Почему моряки носят бескозырку, история и особенности головного убора

Проект «Морская форма»

Конкурс «Детский исследовательский проект — 2012»

Номинация «Первые открытия»

На иллюстрациях и в книгах я много развидела разных военных. Самыми красивыми мне кажутся солдаты в морской одежде. Одежда военных моряков очень отличается от остальных солдатских форм. Не все военные носят тельняшку.

Только у моряков есть красивый синий воротник с белоснежными полосками и короткое черное пальто. На голове военные моряки носят не фуражку, как другие, а белую бескозырку с черными лентами.

Мне стало очень интересно, почему одежда моряка отличается от одежды других солдат и зачем морякам ленты на бескозырке.

Гипотеза:

Я выдвинула несколько предположений:

  1. Одежда моряка для того, чтоб отличаться от других солдат.

  2. Одежда моряка сочетается с цветом парусов, неба и моря. Служит для красоты.

  3. Одежда моряка нужна для удобства на корабельной службе.

Особенности морской формы

Чтоб ответить на мои вопросы мы с мамой прочитали несколько книг, и нашли много информации в Интернете.

Из разных источников я узнала, что одежда военных носит название – форма. Правильно говорить не «одежда моряка», а «форма моряка».

Все видели тельняшку, но мало кто знает, что своё название тельняшка приобрела от слова «тело». Эта рубаха или «тельник» одевается на тело. Полосатая расцветка тельняшки имеет длинную историю. С самого начала моряки носили белые рубахи, без всяких полосок.

Капитанам парусников трудно было разглядеть матросов на мачтах и реях, когда те взбирались туда для того, чтобы убрать или поставить паруса.

Обратите внимание

После того, когда рубаху решили разлиновать, и нанесли синие полоски, матросов можно было очень хорошо разглядеть на фоне неба и парусов, даже когда они работали на самой большой высоте 40 – 45 метров! Также, выпавшего за борт матроса можно без труда различить на поверхности моря.

Российская тельняшка, сначала имела разную ширину полос — синие полоски были в четыре раза уже белых. 100 лет назад, в 1912-м году ширина всех полосок стала одинаковой — в четверть вершка, т. е. примерно 1 сантиметр.

Составной частью матросской формы является синий накладной воротник с тремя белыми полосками. Называется такой воротник гюйс, а полоски носят название – канты. Оказывается сам гюйс не для красоты.

Квадратный матерчатый воротник в холодную ветреную погоду заправляется под бескозырку и защищает моряков от простуды. А вот канты смотрятся очень красиво. Долгое время полоски на воротниках носили только гребцы.

В 1882 году воротник с эстетически смотрящимися тремя полосками был распространен во всем флоте.

В холодное время года моряки носят бушлат. Он похож на укороченное пальто. Бушлат всегда с двумя рядами пуговиц — двубортный, с широким отложным воротником и лацканами, которые в поднятом положении закроют от ветра шею и щеки.

Самой красивой частью формы, мне кажется, бескозырка с лентами. Я узнала, что обычай у моряков носить на матросских фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков Средиземного моря, которые в старину, отправляясь в плавание на своих старых суденышках, обычно получали от матерей, жен, близких ленты с вышитыми словами молитвы.

Моряки верили, что молитвы, оградят их от всяких бедствий на море. Позже на ленте стали писать название флота, на котором служили моряки: «Тихоокеанский флот», «Черноморский флот» и т. д. Однако ленты используют не только, чтоб знать, где служит моряк.

Важно

Ленты надежно крепятся к бескозырке и, чтоб не потерять ее во время шторма или боя, ленты завязывают вокруг шеи или крепко сжимают во рту.

Выводы:

  1. Форма моряка отличается от армейской формы других войск.
  2. Форма моряка очень красивая, сочетается с цветом парусов, неба и моря. В старые времена она служила для красоты.
  3. Современная форма моряка удобная для службы на корабле.

Все мои предположения оказались правильными.

Заключение.

Изучая с мамой морскую форму, я поняла, что она имеет большое значение в жизни каждого моряка. Взрослым и детям так нравится этот костюм, что люди используют некоторые детали морской формы в своей одежде.

Я узнала, что у моряков есть парадная и рабочая формы, а у морских офицеров форма отличается от матросов. Возможно, в следующий раз я исследую эти отличия.

Библиографический список:

  1. Детская энциклопедия (советская) [Электронный ресурс] / Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://wikipedia.org/wiki/
  2. Житков Б. С. Морские истории. М.: 2004.
  3. Морозова В. Б.Морская слава России. Центральный военно-морской музей. Белый город.: 2003.
  4.  http://dony.ru/book

Приложение: Презентация

Источник: https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/9627.html

Бескозырка ВВМУ

У военного историка Киличенкова А.А. есть строки: «Матросы, будучи в большинстве своём рослыми, хорошо физически развитыми, в броской и непривычной форме на фоне серой и невзрачной солдатской массы, производили яркое и запоминающееся впечатление.

» Не только тельняшка и клёш, но главным образом бескозырка была и остаётся символом военного моряка. Она напоминает о славном боевом прошлом нашего флота.

 В годы Великой Отечественной войны моряки, воевавшие на суше, пренебрегая опасностью и вопреки уставу в тяжёлые моменты боя надевали свои бескозырки вместо касок, зажав в зубах чёрные ленты.

https://www.youtube.com/watch?v=OTMibEtX08U

В ВМФ СССР бескозырки носили не только матросы и старшины, но и воспитанники военно-морских школ и училищ. Продолжая тему головных уборов армии и флота «Ретроскоп» предлагает подлинную бескозырку курсанта высшего военно-морского училища. Фуражка (официальное название бескозырки) послевоенного периода, 50-е годы, аутентичность подтверждена экспертами.

Головной убор в полной сохранности и с хорошим внешним видом. Лента на бескозырке репсовая — с поперечными рубчиками и специальной кромкой по всей длине. Ширина ленты — 3,5 см, длина — 140 см, длина свободных концов — 37 см (хоть и положено 35). Лента закреплена на околыше у заднего шва при помощи двух жгутиков из ниток. Посередине золотым тиснением выполнена надпись «ВЫСШ.ВОЕН-МОРСК.

УЧИЛИЩЕ», высота букв 15 мм. Золотые якоря на ленте нанесены на расстоянии 25 мм от её концов и имеют следующие размеры: высота — 30 мм, ширина — 23 мм (фото ниже).Надписи на лентах бескозырок в русском флоте были утверждены 8 ноября 1872 года на заседании Адмиралтейств-совета (орган военно-морского управления в Российской империи).

Кроме обозначения корабля или флотского экипажа, лента несла и практическое применение — завязывалась под подбородком, чтобы бескозырка не слетала при несении вахты на палубе в ветреную погоду. В советский период фуражка матроса претерпела небольшие изменения: уже стал околыш, убрали выпушки (канты), уменьшилась длина ленты, в 1923 году ввели единые квадратные буквы.

В 1938-м появился металлический каркас в полях бескозырки, а в 39-м вернули канты. Лента подверглась изменениям больше. Кроме длины, ширины и шрифта на репсе менялись надписи: уходили названия кораблей, добавлялись названия флотов и их ордена, вводились сокращения и аббревиатуры.

Директивы, приказы и циркуляры, а затем их отмены, внесли неразбериху в систему надписей, которая и так была несовершенной. Из-за отсутствия строгой регламентации на местах службы названия наносились в произвольной форме, даже несмотря на введение единого шрифта. В настоящее время трудно проследить точные временные рамки той или иной надписи, особенно, по учебным заведениям.

После Великой Отечественной войны в 1949 году названия кораблей на лентах бескозырок заменили на названия флотов, оставив в итоге надпись «Военно-морской флот». Исключением стали ленты матросов легендарного крейсера «Аврора» и курсантов военно-морских училищ.

У описываемой нами бескозырки хорошо читается надпись, сделанная с внутренней стороны околыша на отвороте дерматинового налобника: «Лелека И. I рота. ИФ». По всей видимости, это фамилия и первая буква имени курсанта, которому принадлежал головной убор. Будущий офицер проходил обучение в I-й роте, предположительно, инженерного факультета.

В Советском Союзе офицеров для ВМФ готовили 10 высших военно-морских училищ: 6 — командных и 4 — инженерных. В командных училищах подготовка велась на штурманских, минно-торпедных, ракетно-артиллерийских и других факультетах, а в инженерных — по энергетическим, электротехническим, радиоэлектронным и прочим специальностям.

Совет

Но только в Калининграде военно-морское училище, являясь командным, сформировало инженерно-гидрографический факультет. Мы склонны считать, что на витрине бескозырка курсанта Калининградского высшего военно-морского училища. Правда, КВВМУ получило своё название в апреле 1969 года, а в период с 1948-го по 1967-й училище неоднократно переименовывалось и реорганизовывалось. С 1954 года оно называлось Балтийское ВВМУ.

Пару слов о кокарде, тулье и кантах нашей фуражки. Звезда с острыми лучами, выполнена из лёгкого немагнитного металла, размер по лучам — 30 мм, с горизонтальным кламером, который прикреплён защипами. Высота тульи от канта до канта — 36-37 мм, хотя с 1939 по 1971 годы существовал утверждённый размер 40 мм.

Из-за производства на различных фабриках небольшие отклонения были допустимы. В 1952 году ширина околыша была уменьшена, но на нашей бескозырке она равна прежним 35 мм. Фуражка имеет три канта: два белых и чёрный «фальшивый» по низу околыша для поддержки флотской ленты.

Размер головного убора 53-й — первый в линейке (всего изготавливали 8 размеров: от 53 до 60-го).

Мы преднамеренно не касались истории появления бескозырки. Об этом можно узнать на многих веб-ресурсах: от исторических сайтов и форумов до интернет-магазинов. Скажем лишь, что фуражка русского матроса прошла долгий путь и завоевала признание в большинстве флотов мира.

(Использованы: цитаты из очерка В.В. Шигина «Поэзия матросской революции«, материалы статьи «Честь мундира» на портале FLOT, блога А.Орлова Звездология, статьи А.Степанова «Головные уборы РККФ» в журнале-альманахе «Академия русской символики «Марс» и проекта Крымология).

Источник: http://retroskop.su/shop/lichnyie-veshhi-i-aksessuaryi/beskozyirka-vvmu/

Зачем морякам такая форма?

Изначально вообще форма нужна была, и нужна сейчас, для того чтобы своих солдат (моряков) можно было отличать от солдат врага, с которым воюет страна.

Зачем, правда, вообще воевать, — совершенно непонятно, ведь можно жить в мире и согласии, просто договариваясь с соседями. Но некоторые люди этого делать не умеют, приходится вести себя как дикари и брать в руки оружие.

Конечно же, заботясь о своем войске, страна пыталась сделать форму удобней во всех отношениях: чтобы и носить ее было удобно, и обслуживать быстрее, а особенно – в условиях дальних морских плаваний. Стараясь приблизить форму моряков к максимальному удобству, в результате практически все морские страны получили более-менее похожую одежду, даже не сговариваясь.

Начнем с цвета. Почему черный? Да потому что раньше, чтобы корабль плыл, в его топку надо было постоянно забрасывать уголь, много угля, лопатой. Повсюду была угольная пыль, оседавшая на руках, лицах и одежде. То есть в форме присутствовал черный бушлат, на котором не было видно угольной пыли.

Почему же под ним была белая основа? Да ведь жарко было целый день на палубе – под лучами солнца. А белый цвет так хорошо отражает солнечные лучи, не нагреваясь. Ну, и синий – это, конечно, дань традициям, цвет моря, это – символично и неизменно.

Обратите внимание

Как в форме моряков появился гюйс – воротничок? Раньше внешнему виду придавали слишком много значения, поэтому даже матросы должны были надевать парики, а их косички смазывать маслом.

Масло, конечно же, пачкало основную одежду, поэтому уместны были темные воротнички, которые проще было снять и выстирать, когда это было необходимо.

Так появился синий воротничок – как море, а на них – белые полосочки – как пена на водной глади.

Ленточки на бескозырках, кстати, изначально тоже имели практическое значение, а не были придуманы для красоты. Раньше моряки носили не бескозырки, а большие шляпы с широкими полями. Они слетали при сильном ветре, поэтому шляпы приходилось подвязывать шарфиками.

Чтобы шарфики можно было различать, они были разного цвета, а провожая сыновей, братьев и мужей в далекое плавание, женщины, остающиеся на берегу, вышивали на них разные надписи. Чтобы моряк всегда помнил о своем родном доме.

Надписи были разнообразными, но позже правительство каждой страны придумало и утвердило бескозырки вместо шляп и надписи на ленточках одинакового образца. Как правило, чаще всего это было название флота, на котором служил моряк.

Ну, и какой же моряк — без тельняшки? Это такая фуфайка, полосатая, конечно же – в бело-синем тоне. Кроме того, что она удобная и теплая, её еще хорошо видно, вдруг человек выпадет за борт. Сейчас тельняшка – это главный символ и гордость любого моряка.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

Источник: http://kotikit.ru/qanda/zachem-moryakam-takaya-forma/

Бескозырка

бескозырка, бескозырка белая
Бескозы́рка (фуражка-бескозырка) — форменная фуражка без козырька.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Основные детали бескозырки
  • 3 Современная бескозырка матроса
  • 4 Бескозырка в филателии
  • 5 Галерея

История

Бескозырка появилась в России.

Прототипом бескозырки была фуражная шапка — форменный головной убор у фуражиров в русской армии, которая с небольшим видоизменением была введена в качестве форменного головного убора для матросов русского флота. Эта фуражка отличалась от современной бескозырки отсутствием ленты, тёмно-зелёным цветом и крупными пробивными номерами флотских экипажей на околышах.

Читайте также:  Потеряли чемодан в аэропорту: что делать и какая компенсация возможна

В ноябре 1811 года бескозырка была введена в Русской Императорской армии и на флоте как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота.

С середины XIX в. на бескозырках стали делать белые выпушки — узкие белые канты — деталь, сохранившаяся и на современных бескозырках.

Важно

Первые ленты в русском флоте появились на клеёнчатых шляпах матросов в 1857 году и не позднее 1872 года на фуражках. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. В 70-х годах XIX в.

на русском флоте вводится чёрная бескозырка с лентой, на которой наносились надписи названий флотского экипажа и корабля. Точный размер, форма букв на лентах, как и сами ленты, были утверждены для всего рядового состава русского флота 19 августа 1874 года.

В советском флоте шрифт на краснофлотских лентах был утвержден в 1923 году.

Особой лентой на бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утверждённая вместе с гвардейским знаком в 1943 г..

Лента гвардейских кораблей имеет расцветку ленты Ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета, что соответствует цветам георгиевской ленты (существует указание 1769 года, где сказано, что цвета даны: оранжевый — цвет пламени и чёрный — цвет порохового дыма).

Кроме того, лента служила для удерживания в ветреную погоду бескозырки на голове матросов — концы ленты обвязывались вокруг шеи (или же ленты зажимали зубами). Длина ленты была больше, чем у современных бескозырок, и составляла около 160 см.

Бескозырка (Королевский флот Норвегии)

Следует отметить тот факт, что бескозырка — очень удобный форменный флотский головной убор, и по этой причине бескозырки были введены на многих флотах с теми или иными изменениями в качестве форменного головного убора для матросов.

Основные детали бескозырки

  • околыш
  • тулья
  • выпушка
  • лента на матросской бескозырке
  • белый — летний или парадный — чехол
  • кокарда (в некоторых армиях, видах вооруженных сил и родах войск)

Современная бескозырка матроса

Приказом от 1921 г. была утверждена бескозырка для матросов ВМФ Советского (Российского) флота. С тех пор бескозырка практически не изменялась.

Первоначально на ленте бескозырки выштамповывалось название корабля или флотского экипажа, где служил матрос. В советское время (1949 г.

) ради сохранения секретности названия кораблей заменили на названия флотов (исключение было сделано только для крейсера «Аврора» и названий военно-морских училищ).

Затем вообще оставили лишь надпись «Военно-морской флот». В настоящее время традиция указания на ленте названия корабля возвращается.

Бескозырка в филателии

Бескозырка как элемент формы одежды изображёна на почтовых марках СССР, выходивших в сериях, посвящённых Вооружённым Силам СССР (РККА, Советская Армия).

Ниже представлены марки из юбилейных выпусков:

  • Серии почтовых марок
  • 10 лет РККА (1928): Краснофлотец с крейсера «Аврора»
  • 20 лет РККА (1938): Краснофлотец с линкора «Марат»
  • 30 лет Советской Армии (1948)
  • 40 лет Советских Вооружённых Сил (1958)

Галерея

  • Выдача водки матросам на крейсере «Россия» Русского Императорского Флота.
  • Офицеры и матросы с броненосца «Князь Потёмкин», видны бескозырки.
  • Революционные матросы, в бескозырках, с флагом «Смерть Буржуям»
  • Мятежный матрос, в бескозырке с георгиевской лентой. Плакат фильма Броненосец Потёмкин.
  • Советские морские гвардейцы на параде Победы, 1945 год.
  • Советские матросы, в бескозырках, 1982 год.
  • Норвежский матрос, в бескозырке
  • Французский матрос, в бескозырке, с фрегата «Жан Бар» (Jean Bart (D615), 14 июля 2008 г..)
  • Литовские матросы, в бескозырках.
  • Китайские бескозырки.
  • Польские бескозырки.
  • Американская бескозырка.

бескозырка, бескозырка 1812, бескозырка американская, бескозырка белая, бескозырка белая минус, бескозырка белая песня, бескозырка белая слова, бескозырка грозный, бескозырка фото

Бескозырка Информацию О

Бескозырка

Бескозырка
Бескозырка Вы просматриваете субъект
Бескозырка что, Бескозырка кто, Бескозырка описание

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com»>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-31077.html

Бескозырка

Длительный путь изменений прошел во флоте головной убор, пока, наконец, не появилась бескозырка.

Первым головным убором русского матроса была мягкая валяная шляпа с полями, которая была введена на флоте в начале восемнадцатого века. Шляпа была проста и удобна и почти не отличалась от тех, которые крестьяне носили в деревнях. Шляпы продержались на флоте свыше 150 лет, претерпев за это время ряд изменений. 

В самом конце девятнадцатого века Павел I ввел на флоте гренадерские шляпы. Они достигали 30 сантиметров в высоту и были очень неудобны. В начале девятнадцатого века введен еще один, не менее неудобный головной убор — кивер, который представлял собой как бы небольшое ведро, расширяющееся ко дну. Можно себе представить, как гренадерки и кивера мешали в бою, стесняя движения матросов.

Совет

Передовые представители армии и флота, и в первую очередь Суворов и Ушаков, прекрасно понимали вред этих плодов преклонения перед иностранщиной. Они всю жизнь боролись против прусачества.

В начале девятнадцатого века появилась фуражка. В войсковых соединениях были специальные люди — фуражиры, в обязанность которых входила заготовка продовольствия, фуража для кавалерийских частей. Фуражные шапки, которые они носили, представляли собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам, и напоминали современные пилотки.

Со временем фуражная шапка изменила покрой и приняла все элементы современной фуражки-бескозырки, то есть околыш и тулью. В ноябре 1811 года она введена как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота.

Обычай у моряков всех стран носить на матросских фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков Средиземного мор , которые в старину, отправляясь в плавание на своих утлых парусных суденышках, обычно получали от матерей, жен или близких ленты с вышитыми словами молитв, заклинаний, сердечных напоминаний.

Моряк подвязывал свои длинные волосы подаренной лентой в суеверном убеждении, что незримые силы будут охранять его в море. Иногда на ленте рисовали краской надпись, определявшую характер ее владельца: «не тронь меня», «храбрейший», «морской бродяга» и прочие.

Существует даже легенда, что однажды такая лента спасла одного молодого человека, благословленного своей возлюбленной на дальний морской поход, тогда как другие моряки этого судна погибли.

В военных флотах на матросских шляпах лент не было вплоть до 1806 года. Есть легенда, что когда при осаде англичанами голландской крепости Кюрасао матросы капитана Брисбена повязали на шляпы ленты с надписью золотом: «неустрашимые» и бросились в атаку.

Справедливости ради надо сказать, что «неустрашимые» англичане весьма быстро отступили в страхе перед орудиями голландцев, однако пример был подан, и вскоре у моряков всех кораблей были повязаны ленты с более или менее вызывающими названиями.

Этот обычай носить ленты впоследствии широко распространился на всех флотах мира.

Лента на фуражке оправдывала себя, и практически. С ее помощью можно было сохранить фуражку при сильном ветре, завязывая концы ленты под подбородком. Найденная на воде фуражка, говорила о гибели моряка с корабля, имя которого было на ленте.

Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году.

До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном .

В ноябре 1872 года приказом генерал-адмирала определяется тип головного убора для матросов со специальной ленточкой с номером экипажа. В этом же приказе определены длина и ширина ленточек, форма букв и якорей.  

Обратите внимание

19 августа 1874 года определена новая форма бескозырки черного цвета с белыми шерстяными выпушками по тулье и краям. На ленточке приказано было писать название корабля, соединения или номер флотского экипажа, специально определенным шрифтом. Длина ленточки определена в 140 сантиметров.  

С 8 (20 июля) 1878 года матросы Гвардейского экипажа, 12-ого экипажа Балтийского флота (здесь комплектовался первый гвардейский корабль России «Азов»), всех экипажей Черноморского флота с 29 по 45 номера («за оборону Севастополя с сентября 1854 года по 27 августа 1855 года»), а также кораблей, которые формировались матросами всех этих экипажей получили право ношения георгиевских черно-оранжевых ленточек. Цвета георгиевских ленточек были определены указанием императрицы еще от 1769 года, как цвета гвардии «оранжевый цвет пламени, а черный цвет порохового дыма».   

Матросы всегда гордились кораблями на которых служили и надписи на ленточках, как бы символизировали причастность к военно-морскому братству и к самой элитной касте флота плавсоставу.

После Октябрьской революции в 1921 году произошло некоторое изменение флотской формы одежды. Претерпела изменения флотская бескозырка. Стала меньше тулья, исчезла белые выпушки (которые связывали с монархическими атрибутами), укоротилась длина ленточек и было отменено ношение георгиевских ленточек.

На ленточках стали исчезать названия кораблей и появились названия флотов. В 1923 году был введен единый кубический шрифт надписей на ленточках, который существует до сегодняшнего дня.

Однако на линейных кораблях, крейсерах и эскадренных миноносцах матросы с гордостью продолжали носить названия своих кораблей.  

Во время Великой Отечественной войны получили новую жизнь георгиевские ленты, ставшие называться гвардейскими.

Гвардейские флаги и ленточки получили за мужество и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками 16 подводных лодок, 18 надводных кораблей, 11 дивизионов и бригад кораблей и подводных лодок, 7 бригад, полков, артиллерийских дивизионов и дивизионов ПВО, 22 авиационных полка, 2 авиационные дивизии, 8 бригад морской пехоты.

После Великой Отечественной войны названия кораблей исчезли полностью с военно-морских ленточек и их заменили безликие «СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ», «ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ» и т.д., а то и просто «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ». Сохранили лишь свою специфику ленточки курсантов военно-морских училищ. «ВВМУ ИМ. ФРУНЗЕ», «ВВМУС ИМ. ПОПОВА». «ВМИУ ИМ. ДЗЕРЖИНСКОГО» и т.д

Важно

К этому времени наверно и следует относить первое появление большого количества флотских значков определявших названия военных кораблей.

Стремясь, каким-либо образом выделиться из безликой массы всех моряков на форменках матросов и тужурках офицеров, мичманов и матросов появились значки с изображением военно-морского флага и гордыми надписями «ГРОЗНЫЙ», «СВИРЕПЫЙ», «АЗОВ» и т.д. Начальство боролось с этими, как тогда назывались неуставными значками.

Коменданты различных гарнизонов срывали их с груди арестованных матросов, а политработники вели негласную борьбу под видом сохранение военной тайны принадлежности к кораблю. И, тем не менее, традиция появилась и жила.  

Появились так называемые «дэмэбовские» ленточки с надписями корабля славянской вязью и золотыми полосками на концах по количеству отслуженных лет или пройденных боевых служб.

Ленточки заказывались нелегально, как правило, в похоронных бюро. Командованием ставились задачи офицерам кораблей по изъятию этих ленточек.

Ленточки изымались, выбрасывались, но матросы продолжали их изготовлять и одевать их на увольнение в запас.

Так продолжилась старая традиция, несмотря на все усилия командования.

Новые времена несколько ослабили прежнее отношение к «неуставным» ленточкам и сами командиры кораблей стали нелегальным порядком изготовлять матросские ленточки с названиями своих кораблей. Появились ленточки с надписями «БЕСПОКОЙНЫЙ», «ПЕТР ВЕЛИКИЙ», «МОСКВА» и т.д.

На день ВМФ многие одевают на голову матросские бескозырки, символизирующие их причастность к флоту, кораблям и плавсоставу. Они гордились и гордятся своими кораблями, своей службой и хранят как память для детей и внуков свои бескозырки с ленточками.

источник

Источник: https://lukutaidoton.livejournal.com/21702.html

Морская форма одежды ВМФ России для моряков и подводников старого и нового образца, для матросов и офицеров, повседневная, дембельская и парадная

26.11.2018

Форма военнослужащих ВМФ России имеет свою достаточно длинную историю. На протяжении десятилетий она претерпевала немало изменений. В статье мы рассмотрим краткую историю формы, различные ее варианты и принципы ношения.

История флотского платья

История формы ВМФ берет свое начало со времен Петра Великого. По приказу могучего управленца-императора в 1696 году Боярской думой было принято решение о создании первого в Российском государстве военно-морского флота. 30 октября традиционно считается днем основания Российского флота.

С его созданием Петр I ввел для матроса и представителя нижних чинов униформу, созданную из предметов морской одежды голландских служащих флота, а именно серой или зеленой куртки, изготовленной из грубой шерсти, коротких зеленых штанов, чулок и шляпы с широкими полями. Обувью для служащих флота служили кожаные туфли. Этот комплект заменялся также повседневным рабочим костюмом. Он включал в себя просторную рубаху, парусиновые штаны, треуголку и камзол. В него были облачены матросы во время средиземноморского похода Ушакова.

Рабочая роба, включавшая в себя комплект из серых парусиновых брюк и рубахи, надевался при любых корабельных работах, поверх ее надевалась форменная белая рубаха с лазурным воротничком. Такой костюм был утвержден как форма для лиц рядового состава летом 1874 года.

О тканях формы вмф

Вплоть до 80-х годов XX столетия военная повседневная рабочая форма для военнослужащих ВМФ России шилась из облегченной парусины, легко поддававшейся очистке от самых трудно выводимых пятен. Черноморский флот был облачен в белые рабочие одежды, остальные – чаще всего в голубые.

Немного позже расцветка формы изменилась на синий/темно-синий, а материалом стала преимущественно хлопчатобумажная ткань. Новая форма шьется в самых разных ателье, с использованием всяческих и не всегда добротных материй.

Читайте также:  Вязание женского джемпера спицами: мохеровый, молодежный с узором «коса» (схемы и описание)

Новая (утвержденная на настоящий момент) форменная одежда может быть любых расцветок в диапазоне от оттенков чёрной и синего.

Матросская повседневная форма

Что же представляет собой самый обычный флотский костюм нового образца на 2018 год? Флотский костюм, или выражаясь жаргоном военнослужащих ВМФ, рабочее платье (также матросская роба) – форма рабочей спецодежды для матросов, курсантов военно-морских училищ, а также старшин ВМФ России. Костюм моряка состоит из следующих предметов одежды:

  • Рубаха.
  • Брюки.
  • Матросский воротник.
  • Обувь.
  • Головной убор.

Рубаха моряка

Рубаха, носящаяся, как правило, со специальным пристежным воротничком, выкроена по образцу классической рубахи матроса. Спинка ее и цельный перед — без швов, с широким отложным воротником. Впереди расположен накладной карман, с изнаночной стороны — внутренний карман .

Имеется разрез, который застегивается на пуговицу. Рукава рубахи прямые, втачные; простые погончики, соответствующие званию. Обязательным элементом матросской одежды является белая бирка с несмывающимся боевым номером. Носится такая рубаха навыпуск, а во время службы на вахте должна заправляться в штаны.

В холод поверх комплекта надевается шинель, бушлат либо пальто.

Брюки моряка

Рабочие брюки матроса шьются из темно-синей хлопчатобумажной материи. Имеют боковые карманы, застежки, находящиеся на гульфике, а также пояс со специальными петлями (шлевками) под ремень. Изготавливается ремень преимущественно из свиной кожи, на его бляхе – эмблема ВМФ России. На пряжке образца, существовавшего в СССР, изображался якорь со звездой.

Воротник матроса

Изготавливается воротник также из хлопчатобумажного материала, надевается поверх рубахи, имеет подкладку и три белых полосы, символизирующих победы ВМФ в таких сражениях, как чесменское, гангутское и синопское. Парадная военно-морская одежда также содержит в комплекте матросский воротник.

Головной убор моряка

Головных уборов в форменных комплектах ВМФ существует несколько. Один из них – бескозырная фуражка, к которой крепится лента с названием корабля либо с надписью «Военно-морской флот». Лента надевается на околыш. Он, как и донышко со стенками, выполнен из шерсти.

На тулье головного убора расположена кокарда, представляющая собой золотистый якорь. В СССР кокарда имела форму так называемого «краба» — красной звезды в обрамлении листьев золотистого цвета. Летняя фуражка пошита из белой ткани (идет в комплекте со сменным чехлом).

Зимним головным убором служит черная меховая шапка-ушанка.

В 2014 году в планах было ввести шерстяную шапку взамен шапки-ушанки для работ на открытом воздухе. Также в 2014 велись и другие разработки формы нового образца, однако некоторые нововведения не прижились.

Кроме того, комплект повседневной формы включает в себя берет.

Совет

Имеется в наборе головных уборов и пилотка. На лицевой стороне пилотки расположена золотистая кокарда в виде якоря. В форме ВМФ советских времен пилотка предназначалась для экипажей подводных судов. Имела черную расцветку и различалась по типу — для рядовых и для офицеров.

Относительно недавно пилотка принята как часть обмундирования ношения всего состава ВМФ. Полукруглый ее фасон был заменен на прямоугольный.

Также пилотка получила белые выпушки, которые ранее предназначались только для головных уборов мичманов и офицеров, а также кокарду взамен звезды.

Обувь

К вышеописанному костюму прилагаются ботинки, сшитые из юфти, на толстой подошве, именуемые на флотском жаргоне «прогарами» или «гадами».

Не так давно ботинки шились со шнурками, но сейчас, в 2018 году, имеют и резиновые вставки (введены они были в 2014 году). На территориях, где царит суровый климат, военнослужащие носят яловые сапоги.

Тропическая форма предусматривает ношение сандалий.

Также в полном комплекте повседневной формы имеется тельняшка полосатая, перчатки и шапка-ушанка.

Повседневная форма одежды офицеров и мичманов

Военная повседневная форма, предназначенная для офицеров и мичманов, включает в себя: черную или белую шерстяную фуражку, тужурку из того же материала, черное пальто, кремовую рубашку, черный же галстук с золотого цвета закрепкой, кашне, черные брюки, поясной ремень, перчатки и полусапоги, полуботинки или ботинки в качестве обуви. Также позволено включать в повседневный комплект черную пилотку, шерстяной свитер той же расцветки, демисезонную куртку или плащ и китель из синей шерсти.

Представляет собой комплект из пилотки, пошитой из черной шерсти, черной же шерстяной юбки, кремового цвета блузки, традиционного галстука с золотой закрепкой и поясного ремня, черных туфель (или же ботинок) и телесных колготок. Также в комплекте присутствует жакет.

Зимняя повседневная форма предполагает ношение каракулевого черного берета, пальто из шерсти, юбки, блузки, ремня, галстука и колгот из вышеописанного летнего комплекта, черного кашне и перчаток. Обувью служат сапоги или ботинки. Жакет также присутствует в зимнем варианте формы. Разрешено ношение свитера, демисезонного плаща, пилотки и шапки-ушанки.

Стоит отметить, что некоторые элементы, существующие в комплекте формы сейчас, были введены в 2014.

Теперь, рассмотрев повседневное флотское одеяние, перейдем к другим различным видам морской формы. Их существует несколько видов, среди которых такие, как:

  • Парадная.
  • Офисная.
  • Дембельская.

Также еще со времен СССР существует разделение на зимнюю и летнюю формы.

Видео: обзор офисной формы офицеров ВМФ нового образца

Парадная форма для офицеров и мичманов ВМФ

Существует несколько типов парадной формы для разных погодных/климатических условий. Головным убором в комплекте парадного образца служит белая/черная фуражка (летняя либо зимняя/шерстяная) или же шапка-ушанка, пошитая из черного меха (полковники, высшие офицеры и капитаны первого ранга носят каракулевую шапку с козырьком).

Обязательным элементом любого типа парадной формы офицера и мичмана является черный галстук, с золотистой закрепкой. Также в комплекте имеется шерстяная тужурка: черная (парадная) либо белая (летняя). Черные шерстяные брюки, белая рубашка и золотистый пояс – основа любой парадной формы.

Обувь – черные или белые ботинки/сапоги либо полуботинки/полусапоги. Также может присутствовать белое кашне или съемный воротник (в зависимости от погодных условий).

В качестве верхней одежды – черное пальто из шерстяной ткани. На нем носятся нашивные погоны, так же как и на тужурках. На рубашках – съемные. Зимняя парадная форма предусматривает теплые черные перчатки.

Также разрешается ношение демисезонных плаща или куртки, белых перчаток.

Парадная форма для старшин и матросов ВМС

Обязательными предметами одежды является полосатая тельняшка (форма контрактника предусматривает ношение кремовой рубашки с галстуком), шерстяные черные брюки и черный же поясной ремень. Головным убором может служить белая (летняя) фуражка-бескозырка или же черная шерстяная, или же меховая шапка-ушанка (зимний вариант).

Для контрактника также предназначена белая либо черная фуражка. Имеется также белая форменка (для контрактника – тужурка из черной шерсти), или же синяя фланелевка. В составе формы имеется шерстяное черное пальто (на которых также носятся погончики, равно как и на тужурках, бушлатах, фланелевках и форменках), кашне и перчатки. Также разрешено ношение бушлата.

Обувь – ботинки/полуботинки, полусапоги.

Женская парадная форма ВМФ

Такой комплект по своему составу почти полностью повторяет повседневный, за исключением того, что жакет парадный, пояс также парадный, золотистый, а в зимняя версия имеет в комплекте белое кашне.

Далее рассмотрим офисную форму ВМФ. На 2018 год офисная форма представляет собой комплект из:

  • Синей или черной фуражки либо повседневной кепки тех же цветов.
  • Костюма, состоящего из брюк и куртки с длинными (короткими) рукавами.
  • Тельняшки или белой/синей футболки.
  • Также офисная форма ВМФ содержит в своем комплекте и белую фуражку.

Видео: день ВМФ и парадная форма

Дембельская форма ВМФ

Дембельская морская форма – совершенно особенная «неформальная» форма для служащего. Это не просто комплект одежды – а проявление фантазии и гордости солдата. Оформляется такой комплект по личным предпочтениям служащего. Традиция изготавливать форму специально для увольнения в запас пришла к нам еще из СССР.

Дембельскую форму также можно разделить на несколько типов:

Украшенную дембельскую форму в свою очередь можно неофициально разделить на:

  • Умеренно украшенную.
  • Средне украшенную.
  • Богато украшенную.

Соответственно, имеет смысл более подробно рассмотреть строгую (уставную) дембельскую форму, ввиду вольности составления комплекта украшенной формы. Она, чаще всего, состоит из ушитого кителя, с пришитыми эмблемами родовых войск, золотыми пуговицами, наградами и значками, аксельбанта и традиционной обуви, пояса и фуражки (берета).

Видео о форме ВМФ

Источник: https://MilitaryArms.ru/obmundirovanie/voennaya-forma/vmf/

Почему моряки носят бескозырки?КГБ — Информ | КГБ — Информ

Всем привычен образ бравого моряка, который носит тельняшку и бескозырку. Однако почему матросский головной убор выглядит именно так? Многие люди задаются этим вопросом, ведь армейские и прочие головные уборы существенно отличаются от морских. Чтобы разобраться в этом вопросе, стоит обратить внимание на историю.

Флотские головные уборы прошли через длительную эволюцию, прежде чем предстали перед нами в своем современном виде. Изначально они выглядели совершенно иначе, и уже затем были адаптированы под потребности моряков. Обо всех этих аспектах стоит поговорить подробнее.

Головной убор моряка в историческом прошлом

Кивер моряка

Изначально русские моряки пользовались шляпами с полями, которые делались из валяного материала. Их ввели как часть морской формы в 18 веке. Это была довольно практичная вещь, которая хорошо защищала от капризов природы, многие крестьяне тоже успешно пользовались такими головными уборами.

Эти изделия оставались актуальными на протяжении порядка 150 лет, их отменили только в 19 веке. За период их присутствия в форме они несколько раз менялись внешне, но только в деталях. Шляпы были не самым практичным решением, широкие полы спасали от дождя и солнца, но мешали на ветру, при передвижении в трюме, работе со снастями и парусами.

Необходимо было искать более практичный вариант.

Гренадерская шляпа

Под конец же 19 века на смену этим вещам пришли гренадерские шляпы. Их ввел Павел I, а матросы сразу же отметили их неудобство. Ведь высота такого головного убора достигала 30 см, он был тяжелым, обладал неудобной формой.

Введенный в том же 19 веке кивер тоже не отличался удобством, он имел форму ведра. Такие вещи хоть и смотрелись броско, но препятствовали выполнению матросами их прямых обязанностей, были одинаково неудобны как в повседневной морской рутине, так и в бою.

Но императорский взгляд на внешний вид моряка – это одно.

А что касается настоящих флотских предводителей, адмиралов – они видели весь вред от этих нововведений. Ушаков, Суворов – оба флотоводца указывали на вред от подобной формы, которая появилась в рамках подражания европейским веяниям. Подобные вещи культивировались в Прусской армии.

Фуражка царских времен

Фуражка как головной убор появилась в начале 19 века, в среде армейских фуражиров. Эти люди были ответственны за корм для лошадей, продовольствие для армейских частей.

Они носили так называемые фуражные шапки в виде колпака из сукна, который перегибался пополам и чем-то напоминал пилотку в современных войсках. Однако с течением времени покрой и этой вещи стал меняться, ее начали активно приспосабливать под существующие реалии и делать максимально удобной для человека.

На фуражке появилась тулья, околыш, и затем, в 1811 году, ее ввели во все армейские и флотские части в качестве будничного головного убора.

Лента на морских бескозырках

Лента бескозырки

Далее на морских фуражках появилась лента – эта традиция повелась от средиземноморских рыбаков, которым жены и близкие давали с собой перед выходом в море ленты, на которых вышивались молитвы, пожелания. Считалось, что такие вещи играют роль оберега.

Ленты на головных уборах в рамках российского флота начали появляться в 1857 году и позднее, у англичан они появились ранее, в 1806 году, и возможно, что обычай был скопирован именно от них.

Обратите внимание

Изначально это была неформальная часть флотского костюма, однако лента играла значительную практическую роль.

При ветре можно было привязать ею фуражку, чтобы головной убор не сдуло. Ленты начали использовать еще на шляпах, затем они перекочевали и на фуражки, откуда перешли на бескозырки как практически важный элемент.

Первые бескозырки в их привычном виде

Первая бескозырка

Бескозырка в ее более или менее привычном виде появилась в 1874 году. Она была черного цвета, имела шерстяные выпушки белого цвета по краю, тульям, на ней имелись ленты с названием корабля, на котором служит моряк. Также могло указываться соединение, номер экипажа. Длина ленты составляла 140 см, для внесения на нее сведений использовали особый шрифт.

Следующее изменение внешнего вида бескозырок произошло уже после революции, оно датируется 1921 годом. На тот момент тулью уменьшили, ленточки укоротили, от выпушки отказались. Вносить на головные уборы названия кораблей перестали, их заменили наименованием флота. А на 1923 год ввели новый кубический шрифт, единый для всех ленточек, который используется по сей день.

Интересный факт: дважды в истории на бескозырках начинали фигурировать Георгиевские ленты. Впервые ими награждались моряки в 1878 году, и затем эту награду вновь стали выдавать во времена Второй мировой войны.

Названия кораблей на ленточках

Лента с названием корабля

Читайте также:  Как выбрать комбинезон: для новорожденного, на зиму и другое время

Несмотря на то, что названия кораблей на лентах бескозырки должны были исчезнуть с 1874 года, моряки всячески стремились сохранить эту традицию. На какой-то период имена кораблей перекочевали на значки, которые так и не стали уставной частью формы.

В дальнейшем ленты с названием корабля заказывались или изготавливались перед демобилизацией, моряки всеми силами стремились подчеркнуть свою гордость тем кораблем, на котором проходила их служба, несмотря на все настояния начальства.

Сегодня к названию корабля на ленте фуражки относятся спокойно, даже многие командиры поддерживают такую тенденцию и заказывают для себя подобные изделия.

Бескозырка в современных морских традициях

Сегодня бескозырку считают одним из важных элементов флотской формы, она является уставным головным убором. Ее сохраняют после службы на флоте, надевают на праздники, посвященные ВМФ. Это предмет гордости моряков. Тем более, что это изобретение, которое зародилось в российском флоте, нашло признание и в других странах мира.

Таким образом, моряки носят бескозырки, так как этот головной убор стал традиционным для российского флота. Бескозырка удобнее всех прочих решений, она не сдувается ветром, так как не имеет козырька. Традиция ее ношения сохранилась по сей день.

Источник:https://www.voprosy-kak-i-pochemu.ru/pochemu-moryaki-nosyat-beskozyrki/

Источник: http://www.kgb-inform.com/2018/10/24/pochemu-moryaki-nosyat-beskozyrki/

История бескозырки

В наших кубриках с честью, в почетеДве заветные вещи лежат:Это спутники наши на флоте -Бескозырка да верный бушлат.Если надо в атаку, ребята,Если сердце горит, как в огне, -К моему дорогому бушлату

Бескозырку подайте вы мне!

Н. Верховский

   С петровских времен до наших дней головные уборы на флоте  видоизменялись неоднократно.

До XVIII столетия матросы имели шляпы в форме усеченного конуса из поярка с загнутыми вверх кругом всей шляпы полями.

   Головной убор — фуражка — впервые появился в русской армии в 1797 г. В XVIII и в начале XIX в.

войсковые соединения выделяли в военное время особых людей — фуражиров — для заготовки продовольствия, фуража, топлива и строительных материалов для кавалерийских и артиллерийских частей. Выполнять эти обязанности в шляпах было крайне неудобно.

Тогда и появились впервые выдаваемые фуражирам так называемые фуражные шапки, представлявшие собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам.

В таком виде фуражная шапка напоминала современную пилотку. Фуражная шапка (фуражирка, фуражечная шапка), изменившая свой покрой и принявшая все элементы современной фуражки-бескозырки, то есть околыш и тулью, введена в ноябре 1811 г.

как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота (при этом сохранились кивера и каски, а у офицеров шляпы). Это были темно-зеленые фуражки-бескозырки с тремя белыми кантами: одним по верху и двумя по краям околыша. В 1834 г.

на околышах нижних чинов на больших портовых, или так называемых ластовых, судов и рабочих экипажей наносились номера экипажей или заглавные буквы части и команды. Буквы были просеченные, с подкладкой желтого цвета. Только через 10 лет, в 1844 г.

, на околышах фуражек нижних чинов всего Военно-Морского Флота России появились надписи номеров рот.

Важно

    Кроме бескозырок, в 1855 г. были введены для парадной формы фуражки с козырьками, на околышах которых крепились гербы или кокарды. Через два года, в 1857 г., матросская фуражка уступает место черной клеенчатой широкополой шляпе с впервые надетой по околышу лентой.

     Шляпы имели небольшие наушники и тесьму для завязывания под подбородком.

Обычай у моряков всех стран носить на матросских фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков Средиземного моря, которые в старину, отправляясь в плавание на своих утлых парусных суденышках, обычно получали от матерей, жен, близких ленты с вышитыми словами молитвы, заклинаний, сердечных напоминаний.

Моряк подвязывал свои длинные волосы подаренной лентой в суеверном убеждении, что любящая рука матери или невесты, вышивавшая спасительную молитву, незримо оградит его от всяких бедствий на море.

Иногда на ленте рисовалась краской надпись с именем любимой или со словами, определявшими характер ее владельца: Не тронь меня, Храбрейший, Морской бродяга и т. п. В 1872 г. ленты появились на фуражках. До этого времени на околышах матросских фуражек, как уже говорилось выше, ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном.

    Таким образом, с 1852 по 1872 г. нижние чины морского флота носили фуражку-бескозырку без ленты, а при парадной форме — круглую лакированную шляпу с лентой, которая впоследствии перешла и на бескозырку. В ноябре 1872 г. специальным приказом генерал-адмирала («начальника всего флота и Морского ведомства») уже точно определился тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах.

19 августа 1874 г. приказом генерал-адмирала была объявлена новая форма одежды. С тех пор и уже на долгое время были установлены фуражки-бескозырки черного цвета с белой шерстяной выпушкой (кантом), черными лентами и названием корабля или номера экипажа на нем, а также с кокардой, укреплявшейся на тулье. Тогда же были утверждены продолговатый шрифт надписей на ленте и ее длина — 40 см.

   С 8 июля 1878 г. матросы Гвардейского флотского экипажа и матросы кораблей, комплектовавшихся личным составом этого экипажа, стали носить на фуражках-бескозырках черно-оранжевые Георгиевские ленты с надписью «Гвардейский экипаж».

В ознаменование достославного участия черноморских экипажей в обороне Севастополя морским чинам этих экипажей также были пожалованы Георгиевские ленты.

Совет

Существует мнение, что черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты повторяют бывшие династические цвета. Это неверно.

   Исторические геральдические цвета русской монархии — золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых цветов Георгиевской ленты существует определенное указание 1769 г., что цвета даны чисто «военные»: оранжевый — цвет пламени, черный — цвет пушечного и ружейного порохового дыма.

    (А вот такие – с якорем вместо кокарды – появились при временном правительстве)

    После Октябрьского переворота форма моряков Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ) оставалось без изменений. В 1921 г. был утвержден образец обмундирования для военных моряков: для командного состава — фуражка и зимняя шапка, пальто (с 1925 г. — шинель) цвета маренго, черная тужурка и брюки, темно-синий и белый китель для краснофлотцев — фуражка-бескозырка, пальто (с 1925 г.

— шинель) цвета маренго, черный бушлат, темно-синяя фланелевая и белая рубахи с синим воротником, тельняшка, черные брюки и рабочая одежда из серой парусины. Бескозырка подверглась лишь небольшим изменениям — стали несколько уже околыш и канты, уменьшена длина ленты, а вместо названия корабля на лентах появилось название флота. В 1923 г.

для краснофлотских лент был утвержден единый кубический шрифт, существующий и до сих пор. Лента служила (да и теперь служит) для обвязывания под подбородком вокруг шеи, чтобы бескозырку не сдуло ветром. Особой лентой на фуражках матросов военно-морского флота является лента Гвардейских кораблей, утвержденная вместе с Гвардейским знаком в 1943 г.

Эта лента имеет расцветку ленты ордена Славы из чередующихся традиционных полос оранжевого и черного цветов.

   В Рабоче-Крестьянском Красном Флоте в 1923 г. была введена черная, без белых кантов, мягкая краснофлотская фуражка с лентой и металлической эмблемой. Знак-эмблема у краснофлотцев в 1924 г. заменен общевойсковой красной эмалированной звездочкой. В 1933 г. мягкий образец фуражки заменен твердым, с проволочным каркасом в полях.

   В 1939 г. краснофлотская фуражка-бескозырка вместе с командирской фуражкой с козырьком получила по верху и низу тульи белые канты. С 1973 г. эмблема на бескозырке матросов и старшин срочной службы (так же как и на шапках-ушанках) представляет собой красную эмалированную звездочку, обрамленную золотыми металлическими листьями.

   Почти все элементы матросской формы — рубаха с отложным воротником, брюки особого покроя, некоторые виды тельняшек — были заимствованы в основном в Голландии, и лишь бескозырка представляет собой русский национальный головной убор. Ее внешний вид многие нашли красивым и привлекательным, он так импонировал иностранным морякам, что вскоре русская бескозырка завоевала признание во всех флотах мира.

Обратите внимание

   Тем, кто носит бескозырку, она напоминает о славном боевом прошлом нашего флота. Бескозырку носил легендарный разведчик, герой обороны Севастополя 1854—1855 гг. матрос Петр Кошка…

В годы Великой Отечественной войны советские моряки, сойдя с кораблей и став пехотинцами, бережно хранили бескозырки и в жаркий момент боя, пренебрегая опасностью, надевали их вместо касок.

Зажав в зубах ленточки, со связками гранат бросились под фашистские танки морские пехотинцы Иван Красносельский, Даниил Одинцов, Юрий Паршин и Василий Цибулько, последовав примеру политрука Николая Фильченкова…

   Что касается офицерской морской фуражки, то в дореволюционном флоте (наравне с общеармейской) она появляется в 1812 г. как фуражка темно-зеленого цвета с тремя белыми кантами и черным лакированной кожи козырьком. Изменив лишь свой цвет на черный в 1884 г.

, фуражка просуществовала до Февральской революции, когда в апреле 1917 г. была заменена мягкой, французского образца черной без кантов фуражкой с прямым козырьком, золотым шнурком, эмблемой и черной муаровой лентой по околышу. Последняя никогда до этого в русском флоте не носилась.

Возникла черная лента впервые у англичан, когда в Трафальгарском бою (1805) меткой французской пулей был убит на палубе своего флагманского корабля «Виктори» английский флотоводец вице-адмирал Г. Нельсон.

В знак траура британские офицеры повязали на тульях своих шляп креповые черные повязки, а матросы — черные шейные платки-галстуки, до сих пор сохраняемые в форме одежды английских матросов…

   В течение ста с лишним лет, с начала XVIII в., шляпа-треуголка была основным головным убором генеральского, адмиральского и офицерского состава русской армии и флота.

По числу галунов на шляпе, по отделке ее бортов кружевами различались ранги служебного старшинства (старшинство определялось в XVIII в.

, кроме шитья на треуголке, еще и количеством галунов по борту кафтана и камзола, а также по количеству пуговиц на обшлагах).

Важно

В XIX в. прежняя треуголка, изменив свой фасон, была (наряду с появившейся фуражкой) наиболее распространенным головным убором. С 1868 г. треугольные шляпы были исключены из табели формы одежды офицеров и генералов армии и были оставлены лишь для офицеров и адмиралов флота вплоть до 1917 г. Шляпа была принадлежностью парадной формы одежды.

    В начале XIX в. на флоте появился кивер как головной убор личного состава Гвардейского флотского экипажа, морских батальонов и военно-морских учебных заведений: Морского корпуса и Училища корабельной архитектуры.

Кивера изготовлялись из жестко выделанной кожи, иногда сукна, украшались спереди бляхой (эмблемой) или особым знаком, имели наверху украшение (называвшееся султаном, иногда помпоном). Над нижним краем кивера укреплялся чешуйчатый, из медных бляшек, подбородный ремень и кожаный черного цвета козырек.

Наиболее распространенной была форма усеченного конуса с широким основанием, носимым уширенной частью вверх (до 1840-х годов), а позднее, наоборот, уширенной частью книзу. Вес кивера в некоторых образцах достигал двух килограммов при общей высоте с султаном до 60—70 см. К 1820 г.

кивер был дан вообще всем флотским частям и носился как при парадной, так и при служебной форме одежды. Так, например, 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади как офицеры, так и матросы Гвардейского флотского экипажа были в киверах. Кивера были отменены в 1855 г.

   В 1910 г. во флоте для команд кораблей, находившихся на зимовках, были введены так называемые драгунского образца зимние шапки с овальным черного сукна донцем, обшитым белым кантом.

   Уместно вспомнить, что первый образец подобного зимнего головного убора использовался известным норвежским полярным исследователем Фритьофом Нансеном в его дрейфе во льдах Северного Ледовитого океана на судне «Фрам» в 1893—1896 гг. Иногда в литературе поэтому встречается название нансеновская шапка.

   Морские зимние шапки полагались лишь 1/3 команды корабля (на одну боевую смену) только при несении наружных вахт в холодное время года и в личную собственность матроса не поступали.

Совет

   В Рабоче-Крестьянском Красном Флоте теплые зимние шапки-ушанки черного сукна с черным же мехом введены для краснофлотцев в 1926 г. Верх шапки у рядового и старшинского состава сделан из черного сукна с ватной подкладкой, а у командного состава — теперь уже из кожи черного цвета.

    С 1973 г. меховые шапки капитанов 1-го ранга и адмиралов имеют кожаные козырьки, а у адмиралов — козырьки с шитым золотом орнаментом. На передней части околыша меховой шапки укреплена эмблема (с 1998 г. козырьки на зимних шапках отмнены).

______________________________________________________________________

   Моряки с латвийской ПЛ «Спидола» – 30-е года. Обратите внимание на гюйс – полосы три, НО! средняя – белая, по краям бордо – в цвет латвийского флага.

ссылка

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://7lostworlds.ru/comments/42644706930/page

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector