Национальный костюм лезгинов: фото, описание и история

Национальный костюм Дагестана

Раньше по национальному костюму Дагестана можно было определить возраст человека, его социальное положение, денежные накопления и даже аул, откуда он родом.

Сегодня такие костюмы надевают преимущественно на праздничные мероприятия и театральные представления.

Однако молодое поколение умеет ценить историческую значимость и красоту национальных нарядов, поэтому костюмы принято передавать из поколения в поколение.

Обратите внимание

Национальный костюм Дагестана в том виде, каким мы знаем его сегодня, сложился не сразу. Его история началась еще в Средние века. Мужские костюмы состояли из белой рубашки, темных штанов (серых или черных), бешметов, сапог, папахи из меха и приталенной черкески с газырями.

Черкеска могла быть длиной до колена или даже ниже, до щиколотки, рукава книзу имели расширение. Ее подвязывали узким ремешком, на который вешали кинжал или пистолет.

Газыри имели колпачки, выполненные из слоновой кости или серебра. В них хранился порох из расчета: один колпачок — один выстрел.

В холодное время года дагестанские мужчины носили бурку из овечьей шерсти, а в качестве обуви – ичиги или сафьяновые сапоги.

Женские костюмы характеризовал относительно свободный крой. Жительницы равнин предпочитали одежду из шелка: рубашка, штаны, платье, красную сафьяновую обувь (из кожи козы), головной платок.

Женщины, жившие в горах, предпочитали широкие длинные платья и штаны с изящным золотым узором на боковинах. В качестве обуви носили чувяк или сапоги, а головной убор в каждой местности несколько отличался. Волосы аккуратно убирали под шапочку-чухту, поверх которой надевалось покрывало, а затем узорчатый платок.

Цвет костюма и разнообразие украшений указывали на социальный статус обладательницы такого наряда, ее материальные накопления и возраст. Молодые дагестанки предпочитали яркие цвета в одежде и ткани с орнаментом, женщины постарше выбирали, преимущественно, одежду темных оттенков.

В Дагестане проживает более семидесяти народностей (аварцы, табасаранцы, кумыки, лезгины, даргинцы и другие), каждая из которых имеет свой костюм. Несмотря на это, всем национальным костюмам Дагестана присущи некоторые общие детали: использование рубах (тунико- и платьеобразных), туник, чухты, чалмы, платков и бешмека.

Эти вещи шились из ярких тканей и украшались узорами или вышивкой (природные орнаменты, животные). Узоры могли нести символическую функцию – выступать в качестве оберега, или эстетическую.

Важно

Наряды для торжественных случаев украшались серебром, золотом и драгоценными нарядами. В качестве дополнительных украшений женских костюмов использовались: браслеты, монеты, пояса, кольца.

Доминирующими цветами в костюмах были: белый, черный, красный. Белый цвет считался символом чистоты и использовался во время свадеб. Красный означал благополучие и достаток в доме, черный оттенок имел магический подтекст и символизировал неразрывную связь с предками.

Многослойность – характерная особенность всех дагестанских костюмов. На голову принято было надевать сразу несколько платков, под платье поддевали штаны. В дополнение к наряду использовалось много украшений, считавшихся неотъемлемой составляющей национального образа.

Помимо всех обязательных элементов одежды, костюм дагестанских мужчин включал папаху – головной убор, считавшийся у кавказских народов символом чести. Те, кто имели хороший достаток, красовались в каракулевой папахе, люди простые довольствовались этим же изделием, но из овчины. Сбить папаху с головы считалось оскорблением, а подарить такой головной убор – знаком дружбы.

Отличие женских нарядов в разных районах страны были гораздо сильнее, чем у мужских моделей. Так, на юге Дагестана носили многослойные богато украшенные костюмы.

Сначала надевалось шелковое платье прямого кроя, а уже затем валчаг – верхнее распашное платье. Весь костюм украшался золотом, драгоценными камнями, изысканным узором.

Излюбленными цветами были красный, фиолетовый, зеленый. На голову повязывали платок из шелка.

Современные дагестанские девушки носят приталенные платья, позволяющие подчеркнуть стройный силуэт. В качестве украшений используются драгоценные камни, обувь – на высоких каблуках. Женщины бальзаковского возраста предпочитают свободные платья-балахоны. Цвета, преимущественно, выбирают черные, так как они представляют фигуру в выгодном свете.

Дагестанские мужчины предпочитают надевать штаны и рубашки, ничем не отличающиеся от одежды каждого современного человека.

Источник: http://www.vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/dagestana/

Журнал Куклы в народных костюмах №81. Костюм Лезгинки

Куклы в народных костюмах №81. Костюм Лезгинки.

Костюм лезгинки.

Журнал Куклы в народных костюмах, выпуск №81. Костюм Лезгинки.

Ориентировочная дата выхода номера в России — 19 февраля 2015 года.

Лезги́ны  — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и сопредельных районах Азербайджана. Лезгины — второй по численности народ Азербайджана. Лезгины проживают также в Казахстане, Киргизии, Турции и других государствах.

Традиционный мужской костюм — общекавказского типа: черкеска (чуха) однобортный кафтан с открытой грудью, чуть ниже колен, с широкими рукавами.

Молодые мужчины в возрасте воина носили черкески с короткими рукавами, чтобы не стесняли движений в бою. С обеих сторон груди нашивались газыри — прошитые тесьмой узкие кармашки для герметичных пенальчиков, чаще всего костяных.

В пенальчике хранили порох. Пенальчик позволял быстро зарядить ружьё на всем скаку.

Замечание от Нафисы: Вообще-то верхняя одежда не валгач, а «валчаг» . И обувь, что на ней,  — просто кюлютар (носки) — в них на улицу не выйдешь.. Кемечар — это вязаная уличная обувь.

Совет

Журнал Куклы в народных костюмах, выпуск №81. Костюм Лезгинки. Фото куклы. Бухма — нагрудное украшение из дорогой ткани с нашитыми рядами серебряных монет.

Костюм Лезгинки. Валгач — длинная верхняя одежда с широкими рукавами.

Платок ипег шал из тонкой ткани с шелковой бахромой, фото куклы со спинки.

Вязаная обувь кемечар из овечьей шерсти, обувь куклы.

Узоры лезгинской вязаной обуви часто повторяли орнаменты, использовавшиеся в украшении ковров. Наиболее древние геометрические элементы — ромбы, зигзаги, кресты и завитки — использовались для оформления обуви пожилых людей. В изделиях, предназначенных для молодежи, к простейшим узорам добавляли растительные орнаменты, схематичные изображения зверей, птиц и рыб.

Черкески строго различались цветом согласно сословной принадлежности: белого цвета у князей, красного у дворян, серый, коричневый и чёрный у крестьян (синий, зелёный и другие цвета, как правило, не использовали).

Бешмет по покрою напоминал черкеску, но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узкими рукавами, длина чуть выше колена; шился, как правило, из светлого и более тонкого материала, часто бешмет был стёганый на ватной или шерстяной основе.

Штаны с широким шагом, сужались книзу.

Папаха шилась из овчины, белого, чёрного или бурого цвета, высота варьировалась.

Бурка — длинный, войлочный плащ, чёрного, редко белого цвета. Наборный пояс. Пряжка пояса использовалась как кресало для высечения огня. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка или сабля.

Женский костюм – это комплекс, который состоит штанов, как узких, так и широких, а также нижней рубахи. Сверху одевается цельнокроеное платье. На голову женщины одевают платок или национальный женский головной убор, на ноги – вязаные чулки и чувяки.

Статья о коллекции.

Источник: http://www.toybytoy.com/doll/Dolls-in-national-costumes-No-81-Costume-Lezginka

Дагестанский национальный костюм

В современном мире люди одеваются как им удобно, но раньше каждый народ составлял свой национальный костюм, по которому его можно было узнать в чужих землях.

Разнообразие в национальных костюмах дагестанцев позволяло определить, откуда человек родом вплоть до аула по различным чертам его одежды. Еще такой костюм мог рассказать о возрасте, богатстве и положении в обществе его хозяина.

У женского пола такая разница в костюмах была более заметна, чем у мужчин, предпочитающих носить более скромную одежду. Сейчас национальные костюмы можно увидеть на сценах театров или торжественных событиях.

Обратите внимание

Современный национальный костюм претерпевал множество изменений в течение времени. В средние века сложился образ, который изменялся, но в целом суть его оставалась неизменной. Мужчины носили костюм, состоящий из белой рубашки, штанов темного цвета, бешметы, суконной черкески с газырями, сапог и меховой папахи. Черкеску подпоясывали узким ремнем, на который крепился кинжал или пистолет.

У женских костюмов был более свободный крой. При жизни в равнинной местности предпочиталась одежда, сшитая из шелка. Это были штаны, рубаха, длинное платье с откидными рукавами и чувяк из красного сафьяна – обувь, сшитая из кожи козы. Голову покрывал шелковый платок.

В Дагестане очень много различных народностей, более 70. Все они имеют свой отличительный костюм, однако, несмотря на особенности каждого, всех их объединяют определенные детали. Это использование в своей одежде различных туник, туникообразных рубах, платьев-рубах, платков, чухты, бешмека, чалмы. Все это сшито из ярких тканей, украшено узорами, расшито орнаментами, вышивкой.

В цветах, несмотря на кажущееся разнообразие красок, преобладали белый, красный и черный оттенки. Белый символизировал чистоту, применялся на свадебных мероприятиях. Красный оттенок символизировал достаток и благополучие, а черный придавал магический смысл, давал связь с предками.

Мужской костюм состоит из светлой рубахи, штанов темного цвета и плотной ткани, суконной черкески с газырями. Черкеска может быть длинной до колена или щиколотки, рукава расширяются к низу. Поверх нее надевается тонкий ремень, на который можно прикрепить кинжал или пистолет.

Женский костюм различается гораздо сильнее у разных народностей. В южном Дагестане предпочитали носить богатые и многослойные наряды. Под верхнее распашное платье-валчаг надевалось прямое платье из шелка. Сверху наряд расшивался драгоценными камнями и золотом, широким узором. Отдавали предпочтения красным, зеленым, фиолетовым оттенкам. Головным убором был шелковый платок.

В современном мире молодые дагестанки пытаются создать образ, чтобы выглядеть более привлекательными.

Если женщины постарше носят бесформенные платья-балахоны, то молодые девушки стараются подчеркнуть стройность фигуры благодаря приталенным платьям, длинной до колен, но с разрезом.

Важно

С помощью драгоценностей и обуви на каблуках украшают наряд. В цветах больше преобладают черные оттенки, которые выгодно оттеняют внешность.

Современные дагестанцы носят штаны, рубашки, мало отличаются от обычного образа современного человека.

Источник: http://wlooks.ru/nacionalnye-kostyumy/dagestan/

Женский дагестанский национальный костюм. Тонкости и особенности | Блог Этно-Шоп

Традиционная одежда дагестанских народов настолько разнообразна, что по деталям костюма можно было определить не только к какой национальности принадлежит человек, но и даже к какому аулу. Более того, наряд мог говорить о возрасте, статусе и материальном состоянии его обладателя.

Впрочем, это относится по большей части к женским нарядам, нежели к мужским, которые были значительно более монотонны, и отличались от других традиционных одеяний народов Кавказа лишь отдельными деталями, орнаментом и прочими тонкостями.

Кроме того, именно традиционный женский дагестанский наряд сохранил свою архаичность и самобытность.

Женский дагестанский костюмЗаказать пошив женского кавказского костюма можно на этой странице

Дагестан – это больше 70 народностей – аварцы, андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалалы, багуалы, тиндинцы, хваршины, зунзибцы, гинухцы, дидойцы, бежтинцы, лезгины и многие другие. У каждого из них свой язык, культура, традиции и оригинальные костюмы.

Впрочем, несмотря на то, что каждый народ имел собственные особенности в одежде, их объединяло немало базовых вещей, таких как, например, туникообразная рубаха, платок, чухта, чалма, а также длинный бешмет, который также был чрезвычайно популярен у многих дагестанских национальностей. Огромное значение в нарядах женщин имел орнамент и вышивка.

Читайте также:  Как пришить шторную ленту к портьере — способы пошива

Узоры носили чаще всего обереговое, сакральное значение, либо служили простым украшением, изображая деревья, ветви, листья, птиц, животных и прочее. Праздничные богатые наряды обильно расшивались серебром, золотом, драгоценными камнями или жемчугом.

Женские костюмы у многих дагестанских народов нередко изобиловали различными украшениями – браслетами, кольцами, металлическими поясами, монетами, бляхами и т. д.

О цвете

Цвета традиционных дагестанских нарядов также носили символическое, ритуальное значение. Несмотря на кажущуюся пестроту, в одежде доминировали белый, чёрный и красный. Белый цвет чаще всего использовался в праздничных, как правило, свадебных одеждах. Причём, как у женщин, так и у мужчин.

Красный имел значение достатка и благополучия, а чёрный имел своего рода магический смысл, символизировал связь с предками и защиту. Многие народы Дагестана отдавали предпочтение чёрному цвету, как основному. Женщины, в особенности пожилые, носили одежды тёмных тонов.

Молодые, незамужние девушки могли носить яркие элементы одежды – красные, зеленые, оранжевые, синие и т. д.

Дагестанские национальные платьяЗаказать национальные платья народов Кавказа вы можете на этой странице

У всех немного своё

Важное объединяющее начало во всех дагестанских костюмах – многослойность. Один только головной убор женщины мог состоять из нескольких частей, не считая украшений, которые составляли важную часть всего образа.

Так, у одного из наиболее многочисленных коренных народов Дагестана – аварцев, женский наряд был довольно сложным по своей конструкции. Почти каждая деталь одежды имела определённый смысл.

Родоплеменные различия аварцев, особенности их формиррования на территории Дагестана оказали влияние на возникновение большого числа вариантов женского костюма. Хунзахские аварки, например, не носили массивных головных уборов или множества украшений на них. Их костюмы были довольно лёгкими и удобными.

Совет

В то время как другие аварки носили тяжелые кушаки, которые опоясывали платья женщин. Длина этих поясов могла доходить до 3 метров. Женщины в большинстве своём носили платья, шитые по фигуре с широкими рукавами и узкими нарукавниками.

В нарядном костюме аварок на головной убор под платок надевалась особая пластинка-налобник со свисающими серебряными монетами. Некоторые аварки, особенно из селения Анди, носили удивительные седлообразные чепцы, которые набивались овечьей или козьей шерстью – эта традиция сохранилась у аварцев с глубокой древности.

Книга «Дагестанский костюм»Цена 900 руб.

Наряд даргинок имел множество металлических украшений и вставок. Часто их платья обхватывал пояс из широкого белого материала, который завязывался спереди так, чтобы его концы свободно свисали.

Накидки на головах женщин, закрывали волосы сверху и свободно спадали на спины. К височным частям чепца пришивалась чёрная лента, проходящая под подбородком.

Молодые женщины прикрепляли к лентам серебряные цепочки или нашивали серебряные украшения.

Цудахарскую одежду составляло длинное платье-рубаха, чёрные широкие штаны и мягкие сапоги. Головной убор – чепчик был устроен таким образом, что содержал в себе мешочек для волос. Сверху он покрывался длинным платком, который свободно спадал на плечи женщины. По краям головного убора проходила, витая цепь из серебра – древняя традиция для этого народа.

Нагрудники кавказские женские посеребрянныеЦена 15000 руб.

Кумычки всегда считались в Дагестане законодательницами моды. Именно им принадлежат струящиеся приталенные платья, которые впоследствии переняли многие народы горной страны.

На наряде был большой грудной вырез, который покрывался застёжками, а также широкие и длинные откидные рукава с узкими нарукавниками.

Кумычки были большими любительницами массивных серёг, которые считались неотъемлемой частью их наряда.

Важная деталь лезгинского женского костюма – мешкообразная шутьку – головной убор, в который убирались волосы. Она представляла из себя трубообразный мешок с двумя завязками. Шутьку надевали на девочку с 7 лет. Завершал головной убор платок из шёлка или кисеи, который мог быть самых разных цветов.

Платье было двусоставным: на отрезное по линии талии платье надевалось ещё одно – распашное. Предполагался также массивный и тяжёлый серебряный пояс, но его, как правило, надевали на свадебный наряд. Обувью служили мягкие сапоги, которые носились на шерстяные узорчатые носки. Нередко в костюмах лезгинских женщин присутствовали широкие шаровары.

В целом, их наряды отличались пышностью, многоцветностью и многослойностью, они во-многом повторяли азербайджанские одежды.

Кавказский свадебный женский поясЦена 39000 руб.

Лакские женщины носили чухту, представляющую собой полотнище с подкладкой, головная часть которого напоминала чепец. Кстати лакские мастера считались в Дагестане лучшими сапожниками – они изготавливали самую разную обувь, в частности изящные туфли, расшитые золотыми и серебряными нитями.

Одежда кубачинских женщин была довольно свободной, и состояла в основном из туникообразных платьев, которые допускались в разных цветах.

А на голове кубачинки носили либо традиционную почти для всех жительниц Дагестана чухту, либо белую полотенцеобразную длинную накидку, которая закрывала бюст и спину женщины. Также в употреблении у женщин Кубачи были кате – шерстяные накидки, напоминающие по виду обычный платок.

Обратите внимание

Конечно, неотъемлемой частью наряда женщин были золотые и серебряные украшения, сделанные кубачинскими мастерами-ювелирами, которые сегодня считаются визитной карточкой всего Дагестана.

Выбрать и при желании купить традиционные женские, мужские и детские наряды работы кавказских мастеров вы можете на нашем сайте.

В магазине «Этно-Шоп» вы найдете кавказские костюмы для танцев, папахи и бурки, свадебные платья ручной работы.

Источник: https://etno-shop.ru/blog/zhenskij-dagestanskij-natcionalnyj-kostyum-tonkosti/

Селения и жилища лезгинцев. Одежда, пища

Лезгинские селения (хуър) в горах обычно расположены на склонах, поблизости от источников питье вой воды, причем дома тесно лепятся один к другому. Ровное место на окраине селения или посредине его является площадью для всякого рода общественных мероприятий.

За исключением одной-двух проезжих улиц остальные представляют собой узкие проходы для пешеходов и вьючных животных. В тех случаях, когда такие узкие улицы соединяют верхнюю и нижнюю части селения, они превращаются в лестницы со' ступеньками.

Пережиточно сохраняется разделение селений на несколько мяеъле — кварталов, имевших в прошлом родственный состав населения и свое самоуправление.

В горном селении легко отличить наиболее старый квартал, который всегда расположен в верхней части селения и состоит из старых каменных домов — настоящих крепостей с бойницами, малым числом наружных оков и замкнутым внутренним двориком. Зелени в старом квартале обычно нет.

Средняя часть горного селения находится почти всегда на менее юру- том склоне.

Если высокораоположенные 'кварталы большей части лезгинских селений образовались в очень давние времена — история их уходит в глубь веков, то возникновение средней части селений следует, исходя из данных фольклора и археологических изысканий, отнести к 'Сравнительно близким от нас столетиям. Во второй половине XIX в.

в этой средней части селений начали появляться мелкие торговые -и ремесленные заведения, дома местных кулаков, административные учреждения, канцелярии участков, округов и т. д. Мирные условия жизни, наступившие с 60-х годов XIX в., способствовали расширению средней части селения, менее приспособленной к обороне, чем верхняя.

Дома в средней части строились без бойниц и были снабжены большим числом выходящих на улицу окон, но, как и в верхнем квартале, здесь почти не было растительности. Двухэтажные дома лепились один к другому и имели окруженные постройками внутренние дворики.

Еще перед революцией в лезгинских горных селениях стала возникать нижняя группа кварталов, но особенно широко застройка их началась в советское время.

Эти новые кварталы расположены чаще всего на ровном месте и состоят из более или менее обширных дворов, отделенных от улицы и соседних дворов глиняным или каменным забором. Во дворе среди зелени находится одноэтажный дом, сложенный иногда не из камней, а из сырцового кирпича.

Среди домов в этой части селения теперь возвышаются здания школы, больницы, клуба и другие строения, созданные за годы Советской власти.

Важно

В одних лезгинских селениях нижняя часть очень небольшая, в других, особенно в районных центрах и в иных быстро растущих населенных пунктах, она по площади и по числу жителей превышает среднюю и верхнюю части. В горном сел. Ахты многие жители имеют жилье в верхней или средней части селения, иде живут зимой, и дом с садом в нижней части, куда переезжают на лето.

В селениях, образовавшихся сравнительно недавно, нет кварталов, которые были бы похожи на старинные. Таково, например, сел. Усух-Чай, центр Докузпаринокого района. Оно возникло лишь незадолго до революции и после нее превратилось в крупный населенный пункт.

В Усух-Чае, расположенном на ровном месте, только некоторые дома на центральной улице напоминают постройки средней части других лезгинских селений.

В целом же это селение состоит из обширных дворов с плодовыми деревьями и одноэтажными из сырцового кирпича домами, поставленными далеко друг от друга.

Лезгинские селения равнинной части Южного Дагестана имеют широкие улицы и большие дворы, огороженные плетнем, глиняным забором или живой изгородью. Дома сложены из сщрцового кирпича. В центральной части селения, застроенной обычно давно, дома нередко бывают двухэтажные. Большая же часть жилых домов имеет один этаж.

В двухэтажном доме жилые комнаты расположены почти всегда только на втором этаже, так как первый этаж в прежнее время предназначался для скота. В связи с обобществлением большей части скота, для которого построены в колхозах удобные помещения, отпала необходимость сооружать двухэтажные дома.

Поэтому теперь считается более целесообразным сооружать для лично принадлежащего скота особое помещение отдельно от дома, а дом строить в один этаж. Каждый дом, независимо от того, находится ли он в горном или равнинном селении, имеет гостиную, комнату для приготовления пищи и других хозяйственных дел и веранду.

Многие дома состоят из нескольких жилых комнат.

Лезгийские дома часто бывают Г-образной и П-образной в плане формы, а иногда представляют собой замкнутый квадрат.

Совет

Чтобы попасть с улицы в жилые помещения двухэтажного дома, нужно пройти через ворота в виде арки в очень маленький внутренний дворик, ограниченный стенами того дома, в который вы входите, а также глухими стенами соседних домов. В одном из углов дворика находится печь для выпечки лепешек (чуреков).

Со двора каменная или деревянная лестница ведет на открытую галерею, идущую вдоль верх стен дома. Если все стороны двора ограничиваются стенами одного дома, то по галерее можно ходить вокруг всего двора. На галерею выходят двери, ведущие в комнаты.

Пол и стены гостиной всегда покрыты коврами и паласами. Мебель гостиной обычно состоит из стола, стульев, зеркал, железной кровати. Тут же можно видеть шкаф, полку или этажерку с книгами, радиорепродуктор, а на стене семейные фотографии. В нишах, сделанных в стенах, сложены стопами матрацы, подушки и одеяла.

Читайте также:  Размерная сетка мужских спортивных костюмов: как выбрать спортивный костюм по меркам

В другой комнате у стен находятся камин для приготовления пищи и покрытое ковриком глиняное возвышение, служащее лежанкой. На стенах этой комнаты висят большие медные тазы для стирки белья, деревянное корыто для теста, деревянный поставец для хранения ложек.

Тут же на полках стоят медные кувшины для ношения и хранения питьевой воды, глиняные -горшки, фабричная посуда и т. д.

До середины XIX в. вместо окон делали отверстия в плоской крыше. Сейчас, хотя дома строятся по-прежнему с плоскими крышами, окна стали обязательной принадлежностью жилища; они пробиты и в старых домах. Способы освещения жилищ изменились коренным образом. На смену светильникам и керосиновым лампам пришло электрическое освещение.

Начиная с середины XIX в. в домах часто делают балконы, выходящие на улицу. В некоторых горных селениях, например в Ахтах, нередко встречаются закрытые переходы, соединяющие вторые этажи двух домов, стоящих на противоположных сторонах улицы. Обычно такими переходами связаны дома близких родственников, имевших постоянное общение друг с другом.

Одежда, пища

Лезгинский мужской костюм недавнего прошло го в целом аналогичен костюму других народов Дагестана. Он состоял из нижней бязевой рубахи (на подкладке до пояса), темных шаровар, бешмета, черкески, папахи, шубы и т. д. Черкеску (чухва) надевали чаще всего на праздники или отправляясь в дорогу.

Обратите внимание

Черкеска подпоясывалась серебряным поясом общекавказского образца, изготовлявшимся местными мастерами из селений Ахты и Икра. Повседневной верхней одеждой служил валчагъ (род бешмета), носившийся не только мужчинами, но и женщинами и детьми. Валчаг шили на подкладке со стоячим воротником. На груди он застегивался железными крючками.

Носили его как летом, так и зимой. Головным убором служила папаха (бармак), причем праздничная делалась из черного или серого каракуля, простая — из овчины. Большие папахи чаще, чем в других местах Дагестана, шили без матерчатого верха — целиком из меха.

В пути и в ненастную погоду надевали башлыки из верблюжьей шерсти, приобретавшейся в Азербайджане. Шубы носили двух видов: кавал — широкий длинный тулуп с большим отложным воротником и суживающимися вниз длинными фиктивными рукавами и к!урт — более легкая шуба, надевавшаяся в дорогу и на (работу. Пастухи носили только курт.

При дождливой погоде они надевали вместо бурок, выделкой которых здесь почти не занимались, войлочную накидку (лит). Наиболее распространенным видом рабочей обуви у лезгин является шаламар— обувь типа поршней из сыромятной кожи вола или буйвола, носившаяся почти круглый год. Зимой для тепла в шаламар клали мягкое сено.

Существенной особенностью мужского костюма лезгин были плотно связанные из шерсти сапоги с острым загибающимся кверху носком, обычно украшенные ярким, выполненным разноцветными нитками, орнаментом.

Широкое распространение получили и шерстяные носки, которые делали из разноцветных ниток (мужские носки отличаются от женских более крупным и не столь ярким узором). Носки с цветными узорами . распространены в Дагестане только на территории собственно лезгин и других народов лезгинской группы. Особенно славятся своими красочными узорами и изяществом ахтынские носки.

Сейчас большинство мужчин носит одежду городского типа. Из элементов национального костюма чаще всего встречаются папахи, шерстяные носки и тулупы с длинными фиктивными рукавами. Тате тулупы характерны для всех народов Дагестана.

В противоположность мужскому, женский национальный лезгинский костюм сохранился до наших дней. Лишь в районных центрах, в совхозах и в тех равнинных селениях, которые расположены вблизи железной и шоссейной дорог, большинство женщин носит платья городского покроя.

Национальный костюм лезгинок состоит из нательной белой рубахи, красных, черных, желтых или синих шаровар, надеваемых под рубаху, длинного платья тех же цветов, бешмета, пестро орнаментированных вязанных из шерсти носков, которые часто носят без обуви, кожаных поршней, бараньих тулупов с фиктивными рукавами. Головным убором служит распространенная в Дагестане чухта (шуткъу), поверх которой надевают платок; часто носят только платок, без чухты. Вообще чухта (в различных селениях ее называют по-разному: в Ахты — саргъуч, в Кана — бирчек, в Курахе — къуч, и т. д.) сейчас выходит из употребления. С каждым годом все большее число лезгинок приобретает платья и обувь городского типа. Но стойко удерживается обычай не показываться на людях с непокрытой головой, хотя и он уже не соблюдается некоторыми девушками равнинных селений. Распространено ношение колец и серег; в дальних горных селениях встречаются платья, украшенные нашитыми серебряными монетами.

Важно

В пище лезгин, особенно у жителей горных районов, большое место занимают мясные и молочные продукты. Распространенные мясные блюда: гатай кабаб (рубленое мясо с гарниром из жареного картофеля и фасоли), кабаб (жареное мясо), шашлык, а также котлеты, соус (савуз), мясной суп с картофелем (бозбаш), заимствованные горцами у русских.

Бытуют у лезгин и различные азербайджанские блюда. Молоко употребляют в свежем и кислом виде, из него делают сыр и масло, варят молочные каши. В повседневную пищу входят, конечно, и различные мучные блюда, овощи и фрукты. Самое популярное повседневное блюдо — хинкал.

Известно несколько видов хинкала, отличающихся размерами клецок и начинкой и имеющих разные названия (дюшпере, пич1екар и т. д.). В качестве начинки употребляют мясо с луком, творог, яйца, а также некоторые съедобные дикорастущие травы.

Праздничные блюда — разнообразные пловы, слоеные пироги — цик!ен (с начинкой из сыра, творога, сушеного масла, риса, кишмиша, орехов), ватрушки, халва и др. Хлеб пекут пресный в виде тонко раскатанных лепешек (лаваш) и на закваске. Последний, вероятно, стали печь под влиянием русских.

Источник: http://lib7.com/kavkaz/1133-lezginu-selenija.html

Лезгинка – чей народный танец, история происхождения, родина, виды, описание

Здравствуйте, уважаемые читатели. Объектом нашего сегодняшнего исследования становится знаменитый танец лезгинка. В интернете представлена довольно скудная и противоречивая информация о нем. Не претендуя на роль судьи последней инстанции, мы решили собрать в одной статье все самое интересное о главном танце народов Кавказа.

История происхождения лезгинки. Чей это танец?

Споры о том, кто придумал это красивый танец и где он зародился, не утихают до сих пор. Причина всех этих споров проста – каждый народ пытается присвоить себе статус родоначальника и основателя. Мы точно можем утверждать только то, что впервые кавказская лезгинка явилась миру в горах Дагестана и именно здесь находится ее «родина».

В русском лексиконе подобное название танца закрепилось во время Кавказской войны 19 века. Известно, что в то время все горские народы Дагестана называли собирательным термином «лезгины». Отсюда и пошло название самого танца.

К интересным выводам можно прийти, если разобрать этимологию слова «лезгинка». Корень у нее «лек», что в переводе означает «орел». Таким образом, можно предположить, что это «танец орла».

Обратите внимание на положение крыльев птицы и рук танцора:

Есть и другая теория появления танца. В Закавказье грузины, которые тоже, претендуют на роль родоначальников, словом «лак» (равнозначно слову «лек») обозначали все дагестанские народы. И некоторые специалисты небезосновательно считают, что лезгинка олицетворяет танец горных туров (кавказский тур – это большой круторогий козел, обитающий в горной местности).

Нам больше нравится первая теория появления танца. В парной лезгинке даже невооруженным глазом видно, что мужчина огненными движениями олицетворяет гордость орла, а женщина – красоту и скромность прекрасного лебедя.

Это магический танец, в древности танцоры, чередуя круги и переключения ритмов, во-первых, заговаривали жертвенное животное, во-вторых, добивались обретения высшей гармонии слияния себя с божеством и миром природы.

Совет

Бывший солист и директор, а ныне ветеран знаменитого академического ансамбля «Лезгинка» – Эльдар Мирзоев, как-то сказал:

Дагестанская школа народного танца признана самой сильной в мире. Здесь практически с пеленок приучают детей к ритмам гор. Народный танец вошел в жизнь дагестанцев, он диктует свои требования не только к внешнему виду (к осанке, например), но и приучает к ритму восприятия жизни.

Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе многое: прикладное искусство, легенды и обычаи, народную музыку и театр.

К тому же, танец – важнейший элемент жизненного уклада горцев, непревзойденный и до конца не раскрытый феномен объединения всех народов Кавказа. Это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства.

Он – прямое выражение настоящего горского характера – свободолюбивого, гордого и непреклонного.

Виды танца: классификация и описание

О современном состоянии танца сегодня мало говорят и пишут. Вопросы постановки и хореографии, классифицирования и прочие нюансы доступны узкому кругу специалистов.

Если не брать в счет свадебную лезгинку (т.н. попсовую), то вы практически нигде не сможете найти информацию о фундаментальных основах.

Они, на первый взгляд, кажутся простыми, но очень важно знать их и уметь интерпретировать.

Не секрет, что территория Северного Кавказа просто «напичкана» различными этносами. И каждый из этих народностей имеет свой национальный танец, с присущей только ему ритмикой, музыкой, костюмами и характером. Например, только в Грузии насчитывается более 20 народных танцев.

На самом деле, мы одними из первых делаем попытку как-то классифицировать кавказскую лезгинку. Первое, что приходить на ум – это география распространения танца.

Танцы народов Северного Кавказа

  • Классическая (дагестанская) лезгинка.

Специально выделили ее отдельным пунктом. Ведь, это самый распространенный танец на Кавказе и за его пределами. Если копнуть глубже, то можно еще больше разложить ее. Например, отдельными направлениями выступают свадебная или парная лезгинка.

  • Национальные танцы Дагестана.

А как вы думали? Мы же писали, что каждый народ имеет свой танец. А в РД проживает 14 только коренных народов (всего 36). И они полностью отличаются от классической лезгинки.

Совсем другой ритм музыки, костюмы, движения, шаги. Сам характер танца разный.

Поэтому, все эти танцы (кумыкский, аварский, даргинский, гергебельский, лакский, лезгинский, андийский, табасаранский, акушинский и так далее) объединены в отдельную группу.

  • Танцы других северокавказских народов (без учета РД). Эта группа занимает целый пласт: чеченская лезгинка, карачаевка, кабардинка (сламей), осетинские танцы «Симд», «Хонга» и так далее. Порой они очень сильно отличаются друг от друга. Например, если чеченская лезгинка «зажигает, рвет и мечет», то осетинский танец очень спокойный в исполнении.

Танцы народов Закавказья

Эта группа очень обширная, сюда входят танцы сразу трех независимых государств – Азербайджана (например, «Яллы» и «Вагзалы»), Грузии («Картули», «Нарнари», «Кистури», «Абрагули») и  Армении.

Конечно же, особняком здесь стоят грузинские танцы.

Ведь, именно грузин по национальности – дед великого Илико Сухишвили – в начале 20 века явил миру великолепие лезгинки на Всемирном Фестивале народного танца в Лондоне.

Дело своего деда продолжила династия Сухишвили, который создал в Грузии единственный в своем роде Национальный балет Грузии. Именно здесь кавказские танцы поднялись на такой высокий уровень, что даже трудно себе представить. В эту же группу можно отнести абхазский и аджарский танцы.

Классификация по варианту исполнению

Самый распространенный вид, очень часто его сравнивают с огнем или сверканием молнии. И это действительно так! Главная цель мужчины в танце – разжечь огонь любви в сердце девушки. Ведь, в старину чаще всего танцевали в двух случаях – во время военных действии или перед боем (для подъема духа) и на свадьбе (для выбора невесты).

Читайте также:  Что можно связать из трикотажной пряжи крючком маленьким деткам, мужчинам и женщинам?

В таком виде она исполняется очень редко. Символизирует женская лезгинка – лебедя. Все движения предельно плавные и красивые. Кстати, есть движения мужской лезгинки, которые исполняют девушки. Понятно, что она не будет выполнять обороты и прыжки, но многие мужские движения прочно вошли в арсенал женского танца.

Женская лезгинка символизирует изящество и очарование. Пластика рук играет в ее танце первоочередную роль и является средством выражения души и характера. Ничего лишнего в танце она не должна себе позволять. Глаза слегка опущены, голова – приподнята. Нельзя глаза поднимать выше груди партнера и опускать ниже пояса. В тоже время, не запрещается смотреть себе под ноги.

  • Парный танец – один из красивейших.

В старину кульминацией кавказской свадьбы считался парный танец. Момент, когда парень становится на пальцы и продвигается к своей партнерше (то есть избраннице), считается кульминацией. Таким образом, он показывал свое любовное отношение к ней, уважение и чистоту своих притязаний. Считалось, что в этот момент «орел парит над лебедью».

Часто в танце можно услышать возгласы «Асса» и т.д. Например, чеченцы выкрикивают «Орс-вай» или «Орс-тох», они имеют сакральное значение. Если мужчина выкрикивает их, то он таким образом себя подбадривает. Считается, что в данный момент танцующий находится на пике эмоций (в танцевальном экстазе).

Этот вид появился сравнительно недавно – в 30-х годах 20 века. Еще его называют ансамблевое исполнение. Уже в середине прошлого столетия действовали профессиональные ансамбли.

Обратите внимание

Всегда ансамбли лезгинки были кузницей талантливых танцоров и хореографов. Именно они диктовали моду и вносили в танцы все самое новое.

Самый известный танцор лезгинки – неподражаемый Махмуд Эсамбаев – настоящий гений.

  • Оригинальное исполнение лезгинки.

Самое молодое направление в танцевальном искусстве Кавказа. В чем заключается оригинальность? Например, шуточные танцы – последний писк танцевальной моды. Многие ансамбли ставят их:

К оригинальному исполнению можно отнести еще танец с кинжалами и лезгинку на барабане.

Важные исторические «заслуги» кавказской лезгинки

Мы постарались выделить три самых главных «достижений» лезгинки, которые повлияли на развитие истории и судьбу многих народов.

  • Лезгинка – самый популярный народный танец в мире, который сохранился в неизменном виде.

В последние десятилетия почти все народные танцы мира (русские, украинские, молдавские) претерпели очень большие изменения. Произошел коренной сдвиг в сторону сценической интерпретации.

Танцы потеряли свою самобытность и находятся на грани исчезновения. Специалисты об этом говорят уже давно. Задайтесь вопросом, кто сегодня исполняет русские народные танцы? Не те танцы, что отплясывают после бутылки водки, а истинно народные танцы. Только в профессиональных танцевальных коллективах вам могут станцевать настоящий русский танец, и то не во всех.

На Кавказе с малых лет детям прививается ритм танца. Поэтому, подавляющее большинство кавказцев могут танцевать лезгинку. Конечно же, не все кавказцы владеют им в совершенстве, но вы можете себе представить, что русская молодежь собралась для того, чтоб станцевать народный танец?

Даже смешно читать, не правда ли? Но кавказцы делают это. Другое дело, что нужно делать это так, чтоб не мешать спокойствию окружающих. На факт в том, лезгинку танцуют все: от мало до велика, от строителя до руководителя региона. Потому, можно утверждать, что это самый народный танец.

Более того, сегодня ее исполняют так же виртуозно, как и отцы и прадеды. Он с тех пор почти не изменился. Да, вводились новые движения и ноу-хау, но сущность танца осталась неизменной. В связи с этим возникает вопрос: почему же лезгинка с течением времени не претерпела больших изменений и не перешла в разряд сценического?

Ответ очевиден: главная причина – это консерватизм кавказских народов. Причем, консерватизм во всем: в быту, в отношениях полов, в культуре. Всегда на Кавказе традиции почитались превыше всего.

Даже придумали общенародное слово «адат», которым пользуются все. Именно этот фактор помог танцу не потерять свою самобытность. Таким образом, время над лезгинкой не властно. Этот танец вечный.

И что бы не происходило вокруг него, он будет жить до тех пор, пока жив хоть один кавказец.

  • Танец смог объединить под «своим знаменем» свыше 100 кавказских народов.

И это действительно достижение вселенского масштаба. Миллионы политиков и философов всю историю человечества бьют головы над тем, как же объединить те или иные народы. А лезгинка, как бы невзначай, взяла и «объединила» под своим флагом свыше 100 народов. И это не преувеличение!

Только в Дагестане проживает свыше 36 коренных народностей. А есть еще кабардинцы, балкарцы, адыги, чеченцы, карачаевцы, дигорцы, осетины, черкесы, грузины, абхазы, армяне, ингуши и так далее.

В статье о многообразии кавказских танцев мы узнали, что каждый народ имеет свой танец, с присущей ему энергетикой, музыкой, ритмом и костюмами.

Важно

Но есть движения, которые исполняются у всех народов, их называют «общекавказскими».

Не важно, какой нации человек – рутулец, аварец, кумык или азербайджанец, услышав звуки зажигательной лезгинки, любой пускается в пляс. И его поддержат все остальные, пусть хоть возгласом «Асса». Язык танца у всех один. Тут не нужен переводчик, не нужен словарь. Люди понимают друг-друга по движениям.

  • Кавказский танец – один из самых универсальных в мировой культуре.

Что имеется в виду под словом «универсальный»? Сегодня в Грузии работает Национальный балет, который культивирует древние танцевальные традиции. Ровно с таким же успехом поэты и композиторы обращаются к ритмам Кавказа при постановках в классическом балете и на оперной сцене. Вспомните хотя бы оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила»:

Или знаменитый балет Арама Хачатуряна «Гаяне». В этих постановках искусство танца поднято просто на немыслимый уровень, постичь который очень сложно:

Это ли не свидетельство уникальности удивительного танца. Чтобы там ни говорили, похвастаться такими же успехами и исторически важными достижениями, как кавказская лезгинка, сегодня не может ни один народный танец. Когда слышишь, что где-то хотят запретить ее, то становится просто смешно. В Советском Союзе тоже 70 лет запрещали религию. Но, сердцу и душе не прикажешь!

Пять основ танца – на них зиждется вся суть

Многие люди мечтают научиться танцевать лезгинку. Это по силам практически каждому физически полноценному человеку. Но, прежде чем вы приступите к практическому обучению, давайте рассмотрим с вами, на чем основывается танец.

Есть пять основных «китов», на которых и держится все танцевальное искусство. Для того, чтобы достичь вершин в хореографии, нужно начать с одной «основы» и постепенно переходить к следующей.

  • Первое – правильная осанка.

Обучение начинается с постановки осанки. Красивая и правильная осанка – это 80% успеха. К сожалению, сегодня нельзя сказать о том, что у всех начинающих танцоров он правильна. Этому вопросу многие хореографы уделяют самое пристальное внимание, так как невозможно представить себе, например, девушку, которая танцует и сутулится. Это выглядит не очень красиво и теряется вся изюминка танца.

Глаза и взгляд – это отражение не только души, но и внутренних переживаний. Ведь, вспомните, когда вы злитесь, то глаза «просто кричат» о том, что вы очень злы. Когда вы счастливы, то глаза «хотят поделиться» этим со всем миром.

В лезгинке взгляд имеет особое значение. Ведь, в старину не было принято говорить девушке о своих чувствах. Кавказские парни разработали негласный «язык взглядов» и демонстрировали его в танце. В свою очередь, девушкии должны были либо принять этот жест взглядом, либо же просто показать, что юноша ей не интересен.

Важно знать, что «язык взглядов» у мужчин и женщин абсолютно разный.

Если мужчина в танце должен показывать свою уверенность, силу, отвагу и для этого ему нужно все время смотреть партнерше в глаза, то девушке же, наоборот, нужно демонстрировать скромный взгляд.

Знаете, исполнять танец чисто механически (дрессировать себя) – дело не очень сложное, самое главное – чтоб вы получали удовольствие.

  • Третье  – движения и позиции рук.

Основополагающая позиция рук одинаковая везде. Соответственно, дальше идут разнообразные варианты и формы позиций и движений рук. В классической лезгинке выделяют 6-8 основных позиций.

  • Четвертое – движения ног.

Выделяют три вида движений: простое одиночное движение (например, какая-нибудь «ковырялка»), «характерное движение» (каскад и чередование движений, соло) и шаги (например, чеченский ход). Каждое из них имеет свои нюансы и аспекты, в которых тоже нужно разбираться.

Дискуссионный вопрос. Некоторые некоторые хореографы утверждают, что парню в танце не нужно улыбаться. Тогда вопрос: почему танцоры известных асамблей улыбаются? Пусть у вас будет красивая осанка, четкие движения рук и ног, но на лице – «камень», ваш танец не принесет удовольствия никому. Лучезарная улыбка всегда греет сердца людей и дарит радость. Поэтому, улыбайтесь чаще.

Какую пользу принесет обучение лезгинке?

Выделим десять основных плюсов, которые вы получите от танца (на самом деле, их сильно больше):

  1. Хорошее настроение (бодрость духа). Все понимают, что танцы – это упорный труд, и без хорошего настроения очень тяжело его пересилить. Многие вместо зарядки включают лезгинку и начинает отплясывать. Таким вот простым способом они получают заряд энергии на весь день.
  2. Красивая и стройная фигура. Танцы – это те же физические упражнения, но под музыку. Замечено, что за 2,5 часа интенсивных занятий лезгинкой человек может скинуть до 1,5 кг.
  3. Правильная осанка. Привитию правильной осанки во всех танцах уделяется огромное внимание. Оно и понятно, так как осанка очень важна всегда и везде. Особенно для девушек.
  4. Лучшая координация движений. Лезгинка очень динамичный танец и требует ловкости и быстроты реакции. Поэтому, со временем улучшается координация движений.
  5. Развитие гибкости. Давно замечено, что танцоры меньше, чем остальные подвержены травмам (не считая профессиональных травм). Благодаря эластичности и гибкости мышц, у этих людей очень редки растяжения.
  6. Красивая походка. Правильная осанка, стройная фигура и хорошая координация движений приводит к тому, что у человека со временем вырабатывается красивая походка.
  7. Уверенный взгляд. Говорят, что порой взглядом можно сказать больше, чем словами. Именно взглядом танцор передает всю энергию танца.
  8. Лучезарная улыбка. Приятно встречать людей, лица которых озаряет улыбка. Все профессиональные танцоры очень часто улыбаются. Тем более, это продлевает жизнь.
  9. Дисциплина (самоконтроль). Вызывает удовольствие то, насколько дисциплинированны люди, занимающиеся танцами. Часто такая дисциплинированность напоминает чуть ли не военную муштру. Но игра стоит свеч! Это окупается тем, что человек учится контролировать свою жизнь.
  10. Новые знакомства (интересные собеседники). Человек всегда должен расширять круг своих знакомств. Это необходимо для его развития.

Источник: https://tanci-kavkaza.ru/tanec-lezginka/

Ваш путеводитель по Дагестану

Источник: http://odnoselchane.ru/?sect=1733

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector