Национальный костюм карелов (фото): мужской и женский, особенности, головные уборы и обувь

Национальный костюм карелов: описание, история и интересные факты :: SYL.ru

Племя карел входит в состав угро-финской (финно-угорской или прибалтийско-финской) группы племен и одно из немногих сохранило свою этническую самоидентичность.

В этой статье мы не только вспомним об особенностях расселения и быта этих племен, но и рассмотрим вопрос о том, какой национальный костюм у карелов был, как он трансформировался с изменениями их уровня жизни и народного творчества.

История расселения

История расселения племени карел связана с северо-западом государства российского, то есть с заселением Карельского перешейка между Балтийским морем и Ладожским озером, а также территорий между Ладожским и Онежским озерами. И восходит она к VI веку.

Откуда точно пришли на эти земли карелы, сказать сложно. Однако финно-угры пришли сюда с земель нынешней Финляндии, от Уральских гор и с территории современной Прибалтики.

И поселения свои основывали на землях, примыкающих к образовавшемуся приблизительно в то же время торговому пути «из варяг в греки», по берегам рек и озер.

Особенности развития карел

По тем временам уровень развития племен этой группы был невысоким: в основном они занимались охотой, рыболовством, собирательством и бортничеством. Земледелие было на низком уровне — подсечно-огневое, а ремесел не было вообще. И торговлей эти племена не занимались.

Только когда на те же земли пришли славянские племена (кривичи и ильменские словене в основном) и расселились рядом, по соседству, основывая свои поселения бок о бок с угро-финскими, возник между группами племен-соседей эффективный диалог, сводившийся первоначально к товарообмену.

Совместно давали они отпор и грабившим местные поселения варяжским воинам-скандинавам.

Национальные костюмы народов России: карелы

В связи с особенностями быта формировались и особенности национальной одежды. Карелы в древности носили просторную, простую по крою одежду, сшитую из доступных для них материалов — льна, пестряди, шерсти, холстины и др.

Чаще всего у мужчин это были прямые штаны и рубахи без украшений вышивкой, подпоясанные кушаком. У женщин длинные прямого же кроя свободные юбки и туникообразные длинные рубахи. Рубахи имели разрез на спине. Украшались они по подолу и рукавам тесьмой и серебряными нитями.

Обувь также была незатейливой, с высоко поднятым носом.

Женские костюмы

К XIX веку национальный костюм народов карел претерпел сильные изменения в связи с качественным ростом уровня жизни и развитием ремесел и народного творчества. Так, предпочиталась тканая одежда, украшенная вышивкой, шитьем, вязанием, которая показывала умелость и трудолюбие мастериц.

Как выглядит национальный костюм карелов-женщин сейчас?

Постепенно у женщин туникообразная рубаха сменилась на двухчастную. Нижняя ее часть — холщевая — ткалась в домашних условиях, а рукава шились из более тонкой и дорогой покупной ткани.

Верхняя, нарубашечная, часть костюма могла быть или юбкой, или сарафаном (что наблюдалось несколько чаще). Юбка шилась многослойной, из пяти-шести полотнищ. К такой юбке полагалась приталенная кофта-рубаха.

Обратите внимание

Но был и другой тип юбки — простой, нешитый, а собранный из кусков домотканого холста или полушерстяной суконной ткани.

Такие юбки имели в виде украшения продольные или поперечные полосы разной ширины и цветовой гаммы.

Другой вариант нарубашечной одежды — сарафан — первоначально собирался из кусков ткани в виде косых клиньев и имел широкие полукруглые проймы. Он делался, как и просторная рубаха, из холстины. Но позже, с развитием торговли, появился более сложный фасон сарафана из полушерстяной или хлопчатобумажной ткани. Он имел прямой силуэт и часто не имел швов, отчего назывался «круглый».

На сарафан или юбку надевался хлопчатобумажный или холщевый передник до подола, прямого кроя. Его украшали снизу скрученными в спирали нитями разных ярких цветов.

Разновидности костюмов у женщин

Как выглядит национальный костюм женщин в разных местах расселения племен? В каждом уезде были свои особые отличия и особенности национальных костюмов карелов. Окружающий мир, особенности климата, быта, традиций формировали их в соответствии с расселением и развитием отдельных карельских племен.

Так, на севере Карелии сверху на плечи накидывали специальный платок.

А на заонежских землях молодые девушки под основную юбку поддевали нижнюю из белой сетки, сплетенной из конского волоса. Ее украшали жемчугом. А общий костюм дополняли серьги в виде бабочек.

В Поморье девушки покрывали волосы повязкой «перо» из жемчужных ниток, закрепленных на служенной в несколько слоев косынке. Жемчуг был излюбленным украшением в этих местах. Из него делали и броши, которые крепились к шали. Интересен был и крой рукава рубахи.

Его называют «польским»: свободный рукав в нижней части плеча у локтя подвязывался нарядными лентами, образуя «фонарь». На ворот надевался ажурный кружевной воротник, который также часто украшался жемчужинами. Образ дополняла жемчужная бижутерия. К нагрудным цепочкам женщины крепили ножи в ножнах.

Их рукояти были украшены орнаментами-оберегами.

Описание национального костюма карелов для детей очень напоминает костюм для взрослых. У девочек отличается головным убором в виде налобной ленты или повязки.

Трансформация мужского карельского костюма

Какой национальный костюм был у карелов-мужчин, описать несложно. Ведь за долгое время он претерпел незначительные изменения.

https://www.youtube.com/watch?v=ZtBlZ6izMMA

Свободного туникообразного кроя рубаха, как и прежде, подвязывалась кушаком. Но изменила форму ворота и стала напоминать косоворотку. Обычно она носилась поверх прямых и свободных холщевых или суконных портов, заправленных в голенища кожаных сапог.

В некоторых случаях длинная косоворотка заменялась более узкой и короткой красного цвета рубахой с воротом-стойкой, пошитой из коленкора или льна. Рукава в таких рубахах были прямые по крою и не имели манжет. А подмышки оформлялись вставками в виде клинообразных заплат. Воротник рубахи украшался сверху надетым шейным платком с разнообразными орнаментами.

Важно

Что касается расцветки, то карелы очень любили набивку «в горошек» или прямую клетку темных и светлых цветов.

Достаточно разнообразны и головные уборы мужчин-карел: в теплое время — фуражки или шляпы из легких материалов, в зимнее — шапки из сукна или меха или двухчастные шапки, в которых основная часть была сделана из ткани, напоминающей бархат, а опушка — из меха.

Рабочая и верхняя одежда в национальных костюмах карелов

Костюмы для труда карелы изготавливали из дешевого добротного домотканого полотна. Особых украшений не использовали. Подпоясывали кушаками, сделанными традиционно из кожи и сплетенными или связанными из шерсти или льна.

Для тепла и от насекомых надевали не застегивающиеся куртки-фуфайки из шерсти или серого цвета кафтаны с длинными рукавами, которые застегивались на левую сторону. В очень холодную погоду надевали шубы или тулупы из овчины и теплые шапки из меха.

Летом от москитов поверх обычной одежды надевали белого цвета холщовый балахон.

В качестве дополнения летом и осенью в лес или на реку, озеро карелы надевали специальную противомоскитную сетку из конского волоса. Зимою непременно использовали рабочие рукавицы из меха или связанные из собачьей шерсти. В другое время года их шили из холста или кожи.

Ремесленники подпоясывались длинным кожаным фартуком прямого кроя, а волосы подвязывали по лбу кожаным ремешком.

Изменения в обуви карел

Почти все карелы изготавливали обувь из сыромятной кожи. У женщин — мягкие боты или сапожки, у мужчин — сапоги с высоким (под колено) голенищем на плоской мягкой подошве. Каблуков в карельской обуви не делали.

Для работы мужчины шили себе выворотные сапоги с широкими голенищами из мягкой кожи. В теплое время года, как и славяне, плели обувь из бересты — лапти или берестяные сапоги. Современные карелы носят обувь, привычную нам.

Обычно они покупают ее в магазинах и на рынках, а изготавливают на фабриках.

Источник: https://www.syl.ru/article/349835/natsionalnyiy-kostyum-karelov-opisanie-istoriya-i-interesnyie-faktyi

Карельский народный костюм / Национальный туризм

Традиционный карельский костюм рубежа XIX-XX веков близок к севернорусскому. Специфические детали одежды собственно карел — это рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.

  Особенность традиционного женского костюма была продиктована представлениями народа о красоте.

Красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание). 

Совет

Существовало 2 женских комплекса: с сарафаном и с юбкой. Первый состоял из холщовой рубахи ratcina и сарафана kosto, sferezi, saraffana. Старинный косоклинный сарафан с широкими проймами был вытеснен “прямым” или “круглым” сарафаном на лямках kosto из шерстяных и хлопчатобумажных покупных тканей. 

В Южной Карелии, преимущественно у ливвиков, вместо сарафана носили пару puaru: юбку dupku, сшитую из пяти-шести полотнищ, и кофту в талию kazacku. Здесь же бытовала несшитая юбка hurstut из домотканого холста или полусукна, она могла быть поперечно или продольно полосатой. 

Наиболее архаичной одеждой была туникообразная рубаха. Её сменила одежда из двух частей: нижней — станушки emust из домотканого холста, верхней — рукавов hiemat — из более тонкой покупной ткани, чаще всего ситца.

Особенностью севернокарельских женских рубах pialishiemat являлся разрез на спине. 

Поверх сарафана или юбки повязывали передник perednikka, украшенный по подолу спиральными нитями.

На севере Карелии в состав женского костюма входил большой наплечный платок. 

Головной убор девушек — повязка и платок paikka, замужних женщин — повойники sorokka, povoinikkа, сверху — платки. Женские головные уборы богато украшались. Старинные кокошники ливвиков делались с поднизями из жемчуга zemcugat.

Костюм каждого уезда имел свои локальные особенности. В Заонежье, например, девушки носили сетку-поднизь, сплетённую из белого конского волоса и унизанную мелким жемчугом, дополнением к заонежскому костюму были серьги бабочки.

Девушки Поморья любили носить повязку перо, которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку.

В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – борок, шаль с брошками. Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки. 

Широкое распространение имели различные украшения — подвески, медальоны, фибулы. 

Обратите внимание

Женский наряд дополняли ножи с медными орнаментированными рукоятями в ножнах, которые прикреплялись к одной из нагрудных цепочек.  Традиционный женский костюм бытовал до 1930−х годов, а у пожилых его элементы сохранялись до 1970−х годов. 

Мужской традиционный костюм не был столь разнообразен как женский. В комплекс мужской одежды входила рубаха-косоворотка paida туникообразного покроя, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс vyo.

Рубаха носилась навыпуск поверх узких холщовых и суконных штанов kyadat, puksut, stanit.

Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником. Характерной особенностью являлось ношение шейных платков. 

В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.

  Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом.

В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки. 

Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна. Её шили из холста или сукна домашней выделки, из фабричных покупных тканей и меха.

Чаще всего носили распашные кафтаны kauhtanat, чаще серого цвета, с застежкой на левую сторону и длинными рукавами, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей.

Важно

Повсеместно носили балахоны balafonat туникообразного покроя из грубого холста. Носили также шубы и тулупы из овчины. В конце XIX века распространились пальто palto. 

Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти.  Обувь — сапоги kengat делали из сыромятной кожи с мягкой цельной подошвой без каблука.

Отличительной обувью северных карел были меховые сапоги с загнутыми кверху носами. Использовалась валяная обувь. Носили также берестяные лапти virzut. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – бахилы.

Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали. 

В настоящее время повсеместно распространена фабричная обувь.

Материал для одежды карелы делали сами, поскольку сеяли лен, коноплю, держали овец. Полушерстяную на льняной основе ткань для верхней одежды ткали на домашних станах. Ткань для рабочей одежды (юбки, балахоны) ткали из конопляной нити.

Фабричные ткани (ситец, кумач и др.) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, в лавках и у коробейников. Из дорогих тканей (парчи, шелка) состоятельные карелы шили сарафаны, кофты-«казачки», повойники, сороки.

Шкуры животных шли на шитье обуви, шуб, шапок, поясов, рукавиц.

Традиционный костюм жителей Олонецкой губернии (русских, вепсов, карел) сформировался под влиянием северно–русского комплекса одежды.

Особенность традиционного крестьянского костюма была продиктована представлениями народа о красоте.

В Карелии красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).

Традиционный костюм отвечал укладу жизни карельского народа. Одежда была свободной, удобной, шилась из доступных тканей (лён, пестрядь, посконь, шерсть и др.).

Среди карел и вепсов наряду с сарафанным комплексом одежды существовал комплекс с юбкой.

Сарафанный комплекс одежды включал в себя рубаху (по покрою они могли были различными), сарафан, головной убор (сорока, повойник, кокошник), а также дополняющие детали: душегрею, передник, шали

Совет

Девушки Поморья любили носить повязку «перо», которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку.

Читайте также:  Куртка из полиуретана, плюсы и минусы: как носится куртка из полиуретана?

В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – «борок», шаль с брошками.

Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки. У карел и вепсов имели распространение юбки, сшитые из домотканого холста или полусукна, они могли быть поперечно или продольно полосатые.

Позже широкое распространение получили юбки с притачной оборкой, которая была выкроена по косой.

Специфические детали одежды мы находим в одежде собственно карел. Это была рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.

В начале XX века на смену сарафанному комплексу приходит комплекс «парочка» — одежда, в состав которой входила кофта – «казачок» и юбка. Как правило, парочка шилась из одного материала.

Мужской традиционный костюм Олонецкого края не был столь разнообразен как женский. В комплекс мужской одежды входила рубаха, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс.

Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником. В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки.

Обратите внимание

Вторым важным элементом костюма были порты с узким шагом без разреза, укреплявшиеся на гашнике, продёрнутом в складку на поясе. Зимней одеждой был кафтан, чаще серого цвета, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса.

Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом. В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.

Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти. Обувь была довольно однообразной. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги.

У собственно карел широко бытовали кеньги – сапоги, сшитые из сыромятной кожи, с цельной мягкой подошвой из толстой кожи, без каблуков, и с загнутыми кверху носами. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – «бахилы». Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.

Можно отметить, мужской костюм был очень близок к одежде русского крестьянина Архангельской губернии по использованию материалов, покрою и способу ношения и лишь некоторые детали были заимствованы в одежде финно – угорских народов.

Социальные комментарии Cackle

Блюдо, которое стоит попробовать

Источник: http://www.russia-open.com/regions/district/subject/tradition/2014/08/04/KARELSKIJ-NARODNYJ-KOSTYUM.phtml

Карельский народный костюм

По теме: Карельский народный костюм || Костюм Воронежской губернии || Из коллекции Шабельских, Ч. 1, Ч. 2 || Народный костюм Чехии, Моравии, Словакии || Аутентичная эрзянская вышивка

Указал 13vainamoinen

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ КАРЕЛИИ

Традиционный костюм жителей Олонецкой губернии (русских, вепсов, карел) сформировался под влиянием северно–русского комплекса одежды.


Костюм калевальской карелки (конец ХIХ в.)

Особенность традиционного крестьянского костюма была продиктована представлениями народа о красоте.Красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).


Женский праздничный костюм Олонецкой губернии (середина ХIХ в.)

Традиционный костюм отвечал укладу жизни карельского народа. Одежда была свободной, удобной, шилась из доступных тканей (лён, пестрядь, посконь, шерсть и др.).Среди карел и вепсов наряду с сарафанным комплексом одежды существовал комплекс с юбкой.

Сарафанный комплекс одежды включал в себя рубаху (по покрою они могли были различными), сарафан, головной убор (сорока, повойник, кокошник), а также дополняющие детали: душегрею, передник, шали


Традиционный пудожский костюм (начало ХХ в.

)

Костюм каждого уезда имел свои локальные особенности. В Заонежье, например, девушки носили сетку-поднизь, сплетённую из белого конского волоса и унизанную мелким жемчугом, дополнением к заонежскому костюму были серьги-«бабочки». .


Традиционный женский костюм (Заонежье, начало ХХ в.)


Заонежский девичий костюм (начало ХХ в.)

Девушки Поморья любили носить повязку «перо», которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку.

Важно

В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – «борок», шаль с брошками.

Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.


Костюм поморской невесты (начало ХХ в.)

У карел и вепсов имели распространение юбки, сшитые из домотканого холста или полусукна, они могли быть поперечно или продольно полосатые.Позже широкое распространение получили юбки с притачной оборкой, которая была выкроена по косой.


Традиционный вепсский костюм (начало ХХ в.)

Специфические детали одежды мы находим в одежде собственно карел. Это была рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.В начале XX века на смену сарафанному комплексу приходит комплекс «парочка» — одежда, в состав которой входила кофта – «казачок» и юбка. Как правило, парочка шилась из одного материала.


Костюм Южной Карелии

Мужской традиционный костюм Олонецкого края не был столь разнообразен как женский.В комплекс мужской одежды входила рубаха, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс.

Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником.В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки.

Вторым важным элементом костюма были порты с узким шагом без разреза, укреплявшиеся на гашнике, продёрнутом в складку на поясе.


Мужской праздничный костюм конца ХIХ – начала ХХ в.

Зимней одеждой был кафтан, чаще серого цвета, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом.

В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными.

Совет

Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти. Обувь была довольно однообразной. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги.

У собственно карел широко бытовали кеньги – сапоги, сшитые из сыромятной кожи, с цельной мягкой подошвой из толстой кожи, без каблуков, и с загнутыми кверху носами. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – «бахилы». Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.

Можно отметить, мужской костюм был очень близок к одежде русского крестьянина Архангельской губернии по использованию материалов, покрою и способу ношения и лишь некоторые детали были заимствованы в одежде финно – угорских народов.

© Т.Б. Яшкова

Источник: https://yarodom.livejournal.com/478448.html

Народный костюм — на все времена

Создатели сайта долгое время не решались обозначить в пространстве сайта такой раздел как Этнография. Ведь это – целая отрасль науки, исследующая культурно-бытовые особенности различных народов в их историческом развитии, проблемы происхождения и культурно-исторических взаимоотношений народов. Но сама жизнь подталкивает нас начать движение по этому нелегкому пути.

Татьяна Борисовна Яшкова Дело в том, что Петрозаводское издательство «Периодика» выпустило в свет замечательную книгу «Костюм Карелии». Автор – Татьяна Борисовна Яшкова, старший преподаватель кафедры технологии Карельской государственной педагогической академии. Рождению книги предшествовали многочисленные поездки автора по деревням Карелии и Русского Севера, знакомство с носителями народной культуры, консультации со специалистами, многочасовая работа в фондах музеев.

В книге, прекрасно проиллюстрированной, не просто представлены комплекты праздничной мужской и женской одежды карелов, поморов, заонежан, вепсов, созданные под руководством Татьяны Борисовны руками студентов.

Представлены схемы кроя, подробно изложена технология изготовления каждого из образцов, приведены советы по выбору материалов, обращено внимание на особенности вышивки, ткачества, кружевоплетения, низания жемчугом.

Книга «Костюм Карелии» поддерживает интерес современного читателя к национальному культурному наследию.

Глубокое понимание народных традиций, практический опыт автора в бережной этнографической реконструкции национальных костюмов конца ХIХ — начала ХХ веков помогут сегодня создателям модной одежды использовать накопленные и отшлифованные веками принципы народного моделирования, орнаменты и цветовые решения, соединение различных по фактуре натуральных тканей и материалов. Воспользуйтесь советами Татьяны Борисовны, и в Вашем гардеробе появится уникальный наряд, изысканный, элегантный и, одновременно, комфортный, удобный, гармоничный.   На презентации новой книги

Хочется отметить прекрасные иллюстрации и рисунки, профессионализм всех создателей нового издания. Чувствуется, с какой любовью и вниманием издательство «Периодика» отнеслось к выпуску новой книги. Безупречное издание, цельное и приносящее радость читателю, безусловно, большая победа автора и издательства. 

Галерея
Публикуется с разрешения издательства и автора

Женский праздничный костюм Олонецкой губернии (середина ХIХ в.) Костюм калевальской карелки (конец ХIХ в.)       Заонежский девичий костюм (начало ХХ в.)      
Традиционный женский костюм (Заонежье, начало ХХ в.) Костюм поморской невесты (начало ХХ в.)       Традиционный пудожский костюм (начало ХХ в.)      
Традиционный вепсский костюм (начало ХХ в.)   Мужской праздничный костюм конца ХIХ – начала ХХ в.

Источник: http://knk.karelia.ru/2010/03/narodnyj-kostyum.html

Одежда карел

В предреволюционное время традиционная одежда карел отличалась от севернорусской лишь деталями. Трудно определить, когда у карел начался переход к русским формам одежды. В карельских эпических песнях, где содержится немало описаний как мужской, так и женской одежды, сарафан не упоминается.

В них речь идет только о юбках или платьях (большей частью синего цвета, как и другая одежда в рунах) Для карельской женской одежды комплекс рубахи с сарафаном не является исконным, он, безусловно, воспринят карелами от русских, о чем говорят русские по происхождению названия сарафана: saraffana — сарафан, ferezi — ферезь, siicca — сицевик, kosto — костыч, kumakka — кумашник и тп.

До XVI в. в известных нам документах не встречается описаний одежды и лишь в одной духовной грамоте 1581 г. составленной в Карельском Поморье, имеются упоминания тулупа, шушуна, сарафана, «рубашки да портков», «утиральника да ширинки».

Первоначально сарафан (этот термин появляется в документах XIV в.), так же как и ферезь, являлся мужской одеждой. Так назывался длинный мужской кафтан. Существует мнение, что первое упоминание в источниках о сарафане в качестве женской одежды относится к XVII в.

Однако в названной выше духовной 1581 г Елена Пиногорева (по фамилии явно не русская) завещает своей сестре, кроме двух сорочек и шушуна, еще белый сарафан; второй белый сарафан да перстень она завещает Маланье. Таким образом, в Карелии первое упоминание сарафана в качестве женской одежды относится к XVI в.В XVII в.

в письменных источниках, как и раньше, редко упоминается одежда, однако состав одежды карел значительно расширяется. Там называются ферези — «заячинные под куметом», «крашенинные холодные», «сукна сенего (синего) овечья»; «платья белые носильные»; шапка женская «с пухом бобровым отлазная».

В XIX в.

, в отличие от мужской одежды, особой сложностью отличался традиционный женский костюм. Основу его вплоть до 30-х гг. текущего столетия составляла рубаха (raccina). Она состояла из двух частей: рукавов (hiemat), или лифа, и станушки (ernusta). До середины XIX в. основным материалом для рубах был льняной холст. Со второй половины XIX в.

получают распространение фабричные хлопчатобумажные ткани, которые в связи с развитием торгово-денежных отношений и отходничества, проникают и в глухие карельские деревни. Верхнюю часть рубахи стали шить из ситца, кумача и т. д. Низ рубахи по-прежнему шили только из холста. Подол ее украшался вышивкой.

На территории расселения карел в XIX — начале XX в. бытовали разнообразные покрои рубах, но преобладали два: «новгородский»— с пышными рукавами, прямыми поликами, широким воротом и «московский» — с прямыми, собранными или скошенными к кистям рукавами, прямыми поликами, пришитыми по утку.

Рубахи «московского» покроя, по-видимому, преобладали в северной и частично средней Карелии. Наиболее древним типом рубахи, встречаемой в XIX в.

лишь в смертной одежде, являлась raccina туникообразного покроя, характерная для волжских финнов, но очень редко встречаемая у русских (в частности, в Архангельской губернии).

Рубаха была основой и важнейшим составным элементом всего комплекса женского костюма не только в XIX в., но и задолго до этого.

Вплоть до начала текущего столетия рубаха выполняла роль и нижнего белья и отчасти верхней одежды (на нее надевали сарафан). Многочисленные приметы и поверья, связанные с рубахой, существовали у карел.

Например, считалось, что ее владелицу можно «испортить» при помощи кблдовства через рубаху. Во избежание «порчи» во время свадьбы в подол рубахи втыкали иглу без ушка и т. п.

Наиболее ранний тип сарафана у карел — глухой косоклинный (kosto), со спинкой до шеи, круглым воротом, с прямым разрезом впереди и застежкой на медных пуговицах, с широкими проймами для рукавов. К концу XIX в.

Читайте также:  С чем носить замшевые коричневые сапоги: советы, как носить короткие и длинные коричневые сапоги (замшевые)

этот фасон сарафану вытес-нился прямым, собранным на обшивке, с лямками. Покрой такого типа теснейшим образом связан с юбкой на лямке, бытовавшей в XVI—XVII вв. у финнов, а развитие последней идет, вероятно, из древнейшей несшитой одежды финнов, карел, ижор и др.

В начале текущего столетия большое распространение получил сарафан с лифом.

Эволюция карельского сарафана в общем повторяла с некоторым отставанием процесс развития севернорусского женского наряда. Однако на рубеже XIX и XX вв.

в некоторых районах Карелии изживание традиции ношения сарафана неожиданно привело к возрождению на новой основе более раннего типа одежды — рубахи и кофты с юбкой.

Обратите внимание

У южных карел широкое распространение получили юбки из домотканого холста, полусукна поперечно- и продольнополосатой расцветки; юбка в комплексе с кофтой у ливвиков называлась пара (puaru).

Характерным добавлением к женскому костюму, преимущественно с сарафанным комплексом, являлись нарукавники (pialishiemat) — короткие холщовые кофты с разрезом на спине (чтобы не мешали в работе), а также передники.

Верхней одеждой у женщин были кафтаны из серого домотканого сукна или холста, шугаи, шубы, тулупы.

Девушки носили длинные волосы, заплетенные в одну косу. На голову надевали ленту, повязку, а сверху платок. Женский головной убор состоял из повойника или сороки и платка. Надевание повойника, так же как и заплетение двух кос, совершалось во время свадебного обряда. У карелок в XIX в.

известны названия головных уборов: sorokka — сорока, sampsuri— самшура, sbornikka — сборник, серсу — чепец, potuskainen, z’emcugat — жемчуг, lakkipaikka, povoinikka — повойник. Как видно, почти все они имеют русское происхождение.

В зимнее время все женщины и девушки носили платки, а на севере Карелии имели распространение меховые кожаные шапки-треухи (treuhka), сшитые из овчины. Верх такой шапки подбивался кожей либо крашенным в синий цвет холстом, край треуха оторочивался пушистым мехом.

Кроме того, в некоторых местах (Тунгуда) носили шапки-ушанки, верхнюю часть ее шили из овчины, а длинные, свисающие «уши» — из оленьего меха. Эта шапка называлась старой (vanha hattu). Для северных карелок характерно ношение на плечах платка, концы которого скрещивались на груди и завязывались на спине.

У других групп карелок такая манера ношения платка не зафиксирована.

Из украшений карелкам в XIX в. известны кольца, серьги, бусы; косметических средств они не применяли.

Традиционная мужская одежда карел состояла из холщовой рубахи (paida) туникообразного покроя с прямым или косым воротом; штанов (puksut —с. к., kuad’ad— люд., kuadiet — лив.

) с узким шагом без разреза, укреплявшихся на гашнике-вздержке, сшитых из домотканого материала (холста, полусукна); пояса (vy5), кожаных сапог, сшитых на одну колодку; шерстяных носков (sukka) и холщовых портянок (hatarra).

Верхнюю наплечную одежду с длинными рукавами для ношения на улице шили из холста или полусукна. Длина «балахона» доходила до колен. При поездках на дальние расстояния надевали шубу, сшитую в талию, и тулуп, сделанные из овчины.

Характерной особенностью мужской одежды являлось то, что правая пола всегда запахивалась на левую, так как, по представлениям карел того времени, застежка на правой стороне имеется только на одежде нечистой силы.

Важно

Верхняя одежда не имела воротников, в связи с этим широкое распространение получили шарфы, связанные из крашеной или серой шерсти, а также шейные платки (kaglapaikka).

Летом в лесу, на пожне и рыбалке пользовались накомарниками (kukkeli), сшитыми из белого холщового материала. По-видимому, кукель известен карелам давно, поскольку он длительное время входил в комплекс смертной одежды.

Из головных уборов мужчины носили в XIX в. фуражки, кепки, валяные шляпы; в зимнее время — меховые шапки (treuhka — треух), сшитые из овчины, заячьего и другого меха, в зависимости от состоятельности хозяина.

Необходимыми элементами одежды являлись пояс и рукавицы, имевшие у карел большую давность, о чем свидетельствует их терминология и приписываемая этим вещам магическая сила. Термин vyo (пояс) относится к слою собственно финской лексики.

По представлениям карел, пояс обладал магической силой. К нему привязывали различные обереги от порчи (медвежий клык или коготь, разнообразные камешки, кусочек железа, зерна ячменя и т. п.).

Во время свадьбы патьвашка надевал на молодых специальный пояс с мехом белки-летяги и различными ладанками с талисманами, чтобы уберечь молодых от порчи. У карел имели распространение пояса кожаные, плетеные, тканые или вязаные.

К ним прикреплялись кисет с огнивом, кремнем, трутом, а также нож в ножнах — необходимый атрибут костюма любого карельского крестьянина.

Рукавицы (pialiset, kindahat — с. к., kindahat — люд., лив.) и варежки (alazet) являлись составной частью как мужского, так и женского костюма. Рукавицы шили из меха, кожи, холста; варежки вязали из овечьей шерсти.

Средним и северным карелам известны варежки, связанные из конского волоса (vuacikkahat, jouhikkahat) одной иглой и употреблявшиеся в осеннее и зимнее время на рыбной ловле или на работе в лесу. Варежки имели также функцию оберега.

Например, свадебный стол накрывали в рукавицах (ставили хлеб, соль); покойникам, даже летом, надевали варежки; первый раз хозяйка выгоняла скот на пастбище обязательно в рукавицах; в ряде мест молодые даже летом венчались и сидели за свадебным столом в рукавицах; бабке-повиту-хе после приема родов дарили рукавицы и т. п.

Несмотря на исключительную близость карельского костюма с севернорусским, в первом имелись детали, характерные только для карел (шейные платки, рукавицы из конского волоса и т. д.).

Рубахи туникообразного покроя, кофта с разрезом на спине (pialishiemat), следы набедренной одежды (hurstut), чулки без пятки, накомарник — все это следы наиболее древнего слоя, обнаруживающие большую близость с одеждой ижор, води, вепсов.

Одинаковая терминология многих элементов народной одежды paida, vyo, kinnas, hurstut, kalzut, sukat, kuad’ad и т. п.), сходство в покрое свидетельствуют, вероятно, об их общем происхождении.

Анализ материалов по одежде позволяет выделить определенные локальные варианты, и прежде всего различия в одежде северных и южных карел.

КАРЕлы КАРелЬСКОЙ АССР, ПЕТРОЗАВОДСК «КАРЕЛИЯ» 1983
стр 125-127

Источник: http://karel.su/227-odezhda-karel.html

1.2.3 Обувь и головные уборы

Обувь

Основной обувью крестьян были лапти, но крестьянские девушки из зажиточных семей носили сапоги «на колечках» (гармошкой). Лапти плели из вязового или липового лыка (одевались они на онучи из сукна, холста), изготавливали их в технике «через челнок» (основа — пенька, уток — шерсть).

Лапти лаптям были рознь: в зависимости от числа полос лыка, применявшихся для плетения лаптя, их называли пятериками, шестериками, семериками. Праздничными считались вязовые красноватые семерики. Чтобы укрепить и утеплить лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной веревкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали.

Держались лапти на сборах — веревках из конопляного волокна или шерсти. Вязаные чулки носили обычно до колен. Вязали чулки, как правило, из белой и черной шерсти, часто без пятки. И «модницы» натягивали на себя по шесть пар шерстяных чулок, для шика их еще собирали на ногах гармошкой.

Совет

Для дома или работы в поле в жаркую, сухую погоду надевали веревочные лапти — чуни, в разных деревнях их называли по-разному — «чоботы», «чоботки», «тапки».

Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор — это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером.

«Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент.

В основе ее — полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки.

Девичий головной убор дополнялся «пушками» — шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» — яркими селезневыми перышками. В древности славянские девушки ходили с распущенными волосами. Позднее этот обычай сохранился только в свадебных обрядах.

Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой. Сверху она обтягивалась кумачом, ситцем или бархатом. Затылок прикрывала прямоугольная полоса ткани — позатылень. В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов.

С середины прошлого века наибольшее распространение получили платки. Вначале они были дорогие, с тканым рисунком, позднее ситцевые, с набивным растительным орнаментом. Платки являлись как бы продолжением русского полотенчатого головного убора.

Ими сначала покрывали голову на мягкие волосники, а затем прямо на волосы, причем и женщины, и девушки. Платок девушки завязывали под подбородком, а замужние «по-бабьи» — концами назад.

Со временем сложные крестьянские головные уборы заменяются на мягкие — в виде шапочки-чепца из легкой, чаще всего фабричной ткани: повойников, сборников, — поверх покрывали платок.

Обратите внимание

Мужские шляпы в основном валялись из шерсти и отличались большим разнообразием форм.

Так, в Тверской и Новгородской губерниях носили шляпы с низенькой прямой тульей; в Ярославской губернии — низенькую шляпу с тульей раструбом; в Вятке, Суздале, Перми — шляпы «гречушники с подхватцем» или «с переломом».

Праздничные поярковые (из шерсти молодой овцы) шляпы украшали цветными лентами, павлиньими перьями и даже искусственными цветами. К началу XX в. подобные украшения встречались все реже и реже — в основном в свадебном мужском костюме. (См. приложение 10)

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/15560

Мужской русский народный костюм

Русские национальные костюмы мужчин и женщин хорошо изучены, начиная с XVI – XVII вв. Основные материалы – хлопок и лён, реже использовался шёлк (последний был привилегией знати – бояр). Он формировался на основе древнерусских традиций с некоторым византийским, польским и западноевропейским влиянием (последнее связано с эпохой Петра Первого).

Цветовая гамма костюма русских мужчин всех сословий включала оттенки белого, красного и синего цветов. Рубахи допускалось украшать вышивкой. Наиболее распространённый орнамент – солярная (солнечная) символика — коловраты и круги (это связано с отголосками древнерусской языческой эпохи).

Основные детали русского народного костюма молодцев:

Мужские головные уборы

Раньше мужчины носили тафьи – особые круглые шапочки (их старались не снимать даже в церкви, хотя митрополит Филипп осуждал это). Поверх тафей можно было надевать шапки из разных материалов, в зависимости от социального статуса человека: у простых людей были популярны войлок, сукманина и поярок, а богатые предпочитали бархат или тонкое сукно.

Многие мужчины носили треухи – особые шапки, у которых были три лопасти. Также у обоих полов на Руси были популярны горлатные шапки – высокие, обшитые мехом, а в верхней части – парчой или бархатом.

Сугубо мужской головной убор – шляпа-мурмолка (у неё плоская бархатная или алтабасовая тулья и меховой отворот).

Русская народная мужская рубаха

Основной материал для пошива русских рубах – шёлк (у богатых) или хлопчатобумажные ткани (у низших сословий). Раньше в районе подмышек у русских рубах были ластовицы квадратной формы, а по бокам – клинья-теругольники.

Назначение рубахи (для работы и повседневной жизни, для выхода в свет и т. д.) определяло длину рукавов (в районе кистей рук они сужались). Наиболее распространённый вариант ворота – стойка. Если он присутствовал, то застёгивался на пуговицу.

Вырез с пуговицами мог находиться либо слева (особенность косоворотки), либо посередине.

Штаны русского народного костюма

Обычные русские народные штаны – это порты и гачи. Такие штаны можно было заправлять в сапоги или в «портянки»-онучи, которые носили вместо носков с лаптями.

Русские народные мужские сапоги

Сапоги на Руси были трёх видов:

  • ичиги – лёгкий вариант (у них был мягкий носок и жёсткий задник);
  • чёботы — сафьяновые, бархатные или атласные сапоги с укороченными голенищами;
  • валенки – зимние сапоги, сделанные из войлока (их носят и сейчас).

Источник: https://schci.ru/mujskoy_russkiy_narodniy_kostum.html

Куклы в народных костюмах 39. Карельский зимний костюм

Куклы в народных костюмах №39 Карельский зимний костюм.

Читайте также:  Пояс из собачьей шерсти своими руками: валяние, шитье, выкройка

В России номер выходит 11 июля 2013. КУКЛА ВЫШЛА.

Кукла привлекает внимание в первую очередь замечательным платком, с цветочным узором, с бахромой.

Платок оказался очень хорошим, плотный, из х/б ткани, с бахромой, красивый цветочный орнамент, длинные концы. Волос под платком нет. Юбка — шёлковая (подкладочная ткань), спереди нашита планка более тёмного цвета с имитацией пуговиц. Шубка — меховая, сероватого цвета. Варежки — вязаные, без пальцев, они подклеены к шубке. Замечательная кукла, очень красивая, удачный номер!

Фото куклы

Куклы в народных костюмах №39. Карельский зимний костюм. Платок оказался очень хорошим, плотный, из х/б ткани, с бахромой, красивый цветочный орнамент, длинные концы.

Шубка повязана красивым поясом с кистями на концах. Со спинки — Куклы в народных костюмах 39. Карельский зимний костюм.

Три куклы коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини в зимних костюмах. Москва, Архангельск, Карелия.

Цветастый платок с бахромой — непременное дополнение к праздничному зимнему костюму.

Под платком у куклы — праздничный кокошник. Праздничный кокошник карельских женщин состоял из очелья (околыша) и донца. Его шили из парчи или дорогого бархата, а украшали золотным шитьем и жемчугом. Женщины часто покупали такие кокошники у мастериц готовыми или заказывали им трудоемкую отделку.

В карельской вышивке доминировали геометрические и растительные мотивы. Первые преобладали в северных районах края. Также в разных областях были распространены стилизованные изображения птиц, зверей, различных фантастических существ. Самые искусные вышивки содержали целые сюжетные картины, описывавшие мифологические события или повседневные занятия человека.

Расположение орнамента традиционно состояло из главного мотива и двух полос по бокам с дополнительными узорами.

Важно

Традиционный костюм в Карелии отвечал укладу жизни карельского народа. Одежда была свободной, удобной, шилась из доступных тканей (лён, пестрядь, посконь, шерсть и др.).

Среди карел и вепсов наряду с сарафанным комплексом одежды существовал комплекс с юбкой. Старинные сарафаны из дорогих тканей (парча, тафта) с серебристой и золотой вышивкой, душегреи-коротеньки и т.д.

сохранялись дольше всего на Летнем и Зимнем берегах.

В XIX – начале XX вв. у народов Карелии имелось два основных комплекса женской нательной одежды: комплекс из рубахи и сарафана и комплекс из рубахи и юбки. Общим элементом у обоих комплексов была рубаха.

У карел и вепсов имели распространение юбки, сшитые из домотканого холста или полусукна, они могли быть поперечно или продольно полосатые. Позже широкое распространение получили юбки с притачной оборкой, которая была выкроена по косой.

Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.

Дополнительным украшением праздничного наряда у женщин Карелии служил дорогой покупной платок, шаль или косынка.

Платки старообрядок никогда не имели кистей, но часто расшивались мелким узором, выполняемым черными нитями по черному фону. Платки, сложив по диагонали, накидывали на плечи, а концы завязывали на груди.

Обычный платок в качестве наплечной накидки носили также и в повседневности для тепла или зашиты плеч от укусов комаров.

Весенне-осенняя и зимняя верхняя одежда, хотя и называлась по-разному, была, в сущности, едина по покрою для мужчин и женщин. На весну и осень шили сукманы – мужские и женские кафтаны, короткие и долгие – из грубой домотканой и покупной материи (шерсть, сукно, понитчина) с диагональной застежкой – у мужчин справа, у женщин слева.

Совет

Верхнюю одежду и будничную обувь изготавливали также из кожи и меха морских зверей, это было сугубо поморской традицией.

Зимнюю одежду шили из сукна на овчине, мужские и женские шубы перепоясывали, различались они только размерами. Зажиточные поморы носили шубы и шапки из дорогих мехов (лисицы, соболя, бобра и др.).

Рабочая шуба, а также женский кафтан, бытовавший у русских женщин и карелок северной и средней Карелии, были обужены в талии сильнее мужского полушубка и мужского кафтана. Подол женского кафтана имел много складок сзади, а рабочая женская шуба делалась длиннее, чем мужской полушубок.

Для красоты у поморов поверх сарафанов, платьев или казачков осенью и весной принято было надевать рукава (вариант – нарукавники) в виде короткой кофточки (часто с разрезом сзади) или одних рукавов с воротом, скрепленных на груди и на спине шнурками.

На остальной части Карелии для этой цели служили душегреи – нечто вроде коротких пелерин из шелка или парчи, на двух высоких лямочках. Спинка душегреи, как правило, собиралась в частые валики, которые закладывались вместе с подстежкой из кудели или ваты.

У поморов вместо душегреи на праздник могли надеть прямую кофту из шелка или парчи, собранную сплошь в частые валики с подстежкой из кудели.

Состоятельные крестьянки вместо душегреи носили приталенный шугай с длинными суживающимися к концам рукавами и широким отложным воротником.

Подол его сзади тоже собирался в валики вместе с подкладкой, чтобы на шугай ушло как можно больше дорогой покупной материи.

Зимой праздничной верхней одеждой служили приталенные шубки из заячьих шкурок (у бедноты), из лисьих шкурок (у состоятельных крестьянок) и даже из собольих (у самых богатых поморок). Сверху шубки были крыты покупными тканями, красота и качество которых зависели от состоятельности владелицы шубки.

Шубку или шугай дополнительно украшали накинутыми на плечи шалями, дорогими платками или накидками на меха. Женскую одежду обычно украшали праздничные тканые пояса с разноцветными кистями. Дороже их ценились однотонные матерчатые пояса с вышитыми золотом или серебряной нитью подарочными или молитвенными надписями.

Общая статья о коллекции здесь — фарфоровые Куклы в народных костюмах ДеАгостини.

.

Обратите внимание

Верхняя часть костюма. Главное украшение — потрясающий платок с бахромой. Очелье — с бусинками, шубка из мягкой пушистой ткани. Куклы в народных костюмах №39. Карельский зимний костюм.

Нижняя часть костюма. На юбке (сарафане?) видно планку с пуговицами (кажется, это принт). Полосатые вязаные варежки. Куклы в народных костюмах №39. Карельский зимний костюм.

АНОНС. Куклы в народных костюмах №39. Карельский зимний костюм. Видно полосатые вязаные варежки, пуговки на юбке, пояс с кистями.

АНОНС. Куклы в народных костюмах №39. Карельский зимний костюм. В России номер выходит 11 июля 2013.

Куклы в народных костюмах №39. Карельский зимний костюм. Платок оказался очень хорошим, плотный, из х/б ткани, с бахромой, красивый цветочный орнамент, длинные концы.

Шубка повязана красивым поясом с кистями на концах. Со спинки — Куклы в народных костюмах 39. Карельский зимний костюм.

Куклы в народных костюмах №39 Карельский зимний костюм. Журнал и кукла в коробочке-упаковке.

АНОНС. Куклы в народных костюмах №40 Грузинский девичий костюм.

Описание зимнего карельского костюма в журнале.

Куклы в народных костюмах 39. Карельский зимний костюм. Эскиз и фото куклы.

Вид сбоку. Куклы в народных костюмах 39. Карельский зимний костюм.

С другой стороны. Куклы в народных костюмах 39. Карельский зимний костюм.

Волос под платком нет, но это куклу не портит — платок плотный, длинный, а ещё и кокошник под ним, так что отсутствия волос совсем незаметно.

Шубка повязана красивым поясом с кисточками-бахромой.

Важно

Три куклы коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини в зимних костюмах. Москва, Архангельск, Карелия.

Фарфоровые куклы коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини — это только часть кукол, вышло уже 39 выпусков.

Фарфоровые куклы коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини, часть коллекции.

Женские варежки с узорной вязкой являлись обязательным атрибутом зимнего костюма. Вязали их на четырех спицах.

Разный рисунок платков кукол коллекции.

Праздничный кокошник (одет под платком) карельских женщин состоял из очелья (околыша) и донца. Его шили из парчи или дорогого бархата, а украшали золотным шитьем и жемчугом. Женщины часто покупали такие кокошники у мастериц готовыми или заказывали им трудоемкую отделку.

Меховая шубка с зауженной талией. Кушак с кистями повязывали поверх одежды. Все виды праздничных поясов украшали вышивкой. Как правило, она была красно-белой, но карелки и русские женщины из Пудожья и Прионежья использовали также зеленые и желтые нити.

Сарафаны жительницы Карелии шили из плотной покупной ткани.

Цветастый платок с бахромой — непременное дополнение к праздничному зимнему костюму.

Тоже купила себе карелочку. Просмотрела несколько штук, у всех на удивление такие личики симпатичные, как будто все улыбаются. Очень хороший выпуск.

Скан журнала

Моя карелочка сменила шубку. Варежки попались одинаковые, повезло.

Совет

Варежки спрятала в рукава, добавила тесьму по подолу и штучки на пояс, как на эскизе))

Изначально думала обойтись косами, потом решила летний пояс заменить на зимний, ну а пуговки сами как-то заменились…

  • Какая хорошенькая!!
    Мне мою тоже скоро сегодня привезут, подержу в руках, сфотографирую, опубликую. По фото — очень нравится, больше, чем по анонсу!

  • Получила куклу — добавила фото в каталог. До чего же она хороша! Теперь это у меня тоже один из любимых номеров. Шубка мягкая пушистая, вязаные варежки, великолепный платок (х/б — шка, да с таким орнаментом, и бахромой!), и ещё пояс красивый. Замечательная кукла, я очень — очень рада!!

    На фото — часть кукол коллекции.

  • Admin, как замечательно смотрятся куколки на общей фотографии!!! Поздравляю Вас с приобретением очередной удачной куколки:))

  • Именно поэтому и не хочется ни одного номера пропускать — в общем букете каждая куколка нужна, вместе выглядят очень красиво!:-) А 39 номер очень порадовал — загляденье!

  • Admin, Ох, какая красавица!!! Варежки смешные — без пальца))

  • Ага, эдакие шапочки — колпачки, только для рук, как у младенца.:-) Ну да ладно — зато тепло, а костюм праздничный, делать ничего не надо, только ходить — красоваться.:-)

  • Вывод кукла достойна своих 300 руб.Кроме того я впервые в жизни вижу варежки на кукле.

  • Тоже купила себе карелочку. Просмотрела несколько штук, у всех на удивление такие личики симпатичные, как будто все улыбаются. Очень хороший выпуск.

  • Бесик, какая тесьма супер узкая и очень красивая!!!

  • Nataly, СПАСИБО!! Скан подключаю в каталог!

  • Бесик, где вы только такую тесьму взяли? Как специально для этой куклы сделана — до чего подошла здорово! А что за белая отделка у юбочки, бахрома такая?.. Очень красиво!
    Выпуск да, очень удачный, спасибо ДеА!:-)

  • Тесьму купила в обычном магазине, где всякая мелочь продаётся, а внизу полосочка меха — зима же.

  • А, это мех внизу?! Как здорово — пушистый, как бахрома, но засомневалась, что бахром а.т. к. Для бахромы плотно ворс лежит.:-) Теперь понятно. Здорово получилось!

  • Девочки, скажите пожалуйста: продольная полоса на юбке — это тесьма или принт? Заранее спасибо!

  • Полоса нашита, она чуть темнее юбки, а вот пуговки на ней — это уже принт.

  • Спасибо! Очень люблю, когда у кукол что-нибудь нашито, а не нарисовано.

  • Моя карелочка сменила шубку. Варежки попались одинаковые, повезло.

  • Шубка чудесная! Серебристое украшение — планка спереди очень нравится.

  • И мне шубка нравится очень!!! Здорово, Katya!

  • Спасибо! Когда покупала тесьму, не думала, что она так быстро пригодится. Под шубкой надет полный летний костюм, жаль, сразу не сфотографировала, особых украшений на нем нет. Сейчас шубка не съемная, жаль расшивать. Родная шубейка сильно просвечивала, и приклеена была на совесть — плохо снялась. Пришлось менять.

  • Да, ДеА любят одежду и шляпки куклам на совесть приклеивать. Лучше б на совесть костюмчики доделывали — особенно у Дам Эпох.:-)

  • Совет

    Варежки спрятала в рукава, добавила тесьму по подолу и штучки на пояс, как на эскизе))

  • Мелочи — а ведь наряднее! Варежки так хоть варежками смотрятся, а не непонятными полосатыми колпачками.:-)

  • Настоящая барынька!! Ей теперь кареты с тройкой лошадей не хватает — для зимней прогулки!:-)

  • Изначально думала обойтись косами, потом решила летний пояс заменить на зимний, ну а пуговки сами как-то заменились…

  • EVV, очень здорово!! Кукла замечательная — так и хочется в руки взять! А что это за пуговки такие — это из бисера, или из чего? Так они здорово смотрятся!

  • EVV, с выходом!!! Пуговки классные да и поясок тёпленький))

  • Как я вам рада, девчонки! Пуговки — клепки (четыре усика). Вы представляете, я двух кукол: грузинку и симбирячку в тульской области найти не могла — пришлось сына напрягать.

  • Это не удивительно — тут и в московской-то, бывает, не всегда купить получается!

  • Источник: http://www.toybytoy.com/doll/Dolls_in_national_costumes_39_Karelian_winter

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector