История моды. Белорусский народный костюм
Беларусь очень богата разнообразием национальных костюмов. Всего их насчитывается 22 варианта.
История каждого белорусского женского костюма зависит от регионов страны – Приднепровье, Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, Наддвинье и Панеманье.
В стародавние времена можно было без труда определить, из какой местности человек. Белорусские костюмы преимущественно отличались друг от друга цветовой гаммой, орнаментами и даже способами носки отдельных частей костюма.
Женские народные белорусские костюмы
Белорусский женский национальный костюм состоял из нескольких частей – передник, юбка (спадница), рубаха (кашуля), пояс, безрукавка и головной убор. Кашуля шилась изо льна, домотканого полотна.
Красной или красно-черной пряжей украшались рукава костюма. Спадница шилась также изо льна и, как правило, была украшена клетчатым или полосатым рисунком.
Передник или фартук всегда гармонировал по цвету и рисунку с рубахой.
Кстати, фартук был показателем не только домовитости, но и того, что девочка стала старше. Было принято, чтобы юная девушка сама сшила свой первый передник. Как только она его заканчивала, она могла быть принята компанией молодежи постарше.
Женские белорусские костюмы и платья были как повседневными, так и праздничными. Частью праздничного костюма была безрукавка или горсет. Она шилась только из фабричных тканей таких, как шелк, парча, бархат, и была богато украшена различными нашивками.
Пояс был как тканым, так и плетеным или вязаным. Он всегда украшался цветным орнаментом, чаще зелено-бело-красным.
Головной убор был неотъемлемой частью национального костюма. Замужние дамы никогда не показывались на люди с непокрытой головой. Одним из самых распространенных вариантов была намитка, которая напоминала повязку-рушник. Белорусская девушка или женщина всегда дополняла свой костюм бусами.
Стилизованный белорусский народный костюм
И по сей день во многих деревнях Беларуси можно встретить мастериц, которые умело вышивают всю ту неземную красоту, которой щедро украшены и нынешние костюмы и платья. Правда, эти узоры уже скорее стилизованные. В большинстве своем теперь используются не геометрические фигуры, а растительные мотивы, но принцип их расположения на наряде по-прежнему остался тем же.
Сегодня очень модно проводить различные торжества в определенной стилистике. Многие молодые пары организовывают свадьбу в белорусском стиле. И костюм невесты и жениха, конечно, является первым отличительным знаком на торжестве.
Стилизованный белорусский женский национальный костюм чаще всего отличается длиной юбки. Немаловажную роль играет обувь, модницы подбирают красивые сапожки или туфли, подходящие к костюму. И, как правило, в образе не используется традиционный головной убор. Предпочтение отдается красивой прическе.
Источник: http://womanadvice.ru/belorusskiy-narodnyy-kostyum
Источник
Традиционный белорусский костюм
По традиционному народному костюму прочитываются многие стороны жизни его носителей — этническая принадлежность, историческое влияние других народов, семейное и социальное положение. Цветовые предпочтения и особенности орнамента могут рассказать о точном месте изготовления одежды и возрасте ее носителей.
Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет — естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды.
Женский комплекс костюма состоял из рубахи с отложным или стоячим воротом, полосатой или клетчатой юбки, передника и безрукавки. Рубаха и передник украшались вышивкой и узорным тканьем по рукаву и подолу.
Замужние женщины прятали волосы под чепец, предварительно накручивая их на лубяной обруч, а поверх чепца навивали «наметку» — старинный головной убор в виде длинного льняного полотенца. В XIX веке наметки постепенно вытеснились фабричными головными платками.
Девушки заплетали косы, ходили с непокрытой головой или носили венки, оставляя непокрытой макушку На свадьбу невеста также надевала венок из бумажных цветов украшенный шелковыми лентами и шелковой тесьмой. Любимым украшением белорусок были стеклянные бусы и бисерные низки.
Белорусский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался белорусами в повседневном и праздничном обиходе.
Белорусский костюм, имея общие корни с украинским и русским национальными костюмами и формируясь на основе взаимовлияния литовской, польской, русской и украинской традиций, тем не менее отличается самобытностью и является самостоятельным явлением.
Кроме этого, он вбирал в себя тенденции интернационального городского костюма и таким образом вписывался в общеевропейский контекст.При изготовлении костюма использовались такие виды декоративно-прикладного творчества, как ткачество, плетение, ювелирное искусство, обработка кожи и другие.
История костюма
Формирование белорусского традиционного костюма и его особенностей началось во времена средневековья. К концу XIX — началу XX веков его облик устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности.
Одна из важнейших характеристик белорусского костюма — необыкновенная устойчивость традиции.
Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды, ёё форму, отдельные атрибуты костюма восходят ещё к языческой старине, в нём сохранились архаические черты, например, старинный орнамент и полосатый декор. Технологии изготовления тканей также сохранились с древнейших времён.Не смотря на устойчивость традиционного облика, костюм многовариантен в образном и композиционном проявлениях.
На территории Белоруссии исследователи выделяют более 30 разновидностей народного костюма, достаточно строго привязанных к определённой местности.
Мужской костюм
Белорус в национальном наряде
Повседневная одеждаМужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, наговиц (поясная одежда). Рубаха носилась навыпуск, подпоясывалась цветным поясом.Карманы отсутствовали, их заменяла кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к кожаному поясу.
Верхняя одежда
В качестве верхней одежды использовались кожухи из овчины, которые у зажиточных людей сверху обшивались дорогой тканью и украшались вышивкой и аппликациями. Очень богатые люди носили шубы из меха. Также существовала верхняя одежда из сукна, которая называлась по-разному: «епанча», «кирея», «бурка», «чуя».
Головные уборы
Существовало большое разнообразие мужских головных уборов: магерка из валяной шерсти, брыль из соломы, зимой — меховая шапка (аблавуха). Головные уборы также делали из домашней овчины коричневого, чёрного или серого цвета.
Обувь
Мужчины носили лапти в качестве повседневной одежды, кожаные постолы, по праздникам надевали сапоги.
Беднейшие слои крестьянства иногда носили лапти круглый год, утепляя их с помощью подкладывания соломы внутрь и обматывая ноги полотняными онучами.
Постолы изготавливались из куска кожи, края которой отлого изгибались и стянуты вверху лыком, бечевкой или ремешком.Очень редко на северо-западе Белоруссии крестьяне носили деревянную обувь.
Женский костюм
Белоруска в национальном наряде
Повседневная одеждаЖенский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом).
Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах.
Поясная одежда — разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также понёвы, фартуки. Юбки — красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами.
Фартуки украшались кружевами, складками, вышитым узором; безрукавки (гарсет) — вышивкой, кружевами, декоративными нашивками и аппликациями. Существовало большое количество различных вариантов юбок, которые отличались кроем и носили различные названия: андарак, саян, понёва, летник и другие.
Верхняя одежда
Женская верхняя одежда чаще и богаче, чем мужская украшалась вышивкой и аппликацией, но по виду и крою не очень сильно отличалась от мужской.
Головные уборы
Женские головные уборы имели важное социальное и обрядовое значение. По их виду можно было определить семейное положение, возраст женщины, её материальное положение. Головные уборы использовались в обрядах и ритуалах, например, на свадьбах девушке торжественно меняли девичий убор на женский.Коренные отличия существовали между женскими и девичьими головными уборами.
Девушки носили венки, узкие разноцветные ленты (скидочка, шлячок), а женщины прятали волосы под чепец, надевая сверху головной убор полотенчатого типа, например, намитку или платок.Существовало большое количество способов завязывания намиток. Свадебная намитка часто хранилась женщиной всю жизнь и надевалась на неё при похоронах.
Зажиточные женщины изготавливали свои намитки из дорогого тонкого полотна и украшали их кружевом, вышивкой золотыми и серебряными нитями, а женщины более бедного положения использовали более дешёвые ткани и более простые украшения, при этом разнообразие орнамента, как правило, сохранялось.
Также женщины использовали такие головные уборы, как платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.
Обувь
Женщины в крестьянских семьях чаще всего носили лапти. В холодную погоду носили постолы. Сапоги и женские башмаки (чаравики) в деревнях носились только по праздникам или в наиболее зажиточных семьях. Такую обувь чаще изготавливали специальные ремесленники на заказ.
Пояса
Пояс, который использовался в мужском костюме, изготавливался из дорогих шёлковых нитей с вплетением золотых и серебряных нитей.
Он нёс не только функциональную нагрузку, но также имел обрядовое, религиозное и социальное значение.
Его изготовлением занимались мастера ткачества, каждый пояс являлся практически произведением искусства и ценился во многих странах.
Ткани и материалы
В белорусском национальном костюме использовались только натуральные ткани, которые изготавливались в домашних условиях, в основном это были лён и шерсть, также применялась ткань из волокон конопли.
Для окраски пряжи использовались натуральные красители: настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды.Для изготовления верхней одежды применялись сукно и овчина.
Красные нитки для вышивки покупались, но после уже в домашних условиях докрашивались в коричневый и бордовый.
Оформление
Чаще всего одежда была белого цвета, в качестве украшения она оформлялась вышитым красным орнаментальным узором, который объединял весь образ в единую композицию. В орнаменте использовались геометрические узоры, позднее стали применяться также растительные узоры и их сочетание с геометрическими.
В обязательном порядке оформлялись орнаментом рукава, ворот, фартук и головные уборы.При изготовлении костюма использовались вышивка, браное, выборное, перевыборное, закладное, ремизное, переборное и узорное ткачество, кружево и аппликация.Для изготовления поясной одежды широко применялись полихромные суконные ткани.
На фартуки пришивали покупное или самодельное кружево.
Особенности кроя
В белорусском костюме использовалось три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой. Сорочки всех типов имели прямой разрез (пазуху) по центру, длина которого достигала 35-40 см.
В старину чаще всего сорочки кроили без швов на плечах, просто перегибая ткань, но к XIX веку такой покрой считался устаревшим и использовался только в обрядовой одежде. Крой стал поликовым, при котором переднее и заднее полотница соединялись с помощью прямоугольных вставок — поликов, вставок из того же самого материала.
Воротник присутствовал только в праздничной одежде крестьян, его высота была около 2-3 см. Среди мелкой шляхты был распространен отложной воротник. Стоячий воротник застегивался на пару пуговиц сбоку или спереди, отложной — на запонку (шпонку) или стягивался лентой или полоской цветной ткани.
При раскрое юбки из полотна делали два полотнища, а при шитье юбки из сукна использовали от трёх до шести продольных полотнищ, которые сшивались вместе и собирались в складки около пояса.
Источник
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://xvastunishka.us/blog/43595850960
Особенности национального Белорусского костюма
Большинство элементов национального белорусского костюма символичны. На TUT.BY и на Славянской Культуре обсуждаем особенности национального белорусского костюма.
Как на протяжении веков этот самый костюм развивался? Какие элементы одежды белорусов приходили и уходили со временем? Можно ли было назвать наших предков модными и стильными? В чем особенность орнамента на одежде, а в чем заключается символика цветов? Каким образом одежда оберегала наших предков от злых духов?
Об этом и не только в прямом эфире TUT.BY рассказала Мария Винникова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси.
На протяжении какого времени складывались национальные особенности белорусского костюма и в чем они заключались?
Женщины из д. Баранцы Жабинковского р-на в традиционных костюмах. Экспедиция 1998 года. Фото М. Винниковой.
Особенности костюма складывались на протяжении очень длительного времени. В нашем музее есть рисованные реконструкции женского костюма XII века. Там можно рассмотреть все компоненты, характерные для традиционного белорусского костюма конца ХIX – начала XX века. Прежде всего, это льняная сорочка.
Следующий компонент – юбка или, как ее еще называли, спадница – летняя, льняная юбка или андарак – зимняя, шерстяная юбка. Необходимым компонентом женского костюма был фартук.
С подросткового возраста девочки в обязательном порядке должны были его носить, поскольку фартук являлся дополнительным оберегом женского лона.
Фартук выполнял не только защитную функцию в повседневной жизни женщин. Он был обязателен и в праздничном костюме. Это такая часть одежды, которую девочки, впервые начиная ткать или вышивать, делали сами.
По тому, как был соткан или вышит фартук, можно было судить о художественных способностях и мастерстве девочки – будущей невесты, жены, хозяйки. Как только девочка надевала собственноручно изготовленный фартук, она уже считалась девушкой.
Ее могли приглашать в компании более взрослой молодежи.
Каким образом был восстановлен внешний вид костюма XII века?
Женщины из д. Баранцы Жабинковского р-на в традиционных костюмах. Экспедиция 1998 года. Фото М. Винниковой.
Он был восстановлен благодаря находкам археологов.
Естественно, с XII века тканей сохранилось очень мало – археологи находят лишь их фрагменты или отпечатки на различных предметах.
Но по расположению украшений, застежек, фрагментов пояса можно определить, что же было надето на человеке, и как этот костюм был украшен.
Насколько была практичной такая одежда в XII веке? Были ли, например, карманы?
Карманов не было. Но был своего рода подвесной карман, который крепился к поясу. Пояс был необходимым компонентом одежды того времени. В мужском костюме он сохранялся как обязательный элемент вплоть до середины ХХ века. В традиционной культуре белорусов пояс наделялся магическими защитными свойствами.
Кроме этого он выполнял знаковую, эстетическую и этическую функции. Без пояса было просто грешно выйти даже за порог дома. Мужчина мог выйти из дома босым, без головного убора, но без пояса – никогда. Имел этот элемент и практическое назначение.
Во-первых, он придерживал одежду, на которой не было застежек, или широкую рубаху. Во-вторых, к поясу подвязывались или за него затыкались необходимые в быту предметы – нож, табакерка с табаком, огниво. Если мужчина выходил в лес рубить дрова, то он затыкал за пояс топор.
Женщина подвешивала на пояс ключи от сундука, «цурку» – приспособление для вязания снопов и др.
Если говорить о тканях, то основным и традиционным материалом был лен. Ко льну в Беларуси было особое отношение.
Лен, в любом его виде, будь то растение, волокно, нить или полотно, люди называли божьей свечой. Причем поначалу я думала, что такое отношение ко льну – некая местная особенность.
Но в своих экспедициях я стала наблюдать, что практически по всей территории Беларуси лен называли именно божьей свечой.
Почему?
Вы, наверное, знаете выражение – «родиться в сорочке», которое означает, что человек с самых первых моментов своей жизни находится под опекой божьих сил. Видимо, белое льняное полотно ассоциировалось у людей с божьим светом и благодатью.
А так как льняные вещи сопровождали человека с самого рождения и до смерти, то лен выполнял еще и функцию оберега. Но сорочка оберегала не все тело человека. И там где она заканчивалась, надо было также сделать преграду.
Не только от холода или жары, но и от различной нечисти, которая могла проникнуть в душу человека. И именно в тех местах мы видим пояс и орнамент.
Возвращаясь к костюму XII века — думали ли люди того времени о моде?
Конечно, женщины думали о красоте и эстетике. Поэтому костюм традиционно украшался вышитым или тканым орнаментом. В каждой местности были свои особенности в орнаментации, которые мы называем региональными и локальными особенностями традиционного костюма и белорусского текстиля.
Но проследить истоки орнаментики невозможно. Мы лишь можем сказать, что наш геометрический орнамент зародился еще во времена неолита или даже раньше, потому что именно такой орнамент мы можем увидеть на керамической посуде тех времен. На тканях этот орнамент появился позже. Сам костюм постепенно менялся.
На этот процесс оказывали влияние как торговые и культурные связи с другими народами, так и развитие собственной экономики. А на протяжении двадцатого столетия уже можно проследить влияние моды на традиционный белорусский костюм.
Три года назад мы проводили выставку, которая так и называлась «Вясковыя “моды” дваццатага стагоддзя».
Повторюсь, все это говорит лишь о том, что костюм постепенно менялся. Он расцвечивался, в него начали включать элементы растительного орнамента. Но это нельзя назвать модой. Скорее, это были новые веяния, которые не могли пройти мимо наших деревень. Это было влияние города, городской культуры, которая популяризировалась и насаждалась в конце XIX — начале ХХ века.
Примером этого может служить парфюмерная фирма «Брокар и компания». На рекламных листовках ее продукции, обертках для мыла или иного парфюма печатались образцы-узорники для вышивки крестом. В то же время в свободной продаже появляется перкаль – белая хлопчатобумажная ткань, которая была доступна по цене и которую с удовольствием приобретали и сельские жители.
Из перкаля шили сорочки, фартуки, которые надо украсить. Нельзя же надеть просто белую сорочку – не традиционно и не красиво. И в обиход входит вышивка крестиком. Сначала вышитый орнамент был в красно-черном колорите, а растительные мотивы очень стилизованы. Затем постепенно вышивка расцвечивается, мотивы приобретают более натуральные формы.
А в середине ХХ столетия происходит всплеск полихромной вышивки гладью.
В наши дни в некоторых деревнях можно увидеть, что женщины по-прежнему много вышивают. И хотя в вышивке используются не традиционные геометрические, а стилизованные растительные мотивы, традиционное расположение их на предметах сохраняется.
Вернемся немного назад. Были ли в костюме элементы, которые со временем ушли?
Конечно. Ушел традиционный головной убор – наметка. Это очень древний головной убор, рушникового типа – длинный кусок полотна, шириной от 27-28 до 60-ти сантиметров и длиной от 2,5 до 4,5 метров. Наметки ткали из самых тонких и качественных льняных ниток. Иногда наметочное полотно было тонким до прозрачности, как марля.
Такое полотно крахмалили. Существовало множество способов завивания наметок, которые определялись местными традициями. Наметка являлась атрибутом замужней женщины. Когда женщина выходила замуж, из девичьей косы ей делали женскую прическу – волосы расчесывали и навивали на обруч, сделанный из пасма льна и обшитый полотном.
Сверху на эту прическу надевали чепец, который плотно стягивался шнурком по низу и фиксировал тем самым прическу. И только потом на чепец навивали наметку. А в некоторых местах кроме наметки, на чепец или под него, надевали специальный каркас для придания головному убору определенной формы.
На Туровщине и в Давид-Городке были удивительные головные уборы, в состав которых входил каркас с высоким рогоподобным гребнем спереди. Этот каркас покрывался чепцом с полихромной вышивкой, а поверх него очень красиво завивали прозрачную наметку-серпанку. В Беларуси эти головные уборы не сохранились.
Я нашла их в Санкт-Петербурге, в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера). Они были переданы туда в конце XIX века.
Некоторые из них хранятся в завитом состоянии, что дало возможность полностью реконструировать этот головной убор и воссоздать очень характерный локальный вариант белорусского народного костюма, который у нас был практически утрачен.
Если голову можно было банально платком укрыть от солнца или холода, то зачем было делать все это – надевать каркас, наматывать на него огромное полотно, и завязывать его самыми различными способами?
Способ завивания наметки. д. Пинковичи Пинского р-на Брестской обл. Реконструкция М. Винниковой по материалам РЭМ (г. Санкт-Петербург) и фото Д. Георгиевского.
Это было традицией. Головной убор с наметкой был характерен не только для белорусов, но и для русских, поляков, болгар, литовцев. И везде имел свои особенности.
Он был своего рода маркером – по способу завивания наметки, по характеристике самого полотна – насколько оно тонкое или грубоватое, насколько выбелено или не выбелено, по орнаменту на нем – можно было понять, откуда родом была та или иная женщина. Как в наше время – визитка или паспорт.
Поэтому многое и ушло от нас навсегда, так как наши полесские старушки хранили как сам головной убор, так и все остальное одеяние, — на смерть. «Смеротный узел» у них состоял из наметки и традиционного костюма.
Были ли нашим белорусским женщинам тех времен свойственны аксессуары? В женском костюме украшением служили бусы – патерки, различные ленты. Были и перстни, и сережки – заушницы, и медальоны. В мужском костюме украшением являлось то, что подвешивалось к поясу – сумочки для хранения денег, табакерки. Иногда такую сумочку – калиту – носили на ремешке, перекинутом через плечо.
Можно ли побольше узнать об обереге, как элементе национального костюма?
Как я уже говорила – льняная сорочка сама по себе уже являлась оберегом. Также оберегом был и орнамент, которым украшалась одежда. Важным оберегом считался рукотворный тканый или сплетенный пояс.
Наши предки прекрасно знали о существовании энергетической связи и очень четко использовали эту связь как в своей костюме, так и в самой жизни.
Как правильно называется ваш музей, где он находится и что из себя представляет? Музей древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы Национальной академии наук Беларуси. Находимся мы по адресу: Минск, улица Сурганова, дом 1, корпус 2. Сейчас наш музей находится в состоянии ремонта – ремонтируются фонды, и ждет обновления экспозиция. Поэтому на данный момент экскурсии мы не принимаем.
У вас очень ценные фонды. Тем более у вас же там шикарная коллекция иконописи. Не зря же к вам в свое время патриарх Алексий приезжал. У вас даже есть дарственная надпись в книге?
Да, это так.
В том числе у вас очень большая коллекция не только костюмов, но и предметов из различных регионов?
Кроме иконописи и костюмов в нашей экспозиции представлены археологические коллекции, предметы этнографии, изделия различных гончарных центров, художественные ткани, резьба по дереву, скульптура.
Вернемся к костюму… Сильно ли отличался повседневный костюм от праздничного?
Конечно. Не выйдет же женщина в тонкой до прозрачности серпанке доить корову? Ей будет просто неудобно.
Тот же головной убор с наметкой – в нем чувствуешь себя совершенно иным образом. Я проверила это на наших современницах. Когда на женщину надеваешь традиционный праздничный костюм и начинаешь завивать наметку, она прямо на глазах меняется – преображается. Меняется и ее поведение.
Возможно, это связано с какими-то внутренними ощущениями, которые дает традиционный костюм.
Бываете ли вы в экспедициях? Где сегодня, кроме музея, можно и возможно ли увидеть настоящий белорусский костюм? Остались ли какие-то белые пятна в исследовании белорусского костюма?
Любовь Никандровна Шлома, жительница д. Пинковичи, участница фольклорного ансамбля «Крыницы», примеряет наметку перед выступлением. 2010 год. Фото М. Винниковой. Начнем с белых пятен. Их достаточно много. Традиционный костюм – это не простой набор предметов одежды. В нем все подчинено друг другу и взаимосвязано. Не зря же сам костюм называется «строй».
И здесь недостаточно взять предметы одежды с одного места, чтобы они стилистически подходили один другому. Здесь также важно знать – как они носились. И самый трудный вопрос будет опять-таки связан с наметкой. В свое время не были зафиксированы способы ее завивания.
А сегодня нам приходится по крохам собирать нужный материал и восстанавливать подлинный образ головных уборов с наметкой.
Если говорить об экспедициях, то они бывают, но все реже и реже. В моей практике в 1991 году у нас была целая серия экспедиций по Полесью. Тогда и начались поиски информации о традиционных способах завивания наметок.
Мы расспрашивали пожилых женщин, которые еще помнили эти способы. Даже если они сами уже и не носили эти уборы, то возможно, в детстве видели, как их завивали их бабушки. Ведь детская память очень цепкая.
Она очень многое фиксирует, причем надолго.
Кроме того, на Полесье долго существовал обряд завивания наметок на свадьбах. Несмотря на то что традиционный костюм уже не носили, обряд завивания молодой на свадьбе в некоторых местах существовал до 1950-х годов. И те женщины, которые проводили этот обряд, многое могли припомнить. В дополнение ко всему этому мы пользуемся различными архивными материалами.
Я часто бываю в Российском этнографическом музее, где хранятся уже более ста лет «завязанные» наметки. Как сняли их женщины со своих голов, так они и пролежали уже более века на полочках в фондах музея. Сотрудники стараются их поменьше трогать, потому что, если нечаянно разовьешь, то, не зная способа завивания, восстановить головной убор будет трудно.
Но мне они разрешили, не развивая, внимательно изучить некоторые варианты убора. В результате был сделан ряд реконструкций.
А в книге “Традыцыйная мастацкая культура беларусаў: Брэсцкае Палессе”(Мінск: Вышэйшая школа, 2009) есть написанный мной раздел по костюму Западного Полесья, в котором как раз и даны некоторые реконструированные мною способы завивания наметок — своего рода практические советы, вплоть до графического изображения способов завивания.
Недавно меня пригласили в деревню Пинковичи Пинского р-на, чтобы научить завивать наметки женщин из местного фольклорного ансамбля «Крыницы». Способ завивания я реконструировала по материалам Российского этнографического музея и по фотографиям, сделанным в этой деревне Д. Георгиевским в 1937 году.
Я совместила эту поездку с экспедицией и побывала не только в Пинковичах, но и в других деревнях, где также нашла много интересного. Охотно ли женщины шли на контакт? Когда они видят искреннюю заинтересованность и что это не праздный интерес, то они очень охотно идут на контакт. Получается, что открытие белорусского костюма для вас еще не закончено?
До этого еще далеко…
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/russkii-narodnyi-kostyum/osobennosti-nacionalnogo-belorusskogo-kostyuma.html
Белорусский национальный костюм
Национальный костюм – это устоявшийся набор одежды, обуви и украшений. Он складывался не одно столетие, сильно зависел от климата и отображал традиции народа.
Природные условия влияли не только на набор одежды для костюма, но и на выбор тканей для них.
Так, например, белорусский национальный костюм, о котором мы поговорим в этой статье, шили из льняных, шерстяных и даже конопляных тканей, украшения делали из дерева, соломы и многого другого. Словом, из того, что было под рукой.
Немного истории
Считается, что первые сведения о нарядах белорусов сообщает Статут Великого княжества Литовского 1588 года. Описания и даже изображения национальной одежды тех времен можно найти в записках путешественников, проезжавших по землям Великого княжества Литовского.
Особенности
Что же такого особенного в белорусском национальном костюме? Чем отличается от ближайших соседей – русского, украинского, польского костюмов?
Цвета и оттенки
Главным цветом одежды белорусов был белый. Существует легенда, что именно за это они и получили свое название. Многие знаменитые люди замечали во время своих путешествий эту особенность. Так, этнограф XIX века Павел Шейн писал о белорусских землях в своих заметках: «…Где соберется люд, там стоит сплошная белая стена».
Ткани
Как мы говорили вначале, ткани делали на основе местного органического материала. В основном это были лен, шерсть, конопля и даже крапива. Привозили на белорусские земли и дорогие ткани, такие как шелк или бархат. Но для простых крестьян они были не доступны.
До конца XIX века в крестьянских хозяйствах ткани изготавливали самостоятельно. Также самостоятельно окрашивали их. Для этого использовали корни растений, ягоды, кору или почки деревьев и многое другое. Красили в основном ткани для юбок, штанов и безрукавок. Для других изделий ткани просто отбеливали.
Крой и декоративные швы
Рубаха — главный элемент национального костюма. Поначалу ее делали без швов на плечах. Полотно просто складывали пополам в нужном месте и так кроили. Но в XIX веке это уже считалось устаревшим способом, который использовали только для пошива обрядовой одежде.
Новым способом покроя рубахи стали специальные вставки (палики) из той же ткани, которые соединяли заднее и переднее полотнище.
Воротники тоже были характерной чертой праздничной одежды. Их делали в основном стоячими, не больше 3 см, и застегивали на небольшую пуговицу. Мелкая шляхта — бедное дворянство, которое не смогло подтвердить принадлежность к высшему сословию и оставшегося в классе крестьян – шила рубахи с отложным воротником, чтобы подчеркнуть свою особенность. Такой воротник застегивали на запонку.
Аксессуары и украшения
Главный аксессуар национального костюма – пояс. Пояса ткали самостоятельно, узоры были самые невероятные. Чем богаче семья, тем дороже пояс. По этому элементу одежды судили о благосостоянии семьи.
Очень богатые люди могли позволить себе пояса из шелка с вплетением дорогих золотых и серебряных нитей.
Каждый такой пояс и сегодня считается произведением искусства, которым посвящают целые музейные экспозиции.
Разновидности
Женский
Итак, основой любого костюма в давние времена была рубаха. Женские рубахи были длинные и шились изо льна. Их обязательно украшала вышивка. На рубаху надевалась юбка.
Юбки могли быть разными: летом – изо льна («летник»), осенью и зимой – из сукна («андарак»), а также особые для взрослых женщин – понева. Поверх юбки надевали фартук, на рубаху – безрукавку. И подпоясывались.
Голову обязательно украшал головной убор, который нес информацию о семейном статусе женщины. Дополняли образ бусами, лентами и другими украшениями. Это основа. Но могли быть варианты.
Цвет юбки, поневы или андарака мог быть любым. В основном красили в красный или сине-зеленый. Также юбку могли шить из ткани в клетку или полоску. Фартуки всегда вышивали, а безрукавки украшали еще и кружевами.
Безрукавка была элементом праздничной одежды. Делали ее обязательно на подкладке, и называли «гарсетом». Крой гарсета мог быть разным: до талии или длиннее, прямой или приталенный. Строгих предписаний по этому поводу не было. Застегиваться безрукавка могла на крючки, пуговицы или просто шнуровалась.
А вот головные уборы не были столь однообразны как верхняя одежда. Девушки украшали волосы лентами и венками. Замужние женщины обязаны были прятать волосы. Чаще всего белоруски носили «намитку» или платок.
Чтобы надеть намитку, нужно было собрать волосы в пучок на макушке и накрутить их на каркасное кольцо. Затем надевали специальный чепчик, а на него – отбеленное льняное полотно. Длина его была в среднем 4-6 м, а ширина 30-60 см.
Из обуви крестьянки носили лапти или постолы. Постолы – это особые сандалии, которые делали из сырой кожи. Сапоги или башмаки обували только по праздникам. Часто на всю семью это была лишь одна пара. Изготавливали такую обувь у сапожников на заказ, а поэтому стоило это очень дорого.
Мужской
Основу мужского костюма также составляла рубаха, которая вышивалась по вороту и внизу. Далее одевались штаны и безрукавка. Из аксессуаров – пояс и головной убор.
Штаны на белорусских землях назывались «ноговицами» или «портками». Летние штаны шили изо льна, зимние – из сукна. Кстати, из-за этого зимние ноговицы называли «суконники».
Штаны могли кроить с поясом и застегивать на пуговицу, а могли они быть без пояса и просто стягивались на веревочке. Богатые крестьяне поверх льняных ноговиц по праздникам надевали шелковые. Кстати, со временем ноговицы и вовсе стали считаться нижним мужским бельем.
Но произошло это в начале XX века, когда штаны фабричного производства уже вовсю носили и в деревне.
Мужские безрукавки назывались «камизелька». Делали их из сукна.
Головных уборов существовало огромное множество. Они не несли на себе такого социального значения как у женщин и использовались по назначению.
В холодное время года носили «магерку» из валяной шерсти, летом надевали «брыль» — соломенную шляпу с полями. Зимой также использовали меховые шапки «аблавухи». Во второй половине XIX в.
в моду вошел картуз – летний головной убор с лакированным козырьком.
Детский
Дети до 6-7 лет без разницы на пол, девочки и мальчики, носили обычную полотняную рубаху до пят, которая стягивалась поясом на талии. Первые штанишки мальчику одевали в 7-8 лет, первые юбки девочки примеряли в 7-8.
Дальше по мере взросления добавлялись новые элементы. Так свой первый фартук девочка должна была сшить и вышить сама. Как только она это делала, то считалась девушкой и ее могли приглашать в компании молодежи.
Когда девушка была просватана, она могла надеть поневу – особую юбку, которую носили только взрослые женщины. Ну и, конечно же, самым важным элементом был головной убор.
До замужества это были венки и ленты, после – платок или намитка.
Белорусский национальный костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru
«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ
Источник: https://krasota4all.ru/belorysskii-nacionalnyi-kostum/
По следам истории. Как одевались наши предки
После языка важнейшей этнической приметой считается костюм: он отражает менталитет, характер, уровень духовной и материальной культуры народа.
Впервые эволюцию одежды основных социально-сословных групп городского и сельского населения Беларуси с раннего средневековья до современности проследили ученые-этнологи Валентина Белявина и Любовь Ракова в фундаментальной работе «Белорусский костюм».
Исследователи собрали огромный материал. Корреспондент агентства «Минск-Новости» встретилась с авторами и побеседовала с ними о том, как одевались наши предки.
Ракова Любовь Васильевна
— Достоверное представление о костюме белорусских крестьян мы имеем, начиная с середины XIX века, когда появилась фотография, — отмечает ведущий научный сотрудник отдела народоведения Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, доктор исторических наук Л. Ракова.
— На живописных полотнах до XIX века простые сельчане встречаются крайне редко, поэтому составить точное описание их гардероба сложно. Конечно, есть летописные свидетельства. Есть и находки археологов: кусочки тканей, украшений, поясов, обуви XI–XIII веков. Они позволяют сделать реконструкции и выяснить, какие материалы использовались для изготовления предметов гардероба.
Исследовать традиционный костюм феодального периода нам помогли и актовые материалы XV–XVIII веков, особенно судебных дел, где упоминались различные виды одежды, обуви, головных уборов, а также редкие рисунки, выполненные современниками.
На эволюцию крестьянского костюма в определенной степени повлиял и костюм привилегированных сословий, отдельные предметы и детали которого частично заимствовались низами. Мода «спускалась» по социальной лестнице с некоторым опозданием.
Вышивка служила оберегом
Мужская и женская традиционная одежда в Беларуси всегда заметно отличалась в зависимости от регионов. Праздничный гардероб всегда украшался богаче, чем повседневный. Вышивка считалась оберегом и выполнялась в основном красными нитями, располагаясь в местах, где открывался доступ к телу: по вороту, рядом с шеей, по верху рукавов и манжетам, манишке, низу юбок, фартуков и так далее.
У женщин детородного возраста особенно богатым был орнамент на груди: считалось, что он защищал их от злого взгляда и негативного влияния.
Самые распространенные цвета в белорусской народной традиции — белый, красный, черный, синий.
В XIX веке цветовая гамма становится разнообразнее, поскольку развивается промышленность, выпускаются фабричные ткани.
Красивой быть не запретишь
Традиционный повседневный костюм белорусской крестьянки в XIX — начале XX века состоял из длинной сорочки, полотняной, полушерстяной или шерстяной юбки-андарака, жилета, многослойного головного убора.
Как правило, сзади юбка присборивалась в складки. Зимой поверх надевали еще и свиту (свитку) — длинную распашную одежду, разновидность кафтана. Обязательным атрибутом женского народного костюма был передник (фартук, запон), который в праздничном варианте вышивался либо «затыкался» красивыми орнаментальными полосами.
Особенно ярким, самобытным и колоритным специалисты считают женский костюм Полесья, где он сохранялся в быту до 1920-х годов.
Это особого покроя свитки с вшитыми боковыми клиньями, традиционный комплекс женской одежды с обильно вышитой сорочкой, юбкой и безрукавкой (гарсет, кабат), поясная одежда из узорных тканей, очень богато орнаментированные головные уборы.
Костюм свахи Костюм свахи со свиткой. Кобринский строй. Конец XIX — нач. XX ст. Из коллекции МСБК Центра исследований. Фото Н. Мельникова
Кабат (юбка с пришивным лифом), д. Авхимки Чаусского р-на Могилевской области. Начало ХХ века. Из коллекции Любови Раковой
Согласно традиции, до вступления в брак разрешалось ходить с непокрытой головой. Обычно девушки заплетали волосы в одну или две косы, вплетали яркие (чаще красные) ленты. Летом надевали венки из цветов либо тонкие ситцевые платочки.
После замужества, выходя на улицу, женщина обязана была прятать волосы под платок или наметку. В каждом регионе существовали свои отличительные способы их надевать и завивать.
Например, в Слуцком районе ими обкручивали голову и укладывали валиком.
Костюм девочек начала ХХ века, д. Лучники Слуцкого района. Фото С. Юхнина
В Давид-Городке и некоторых близких к нему селах (очевидно, под влиянием татар) женщины на голове сооружали мягкую конструкцию, которая называлась «голова».
В конце XIX века крестьянки стали носить фабричные платки, скромные белые с небольшим бордюром цветочного орнамента, а наиболее зажиточные — различных расцветок и размеров павловопосадские платки.
В праздничном костюме непременным атрибутом женщин и девушек были красивые недорогие бусы, серьги.
Летней обувью служили лапти (в праздничном варианте — ботиночки), в холодное время носили сапоги, валенки-катанки.
Какой мужчина без пояса?
Мужской традиционный крестьянский костюм менее разнообразен, чем женский. Его основа — это рубаха (сорочка), штаны (ноговицы), безрукавка и пояс.
Традиционный летний костюм полешука с окраин Пинска
Пояс был обязательным атрибутом мужского костюма, имел утилитарное значение (благодаря ему рубаха прилегала к телу и не мешала выполнять работу), а еще считался оберегом.
Представители сильного пола носили безрукавки из домотканого сукна или полотна, которые назывались камизэлькой. В конце XIX — начале XX века зажиточные крестьяне надевали однобортные пиджаки — бравэрки.
Верхней одеждой служили свитка (она изготавливалась из валяного сукна) и кожухи, сшитые из выделанной кожи животных.
Сельский комплекс одежды со свиткой, д. Гоща Ивацевичского района Брестской области. Фото М.
Мельникова
Самым распространенным головным убором белорусов зимой была шапка-ушанка (аблавуха) из овчины или заячьего, лисьего меха, покрытая сверху, как правило, темным сукном.
Снизу пришивались четыре уха; переднее и заднее завязывались сверху на макушке, два боковых опускались или подвязывались под подбородком.
Наибольшее распространение зимой и осенью имела магерка из сукна. Летом носили брыли — плетеные шляпы из соломы, лозы.
Демисезонной обувью мужчин служили лапти, боты, зимней — войлочные катанки. До конца XIX века мужчины, как и женщины, в сельской местности ходили в основном в лаптях из лыка или лозы, которые надевались на ноги, обернутые онучами.
Популярны у крестьян были и лапти-постолы (поршни), сшитые из куска яловой или свиной сыромятной кожи, края которой стягивались вверху лыком, бечевкой или ремешком.
В конце XIX — начале XX века зажиточные крестьяне могли позволить себе купить и обувь промышленного производства.
Фото Л.Бойд. Полешук (Пинск) и Крестьянин в кожухеКомплекс зимней одежды зажиточного селянина, д. Марочна, Западное Полесье. Начало ХХвека
Фото автора, Елизаветы Добрицкой и предоставлены Л. В. Раковой
Источник: https://minsknews.by/kak-odevalis-nashi-predki/
Белорусский народный костюм: стройный образ
Несмотря на то, что белорусский костюм имеет общие корни с русским и украинским народными костюмами, все же это самостоятельное явление. Белорусский костюм является не только комплексом одежды, который использовался белорусами на протяжении многих веков, но одним из важнейших компонентов, составляющих культурное наследие Беларуси.
В традиционном белорусском костюме отразились эстетические представления народа, этические и религиозные взгляды. Костюм – это наиболее устойчивое культурное явление, без которого невозможно изучить историю народа, его обряды и обычаи.
Белорусский костюм формировался на базе украинского и русского народных костюмов, а так же подвергался влиянию литовской и польской традиции. Самобытность традиционного белорусского костюма выражается в гармоничном сочетании практичности, декоративности и тщательной проработке деталей костюма.
Несмотря на то, что Белоруссия страна относительно небольшая, костюм в разных частях страны имеет собственные отличительные признаки.
Белорусский костюм можно разделить на 6 типов соответствующих 6 крупным регионам страны: Западному Полесью, Восточному Полесью, Центральной Беларуси, Наддвинью, Понеморью и Поднепровью. Эти зоны в свою очередь можно поделить на еще более малые зоны локальных особенностей национального костюма.
В Белоруссии насчитывается более 30 разновидностей традиционного костюма строго привязанных к определенной местности. Так что в те времена по костюму человека было легко определить из какой он местности.
Как и в других восточнославянских странах, в Белоруссии традиционный костюм формировался постепенно и приобрел свой окончательный облик в конце XIX- начале XX века. Именно в этот период сложились ярко-выраженные особенности белорусского костюма.
Художественный образ традиционного костюма в Белоруссии всегда дополнялся обязательным орнаментом на рукавах, вороте, переднике, головных уборах. Отличался он так же разнообразием техник оформления одежды. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.
Также отличительным признаком белорусского костюма было постоянство традиций кроя одежды, ее формы, отдельных ее атрибутов, например, орнамент вышивки и полосатый декор, технологии изготовления ткани и способы ее окрашивания.
Традиционная одежда была прочно связана с условиями жизни Белорусов, не менявшимися многие века, она естественно вписывалась в уклад жизни и природное окружение. Благодаря этому, до нас дошли древние формы одежды и нетронутые орнаментальные мотивы.
Традиционные комплексы мужской и женской одежды сохранились до начала XX века.
Традиционный мужской костюм состоял из рубахи, брюк и безрукавки. Брюки (ноговицы) шились из льняного полотна или полусуконной ткани, зимние ноговицы — из темного сукна.
Рубаху носили навыпуск и подпоясывали цветным поясом. Рубахи были простого туникообразного кроя, с длинными рукавами и воротником — стойкой.
Ворот рубахи, рукава и подол обязательно украшались вышивкой, тесьмой или кружевами.
Обязательной деталью костюма был пояс. Он нес огромную семантическую нагрузку и использовался при проведении различных обрядов.
В качестве летней мужской безрукавки была камизэлька, она шилась из домотканого сукна или полотна.
Зимней одеждой были кожухи из овчины. Богачи носили шубы из меха. Также носили епанчу.
Костюм дополняли различные головные уборы: магерка из шерсти, брыль из соломы, меховая шапка-ушанка – аблавуха, она шилась из овчины, заячьего или лисьего меха.
Брыль — шляпа из соломы с широкими полями, высотой примерно в 10 см.
До ХХ века белорусы носили лапти, кожаные постолы, зажиточные крестьяне или мелкая шляхта могли позволить себе ботинки и сапоги.
Лапти плели из лыка, лозовой коры, пеньки. Лапти одевали на онучи (портянки), к ноге привязывали пеньковыми или лыковыми веревками.
Зимой носили валенки. Беднейшие крестьяне иногда носили лапти круглый год, зимой утепляя их, подкладывая солому внутрь и плотно обматывая ноги онучами.
Завершала костюм особая сумочка из кожи, заменяющая мужчине карманы. Носилась она через плечо или подвешивалась к поясу.
Наиболее ярко самобытность белорусского традиционного костюма воплотилась в женской одежде. Она была гораздо разнообразнее. Основой женской одежды была искусно вышитая сорочка, юбка (андарак, саян, панёва, летник, палатняник), жилет (гарсет) и фартук.
Сорочки различались по крою. Было три вида рубашек: с прямыми поликами, туникообразная, с кокеткой. Как и у всех славян сорочки оформляли вышивкой по вороту, рукавам и подолу.
Юбки были красные, сине-зеленые, в клетку, в продольную или поперечную полоску.
Фартуки украшались вышивкой (по узору гармонирующей с узором сорочки), кружевами и складками.
Гарсет шили из ситца, бархата или парчи. Силуэт был прямой, до талии либо удлиненный, но приталенный. Он был на подкладке, ткань верха была самых разных цветов. Гарсет считался праздничной одеждой и украшался вышивкой, кружевами, аппликациями и декоративными нашивками из цветной тесьмы.
Верхняя одежда по виду не сильно отличалась от мужской. Зимой женщины носили цветные свитки, кожушки из овчины. Такой кожух кроился прямо – спинки и полочки прямые, большой отложной воротник. Подол и рукава оторачивались полосой овчины шерстью наружу.
Особое место в комплексе женской одежды занимают головные уборы. Они имели ключевое обрядовое и социальное значение. Между женскими и девичьими головными уборами существовало коренное различие. Девушки носили венки, ленты, а женщины прятали волосы под чепчик, надевая сверху намитку — древний головной убор, представляющий собой повязку – рушник, которая драпировалась различными способами.
Носили так же платки и рогатистые головные уборы (кичка).
Дополняли костюм лапти. В холодную погоду женщины носили постолы. Зажиточные крестьянки носили ботинки (чаравики) или сапожки.
Ключевым элементом в традиционной одежде белорусов была вышивка. Древний геометрический орнамент, украшающий сорочки, фартуки, головные уборы. Все эти старинные узоры имеют языческие мотивы. Такой декор веками сохранял в себе прообразы, созданные древними языческими культами. Символы сохранили свою архаичную форму, хоть и утратили со временем свое первоначальное значение.
Источник: http://nazaccent.ru/content/4989-belorusskij-narodnyj-kostyum-strojnyj-obraz.html