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником.

    Оно представляло собой узкий открытый корсаж, имело длинные рукава и юбку со шлейфом. Во второй половине XIX века при дворе стали популярны так называемые “тиары в русском стиле”, украшенные бриллиантами.

    В 1839 году маркиз Астольф де Кюстин, побывавший в России, называл наряд придворных дам “импозантным и вместе с тем старомодным”. “Они носят на голове какое-то сооружение из дорогой материи.

    Важно

    Это головное украшение напоминает мужскую шляпу, сверху несколько укороченную и без донышка, так что верхняя часть головы остается открытой. Диадема вышиной в несколько дюймов, украшенная драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, совершенно его не закрывая.

    Она представляет собой старинный головной убор, придает женскому облику оттенок благородства и оригинальности, очень идет к красивым лицам и еще более уродует некрасивые. К сожалению, последние весьма часто встречаются при русском дворе”, — писал он в своих записках.

    После революции

    После революции кокошники в России стали архаизмом, однако появление элементов русского костюма вдруг обнаружилось на Западе.

    В частности, в венце, напоминающем этот убор, выходила замуж будущая английская королева Мария Текска, а модельер Жанна Ланвен выпускает коллекцию “русских шляп”.

    В своей коллекции 2008/9 года Карл Лагерфельд создал фантазийные образцы кокошников в стиле “а-ля рюс”.

    Сейчас кокошники на заказ делает, например, бренд “Патриотка”, а также компании, которые занимаются изготовлением костюмов.

    Повседневный кокошник из кожи обойдется в 3000 рублей, а вечерний или свадебный — в 15 000 рублей (все почти как на Руси). Российские компании перед матчем с Хорватией сменили логотипы в соцсетях, добавив к ним кокошник.

    Среди участников “Кокошника надежды” — Мегафон, Билайн, Сбербанк, Таксовичкофф и другие компании.

    Источник: http://kto-chto-gde.ru/story/kokoshniki-nemnogo-istorii-i-vozvrashhenie-v-modu/

    Форма кокошников | МОЛОДЫ ДУШОЙ

    Май25

    Не так давно, буквально 50-200 лет назад строения-здания и одежда у людей имели совсем другой вид и были значительно богаче и наряднее, чем сейчас.

    Здания-коробки из стекла и бетона, многоэтажные с невысокими потолками и небольшими по объему помещениями.

    Одежда – унисекс, однообразная и тоже многоэтажная.

    Когда же случилось так, что нас стали одевать и поселять?

    Девичий убор. Архангельская губерния 18 век

    Посмотрим на одежду прошлого 18-19 века, на головные уборы. Известно, что мужчины оценивают женщин, разглядывая их сверху вниз, в то время, как женщины осматривают мужчину снизу вверх.

    Совет

    Сейчас шляпки не в моде, в холодное время для защиты от холода надеваем шапочки и меховые уборы. А раньше были головные уборы весьма интересные и обязательными к ношению.

    По ним можно было понять статус женщины.

    Во-первых, они выполняли защитную функцию, не только от холода, но и от  энергетических загрязнений.

    Распущенные волосы при людях считались верхом неприличия и глупости (опростоволоситься), так как волосы – это астральные «антеннки» , которые «слушают» и получают космическую энергию,  и на них может осесть всякая ненужная и вредная информация в виде эмоциональной неустойчивости и срывов. Распущенный волос (а тем более стриженый) впитывает всю отрицательную энергетику.

    Например, заражение вшами происходит, когда у человека возникает глубокая тоска, уныние, что происходит в местах массовых скоплений людей при стихийных бедствиях или в пионерских лагерях, школах, и пожалуйста, вши тут как тут. Все чистые головы заражены.

    Чарка меду К.Е.Маковский

    Девушки, девицы незамужние носили одну косу – один энергопоток для себя, выходя замуж,  заплетали уже две косы (для детей).

    В волосы можно заплести заговоры, наговоры, порчи и так далее,  поэтому их стоило убирать в целях защиты. Волосы накапливают энергию, что усиливает интуицию, хранят память (примета: перед экзаменом или чем-либо важным не стричься и т.п.

    ) Считалось, что муж получает защиту от жены, когда расчесывает ей волосы. Мужским же достоянием являлась борода — символ зрелости, мужественности и самостоятельности.

    Остричь волосы значило обкарнать — ухудшить, испортить свое положение, потерять магическую силу.

    Во-вторых, уборы носили сакральный смысл.

    Посмотрите на кокошники. Почему они имеют такую форму? Головные уборы повторяют форму ауры вокруг головы. Аура – это светимость тонкого тела.

    Святая Людмила

    Обратите внимание

    Вспомните, как называли королей и царей? Венценосная особа. Корона – венец – тоже является аурой, нимбом. Это потом их стали делать из золота и драгоценных камней, как материальное свидетельство развитой коронной чакры, то есть разума.

    У бояр головной убор являл собой энергетический столб.

    В древности головные уборы различались на девичьи и женские.  Девичьи уборы были с открытой макушкой, замужние женщины волосы закрывали.<\p>

    Боярышня у окошка Е.К. Маковский

    Кокошники  или венцы носили и боярыни  и крестьянки.

    Неизвестная крестьянка И.Аргунов

    Кокошник – «гребень» (от древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух).   Считается, что форма кокошников обусловлена различием в укладывании волос. Однако формы кокошников весьма своеобразны и самобытны.

    Кокошники, слева направо: A — двурогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии; B — однорогий кокошник, Костромская губерния; C — кокошник; D — кокошник, Московская губерния, Е — кокошник, Владимирская губерния, F — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком) G — Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль)

    Кокошник надевали на праздники, так как это произведение искусства имело определенную ценность: украшалось жемчугами, золотыми нитями, драгоценными камнями.

    Убор изготавливали на заказ у профессиональных мастериц «кокошниц» и передавали по наследству. До 20-х годов прошлого века кокошник был обрядным убором невесты.

     Девицы молились: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!».

    В- третьих, головной убор был оберегом. Кокошники расшивали разнообразными обережными орнаментами, символами плодородия и супружеской верности.

    «Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого — новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц — семена и плоды»

    «Рогатые» кики носили замужние женщины детородного возраста. Рога, являясь символом мужского начала и бога Перуна, по поверьям обладали огромной оберегающей силой. Отсюда идет изменившее ныне смысл выражение «Рога наставить».

    Рогатая кика

    Важно

    Петр 1 запретил боярышням носить кокошники, а Екатерина II вернула этот головной убор в придворный маскарадный костюм, но уже в виде моды a la russe.

    Видно в эти времена ауры уже не светились, настало темное время.

    Какой головной убор вам к лицу?

    Почувствуйте интуитивно свою ауру и выберите форму кокошника. Попробуйте на досуге сшить  кокошник. Инструкция здесь или

    Источник: http://moloddushoy.ru/novosti/forma-kokoshnikov

    Кокошник — символ русского национального головного убора — Одежда — Изобразительное искусство — Каталог файлов — МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК — Сайт учителя Изо

    Кокошник —
    символ русского народного костюма

    Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма
     

    Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Русская красавица в кокошнике»

    Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты.

    Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона.

    Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом (с XVI века добывался в озере Ильмень), золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотными нитками часто покрывалась и затылочная часть.

    Виктор Васнецов. Портрет В. С. Мамонтовой (в однорогом кокошнике)

    Имел матерчатое дно. Cзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга.

    При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок.

    Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль.

    Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину.

    Форма гребня в разных губерниях была различной: в Каргопольском уезде Олонецкой губернии кокошник делали в форме шапочки с вытянутым вперед очельем и лопастями, закрывающими уши. На лоб спускалась поднизь из рубленого перламутра. Вологодский кокошник, называемый сборник, отличался многочисленными сборками над очельем.

    Совет

    Архангельский кокошник имел жесткую овальную форму с обильным декором наверху и очельем, выступающим вперед и не имевшим дополнительных украшений. В Новгородской и Тверской губернии он был шлемовидной формы.
    «Форма кокошников в разных регионах довольно разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или в две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, на висках и т. д. Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, позатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу — кокошник».

    Читайте также:  Пинетки кроссовки крючком: пинетки в виде кроссовок пошагово

    Кокошники, слева направо: A — двурогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии; B — однорогий кокошник, Костромская губерния; C — кокошник; D — кокошник, Московская губерния, Е — кокошник, Владимирская губерния, F — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком) G — Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль)

    Однорогий кокошник. Обычно имели бисерную или жемчужную поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей.

    Были распространены в центральных губерниях Европейской России — Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, — а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской.

    Двурогий кокошник — кокошник, мягкий сзади с высоким твердым очельем в форме равнобедренного треугольника или полумесяца с опущенными вниз к плечам острыми или слегка закругленными концами. Размах очелья мог достигать порой 60 см.

    Княгиня Орлова-Давыдова на костюмированном балу 1903 года

    Kокошник, сшитый в виде конуса с удлиненной передней частью. Украшались золотошвейной вышивкой или твердыми «шишками», сплошь унизанными жемчугом, располагавшимися по очелью. Шишки, согласно архаическим поверьям, олицетворяли культ плодородия.

    Kокошник в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом, украшенными золотошвейной вышивкой.
    В виде цилиндрической шапки с плоским дном.

    Имели небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник — полосу ткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь — жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним. Платок закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее. Были распространены в северо-западных губерниях России: Олонецкой, Тверской, Новгородской. Кокошники первого и второго типа были известны и в Сибири, привезенные переселенцами.

    П. Барбье. Портрет молодой женщины в русском сарафане. 1817.
    Однодворческий кокошник , получивший свое название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний, был близок к этому типу. Не имел пришивных лопастей, позатыльника и поднизи; изготавливался обычно из позумента, надевался на кичку.

    Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке. Вокруг кокошника, по его очелью, повязывался сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закреплялись на темени, перекрещиваясь на затылке.

    С плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Был распространен в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, на северо-востоке Новгородской.

    Двухгребенчатый, или седлообразный «шеломок» — с высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного поднятой передней частью и более высоким задним гребнем.

    Надевался обычно с налобником — узкой полоской орнаментированной ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником — прямоугольным куском ткани на твердой основе, а также платком, сложенным в виде полосы и укладывавшимся по очелью. Концы платка спускались на спину или, перекрещиваясь на затылке, затыкались с боков. Были распространены в Курской губернии, западных уездах Орловской губернии и в русских селах Харьковской губернии.

    Традиции ношения

    Николай Иванович Аргунов (1771-после 1829).Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.Изготавливался на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотной нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству.

    Обычно кокошник надевали в праздники, в будни ограничиваясь ношением повойника. В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними (хотя некоторые этнографы оспаривают это утверждение).

    Обратите внимание

    Кирсанова указывает, что «кокошником» со временем стали называть традиционный головной убор с высоким очельем и покрывалом, даже если его носила незамужняя девица. Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.

    «В художественном строе русского национального костюма кокошник играл значительную роль, венчая собой монументальные формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо, подчеркивая торжественность тех ситуаций, при которых надевали богато украшенные кокошники»
    Неизвестный художник. Портрет неизвестной в русском головном уборе. 1769.Известен со времен Древней Руси.

    Хотя точное время его возникновения неизвестно. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X—XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей. В Новое время вплоть до 1920-х сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой).

    Жемчужный кокошник молодая надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребенка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям. Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный».

    В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!». В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трех дней после свадьбы — это было характерно для тех местностей, где кокошники уже исчезали, заменяясь простыми платками или же городскими шляпками.

    В XIX в. бытовал в купеческой, мещанской и крестьянской среде, а в допетровской Руси — и в боярской. В XIX веке распространился с севера России на юг, вытеснив сороку. В конце XIX века во многих губерниях России кокошники как праздничный головной убор стали исчезать, заменяясь головными уборами другого типа: сборниками, повойниками, наколками и т. д.

    При императорском дворе.

    Императрица Александра Федоровна в кокошнике.Изгнанный из высших слоев общества при Петре Великом, который запретил его носить боярышням указом, кокошник был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм.

    Наполеоновские войны, вызвавшие всплеск патриотизма, вернули интерес к национальному костюму (ср. возвращение моды на мантилью в Испании). В 1812-14 годах в моду вошли красные и синие русские «сарафаны» с ампирной талией и филигранными пуговицами впереди. Так одевались и русские императрицы.

    В 1834 году Николай I издал указ, вводив­ший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки с шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции.

    Во 2-й пол.

    ХIХ века взлет стиля историзм вылился, в частности, в коллекционирование русской старины и вызвал всплеск интереса к русскому костюму. В царствование Александра II и Александра III создавалось множество произведений в псевдорусском и неорусском стиле, кроме того, пышные театрализированные постановки на тему русской истории демонстрировали роскошь костюма.

    Важно

    Пиком этой моды стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, гости которого были одеты по моде XVII века, в частности, в «часто утрированные в «оперном» стиле русские кокошники»

    Женский головной убор.Вологодская губерния XVIIIв.

      Женский головной убор.Калужская губерния XVIIIв.

      Женский головной убор. Центральная Россия. XVIII

      Златоглав — женский головной убор. Курская область. XVIIIв.

      Кичка и сорока. Тамбовская губерния XIХв

      Кокошник XVIII века. Галич (Костромская губерния)

      Кокошник XVIIIв. Владимирская губерния.

      Сборник-женский головной убор.Московская губерния.XVIIIв.

     

      Торопец (Псковская губерния) XVIII

      Кокошник, 2я полов 19в, Олонецкая губ.

     

      Кика (женский головной убор), 2я полов 19в, Псковская губ.

      Кокошник, 2-я полов 19в, Псковская губ.

      Кокошник, 19в, Олонецкая губ.

    Кокошник в живописи

      Константин Егорович Маковский (1839-1915)

    Чарка меду. 1890-е

      Дрождин Петр Семенович.

    Портрет купчихи в кокошнике

    Николай Неврев.

    «Василиса Мелентьевна». 1886

      Константин Егорович Маковский (1839-1915)

    Боярыня у окна. 1885

      Михаил Врубель.

    Царевна-лебедь

    Кокошник — русский национальный головной убор. Невероятной сложности изготовления щит-гребень-опахало вокруг головы. Кокошник носили и девицы, и замужние.

    Известен он очень давно. Более того, в каждой губернии у него была своя форма.
    Долгое время кокошник был частью не только народного костюма.
    Его носили царицы, боярыни и боярышни.
    Константин Маковский. «Боярышня у окна»

    Девичьи заговоры о замужестве: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!». Не нужно думать, что девушки мечтали о подзатыльниках от будущего мужа, пусть даже о «золотых». Подзатыльник (позатылень) – особое украшение к кокошнику или к сороке.

    Иван Петрович Аргунов,
    Портрет неизвестной в русском костюме, 1784.

    В разных областях правила ношения кокошников были разные. Так или иначе, кокошник оставался традиционным головным женским убором, который носили в большинстве районах, в деревне и городе, и даже при дворе. При Петре Первом он был, правда, запрещен, но в дальнейшем вернулся и как головной убор знати – так отдавали дань традиции.
    Кокошник был дорогим удовольствием. Сверху его украшали (позументом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями) и вышивали золотыми нитями.

    Кокошники тоже были нескольких видов и форм: однорогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный.

    С приходом к власти Петра I, народный костюм у знати был заменен на европейский, и кокошник был возвращен в женский придворный костюм лишь Екатериной II в XVIII веке

    ЭРИКСЕН Вигилиус.
    Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике.

    А поверх кокошников часто носили платок, называемый убрус. Его закалывали под подбородком или свободно отпускали на плечи.

    В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником.
    Пушкин в дневнике пишет /с.4/: «Дамы представлялись в русском платье» /Дневник Пушкина. 1833-1835. М.:Три века,1997. 648 с./ В комментариях /с.66-67/ читаем: «Говоря об утреннем выходе во дворце 6-го декабря и о вечернем бале, П.Г.Дивов пишет в Дневнике своем, что «видел новый костюм, данный придворным дамам: это вроде Русского платья, которое очень идет полным особам»… К.Я.Булгаков сообщал брату …: «Утром вчера несколько дам было в новых костюмах; красавиц ещё более украшает, а дурным не к лицу. Описать не умею: род сарафана, на котором Русское платье с особенными рукавами, на голове кокошник с длинным вуалем или фатою, а у девуше повязки бархатныя, шелковыя, парчевыя или с другими украшениями, или просто … Давно не видел я двор столь блистательным, как вчера и утром, и вечером; уж подлинно двор Русского Царя!»

    Читать полностью

    Источник: http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/84-1-0-2672

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector