Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.

Чеченский национальный костюм: темперамент, воплощенный в одежде

 Чеченская национальная культура своеобразна и самобытна, и при этом универсальна, так как легко взаимодействует с другими культурами, особенно соседних республик, и развивается в симбиозе с ними.

Принципы жизни, характер и обычаи – все проявилось в национальном костюме чеченцев. Их традиционный костюм такой же яркий, торжественный, как и сам свободолюбивый народ.

Изготавливали наряды исключительно из местного сырья: шубы – из овчины, одежду – из сукна и войлока.

Мужской Костюм

Основной национальный костюм чеченцев состоял из двух частей: бешмета – полукафтана и сужающихся книзу штанов. И то, и другое шили из легких материалов, не стесняющих движения.

Обратите внимание

Бешмет туго сходился на торсе и застегивался на специальные пуговицы, сделанные из шнурка, которые, по сути, являлись плетеными узелками. По длине бешмет на 8-10 сантиметров был выше колен.

Рукава кафтана были заужены к концу, на манжетах были такие же пуговицы-узелки. После талии кафтан расширялся, делая фигуру носящего не только крепкой, но и стройной.  Мужчины в возрасте носили более длинные и утепленные бешметы.

Праздничный вариант шился из цветной блестящей ткани. Эти традиционные полукафтаны служили одновременно и домашней одеждой, и выходной. Бешметы также использовались как форменная одежда казачьих войск.

Праздничный мужской костюм включал черкеску. Она надевалась поверх бешмета. Ее покрой совпадал с покроем кафтана. Черкеска обычно шилась из лучших сортов сукна. Она застёгивалась только на талии и не имела воротника. Рукава спускались ниже кисти, потому их обычно отгибали.

Самой интересной частью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – маленькие кармашки, в которых хранились деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия — газыри. Однако к концу XIXв. с появлением многозарядных винтовок газырницы утратили свое первоначальное назначение и остались лишь как часть традиционного костюма.

Черкеску носили всегда застегнутой и подпоясанной узким поясом с бляхами, на котором висело оружие чеченца, будь то шашка, кинжал или пистолет.

Характерной частью чеченского национального костюма была бурка – накидка с зауженными плечами, расширяющаяся книзу. Такая накидка была очень удобна всадникам, она защищала от дождя, ветра и жары. По ночам бурка могла служить одеялом.

Традиционный головной убор мужчины-чеченца – конусообразная папаха, сделанная из овчины. Дотронуться до нее означало нанести смертельное оскорбление владельцу. Богатые носили папаху из шкуры бухарского барашка. Летним головным убором была шляпа из войлока.

Важно

На ногах чеченцы носили кожаные легкие сапоги до колена, штаны заправляли внутрь. Богатые предпочитали обувать чувяки – мягкие туфли без каблуков, а сверху поверх брюк натягивали ноговицы – вид обуви, закрывающей голени, но без ступней.

В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.

В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.

Женский костюм

Одежда чеченских женщин была более разнообразной по цветовой гамме, моделям и материалу. Наряды отражали возраст и социальный статус женщины. Традиционный наряд состоял из четырех элементов: платья-туники, верхнего платья, пояса и платка.

Туника была длиной до щиколоток, шилась из легких однотонных материалов, имела разрез на груди и маленький стоячий воротничок, застегивавшийся я на пуговицу. Под тунику надевались широкие штаны, внизу собранные в оборку. У праздничного костюма низ штанин был обшит шелком.

Чеченка в подобной платье-тунике и штанах, дополнив наряд головным убором, могла свободно выйти на улицу. Рукава туники были длинные и прямые, закрывали кисти рук. В праздничных нарядах длина рукавов могла доходить до пола. Украшением нижнего платья был нагрудник. Его делали из серебра, золота, покрывали камнями.

Со временем нагрудники стали делать в виде застежек.

Распашное платье напоминало халат или накидку. Оно застегивалось только на талии на маленькие крючки, чтобы были видны нагрудники. Шили его из бархата, парчи, сукна, атласа ярких цветов, украшали тесьмой, вышивкой, складками, оборками. Такие платья считались слишком яркими для взрослых женщин, поэтому их носили только молодые. 

(При подготовке материала была частично использована информация с ресурсов che.rus4all.ru и lib7.com) 

Источник: http://nazaccent.ru/content/7494-chechenskij-nacionalnyj-kostyum-temperament-voploshennyj-v.html

Чеченский национальный костюм

?Category:А помните, как пару лет назад Рамзан Кадыров устроил в Грозном торжественный прием по случаю Дня чеченской женщины и пришел на мероприятие в боевом облачении, а в руках нес копье?Не разобравшись, СМИ написали, что это он чуть ли не под Илью Муромца оделся, и даже сделали всякие забавные видео типа вот этого?А потом выяснилось, что это были доспехи древнего чеченского воина, а похожи они так на древнерусские, потому что в те древние времена у Руси, образовавшейся как государство на двух торговых путях из варяг в греки и по Волге в Персию, был товарообмен  с Византией, Персией, Индией и арабскими странами, откуда поступали такие же доспехи и вооружения как и на Кавказ.Ну а уж когда русские княжества были частью Орды, так и вообще все вооружение могло быть практически идентичным.»Традиции, религия, культура — это основа прочности любого народа. Сотни народов играли некогда важную роль в событиях мирового масштаба. Утратив корни, они перестали быть единой нацией, способной себя сохранить. Понимая это, я с первых дней на посту главы республики поставил цель: добиться возрождения и сохранения истинно народных традиций, привить всем, особенно молодежи, уважение и любовь к ним» — написал потом Кадыров в соцсетях по поводу этих своих доспехов.
Народный артист Чеченской Республики Николай Басков в национальном чеченском костюме с Рамзаном КадыровымПо мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.А лет пять назад мода на самобытность в одежде начала волновать и региональных госчиновников.В частности, вице-премьер правительства Чечни Магомед Селимханов в 2013 году предписал сотрудникам органов государственной власти носить вещи, соответствующие «нормам служебной и вайнахской этики». Сильному полу с той поры 4 дня в неделю рекомендовано облачаться в костюм и галстук, а по пятницам — в «традиционную мусульманскую одежду» (ту самую, в которой большинство россиян регулярно видят главу Чеченской республики на телеэкранах). «Рабочая форма» для дам: платок, платье или юбка ниже колен, и рукав — не менее чем три четверти.
Магомед Селимханов в традиционной чеченской одежде

Чечня стала одним из первых российских регионов с такой инициативой, но не единственным.

А какая она, традиционная чеченская одежда? Что мы про нее знаем, ну кроме того, что доспехи древнего чеченского война были похожи на доспехи древнерусского?

********************************************************************************************

Кавказ – это очень многонациональный регион России. Бок о бок здесь соседствуют различные народы, тесно взаимодействуя и обмениваясь накопленным за столетия опытом.Национальный чеченский костюм – яркий пример неповторимого творчества народных умельцев, образец старинных обычаев, свидетельство глубокого взаимодействия чеченского народа с соседними народами.

В национальном костюме отразился не только образ жизни горцев и их традиций, но и духовные ценности, вера.Чеченский народ отличается глубоким уважением и почтением к своим предкам, поэтому и национальный костюм не хранится в музеях, а достаточно широко используется в повседневной жизни.

Совет

Образ жизни чеченского народа напрямую связан с материалами, которые издревле применялись в изготовлении национальной одежды. Ткани прялись из овечьей шерсти, широко применялся мех и кожа местных животных.Сукно, войлок – все было собственного производства. Все костюмы изготавливались только самостоятельно. Практически каждая женщина умела шить или прясть.

Мастерство по производству национальной одежды передавалось из поколения в поколение и считалось предметом национальной гордости.

Мужской национальный костюм

Главными частями любого мужского костюма были штаны и удлиненный полукафтан (бешмет). Штаны имели крой, зауженный книзу, чтобы было удобно заправить их в сапоги.

Бешмет – это полукафтан, скроенный из легкой ткани, выполнял функцию нательной рубахи.

Бешмет плотно облегал фигуру мужчины до пояса, а ниже расширялся почти до колена. Такая форма идеально подчеркивала стройность и мускулистость фигуры чеченского мужчины. На груди бешмет всегда должен быть плотно застегнут на специальные пуговицы-узелки.

Такие же пуговицы украшали и манжеты зауженных рукавов полукафтана.

Бешмет использовался и как домашняя одежда и как праздничная. Различие было только используемой ткани. Для повседневного варианта применялась простая хлопковая ткань, а для праздничного – дорогой разноцветный атлас.

Несмотря на плотную посадку бешмета по фигуре, он всегда был удобен и не стеснял движений мужчины. Поэтому такая одежда использовалась и для обмундирования войск.

Черкеска – это схожая по виду и крою с бешметом часть мужского костюма.

Черкеска выполняла функцию праздничной одежды, поэтому всегда изготавливалась из более дорогих материалов. Обычно использовали сукно самого лучшего качества. Черкесска надевалась поверх бешмета, повторяя его форму.

Узкая до талии, она расширялась книзу и закрывала колени. В отличие от бешмета, черкеска застегивалась только на поясе.

Обратите внимание

Самой интересной деталью этой одежды были газырницы, которые располагались по обеим сторонам на груди. Они служили для хранения запасных патронов. В настоящее время в прямом назначении этой детали надобности уже нет, однако, она все равно присутствует в качестве декора одежды.

Отличительной часть мужского костюма является бурка. Бурка представляет собой войлочный плащ без рукавов с твердыми, зауженными плечами. Она была неотъемлемым спутником пастухов, воинов, путников.

Новорожденных мальчиков всегда сперва заворачивали в бурку, чтобы в будущем они выросли настоящими горцами.

Бурку изготавливали только женщины, причем этим правом обладали только лучшие из мастериц. Для производства использовали только качественную овечью шерсть.Значение бурки трудно переоценить.

В непредсказуемых условиях высокогорной местности этот теплый и непродуваемый плащ служил и одеждой, и подстилкой, и одеялом.

Дополняли традиционный костюм головной убор – папаха, и кожаные сапоги до колена, куда мужчины заправляли сапоги.

Папаха – это символ чести и достоинства чеченского мужчины.

Изготавливали ее из натуральной овчины. Она могла быть длинношерстной или короткошерстной (каракулевой). Папаха передавалась по наследству, а если сыновей у мужчины не было, то папаху передавали с огромным почтением самому уважаемому мужчине рода.Трогать чужую папаху запрещено, чтобы не оскорбить хозяина.

Интересно, что в некоторых случаях папаха могла заменить на свидании молодого человека. Друг, взяв папаху жениха, мог заменить его встрече с девушкой. И она могла разговаривать с ним, как со своим любимым.Папахи и сейчас являются постоянным головным убором чеченцев, выстояв против давления современной моды.

Обязательным элементом костюма был также кожаный пояс.

Украшенный металлическими вставками, он служил для ношения холодного или огнестрельного оружия

Женский национальный костюм

Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме.

Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.

Нижнее платье

Важно

Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой.

Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.

Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни.

Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.

Читайте также:  Как носить носки с люрексом? как их сочетать с ботинками и туфлями? какой цвет выбрать? примеры образов с люрексовыми носками.

Верхнее платье

Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.Верхнее платье было очень красивым.

Использовались самые дорогие и красивые ткани – парча, сафьян, шелк, атлас, бархат. Украшалось оно роскошной вышивкой, камнями, бисером. Полы юбки расходились как два лепестка, что придавало наряду больше изящества.

Такой наряд был характерен только для молодых девушек, а взрослые женщины одевались скромнее.

Платок

Голову чеченки обязательно покрывал либо платок, либо легкая шаль. После замужества девушки надевали специальный мешочек, куда убирали волосы – чухту. Платок для женщины имел такое же важное значение, что и папаха для мужчины. Он символизировал чистоту и целомудрие.

Пояс

Пояс для женщины был очень важен. Для него использовали серебро, золото, драгоценные камни. Его передавали по наследству, а матери дарили первый пояс дочерям перед свадьбой.

Отсюда

Помимо приучения чиновников носить народный костюм на работу, в Чечне еще продвигают и собственный модный бренд Firdaws (означает на арабском «рай» или какой-то высший сад рая), магазины которого работают не только в Чечне, но и в других местах, например, в Арабских Эмиратах.
Коллекция FirdawsКак я уже написала выше, в России есть уже достаточно большое количество регионов, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.Возрождается народный костюм и в других кавказских республиках, и в Якутии, и в Коми, и у ненцев, и у саамов, и у калмыков, и в Приволжье, и на Урале.Я об этом еще напишу.А как вы относитесь к инициативе «на местах» носить традиционную этническую одежду на работу хотя бы раз в неделю?И продвигать свои национальные (включая этнические коллекции) бренды одежды, в том числе за границей?
Оригинал взят у selyanka1 в https://selyanka1.livejournal.com/114978.html

Источник: https://nash-dvor.livejournal.com/2116395.html

Чеченские свадебное платье для невесты — фото

Чеченское свадебное платье – умопомрачительной красоты наряд, в котором колоритно переплетены самобытные национальные традиции, модные европейские тенденции, скромность и роскошь.

Особенности

  • Особенности
  • Разновидности
  • Фасоны
  • Аксессуары и обувь
  • Заключение

Национальный чеченский свадебный наряд традиционно состоит из 4 оригинальных частей:

  1. Скромное, лаконичное нижнее платье (рубаха/туника). Длина – до щиколотки.

    Крой – узкий до талии, немного расклешенный книзу, с легкими, струящимися складочками. Обязательный элемент – воротник-стойка на крошечной пуговке. Рукава – очень длинные, достающие буквально до кончиков пальцев. Украшением нижнего платья был серебряный, золотой или покрытый камнями нагрудник, который впоследствии стал изготавливаться в виде застежек.

  2. Богато декорированное верхнее платье. По крою схоже с халатом или кафтаном. Без воротника, с разрезом на груди, с небольшими крючками на талии, для того чтобы ненавязчиво подчеркнуть ее изящество. Юбка за счет расходящихся в стороны половин напоминает два деликатных цветочных лепестка. Образ невесты получается грациозным, притягивающим взгляды.

  3. Головной убор. Традиционно это платок или кружевная шаль. Его значение для чеченки громадно, ведь подобное изделие символизирует целомудрие, чистоту, скромность.
  4. Пояс, изготовленный из настоящего серебра. Центральная деталь общего ансамбля. Должен быть богато декорирован.

    Традиционно этот элемент передавался из поколения в поколение либо дарился женихом будущей жене непосредственно перед самой свадьбой.

Сегодня распространена практика, когда невесты на свадьбе облачены в наряд, объединивший в себе черты национального костюма и пышные подвенечные силуэты в белоснежных или пастельных тонах.

Такие чеченские свадебные платья гармонично переплели в себе ряд отличительных признаков, которые в совокупности создают уникальные по красоте и оформлению модели:

  • Закрытость наряда: длинные рукава, высокий ворот, максимальная длина юбки, скрывающая даже обувь. Чеченские девушки никогда не демонстрируют обнаженные части тела посторонним взглядам. Такой стиль поведения отразился и в крое традиционного костюма. Несмотря на все эти черты, образ новобрачной получается загадочным, женственным, элегантным.
  • Длинный шлейф. Тут все просто: чем он длиннее, тем богаче и эффектнее выглядит модель.
  • Богатство декора. Свадебное платье обязательно расшивается золотыми и серебряными нитями, украшается драгоценными камнями, жемчугом, бисером. Ткани применяются самые дорогие и красивые: парча, бархат, шелк, атлас, сафьян.

Разновидности

В чеченских свадебных нарядах, выполненных в национальном стиле, преобладают белоснежные, молочные, бежевые, кофейные оттенки. Изредка можно встретить бледные розовый и голубые тона.

Свадебные наряды этой страны можно разделить на три основные группы:

  1. Национальное брачное одеяние – яркие и самобытные модели, целиком соответствующие традициям чеченцев и их консервативным взглядам на женскую одежду.

  2. Традиционные европейские венчальные платья закрытого типа.
  3. Уникальные костюмы, объединившие в себе первых две модели.

    По утонченности и стилевой направленности они получаются очень похожими на изысканные наряды французских кутюрье.

Фасоны

Свадебные платья должны быть длиной до пола. Популярны вариации пышного платья, так называемого фасона «принцесса». Лиф в нем может быть на корсете, но обязательно с высоким воротником и закрытой спиной.

Допускается греческий силуэт платья с завышенной талией и присутствием длинных рукавов. Роскошный, большой шлейф – главный атрибут и отличительная черта свадебного образа чеченской невесты.

Любой фасон щедро украшается этнической золотой вышивкой, бусинами, стразами, крупными камнями. Обилие богатого, сверкающего декора – характерная черта чеченского подвенечного наряда.

Аксессуары и обувь

Фата в свадебной одежде этой страны присутствует, впрочем, она часто дополняется роскошным платком, украшенным кружевной вышивкой, диадемой или характерной короной. Головной убор может быть дополнен вуалью, так образ новобрачной получается еще нежнее и загадочнее. Белоснежный, выполненный из тончайших тканей хиджаб вместо традиционной фаты.

Брачное одеяние должно быть дополнено соответствующей обувью. Традиционно – это роскошные туфли, гармонирующие по цвету с оттенком наряда невесты. Для зимних свадеб допустим вариант элегантных полусапожек.

Украшений должно быть много: изобилие богатого декора и ручной вышивки на самом платье и головном уборе дополняется крупными серьгами, кольцами, колье. Чеченская невеста должна блистать на свадьбе, так она демонстрирует не только свою красоту, но и степень состоятельности родителей, что немаловажно для этой страны.

Заключение

Традиции предков, деликатность и очарование отражение в чеченском национальном наряде невесты. При взгляде на свадебные костюмы этой страны понимаешь, что они стали идеальным олицетворением чистоты, скромности, нежности, безупречной красоты.

Источник: https://svadba.blog/plate/chechenskie/

Длинная юбка, кеды и платок. Что носят в Чечне

Мира Висханова, модель, директор модельного агентства в Грозном:

В Чечне каждый, кто сшил десять нарядов, считает себя дизайнером. Но здесь есть всего несколько дизайнеров, которые хорошо себя зарекомендовали, участвуют в показах, делают модные съемки.

Модниц чеченская одежда интересует больше, чем наряды из-за границы, потому что наши дизайнеры знают, что нужно чеченским женщинам.

Они рисуют эскизы не только для продажи в магазинах, но и по индивидуальным заказам, и если женщина не соответствует стандарту 90-60-90, она может обратиться к дизайнеру и заказать понравившуюся модель своего размера.

Совет

Это главный секрет популярности чеченских модельеров. Чеченские дизайнеры не шьют вещи партиями, как делают магазины, они чаще шьют индивидуально.

Сейчас мы используем все технические возможности XXI века для привлечения внимания, и главный инструмент, конечно же, «Инстаграм». Эту платформу эксплуатируют визажисты, модели, фотографы. И людям кажется, что если они попали в эту среду, то все — корона на голове.

В их глазах это легкий и быстрый доступ к славе.

Делать тебе ничего не надо, не надо пять-шесть лет учиться, ты просто закинула пару красивых фотографий в инстаграм, пару неудачных или извращенных фоток — и всё: лайки, накрутка, подписчики, всем интересно, что ты за личность.

Но проблема в том, что такие звезды быстро зажигаются и так же быстро гаснут. Потому что любая профессия требует много времени и сил, если хочешь быть лучшим. Мода на лайки в инстаграме пройдет, в профессии останутся те, кто прошел огонь, воду и медные трубы. 

Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week

Для чеченских мужчин мода не так актуальна, как для женщин. Можно закрыть глаза на то, как девушки выставляют свои фотки и выпячивают губки, но в том, что касается мужского стиля, у нас строгий менталитет.

Чеченский мужчина — это такой брутальный альфа-самец, который не может себе позволить всякие няшности. И если парень выставляет какую-нибудь нежную фотографию, другие альфа-самцы начинают его задевать, осуждать, атаковать. Его осуждают мужчины, его осуждают женщины, семья и все остальные.

Иногда мне кажется, что если бы не строгие обычаи, парни реализовывали бы себя в творческих профессиях и делали бы это лучше, чем девушки. Но я понимаю, что, во-первых, нам не нужна конкуренция, а во-вторых, нам нужны мужики — мы же для них делаем себя красивыми.

А какой смысл делать себя красивыми, если мальчики сами будут красивые?

Чеченские дизайнеры сейчас шьют не настолько закрытую одежду, как раньше. Их можно понять: они хотят расширяться. Они ведь могут постоянно работать только на одну аудиторию. Это неинтересно, смысла нет ограничивать себя, когда можно зарабатывать больше. Но при этом нельзя забывать о том, что у нас не носят открытое и короткое.

Если сравнивать моделей за пределами Чечни и наших, то в других странах и регионах это действительно профессия: девочки стараются, голодают, тренируются. Мы сейчас здесь только пытаемся дойти до профессионального уровня.

Есть еще один нюанс, который нас отличает: в силу менталитета и каких-то обычаев рабочие и личные отношения у нас переплетаются. То есть у нас не возьмут модель на работу, если дизайнер с ней не дружит. У нас здесь может случиться так, что модели работают бесплатно, потому что дизайнер подобрала их из своего круга знакомых.

Она не готова хорошо заплатить и нанять хороших моделей. Зачем, если можно сделать показ среднего качества, но бесплатно?

Обратите внимание

Нам есть куда стремиться и куда расти. Наше высокомерие и тщеславие не всегда позволяет нам произнести это вслух, но на самом деле это так. 

Роза Махагова, модельер:

В чеченской семье, когда девушка выходит замуж, к ней приковано все внимание окружающих. Гости наблюдают, как она сервирует стол, соседи смотрят, во что она одета, всем интересно, какое у нее приданное и как оно было упаковано.

Когда у нас не было стиральных машин, девушка стирала постельное белье вручную, и всем было интересно, как она его повесит: считалось, что это показывает, какая из девушки получится хозяйка. Для вайнахов всегда была важна эстетическая сторона всего, что они делают. А для эстета самое важное — это внешний вид.

Поэтому сейчас, когда у нас есть возможность, мы окунулись в мир моды, дизайна, украшений. Есть известная поговорка — «по одежке встречают, провожают по уму», у нас же по одежке встречают, по уму разговаривают, а провожают тоже по одежке.

В чеченском языке есть понятие «йахь» — соревнование в благородстве друг с другом: нам очень важно выглядеть достойно и хорошо. И неважно, какой у человека доход, президент он или простой рабочий, — он обязан выглядеть достойно, красиво. Например, как бы голодна я ни была, я не могу сесть за стол, если на столе беспорядок. Для меня важно не просто поесть, а сделать это красиво.

В детстве я увлекалась языками и литературой. Но это были 90-е годы, сложное время, началась война, все дороги к заработку были закрыты. И мы с сестрой начали шить. Мне было 15 лет.

Во время войны у нас не было света, газа и воды, но женщины все равно заказывали платья. Мы в экстренном порядке переделали все наши электрические машинки на ножные, брат соорудил на улице печку на дровах, на которой мы грели утюг с отрезанным шнуром.

Люди уносили вещи с сильным запахом гари, но довольные: «Ничего страшного! Мы постираем!»

Важно

В конце концов я решила, что шитье — это профессия, которую я не выбирала, но которая выбрала меня. И сейчас у меня собственная линия одежды, свой бренд.

В Чечне большинство дизайнеров работает без профильного образования; в Грозном для них есть только один колледж, и чтобы получить образование в этой сфере, наши девушки уезжают в другие города и страны.

А так как наш менталитет не позволяет им ехать одним, то приходится уезжать целыми семьями, и родителям нужно зарабатывать, чтобы дать достойное образование своим дочерям.

Поэтому чаще всего наши дизайнеры — это люди, которые научились шить у старших: шили их мамы, бабушки, тети, они росли в этом, их рожали чуть ли не за швейными машинками.

Сейчас у нас мирно, но времени на развитие было очень мало: после каждой войны нам приходилось начинать с нуля, поэтому в дизайнерской сфере у нас нет единой базы.

У российских дизайнеров были институты, и они как будто связаны одной паутиной: у всех просматривается какое-то общее направление, похожие идеи, принты, вышивки, а в Чечне у каждого свое видение.

С одной стороны это хорошо, но приводит к тому, что мы совершаем много ошибок.

Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week

Фигуры кавказских женщин резко отличаются от славянских и европейских стандартов. У европейских и славянских женщин фигура напоминает перевернутый треугольник, тогда как у кавказских женщин — обычный треугольник.

Брюки на европейских женщинах смотрятся намного логичнее, потому что у них широкая талия, узкие бедра, ноги длиннее. У наших женщин талия уже — когда-то считалось, что талия должна умещаться в серебряный пояс, который передавался от бабушки к внучке.

Даже сейчас, когда молодые чеченки предпочитают закрытую одежду, талия подчеркивается.

Совет

Мужчины в плане моды такие же капризные, как женщины, но я пока не видела мужских коллекций, кроме тех, что выдает Дом моды «Фирдаус». Для мужской моды требуется более серьезное оборудование — там не такие парогенераторы, которыми мы пользуемся, нужны большие профессиональные прессы, — хотя есть и свои, местные причины.

Я как-то купила брату футболку по своему вкусу — яркую, с принтами. Брат посмотрел на подарок и сказал: «Роза, в следующий раз, пожалуйста, купи футболку без мультфильмов». Думаю, эта фраза применима ко всем мужчинам в Чечне: они не воспринимают внешний вид и яркость, как мы. Нам это в радость, а они более сдержанные, они главы семей, и у них другие ценности.

Традиций и обычаев никто не отменял.

У нас сейчас долгий период мирной жизни, мы можем себе позволить заняться любимым делом. Если нас еще лет 10–15 оставят в таком же положении, то мы сможем дойти и до Нью-Йорка, и куда угодно.

В принципе, мы уже дошли! Наши девочки для многих модных домов работают, от Грозного до Парижа.

Был такой случай: девушка шла по нашему грозненскому рынку, зашла в бутик, который торговал дорогими платьями из Франции, увидела платье и сказала: «О, это платье я сшила!»

Темирбулат Хасанов, модель, актер, певец:

Я работаю в театре и выступаю на сцене, и мои первые фотосессии были сделаны в 2009 году для местного глянцевого журнала.

Это была реклама магазина масс-маркета, и после этого другие магазины стали предлагать мне поработать моделью.

Я сразу согласился, потому что у меня не было качественных фотографий, а для актера это очень важно, ведь я публичный человек. У людей всегда есть интерес к тому, во что одеваются артисты, а у меня с детства был интерес к сцене.

Не все чеченские парни согласны сниматься в качестве модели. Я знаю много чеченских ребят, которые считают, что фотографироваться — это не мужское дело. Есть и те, кто сначала осуждал мое решение работать моделью, но, увидев фотографии, поменяли мнение.

Имея страничку в «Инстаграм», можно продать абсолютно все в кратчайшие сроки.

Обратите внимание

Одеваться у нас всегда любили, и теперь, когда нет войны, когда есть возможность заниматься любимым делом и, самое главное, возможность быстро продать свою продукцию, люди используют все возможности.

Фотография, мода, дизайн — это направления, которые очень быстро развиваются в Чечне. У нас даже есть шутка: в чеченском инстаграме каждый второй — дизайнер, каждый первый — фотограф, работающий на дизайнера.

Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week

Тот факт, что я чеченец, никак не влияет на карьеру модели. Я рекламирую одежду, которую привозят именно для моих соотечественников. Например, к нам не привозят шорты или слишком узкие брюки.

Наши чеченские дизайнеры не предлагают ничего выходящего за рамки, а если бы такое предложение было, я бы не согласился участвовать, потому что для меня важно мнение окружающих. Однажды я был свидетелем того, как один из певцов чеченской эстрады вышел на сцену в костюме в блестках.

Ничего особенного, но это смотрелось слишком нелепо на фоне строгости, которую соблюдают в одежде наши мужчины. В общем, парня все раскритиковали. Мы пока не готовы к такому.

Мужская мода в Чечне будет развиваться очень медленно. Мы живем, соблюдая традиции, которым много лет. Внешний вид мужчины напрямую связан с ними. В этом смысле нам повезло, потому что, на мой взгляд, тенденция мировой мужской моды — это возврат от коротких узких брюк к более классическому стилю. Я люблю классику, а если в моде будут только шорты, то с карьерой модели будет покончено. 

Мадина Багатаева, ведущий и организатор праздничных мероприятий:

Главная тенденция в чеченской моде сейчас — это религия. Многие женщины надели хиджаб. Нельзя сказать, что абсолютное большинство девушек укрылись с головы до ног, но это все-таки главный тренд последних лет.

Особенно это касается людей, которые имеют отношение к сцене — это связано еще и с требованиями, которые выдвигают организаторы публичных мероприятий. Если сравнить с тем, что происходило на чеченской сцене 10 лет назад, мы увидим огромную разницу. Сейчас все выглядит намного скромнее, красивее.

Артисты, певцы, актеры — это люди, с которых прежде всего берут пример, и рынок реагирует на это. В чеченских магазинах одежды большинство нарядов — длинные яркие платья, расшитые головные уборы. Мы одеваемся так не потому, что у нас только хиджабы в магазинах продают.

Важно

Наоборот, продавцы привозят то, что больше всего спрашивают. Всего несколько лет назад магазин исламской одежды в Грозном было очень сложно найти.

Я сама ношу хиджаб. Я человек жизнерадостный. Люблю красиво одеваться, менять наряды, ходить на концерты, встречаться с друзьями. Хиджаб не только не мешает мне оставаться в тренде, но даже помогает. Есть масса вариантов с модными принтами на платьях, с подбором цвета и фасона.

В последние годы исламская одежда стала популярной по той простой причине, что о религии можно говорить открыто. Моя мама рассказывала, что в советское время обсуждать религию было опасно. Мы и сами помним время, когда тема ислама была табуирована. Сейчас по местному телевидению, на радио много говорят о религии.

Детей все больше воспитывают по канонам ислама. Информация стала доступной. Если есть сомнения в том, правильно ли ты одеваешься, можно просто зайти в муфтият и спросить у образованного в этой сфере человека.

Во время проповеди в мечети об этом рассказывают мужчинам, мужчины рассказывают своим женам, сестрам, дочерям и так далее.

Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week

При этом молодежь в Чечне такая же молодежь, как и во всем мире. У каждого свой вкус в одежде. Никакого стеснения мы не испытываем.

Кто предпочитает классику, тот выбирает красивый хиджаб, в котором максимум два цвета. Кто любит более спортивный стиль одежды, тот сочетает длинные юбки с кедами или кроссовками.

При этом платок не только не портит наряд, но и украшает его, если надеть соответствующим образом.

Если говорить о праздничной одежде, то, например, на свадьбах сейчас абсолютная мода на национальный стиль.

В последнее время почти каждая невеста выбирает закрытое свадебное платье с национальным принтом и серебряным поясом.

Спрос на традиционные наряды к праздникам так велик, что при чеченской филармонии открыли ателье для пошива спецзаказов. В одежде преобладает орнамент, вышивка, узоры в вайнахском стиле.

Совет

Вообще, религиозная тематика и желание вернуться к традициям очень заметны в том, как мы одеваемся, выглядим и ведем себя каждый день. Это видно даже по школьной форме. Например, девочки в подростковом возрасте уже не носят коротких юбок.

Я помню свой выпускной вечер 10 лет назад: все девочки были в коротких юбках и с бантами. Сейчас вы этого не увидите. В выпускных классах нет девушек, которые не носят хотя бы маленькую косынку на голове. Это скромно и красиво, на мой взгляд.

Источник: https://snob.ru/selected/entry/112324

Кавказская национальная одежда – многообразие стилей, красок, узоров и названий

Население Кавказа настолько разнообразно, что даже энциклопедии, говоря о количестве народностей, проживающих в этом горном районе, дают лишь приблизительную оценку: больше сотни. Сосуществуя много веков рядом, эти народы удивительным образом смогли сохранить свой язык и многие элементы уникальной культуры.

Естественно, проживание в схожих условиях не могло не наложить свой отпечаток: живя в горах, тяжело разнообразить свое хозяйство.

Но, несмотря на суровые условия, горцы создавали прекрасную одежду – из местных и привозных тканей, из овчин и меха, валяли шерсть и вязали из нее.

Они украшали ее вышивками и аппликациями, металлическими украшениями, поделочными камнями, тесьмой и т.д. Нередко создавая настоящие произведения искусства

Бурка – самый известный наряд кавказских народов

Национальная одежда кавказских народов имеет много общих черт. Одной из таких является использование бурки в качестве верхней мужской одежды многими народностями. Ее издревле носили чеченцы, дагестанцы, кабардинцы, грузины, имеретинцы и т.д. Изготавливалась бурка из войлока – валяной овечьей шерсти.

Бурка являет собой огромную накидку, укрывающую взрослого мужчину с головы до пят.

Ее размеры объясняются тем, что бурку могли использовать и для заслона от ветра, нацепив на пару палок, в ней могли спать в горах, используя ее одновременно и для подкладки, и в качестве одеяла – фактически прообраз спального мешка.

Обратите внимание

Бурка почти всегда использовалась только всадниками, из-за своих размеров пешему человеку носить ее было неудобно.

Любопытный факт: при встречном ветре бурку разворачивали задом наперед, чтобы ветер ее не развивал и не мешал езде.

Большинство бурок изготавливалось черного цвета из утилитарных соображений – такая одежда меньше отталкивала солнечных лучей, соответственно лучше согревала. В холодных горах это вопрос жизни и здоровья.

Черкеска

По повсеместности использования среди мужского населения бурку могла опередить лишь кавказская национальная одежда, название которой произошло от одной народности, проживающей в этом регионе. Речь идет о черкеске, которую впервые увидели русские купцы именно на черкесах. Хотя эту одежду носили очень многие народности. Далеко не полный список:

  • адыги;
  • грузины;
  • армяне;
  • азербайджанцы;
  • чеченцы;
  • ингуши.

Черкеска – одежда, внешне напоминающая кафтан или даже халат. Конечно же, самым узнаваемым элементом этого платья являлись специальные карманчики для пороха с газырями, напоминающими кубинские сигары. Удобство этого наряда оценили русские казаки, сделавшие ее частью своего наряда даже в регионах, далеких от Кавказа.

Кроме бурки и черкески, мужчины, проживавшие на Кавказе, носили следующую одежду:

  • нижняя рубаха;
  • нижние штаны;
  • широкие верхние штаны;
  • бешмет (куртту);
  • пояс;
  • папаха.

Естественно, у каждой народности были свои отличия в оформлении одежды. Например, хевсуры украшали плечи своей одежды крестами. Некоторые народности имели уникальные предметы одежды.

У имеретинцев, например, были папанаки – кусочек суконной ткани, покрывавшей голову. Чтобы не слетать с головы, крохотные папанаки имели шерстяные завязки, которые завязывались под подбородком.

Плюс представители разных сословий в пределах одной национальности могли иметь разную одежду.

Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть об оружии. Кинжал для кавказца, пожалуй, совершенно необходимая деталь наряда. С нарядными ножнами он фактически становился изюминкой наряда, первым, что бросалось в глаза.

Одежда для сильных и красивых женщин

Изучая фото кавказских девушек в национальной одежде, несложно заметить сходство мужского и женского костюма кавказских народностей. На тело одевалась длинная нижняя рубаха. Под нее, кстати, поддевались шаровары.

Поверх рубахи одевался короткий кафтанчик, похожий на мужской бешмет, который застегивался спереди на застежки. Сверху надевалось длинное платье с плотно облегающим лифом.

Обязательным было использование длинного пояса, у некоторых народностей доходящего до пола. Концы этого пояса богато расшивались.

В холодное время женщины носили теплое платье, например у грузинок была чоха – аналог черкески. Но подобным могли похвастаться далеко не все. У некоторых народностей теплые платья носили только пожилые женщины, молодым подобное «излишество» не полагалось.

Яркие кавказские девушки в национальной одежде нередко привлекали к себе внимание своим головным убором. У некоторых народностей, например кабардинцев, по головному убору можно было определить социальный статус хозяйки.

Большинство кавказских женских головных уборов представляет собой некую шапочку (чухту), к которой крепится головной платок или вуаль. Один конец этого платка или вуали закрывал волосы женщины, а второй прикрывал шею владелицы. Некоторые народности поверх такого головного убора накидывали еще один платок или большую накидку, в которую закутывались полностью, оставляя лишь лицо.

Важно

В горных районах это практикуется до сих пор – днем на женщинах легкие платки, вечером еще и теплые, шерстяные. Потому что вечер в горах, даже в середине лета, довольно прохладен, а с ледников и от горных речек тянет настоящим холодом.

Ну и, конечно же, украшения.

Несмотря на суровость края и тяжелые условия проживания, женская одежда, особенно праздничная, отделывалась бисером, монетами и жемчугом, украшалась золотой тесьмой, расшивалась золотом или шелком.

До сих пор в сундуках с приданым, у многих женщин Дагестана хранятся настоящие национальные костюмы из дорогих тканей со сложными вышивками, с монистами и поясами из серебряных царских монет.

Вам повезло, если в вашей семье сохранились такие вещи, но если даже нет, не стесняйтесь приобретать национальную одежду и украшения у современных кавказских мастеров. Они создаются по тем же технологиям, что и сто-двести лет назад и когда-нибудь превратятся в реликвии вашей семьи, которые с удовольствием будет примерять молодое поколение.

Изучая историю костюма кавказских народностей, нельзя не поразиться единению простоты и изысканности, нарядности и практичности.

Наверное, благодаря этому, многие элементы национальной одежды кавказских народов прошли сквозь время и до сих пор радуют глаз.

Именно поэтому даже молодежь не спешит отказываться от них и кавказские девушки в национальной одежде по-прежнему не такая уж редкость в горах на местных праздниках и свадьбах.

Читайте также

Вас может заинтересовать

Источник: https://kavkazsuvenir.ru/blog/kavkazskaya-natsionalnaya-odezhda

Женский дагестанский национальный костюм. Тонкости и особенности | Блог Этно-Шоп

Традиционная одежда дагестанских народов настолько разнообразна, что по деталям костюма можно было определить не только к какой национальности принадлежит человек, но и даже к какому аулу. Более того, наряд мог говорить о возрасте, статусе и материальном состоянии его обладателя.

Впрочем, это относится по большей части к женским нарядам, нежели к мужским, которые были значительно более монотонны, и отличались от других традиционных одеяний народов Кавказа лишь отдельными деталями, орнаментом и прочими тонкостями.

Кроме того, именно традиционный женский дагестанский наряд сохранил свою архаичность и самобытность.

Женский дагестанский костюмЗаказать пошив женского кавказского костюма можно на этой странице

Дагестан – это больше 70 народностей – аварцы, андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалалы, багуалы, тиндинцы, хваршины, зунзибцы, гинухцы, дидойцы, бежтинцы, лезгины и многие другие. У каждого из них свой язык, культура, традиции и оригинальные костюмы.

Впрочем, несмотря на то, что каждый народ имел собственные особенности в одежде, их объединяло немало базовых вещей, таких как, например, туникообразная рубаха, платок, чухта, чалма, а также длинный бешмет, который также был чрезвычайно популярен у многих дагестанских национальностей. Огромное значение в нарядах женщин имел орнамент и вышивка.

Совет

Узоры носили чаще всего обереговое, сакральное значение, либо служили простым украшением, изображая деревья, ветви, листья, птиц, животных и прочее. Праздничные богатые наряды обильно расшивались серебром, золотом, драгоценными камнями или жемчугом.

Женские костюмы у многих дагестанских народов нередко изобиловали различными украшениями – браслетами, кольцами, металлическими поясами, монетами, бляхами и т. д.

О цвете

Цвета традиционных дагестанских нарядов также носили символическое, ритуальное значение. Несмотря на кажущуюся пестроту, в одежде доминировали белый, чёрный и красный. Белый цвет чаще всего использовался в праздничных, как правило, свадебных одеждах. Причём, как у женщин, так и у мужчин.

Красный имел значение достатка и благополучия, а чёрный имел своего рода магический смысл, символизировал связь с предками и защиту. Многие народы Дагестана отдавали предпочтение чёрному цвету, как основному. Женщины, в особенности пожилые, носили одежды тёмных тонов.

Молодые, незамужние девушки могли носить яркие элементы одежды – красные, зеленые, оранжевые, синие и т. д.

Дагестанские национальные платьяЗаказать национальные платья народов Кавказа вы можете на этой странице

У всех немного своё

Важное объединяющее начало во всех дагестанских костюмах – многослойность. Один только головной убор женщины мог состоять из нескольких частей, не считая украшений, которые составляли важную часть всего образа.

Так, у одного из наиболее многочисленных коренных народов Дагестана – аварцев, женский наряд был довольно сложным по своей конструкции. Почти каждая деталь одежды имела определённый смысл.

Родоплеменные различия аварцев, особенности их формиррования на территории Дагестана оказали влияние на возникновение большого числа вариантов женского костюма. Хунзахские аварки, например, не носили массивных головных уборов или множества украшений на них. Их костюмы были довольно лёгкими и удобными.

В то время как другие аварки носили тяжелые кушаки, которые опоясывали платья женщин. Длина этих поясов могла доходить до 3 метров. Женщины в большинстве своём носили платья, шитые по фигуре с широкими рукавами и узкими нарукавниками.

В нарядном костюме аварок на головной убор под платок надевалась особая пластинка-налобник со свисающими серебряными монетами. Некоторые аварки, особенно из селения Анди, носили удивительные седлообразные чепцы, которые набивались овечьей или козьей шерстью – эта традиция сохранилась у аварцев с глубокой древности.

Книга «Дагестанский костюм»Цена 900 руб.

Наряд даргинок имел множество металлических украшений и вставок. Часто их платья обхватывал пояс из широкого белого материала, который завязывался спереди так, чтобы его концы свободно свисали.

Накидки на головах женщин, закрывали волосы сверху и свободно спадали на спины. К височным частям чепца пришивалась чёрная лента, проходящая под подбородком.

Молодые женщины прикрепляли к лентам серебряные цепочки или нашивали серебряные украшения.

Цудахарскую одежду составляло длинное платье-рубаха, чёрные широкие штаны и мягкие сапоги. Головной убор – чепчик был устроен таким образом, что содержал в себе мешочек для волос. Сверху он покрывался длинным платком, который свободно спадал на плечи женщины. По краям головного убора проходила, витая цепь из серебра – древняя традиция для этого народа.

Нагрудники кавказские женские посеребрянныеЦена 15000 руб.

Кумычки всегда считались в Дагестане законодательницами моды. Именно им принадлежат струящиеся приталенные платья, которые впоследствии переняли многие народы горной страны.

На наряде был большой грудной вырез, который покрывался застёжками, а также широкие и длинные откидные рукава с узкими нарукавниками.

Кумычки были большими любительницами массивных серёг, которые считались неотъемлемой частью их наряда.

Обратите внимание

Важная деталь лезгинского женского костюма – мешкообразная шутьку – головной убор, в который убирались волосы. Она представляла из себя трубообразный мешок с двумя завязками. Шутьку надевали на девочку с 7 лет. Завершал головной убор платок из шёлка или кисеи, который мог быть самых разных цветов.

Платье было двусоставным: на отрезное по линии талии платье надевалось ещё одно – распашное. Предполагался также массивный и тяжёлый серебряный пояс, но его, как правило, надевали на свадебный наряд. Обувью служили мягкие сапоги, которые носились на шерстяные узорчатые носки. Нередко в костюмах лезгинских женщин присутствовали широкие шаровары.

В целом, их наряды отличались пышностью, многоцветностью и многослойностью, они во-многом повторяли азербайджанские одежды.

Кавказский свадебный женский поясЦена 39000 руб.

Лакские женщины носили чухту, представляющую собой полотнище с подкладкой, головная часть которого напоминала чепец. Кстати лакские мастера считались в Дагестане лучшими сапожниками – они изготавливали самую разную обувь, в частности изящные туфли, расшитые золотыми и серебряными нитями.

Одежда кубачинских женщин была довольно свободной, и состояла в основном из туникообразных платьев, которые допускались в разных цветах.

А на голове кубачинки носили либо традиционную почти для всех жительниц Дагестана чухту, либо белую полотенцеобразную длинную накидку, которая закрывала бюст и спину женщины. Также в употреблении у женщин Кубачи были кате – шерстяные накидки, напоминающие по виду обычный платок.

Конечно, неотъемлемой частью наряда женщин были золотые и серебряные украшения, сделанные кубачинскими мастерами-ювелирами, которые сегодня считаются визитной карточкой всего Дагестана.

Выбрать и при желании купить традиционные женские, мужские и детские наряды работы кавказских мастеров вы можете на нашем сайте.

В магазине «Этно-Шоп» вы найдете кавказские костюмы для танцев, папахи и бурки, свадебные платья ручной работы.

Источник: https://etno-shop.ru/blog/zhenskij-dagestanskij-natcionalnyj-kostyum-tonkosti/

Традиционная кавказская одежда: чеченский костюм

18 Декабрь 2014

Своеобразие культуры чеченского народа, наряду с его самобытностью и универсальностью стали причинами, отличного взаимодействия чеченцев с представителями других культур и постепенно развиваться вместе с ними. Он отличается такими же яркостью и торжественностью, какими обладает и сам народ Чеченской Республики.

Национальные наряды мужчин

Традиционный костюм взрослого чеченца состоит из двух основных частей. Первая – это бешмет (полукафтан), вторая – штаны, немного сужающиеся книзу. Пошивочный материал обеих элементов должен быть легким, чтобы не стеснять движение при ходьбе или верховой езде на лошади.

На праздник шьют кафтан из блестящей ткани яркого цвета. Также непременным атрибутом праздничного кафтана является черкеска, которую надевают поверх кафтана. Причем, покрой кафтана должен совпадать непосредственно с покроем бешмета. Черкеску шьют из сукна самого высокого качества.

Она не имеет воротника и застегивается исключительно на талии. Как правило, рукава черкески чуть длиннее кисти, поэтому чеченские мужчины их отгибают. В прошлом черкеску подпоясывали узким поясом, украшенным яркой бляхой. На нем мужчины вешали свое личное оружие, такое как кинжал, шашку или пистолет.

Важно

Еще один традиционный аксессуар чеченца – бурка, то есть специальная накидка, плечи которой заужены сверху, но сама она книзу расширяется. В стародавние времена ее носили для того, чтоб всаднику было удобнее скакать на лошади. К тому же она прекрасно защищает владельца от сильного дождя или ветра.

В качестве головного убора выступает конусообразная папаха, которую изготавливают из овечьей шерсти. На ногах мужчины нося легкие сапоги по колено длинной.

Женский традиционный костюм

Женский традиционный чеченский костюм более разнообразен в плане цветовой гаммы, а также материалов изготовления и вариантов моделей. Состоит он из четырех элементов. Платье – туника должна доходить до щиколоток дамы.

На груди у платья небольшой разрез, а немного выше разреза расположен воротничок, который чеченки застегивают на пуговицу. Собранные в оборку широкие штаны женщины одевают под тунику, при этом, на праздник нижнюю часть штанов украшают шелком. Напоминающее накидку распашное платье дополняют головным убором.

Шьют платье из разных пошивочных материалов – атласа самых разнообразных расцветок, парчи, бархата или же сукна.

Если вам потребовалось купить жилеты утепленные женские спецодежда, заходите на сайт heklya.ru. Тут продается высококачественная спецодежда.

Куклы в кавказских национальных костюмах

Источник: http://www.alaniatv.com/traditsionnaya-kavkazskaya-odezhda-chechenskiy-kostyum.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector