Адыгейский национальный костюм: фото и отличительные черты

Адыгейский национальный костюм

Поиск Лекций

ЗОЛОТОЕ ШИТЬЁ.

Умение шить золотом, считалось обязательным для девушек из знатных семей . Этому искусству начинали обучать рано.

Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим, к труду.

Золотошвейное искусство адыгов издавна славилось изяществом исполнения, богатством и оригинальностью орнаментальных композиций, совершенством техники.

Обратите внимание

Особенностью золотого шитья адыгов было удивительно гармоничное сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями из золотых и серебряных ниток.

Применение всех этих элементов в украшении одежды было тонко продумано и в ансамбле создавало изысканный стиль, отличный от золотошвейного искусства других народов.

Золотом и серебром расшивали одежду, кисеты, веера, колчаны для стрел, сёдла и иные предметы, которыми пользовались в повседневной жизни. Это умение было обязательным для девушек из знатных семей. Искусству золотого шитья их начинали обучать очень рано.

Адыги считали, что это прививает молодой девушке уважение к труду, эстетический вкус, скромность в манерах и сдержанность в выражении чувств, воспитывает уважение к старшим и знание обычаев.

Поэтому девушки с детства занимались приготовлением подарков для родственников будущего мужа. Вышиванием занимались и крепостные девушки, помогая своим знатным хозяйкам.

В старинных жилищах, когда дневной свет проникал через широкую трубу очага и открытую дверь, матовый блеск вышивки радовал глаз, вечером в мерцающем свете горящей лучины в очаге в игру вступало всё золото и серебро костюма. Но особенно красив он был в ярких солнечных лучах на фоне голубого неба.

Такая одежда была очень дорогой, и на изготовление её затрачивались годы кропотливого труда, поэтому носить её могли только женщины высших сословий, а в конце XIX века, в подражание знати, — девушки из самых зажиточных крестьянских семей.

Мужской костюм отличался большой строгостью, и вышивку можно было видеть только на праздничных башлыках.

Важно

Сегодня многие адыги в праздничные дни облачаются в традиционный национальный костюм. Всё чаще девушки предпочитают на своей свадьбе быть в адыгском платье «сай», богато украшенном золотошвейными орнаментами. Поэтому и поныне есть мастера народного декоративно-прикладного искусства, которые сохраняют и продолжают традиции золотого шитья адыгов.

Хотелось бы представить Вашему вниманию легенду, о искусной золотошвейке Сэтэнай.

Легенда о Сэтэнай.

Давным-давно, много лет тому назад в стране адыгов жило богатырское племя нартов.

Мужчины этого племени славились силой и мужиством, а женщины — красотой и своим искусством Золотого шитья.

Красавица Сэтэнай превосходила всех нартских женщин своим мастерством. Однажды поспорила она с молодым нартом – шорных дел мастером: кто за один день изготовит изделие краше.

Целый день трудились они. Искусный шорник первым закончил свою работу и сел в ожидании. Солнце уже садилось, а Сэтэнай продолжала свою работу. Красавица

обратилась с мольбой к солнцу: « О солнце, если бы ты на миг остановилось.» Светило, очарованное красотой золотых узоров Сэтэнай, остановило свой ход и стало ждать пока красавица закончит шитье. Наконец, увидев, что Сэтэнай встала с затканным золотом, удивительной красоты платьем, солнце зашло.

Молодой нарт встал и признал свое поражение: « Вправду говорят о тебе, Сэтэнай. Никто не может сравниться с тобой в искусстве золотого шитья».

С тех пор, так уж повелось, что перед закатом солнце, как бы задумавшись о чем-то, задерживается на небосклоне.

Адыгейский национальный костюм.

Наверное, нет ни одной нации в мире, которая не пыталась модернизовать свою одежду, не дополняла бы и не сумела бы сохранить ее для своих потомков. Это дело долга, чести. Так и черкесы, меняя что-то старое и добавляя некие эксклюзивные элементы, пронесли через века свою национальную одежду, которую переняли многие народы Кавказа, в частности казаки.

Совет

Стоит отметить, что черкесы никогда не были таким народом, который менял свое место жительства по нескольку раз, чем не могли похвастаться их соседи, которые кочевали с места на место, долго не находя пристанища.

Северный Кавказ считался колыбелью многих народов и национальностей. Не обходилось без войн и междоусобиц. Итогом этих войн, а также тесного соседства стало то, что обычаи и традиции видоизменялись. Если один народ видел что-то хорошее у другого, как правило, перенимал это. Так и сложилась кавказская культура.

Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции народного костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт вдохновляют современных художников — модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.

Исключительно красивый наряд, который мы сегодня называем «адыгафаща», начал формироваться еще в VI веке нашей эры. Это времена становления Византии, именно в тот момент адыги начали принимать христианство. Формирование национального костюма черкесов потребовало много времени. Окончательный вариант костюма адыги показали миру в конце ХVIII — начале XIX вв.

Исходя из того, что земля на территории Северного Кавказа сухая, а климат оптимальный, мировое сообщество смогло увидеть вещи, найденные во время раскопок: женские шапочки, платки, нижнее белье, украшенные серебром передники, шаровары и обувь.

Впервые про одежду черкесов заговорил арабский историк, географ и путешественник Масуди (X век нашей эры). Он писал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками».

Одежда, которая дошла до нас сегодня, — это прототип того костюма, который носили черкесы в конце XIX и в начале XX вв.

У черкесов бытовали шлемы и кольчуги из железных или стальных колец, надевавшиеся на подкольчужник. Руки защищали металлическими налокотниками и боевыми рукавицами. Такого рода воинский костюм был, конечно, доступен только феодальной верхушке и, так же, как оружие, передавался из поколения в поколение. У мужчин верхней одеждой являлась черкеска, чаще всего черного, бурого или серого цветов.

Длина черкески зависела от моды, обычная же длина — немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек — газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. Парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее — прямые широкие.

Oдежда связана с историей народа и является неотъемлемой частью национальной культуры. Анализ истории развития одежды адыгейского народа показывает устойчивость самобытной формы покроя и шитья одежды.

Обратите внимание

На весь Кавказ прославились адыгские национальные формы одежды: черкеска — мужская форма одежды, и сае — женская.

Костюм адыга (черкеса) состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяк, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку.

Оружие — шашка, ружье, кинжал и пистолеты; на черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе — жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия.

Примечательно, что в ранние эпохи роль мужской одежды была более универсальной, она зачастую совмещала экипировку воина.

Такой универсальной формой одежды являлась знаменитая черкеска (цые). Этим же требованиям отвечали и легкая обувь, и бурка, и башлык—незаменимые спутники адыга-воина в походах. Бурка, например, не только защищала от дождя, снега и ветра, она служила и готовым шалашом.

Женская ( адыгская — черкесская) одежда богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьем, басонными изделиями — позументами, тесьмой, галунами и серебряными изделиями. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою. Четырех — шестиклинная юбка гладкая или в складочку, смотря по

качеству материала, пришивалась к кофточке, которая шилась по фигуре, рукава делались длинные и прямые с узким обшлагом. Подол и обшлаг обшивались узким узорным шнуром. Более богатые женщины обшлага рукавов и подол платья украшали еще золотым шитьем и позументами. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь.

Одежда женщины и девушки украшалась богато и имела дорогой и нарядный вид. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою.

Важно

У адыгов было развито ткачество сукна из шерсти, производство войлока. Войлок чаще использовался в изготовлении мужских элементов костюма — башлык, бурка… в женских вещах применялся реже: только для изготовления обуви.

Домотканое сукно было сравнительно хорошего качества и ценилось у соседних народов, но шили из него женскую одежду как правило девушки из несостоятельных семей. Девушки из богатых семей позволяли себе наряды из довольно дорогих материалов, привезённых из Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии.

На одно платье уходило более пяти метров материала, приталенное от пояса к подолу оно становилось шире за счет вшитых клиньев.

Девушки из благородных семей с возраста пяти лет обучались прикладным искусствам: плетению тесьмы, ткачеству галунов, вышиванию золотом. К моменту своего замужества у девушки всегда был готов свадебный наряд.

В большинстве случаев в костюмах с большим наличием объёма работы в золотом шитье основную работу выполняли девушки, которые были в прислуге.

Орнамент в шитье мог быть скромным и неброским, но мог быть грузным

и массивным. Мотивы в нём были чаще растительного, зооморфного или солярного характера. Адыгский орнамент легко определяется по своей лаконичности от орнаментов соседних им народов осетин, ногайцев, балкарцев, ингушей. Но способы украшения и расположения орнамента на одежде почти у всех народов схож

Мужской костюм.«Цый»-так называемая в народе черкеска. Обычно черкешенки сами изготовляли из шерсти материал для шитья «цыя». Покрой «цыя» отличается от «сая» лишь тем, что в черкеске рукава длинные и широкие, имеется вырез на груди и полы короче. На груди слева и справа пришиваются гнезда для газырей. Подкладку подставляют только в верхнюю часть «цыя», до талии.

Края украшают узорными шнурами и пуговицами из круглых шнуров, в виде орнаментальных узлов, так называемых «кIыIун», «кIыIушъхь». Кафтан (бешмет) шьют из тонкого материала. Цвет кафтана должен соответствовать цвету «цыя», так как он одевается под «цый». Форма покроя такая же как и у «цыя», только грудь закрытая, воротник высокий, стоячий и длина кафтана выше колен.

Совет

Рукава узкие с застежками. Украшением кафтана служит обшивка гладким сутажом или шнуром краев воротника, обшлагов и боков до пояса. Бурка и башлык у адыгов служили для защиты от дождя и холода и изготовлялись руками, самих мастериц-адыгеек.

Мастерицы золотого шитья и басонных изделий не жалели сил и времени для украшения бурки и башлыка вышивкой, сутажом, бахромой та прутиков, аппликацией воротника и т. д

Адыги шили свой костюм строго, лаконично, изысканно, не перегружая лишними деталями. Впервые черкеску шили подростку в 10—12 лет, а иногда и позднее. Это было знаком перехода от детства к взрослой жизни.

Черкеска, вверху обтягивая фигуру, от талии плавно расширялась книзу при помощи особого кроя спинки и расклешенных клиньев. Особым щегольством считалось, если

черкеска была хорошо сшита и сидела как влитая. Костюм для адыгов был средством создания совершенного образа человеческой фигуры.

Говорят, что идеальными пропорциями у черкеса считалось, если кошка в полный рост могла пройти под его талией, когда он лежал на спине. Форма костюма подчеркивала

атлетичность тела и подразумевала прямую осанку, втянутый живот и благородное поведение.

Нараспашку черкеску носили только старики, да и то только в своем селении. Длине, цвету и аксессуарам черкески уделялось особое значение. По этим параметрам многое можно было узнать о ее владельце. Существовали строгие правила ее ношения. Одежда в некотором смысле являлась социальным регулятором.

Читайте также:  Бордовые ботфорты: с чем носить (фото) – стиль, цветовые сочетания, рекомендации

Например, белые черкески были очень редки, и носили их только представители дворянского сословия. Также очень важна была и манера носить черкеску. Ее носили застегнутой и подпоясанной узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка.

Обратите внимание

Наиболее бросающейся в глаза деталью были газырницы — нагрудные карманы с мелкими отделениями, в которых хранились трубочки с зарядами для оружия — газыри.

Со временем черкеска стала самым популярным костюмом на Кавказе. В 40–х годах XIX века этот костюм был утвержден как воинская форма казачьих войск на Кавказе. Терские, кубанские и донские казаки переняли адыгский костюм полностью, так же как седловку лошадей, манеру езды, ношения оружия.

Черкеска была больше чем одежда — это был имидж сильного, достойного и храброго воина. Воина, для которого самым важным было его имя, и он был готов за него умереть. Среди российских императоров особенно изысканно носил черкеску император Николай II.

Женский костюм адыгов отличался изяществом линий и красотой деталей.

Черкешенки всегда славились стройной фигурой и тонкой талией. Хрупкости девичьего силуэта способствовало традиционное женское платье — «сай». Оно имело покрой черкески и надевалось поверх рубахи или кафтанчика.

Шилось из бархата, плотного шелка или сукна. Передняя часть представляла собой цельнокроеный клин по всей длине. Сай всегда украшался золотошвейным узором.

Поверх него девушки надевали серебряные или позолоченные пояса, украшенные традиционными орнаментами.

Интересной особенностью было то, что у женщин существовали деревянные ходули — «пхъэцуакъэ».

Эти своеобразные туфли у женщин высших сословий достигали 12 см и были обтянуты бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями..

Важно

За счет такой конструкции туфель девушки визуально вытягивались, передвигались маленькими шагами, медленно и грациозно, тем самым показывая хорошие манеры и воспитанность.

Создавалось впечатление неспешности и уверенности в себе. Это была праздничная обувь и непременный атрибут свадебного наряда невесты. Всякий костюм — нечто большое, чем предмет одежды.

Костюм придает человеку не только определенный физический силуэт, но и образ — наделяет его характером, весомостью. Так и национальный костюм — не просто одежда. Он рассказывает о народе, о его восприятии жизни и о понимании положения человека в мире.

Такие элементы материальной культуры народа как одежда и вооружение формируются не в один день, а в течение длительного времени, и на их формирование оказывают влияние такие факторы как природно-географические условия страны, вид хозяйственно-экономической деятельности, особенности социальной структуры и политической истории народа, а также его менталитет и эстетические вкусы.

В социально стратифицированных обществах одежда различных сословий может сильно различаться и строго регламентироваться. Например, в феодальной Европе такие различия можно увидеть в одежде крестьян и феодалов, духовенства и ремесленников, короля и придворных, музыкантов, артистов и других представителей разных слоев общества.

Зависимость формирования того или иного комплекса одежды от природно-географических условий и типа хозяйственной деятельности можно проиллюстрировать на примере такого элемента одежды как штаны.

Они появляются и получают распространение, как правило, у народов, проживающих в регионах с умеренным или холодным климатом, древними традициями коневодства и развитой всаднической культурой.

У многих народов в прошлом, проживавших в странах с жарким или теплым климатом и у которых кавалерия была не основным, а вспомогательным видом войск, штаны как элемент одежды, отсутствовали. К этим народам, например, относились древние греки, римляне, шотландцы и многие другие.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s47449t7.html

Адыгейский национальный костюм

Адыгейский

национальный костюм.

Адыгский костюм соответствует внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа. Одежда адыгов подразделялась на повседневную, и праздничную.

Она отличалась своеобразием орнамента, цветовой гаммой и символами. У наших предков была красивая, яркая, разноцветная и очень удобная одежда.

Отличительные особенности адыгского костюма — присутствие традиционных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника и вышивки ручной работы.

Женский костюм

Адыгейский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Женский адыгейский костюм включал: верхнее платье – сае, нижнее платье – джанэ, короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай.

Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное – из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди.

Платье плотно облегало фигуру и застегивалось на талии 2 – 3 крючками. К длинным и узким рукавам пришивали широкие, длинные лопасти (Iэнцогъу), которые были красиво орнаментированы.

Совет

Платье было синего, темно-зеленого, черного, коричневого, темно-красного цветов.

Нижняя часть платья состояла из семи клиньев.

Шапочка (паIо) изготавливалась из твердой прессованной ткани, покрытой бархатом. Она расшивалась замысловатыми рисунками, поверх нее набрасывался светлый шарф, который украшался орнаментом. Головным убором женщин являлись платки, шапочки. Девочки и замужние женщины носили платки, девушки – «золотые шапочки» («дышъэ паIо»). Носили их и замужние женщины до рождения первого ребенка.

У адыгов существовало несколько видов шапочек. У одной шапочки нижняя часть обтягивалась широкими, а верх узкими галунами. Другая же изготавливалась из галуна, но имела сафьяновую подкладку и заостренный куполообразный верх. Шапочка, шитая из золота или серебра, считалась самой нарядной и переходила по наследству от матери к дочери.

Обязательным элементом женского костюма служил пояс (бгырыпх). Он делался из кожи (шириной в 3 – 4 см), расшивался и имел серебряную или металлическую пряжку с позолотой. 

Женские чувяки (цокъэхъурай) – традиционная обувь адыгейских женщин. Они изготавливались из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшитой национальным орнаментом. Женская обувь мало отличалась от мужской. Она была только изящней и богаче украшенной.

Также обувью были чувяки, башмаки, сафьяновые и войлочные носки-маист, ходули, туфли. У женщин высших сословий была распространена  специальная обувь (пхъэ цуакъэ) – деревянные ходули на двух ножках высотой 12 см, обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями.

Эта обувь была парадной, свадебной.

Мужской костюм

Мужской костюм был более строг: черкеска – цые, бешмет – кIако, шаровары – гъончэдж, шапка – паIо, папаха – пэIобырац, башлык – шъхьархъон, пояс – бгырыпх, кинжал – къамэ, ноговицы – майстэ, бурка – кIакIо. Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета.

Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц – газыри, которые обложены серебряным галуном.

Ниже патронниц делаются два боковых  кармана для натруски с порохом и еще таких два ниже талии.

Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Высокий стоячий воротник застегивался на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх бешмета плотно облегал фигуру, а низ не доходил до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, стегивающимся на узелковые пуговицы.

Бешмет надевался под черкеску, он длиннее черкески и виден был из под нее. О бешмете мало сведений, но о том, что под черкеску адыги носили одежду из шелка и другой ткани, украшенную   золотом или серебряным шитьем и галуном, имеются сведения.

  Эти украшения говорят о том, что адыги могли его носить без черкески, как праздничную одежду.

Шаровары шились из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка).

Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой. Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершали мужской костюм. У колена они опоясывались узким наборным ремешком.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/presentacii/adyghieiskii_natsional_nyi_kostium

Национальная одежда адыгов

ЧЕРКЕСКА

ЧЕРКЕСКА-традиционный мужской костюм адыгов.

Совершенство,изысканность и строгость линий ,суровая

красота веками создававшегося костюма ,неяркие приг-

лушенные тона прекрасно гармонирует с остальными

элементами одежды мужчины .

Верхняя часть черкески плотно облегает фигуру ,

нижняя часть свободная,не стесняющая движения .Все

детали мужского национального костюма адыгов помогают

придать мужской фигуре ещё большую стройность ,

воинственный вид и…элегантность.

Изысканность и строгая красота черкески покорила все

народы Кавказа и они с гордостью носят её.

ОБУВЬ

Традиционная обувь адыгского мужчины также стала предметом

заимствования другими народами .

Обувь мужская состояла из софьяновых сапог -мест,поверх

которых надевались летом софьяновые ,зимой войлочные гетры

со штрипками —лъай,а на них круглые софьяновые туфли-

цокъэхъурай.

Обувь из красного софьяна носили князья ,из коричневого-

дворяне,из чёрного -свободные крестьяне, тфокотли.Рабочая

обувь для крепостных крестьян шилась из сыромятной кожи-

lашъоцуакъ-и была иного покроя и структуры.

Бурка

Бурка — мужская верхняя одежда .

У адыгов она играла

исключительную роль :защищала от дождя , ветра , палящих лучей

солнца , служа постелью на биваке в степи , на пастбище . Без неё

немыслимо представить кавказца-мужчину . Бурка была приспособлена

к наездничеству и походным условиям .Она была легкой ,прочной и

одновременно удобной для всадника .Ее можно было свернуть и

привязать к седлу . Бурка у чабанов называлась «ГОБЭНЕЧ»

Бурка делалась из овчины , шерстью наружу , и из войлока . Она

завязывалась шнурками или застегивалась на пуговицы . Во время

странствий адыг никогда не расставался с буркой . В случае

необходимости подпоясывался поясом , отделанным серебром.

Бурка служила верхней одеждой. В море и на речке она было лодкой, в лесу и степи была одеялом и подушкой, в мороз спасала от холода, в дождь не промокала. Бурка была всегда верной спутницей адыга — как в мировой жизни, так и на войне.

Белые бурки носила знать, известные люди. Бурка считалась ценным подарком. Ее берегли, ею дорожили.

Кольчуги черкасские.

Вес воинского снаряжения средневекового европейского рыцаря достигал порой ста и более килограммов. Эти доспехи часто спасали жизнь рыцарю, но они же нередко были причиной его гибели. Ибо рыцарь в тяжёлых доспехах был лишен способности маневрировать, а упавший рыцарь практически становился беспомощным.

А каковы были адыгские кольчуги, бывшие предметом восхищения своих современников? Кольчуги адыгов были удивительно легки, не более 2,5 кг. Лучшие их образцы могли умещаться на мужской ладони. В добавок к этому, они были надёжны, прочны и очень красивы.

Далеко не каждый кинжал и шашка могли их разрубить. Даже ружейные пули могли пробить их изредка, лишь с очень близкого расстояния.

Адыгам было известно 5 видов кольчуг:

  1. черечеу

  2. конделаф

  3. кобешав

  4. шакшаф

  5. дьлан кубе

Головной убор

У адыгов есть очень популярная пословица: «Если не у кого спросить совета, посади свою шапку и спроси ее». Шапка считалась сакральной вещью.

Головной убор мужчины на Кавказе символизирует мудрость гор, рыцарства, возвышенность духа, мужества, силу, мощь, защиту, оберег. Обнажить голову без крайней необходимости считалось плохой приметой.

Шапка защищала в холод от мороза, в жару от зноя, в бою она принимала часть удара на себя и тем самым нередко спасала жизнь человеку.

Социальное положение мужчины можно было безошибочно определить и по головному убору:

Читайте также:  Выкройка и пошив женских брюк: как пошагово построить выкройку и сшить женские брюки с идеальной посадкой

1 Пщы паIу — княжеская шапка с высоким сужающимся кверху каракулевым

околышком.

2 Оркъ паIу- шапка с каракулевым околышем, расширяющимся кверху.

3 ФэкъолI паIу -шапка с узким каракулевым околышем и выпуклым полусферическим

4ПэIопырац — Крестьянская папаха .

Женская одежда

Черкешенки славились красотой,изяществом,ими восхищался и запад, и Восток.

Женский национальный костюм стоял из корсета,нательной рубашки,платья,кафтанчика и сай

Адыгский корсет-шъохътан-был изготовлен из сафьяна на шелковой или бумажной подкладке,без бретелек.

Корсет призван был способствовать формированию идеальной фигуры:тонкая талия, узкие плечи,неравитый бюст,широкие бедра.Женская одежда акцентировала внимание на достоинства фигуры девушки.

Сай-состоит из семи клиньев линия шва между ними была оторочена тесьмой из парчевой нити.Сходящейся в на золотистые линии в области талии на однотонном черном или бордовом фоне создавали ощущение предельной утонченности фигуры.

Источник: http://school04.ucoz.ru/publ/nacionalnaja_odezhda_adygov/1-1-0-8

Открытый урок Тема: Национальный адыгейский костюм. Подготовила учитель технологии Энемской СОШ 25 Минакова В.В. — презентация

1 Открытый урок Тема: Национальный адыгейский костюм. Подготовила учитель технологии Энемской СОШ 25 Минакова В.В.<\p>

2 Цель урока: -ознакомить учащихся с традициями адыгейского народного костюма; — воспитывать уважение к культурным традициям адыгейского народа; -воспитание художественного вкуса и интереса к народному творчеству; — познакомить с художником модельером Юрием Сташ и его творчеством;<\p>

3 План урока: 1.Адыгейский орнамент; Одним из замечательных видов народного искусства является орнаментальная культура, отображающая в своеобразных формах окружающую действительность, быт и мироощущение человека и воплощающая в себе его эстетические идеалы. О давности орнаментального искусства говорят фрагменты гончарной посуды из раскопок Тахтамукайского городища.<\p>

Обратите внимание

4 Орнамент: Звериный стиль Большое распространение начинает получать изображение не всего животного, а лишь его части – головы, рогов со значительной стилизацией.<\p>

5 Орнамент: Крестообразная основа Характерно чертой адыгских узоров является крестообразная основа с круглой или четырехугольной формой в центре. От него симметрично расходятся завитки в виде головы.<\p>

6 Орнамент: растительный С развитием художественных и композиционных приемов основные мотивы стали обрастать элементами растительного характера.<\p>

7 Памятники Золотого шитья Орнаментальные формы и узоры, отражающие языческие верования адыгов, продолжали бытовать и развиваться. О чем свидетельствует множество памятников золотого шитья адыгов веков, основные узоры которых сформировались до н.э. как и многие образцы орнаментального искусства народа.<\p>

8 Предметы быта Высокой ступени развития декоративное искусство адыгов достигло уже ко второй половине 17 века.<\p>

9 Адыгейская одежда<\p>

10 Модельер Юрий Сташ<\p>

11 Адыгейский мужской костюм<\p>

12 Сокровища курганов Когда руки подняты, то мы видим сокровища курганов Адыгеи. Такой головной убор носили 4000 лет тому назад.<\p>

13 Птица «Утренняя заря» Символизирует собой красоту для человека, добрые Начинания.<\p>

14 Национальный костюм Женский костюм богато украшен адыгейским национальным орнаментом.<\p>

Важно

15 Зеленый мир Когда девушка поднимает руки, она превращается в зеленое дерево. поворачиваясь черной спиной- предупреждает о том, что надо беречь природу.<\p>

16 Закройщик из Габукая Юрий Сташ – первый национальный кутюрье Адыгеи. Он возрождает огромный пласт традиционного художественного ремесла черкесов – золотое шитье, аппликацию и плетение. Художник синтезирует в своем творчестве традиционное и новаторское искусство, мифы и реальность.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/352618/

Презентация на тему «Национальный адыгейский костюм»

  • Скачать презентацию (0.82 Мб)
  • 12 загрузок
  • 4.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Данная презентация «Национальный адыгейский костюм» рассказывает нам о разнообразных разноцветных орнаментах адыгейской нации. Какой узор соответствует какой одежде и когда её нужно одевать.

Краткое содержание

  • Орнамент Звериный стиль
  • Орнамент Крестообразная основа
  • Орнамент растительный
  • Памятники Золотого шитья
  • Адыгейская одежда
  • Адыгейский мужской костюм
  • Слайд 1Тема: Национальный адыгейский костюм.
  • Слайд 2-ознакомить учащихся с традициями адыгейского народного костюма;- воспитывать уважение к культурным традициям адыгейского народа;-воспитание художественного вкуса и интереса к народному творчеству;- познакомить с художником модельером Юрием Сташ и его творчеством;
  • Слайд 3
    • 1.Адыгейский орнамент;
    • Одним из замечательных видов народного искусства является орнаментальная культура, отображающая в своеобразных формах окружающую действительность, быт и мироощущение человека и воплощающая в себе его эстетические идеалы.
    • О давности орнаментального искусства говорят фрагменты гончарной посуды из раскопок.
  • Слайд 4
    • Большое распространение начинает получать изображение не всего животного, а лишь его части – головы, рогов со значительной стилизацией.
  • Слайд 5
    • Характерно чертой адыгских узоров является крестообразная основа с круглой или четырехугольной формой в центре. От него симметрично расходятся завитки в виде головы.
  • Слайд 6
    • С развитием художественных и композиционных приемов основные мотивы стали обрастать элементами растительного характера.
  • Слайд 7
    • Орнаментальные формы и узоры, отражающие языческие верования адыгов, продолжали бытовать и развиваться. О чем свидетельствует множество памятников золотого шитья адыгов 18-19 веков, основные узоры которых сформировались до н.э. как и многие образцы орнаментального искусства народа.
  • Слайд 8

    Высокой ступени развития декоративное искусство адыгов достигло уже ко второй половине 17 века.

  • Слайд 12

    Когда руки подняты, то мы видим сокровища курганов Адыгеи.
    Такой головной убор носили 4000 лет тому назад.

  • Слайд 13
    • Символизирует
    • собой красоту
    • для человека,
    • добрые
    • Начинания.
  • Слайд 14
    • Женский костюм
    • богато украшен
    • адыгейским
    • национальным
    • орнаментом.
  • Слайд 15
    • Когда девушка поднимает руки, она превращается в зеленое дерево. поворачиваясь черной спиной- предупреждает о том, что надо беречь природу.
  • Слайд 16
    • Юрий Сташ – первый национальный кутюрье Адыгеи. Он возрождает огромный пласт традиционного художественного ремесла черкесов – золотое шитье, аппликацию и плетение.
    • Художник синтезирует в своем творчестве традиционное и новаторское искусство, мифы и реальность.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/obshh/natsionalnyy-adygeyskiy-kostyum

Адыгейский женский национальный костюм

Центр АРТ-образования,

Всероссийский краеведческий конкурс «Красота родного края»

Номинация: «Национальный костюм»

Доклад

на тему: «Адыгейский женский национальный костюм»

Ученика 9 «Б» класса

Сихаджока Азамата Еристемовича

Руководитель:

Учитель адыгейского языка и

адыгейской литературы

Гиш Светлана Тугуановна

МБОУ «Гимназия №5»

г. Майкоп

Национальный костюм – это своеобразная

книга, из которой можно многое узнать об обычаях и истории своего народа.

Б. Х. Бгажноков

Адыгейский национальный костюм – один из предметов, который сохранился до наших дней и является неотъемлемой частью национальной культуры адыгов. В связи с этим мы решили более углубленно вникнуть в историю национального костюма черкешенки, а точнее, углубить изучение адыгейского женского костюма « сай».

Задача:определить действительность происхождения женского костюма «сай» в этнокультурном пространстве черкесов и довести до каждого о его красоте.

Цели:

— историческая востребованность происхождения костюма черкешенки;

— влияние костюма амазонки на костюм черкешенки;

В поисках ответов на поставленные вопросы мы обратились к трудам таких учёных, как Студенецкая Е.Н., Азаматовой М.З. , Нефляшевой Н.А. , Бгажнокова Б. Х.

Актуальность работы:

Мы считаем, что данная тема актуальна в силу того, что адыгейский женский национальный костюм «сай» — один из предметов, который сохраняет нашу национальную культуру.

На наш взгляд, история амазонок, которую мы вам сейчас расскажем, доказывает, что черкесский народ является древним народом, история которого окутана тайной.

Гиппократ был первым, кто писал об истории амазонок: «Когда предки черкесов жили на берегах Чёрного моря, им приходилось сражаться с амазонками, племенем женщин, проживавшим в тех горных местах, где сейчас живут и черкесы. Они (амазонки) также захватили и соседние равнины до самого Ахло- Кабак.

Эти женщины отказывались подчиняться приказам мужчин или даже общаться с ними. Между ними были бесконечные войны. Однажды, когда они готовились к решающей битве, мудрая принцесса племени амазонок, которой предписывали дар предвидения, вдруг вышла из своей палатки и попросила встречи с князем черкесов Тулмом, который тоже отличался незаурядными умственными способностями.

Спустя несколько часов, принцесса обратилась к своей армии, сказав, что всё улажено. И так, доводы Тулма были сильнее и убедительнее, она согласилась выйти за него замуж, она добавила, что по их плану вражда должна угаснуть и уступить место дружбе, и приказала двум армиям последовать их примеру.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/doklady/110467-adygejskij-zhenskij-nacionalnyj-kostjum.html

Презентация к уроку по технологии (7 класс) на тему: Одежда народов Кавказа 7 класс

Одежда народов кавказа

Цели и задачи: ознакомление учащихся с особенностями украшения адыгского женского национального костюма, с орнаментацией нарукавных подвесок; раскрытие его связи с национальными традициями и обычаями, культурой адыгов; обучение детей изображению адыгского народного узора в процессе выполнения эскиза художественного оформления нарукавной подвески платья – сай; развитие творческих способностей учащихся, воспитание у них эстетического отношения к ценностям художественной культуры адыгов.

Материалы к занятию.

Для учителя: образцы изображений адыгского женского костюма (слайды, фото, рисунки, видео), раздаточный материал в виде карточек с вариантами орнаментации нарукавных подвесок, учебная таблица композиционной схемы орнаментального решения нарукавной подвески.

Для учащихся: лист белой бумаги, карандаш, резинки (для первого урока), краски, кисточка, баночка для воды, фломастеры( для второго урока).

Совет

Распределение времени: На первом уроке осуществляется знакомство с историей и особенностями декоративного оформления адыгейского женского праздничного костюма, а также – выполнение линейного рисунка орнамента нарукавной подвески.

Второй урок посвящается окончанию построения рисунка орнаментальной композиции нарукавника и выполнение его в цвете акварелью или гуашью, а также проводится презентация завершенных работ с их коллективным обсуждением и оценкой.

Рекомендации по ходу ведения занятия.

Полноценное выполнение учебных задач, определенной темой данного занятия, можно достичь за два полных урока.

На первом уроке учитель может провести беседу о красоте адыгского женского костюма, объяснение сущности работы по оформлению нарукавной подвески и организовать практическую деятельность учащихся по графическому построению ее композиции; на втором уроке – разработку цветового (колористического) решения эскиза композиции нарукавника и подведение итогов всего занятия.

Итак, первый урок начинается с беседы, в которой ученики выступают не в роли пассивных созерцателей или наблюдателей, а в качестве активных участников; они могут высказывать свои мнения, задавать учителю вопросы, читать стихи, отрывки в прозе, демонстрировать рисунки или детали национального костюма, исполнять танцевальные номера и т.д. Однако, все это должно осуществляться не экспромтом, а по заранее разработанному учителем плану, в соответствии с которым он поручает отдельным учащимся подготовку декламации стихов или прозы, исполнение других номеров (танцы, вокал, музыка), связанные с темой этого занятия.

1. Беседа об адыгейском женском праздничном костюме.

Беседа начинается со вступительного слова учителя ИЗО:

– Дети, сегодня мы познакомимся с адыгским национальным костюмом, ансамбль которого формировался на протяжении многих веков и имеет свои отличительные и довольно интересные особенности как в отношении его составных частей, орнаментации, так и цветового решения.

В многочисленных литературных источниках имеются любопытные описания адыгского женского костюма, например, о книге Н.Дубровина “Черкесы (Адыги)”, изданной в 1927г. в г.Краснодаре, имеется такое описание костюма черкешенки: “Черкесский женский костюм чрезвычайно живописен.

Поверх широких суженных книзу шароваров, длинная белая рубашка из бязи (бумажного холста) или кисеи, разрезанная на груди, с широкими рукавами с небольшим стоячим воротничком. По талии рубашка стягивается широким поясом с серебряною пряжкою. Сверх рубашки надевается шелковый бешмет какого- нибудь яркого цвета.

Бешмет шьется короче колена, с короткими выше локтя рукавами, полуоткрытый на груди и украшенный продолговатыми серебряными или другими металлическими застежками.

На ногах легкие красные, сафьяновые чувяки, обшитые галуном; на голове круглая шапочка, с небольшим околышком из смушек, обложенная серебряным галуном; верх шапочки повит белою кисейною чалмою с длинными концами, падающими за спину. Из под шапочки вьются, всегда распущенные по плечам волосы и придают много прелести костюму и красоте девушки [2,5].

Обратите внимание

Вопрос: Что же вызывает в вашем воображении это описание? Оно безусловно “рисует” в лабиринтах нашего воображения прекрасный образ черкешенки, красота которой подчеркивается “живописным” костюмом, всеми его гармонично соединенными компонентами и аксессуарами. Возникает вопрос, а какие же основные компоненты составляют ансамбль адыгского женского костюма? (В описании Н. Дубровина их было перечислено множество).

Ответ: Ансамбль адыгского женского костюма, окончательное формирование которого закончилось уже в Х1Х веке, состоял из длиной туникообразной рубашки, кафтанчика, шароваров, платья, нагрудника, пояса, головного убора и мягких туфель из сафьяна. Главным же компонентом праздничного костюма адыгской женщины является платье – сай.

Это верхняя распашная одежда в талию, близкая по крою с черкеской. Рукава платья сначала были длинные разрезанные от локтя. Но в начале Х1Х века они стали короче и, чтобы закрывать женские руки, под них поддевали длинные почти до подола, расширявшиеся к низу лопасти (нарукавные подвески), вышитые золотом и серебром и обшитые голуном (рис. 1, см.

 Приложение).

Рассматриванию иллюстрации уделяется достаточное внимание, чтобы учащиеся увидели и отметили особенности художественного оформления всех частей костюма, особенно нарукавных подвесок.

Другие не менее важные составные части костюма, например, нагрудник, вышитый золотом, с серебряными застежками, шелковые шаровары, красные чувяки, также были признаками знатности, богатства и привлекательности, часто упоминавшимися в народных преданиях. Кроме того, в адыгском комплекте женского костюма большое значение отводилось эстетике и символике цвета.

Известно, например, что по цвету шаровар, можно было определить идет ли девушка, замужняя женщина или вдова, так как у молодой девушки они были белого цвета, у замужней красного, а у овдовевшей голубого оттенка.

Действительно, цвет в адыгском женском костюме играл не только эстетическую, но и символическую роль. Но художественно-эстетическая функция цвета была доминирующей. Это наводит на мысль постановки нового вопроса:

Какие закономерности определяли характер цветового решения адыгского женского праздничного костюма?

Ответ: Праздничный костюм адыгской женщины представляет собой единый комплекс, согласованный по форме, цвету и отделке. Самым нарядным считался темно-красный цвет, который был привилегией женщин высших сословий.

К темно-красному цвету полагались гармоничные, близкие по тону кафтанчик и подвески, оранжевая, желтая или белая рубашка. Другим весьма распространенным цветом женской одежды независимо от возраста и социального положения был черный.

С учетом особенностей визуального (зрительного) восприятия в костюме выдерживались либо теплые, либо холодные тона. Черный и белый, считавшиеся нейтральными, допускались в сочетании с другими хроматическими цветами.

Важно

Сочетания контрастных цветов (зеленого с красным, красного с синим)считалось признаком неразвитого эстетического вкуса, но встречалось такое не часто.

Учитель: Таким образом, закономерности гармоничного подбора цветов при пошиве адыгского женского праздничного костюма являлось характерной особенностью его эстетических достоинств.

Но кроме цвета, колористической гаммы, в повышении эстетической выразительности костюма адыгейской женщины использовались и другие средства.

Вопрос: Какие еще средства усиливали художественно-эстетическую выразительность адыгского женского праздничного костюма?

Ответ: Усилению красоты адыгского, женского праздничного костюма способствовали такие художественные средства как шитье золотом (орнамент) и ювелирные украшения.

Платье – сай и шапочка украшали серебряными и золотыми галунами, а также вышитыми золотом узорами, которые, контрастно выделяясь на глубоком красном или черном фоне, делали костюм особенно красивым и строгим. Все это было свидетельством хорошего художественного вкуса мастериц-портных.

Узорной вышивкой, представлявшей собой зооморфно – растительные мотивы, украшали края разреза платья от талии и до подола, а в отдельных случаях – и по подолу (Рис. 2, Приложение см. выше).

Особой красотой отличались вышитые более сложным рисунком узора нарукавные подвески, сохранившие в наибольшей чистоте старые типы орнамента.

Совет

Композиция узора нарукавной подвески представляет собой строго симметричное изображение, центральную основу которого часто составляют геометрические фигуры (ромб или треугольник), которые дополняются зооморфно – растительными элементами и мотивами (роговидными завитками, листочками и трилистниками).

Эти мотивы и элементы узора соединяются между собой тонкими, изящными линиями тесьмы, образующими целостное декоративное изображение, красиво вписанное в фигуру подвески. (Рис. 3, Приложение см. выше).

Изготовление вышитой нарукавной подвески требовало около года кропотливой работы. Поэтому она очень высоко ценилась и передавалось по наследству от матери к дочери. Надевали нарукавные подвески в особо торжественных случаях, в связи с чем они больше сохранялись, намного переживая само платье.

Учитель: В усилении красоты праздничного костюма адыгской женщины большая роль принадлежит также ювелирным украшениям, как нашиваемым на одежду (подвески, накладки, бляхи), так и съемным (ожерелья, браслеты, серьги).

Вопрос: Какой еще очень важный элемент национального костюма адыгейки придает ему особую выразительность и красоту?

Ответ: Особой частью женского костюма черкешенки является также и серебряный пояс, который одевался поверх “сая”. В орнаментации поясов применяли технику чернения серебра, которая заключается в том, что вырезанный резцом на металле орнамент заполняли веществом особого состава – чернью, благодаря которой рисунок узора становится четким и очень красивым.

Вопрос: В каком из наших музеев собрана богатая коллекция женских поясов, ювелирных украшений для адыгского национального женского костюма?

Обратите внимание

Ответ: Богатой коллекцией очень красивых женских поясов обладает Национальный музей Республики Адыгея в г.Майкопе.

Учитель: Национальный музей Республики Адыгея в 2005 году отметил свое 80-летие. В его собрании по этнографии начитывается более семи тысяч единиц хранения, включая редкие и очень ценные в художественном отношении образцы адыгейского женского костюма, женских шапочек, поясов, ювелирных украшений.

Искусство изготовления женских поясов составляет особую страницу в истории адыгского прикладного ювелирного художественного ремесла.

Разнообразие типов, форм и способов украшения таких поясов заслуживают того, чтобы посвятить этому элементу национального женского костюма отдельную беседу. Однако в нашем диалоге следует отметить, что форма пояса девушки и замужней женщины была не одинакова.

Например, пояс девушки отличается более изящной и богато декоративной формой, а пояс замужней женщины, в частности, его застежка и пряжка отличались большей шириной и массивностью. Таковы общие черты декоративного оформления адыгского женского праздничного костюма. (Рис.

4, Приложение см. выше).

Но в ознакомлении учащихся с адыгейским женским костюмом нельзя обойти стороной его смысловую связь с другими видами национального искусства, такими как танец и музыка. В связи с этим учитель может поставит перед классом такой проблемный вопрос: Имеется ли смысловая, культурно – историческая связь адыгейского женского костюма с танцами и музыкой и в чем она проявляется?

Ответ: Да, имеется.

Танец, музыка, прикладное искусство, костюм как явления единого, целостного культурно-исторического процесса в развитии народа выражают общие внутренние идеи адыгской художественной культуры.

Отсюда пластическое богатство, выразительность жестов рук в женском танце адыгов, плавность и красота телодвижений подчеркивают и красоту гибких линий орнамента в национальном костюме.

Характерные черты адыгского национального танца получили отражение в творчестве поэтов Адыгеи. В этом отношении очень интересно стихотворение “Тайна танца”, которое написал Руслан Нехай. И учитель предлагает одному из учащихся прочитать его.

“В танце каждого народа –Суть характера его.Адыгеец в хороводеВесь пылает, как огонь.Танцы светлые адыговС миром музыки в ладу,Пары то кружатся лихо,

То, как лебеди плывут”[4].

Важно

Известный писатель и поэт Адыгеи Исхак Машбаш также написал ряд стихотворений, посвященных национальным танцам – исламею, уджу, зафаку и зигатлят. Отрывок из его стихотворения “Исламей” учитель просит прочитать другого ученика класса.

“Этот танец в орнамент сплетался века,Он и сдержан, и силой наполнен взрывной.Он и мягок, как женская нежность мягка,

И волшебен, как эта звезда надо мной”[3].

Чтение стихов уместно и необходимо сопровождать звучанием танцевальной музыки адыгов. Это создает условия для эмоционально-эстетического восприятия ценностей искусства, его переживания, и, следовательно, более глубокого проникновения в его художественную основу.

В исследованиях наших ученых отмечается, что во время проведения игрищ, “девушки, одетые в традиционный черкесский костюм, старались превзойти друг друга красотой нарядов, эстетикой поведения, искусством танцевать. Длинное, ниспадающее до пят платье туго перетягивалось массивным серебряным или золотым поясом, с которым гармонировал столь же массивный нагрудник.

По бокам нагрудника прикреплялись иногда серебряные колокольчики. Во время танцев каждое энергичное движение девушки сопровождалось переливчатым звоном бубенцов. Звук этот, помимо эстетического значения, имел еще и практический смысл, как оберег, как средство спасения девушки от дурного глаза, от колдовства.

Недаром адыги говорят, что влиянию дурного глаза подвержены в первую очередь красивые девушки”.

2. Графическая работа учащихся. Построение линейного рисунка нарукавной подвески.

Вторая часть урока «посвящается выполнению эскиза орнаментации подвески. Вначале учитель обращает внимание детей на разнообразие форм нарукавных подвесок, демонстрируя на таблице варианты их конфигураций.

Затем он предлагает каждому учащемуся выбрать один из вариантов нарукавника и раздает им шаблоны этой части костюма, с помощью которой дети изображают контурной линией абрис нарукавной подвески. После чего учитель говорит о композиции узора нарукавной подвески, делая .

особый акцент на строгой симметрии орнаментального изображения.

Чтобы узор нарукавной подвески был симметричным, учитель просит учащихся разделить фигуру нарукавника на две равные половины, проведя по середине тонкую линию. Эта тонкая линия и будет осью симметрии нарукавной подвески.

Совет

После этого учитель показывает на классной доске схематичное, поэтапное построение симметричного нарукавника.

Центром композиции нарукавной подвески может быть фигура ромба, дополненная зооморфно-растительными мотивами (роговидными завитками, листочками, трилистниками).

Анализируя процесс узорообразования нарукавных подвесок, учитель направляет воображение учащихся на самостоятельный поиск композиции орнамента нарукавника женского платья. Это самая ответственная часть учебной работы.

После этого все учащиеся приступают к составлению композиции узора нарукавной подвески, а учитель внимательно следит за их действиями и ведет индивидуальную работу.

Если некоторые учащиеся не в состоянии придумать свой вариант узора, можно разрешить им скопировать образец.

3. Окончание работы над рисунком орнамента и выполнение цветового решения нарукавника.

На втором уроке заканчивается графическая разработка эскиза композиции узора нарукавника и производится его раскраска акварелью или гуашью, как исключение – фломастерами или другими красящими материалами, имеющимися в наличии у учащихся, например, цветными карандашами.

Выбор цвета фона подвески определяется учащимися индивидуально из ряда предпочтительных цветов, применявшихся в цветовом решении платья – сай (темно-красный, черный, синий, темно-зеленый). Цвет самого рисунка узора можно оставить белым (под серебро) или желтым (под золото).

Узоры платья – сай вышивались серебряными или золотыми нитками.

Обратите внимание

Если учащиеся изъявят желание имитировать золотой узор с использованием желтой краски, то в первую очередь раскрашивается желтой краской рисунок узора, а после его просыхания – фон. При имитации под серебро, учащиеся сразу раскрашивают фон, оставляя белым рисунок узора. В цветовом решении узора от учащихся потребуется максимум аккуратности и усердия в работе.

4. Выставка – презентация эскизов подвесок адыгейского платья – сай.

5. Обсуждение и коллективное оценивание декоративных рисунков учащихся.

6. Подведение итогов. Позитивные и негативные стороны урока.

Использованная литература:

  1. Азаматова М.- К.З. Адыгейский народный орнамент. – Майкоп, 1960.
  2. Дубровин Н. Черкесы (Адыги), Краснодар, 1927.
  3. Машбаш И.Ш. Щедрое солнце полдня/ Пер. с адыг.-М.: Сов. Россия, 1983.
  4. Нехай Р. Слово о матери/Пер с адыг.- Майкоп, 1994.
  5. Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Черкешенка,- Майкоп, РИПО “Адыгея” 1992.
  6. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVII- XX вв. – М.: Наука, 1989.

Приложение

Источник: https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2015/10/21/odezhda-narodov-kavkaza-7-klass

Ссылка на основную публикацию